Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности кинезотерапии в педиатрии





Движение есть основная функция маленького ребенка, через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, через движение регулируются процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависит рост и физическое развитие ребенка. Мышечная система является регулятором функций внутренних органов. Степень совершенствования внутренних органов под влиянием физических упражнений будет тем выше, чем раньше они будут применены. Физическое воспитание имеет большое значение для развития ребенка первых лет жизни. Недостаточное внимание к физическому воспитанию, недооценка значения движения в развитии ребенка могут отрицательно сказаться на всей его жизни (Е.Л. Мугинова, 1974).

Применение лечебной физкультуры при детских заболеваниях тесно связано с достижениями отечественной педиатрии и педиатрических дисциплин. Наиболее интенсивная разработка теории и практики детской КТ пришлась на 50-60-е годы текущего столетия. В этот период была теоретически обоснована роль физических упражнений и двигательной активности в лечении и профилактике детских болезней. В настоящее время продолжается разработка новых упражнений и комплексов лечебной гимнастики при отдельных заболеваниях.

Являясь оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка, детская КТ отличается от других видов лечения (фармакотерапии, диетотерапии, физиотерапии и т.д.) своими средствами.

КТ у детей хотя и строится на основных принципах, характерных для всей лечебной физической культуры, имеет свои специфические особенности.

В первую очередь эти особенности определяются анатомо- физиологическими показателями развития организма детей разных возрастных периодов. Каждому из периодов детства соответствуют свои особенности в формировании двигательных навыков и характере ответных реакций на применение средств КТ.

На основании глубокого изучения анатомо- физиологических особенностей у детей грудного возраста разработана специальная гимнастика, включающая рефлекторные упражнения, пассивные и простейшие активные движения в сочетании с массажем.

В основу лечебной гимнастики дошкольного возраста положены игровой метод и широкое использование имитационных движений. Однако необходимо учитывать, что в этом возрасте характерна быстрая иррадиация процессов возбуждения: даже изолированные, несложные движения могут вызывать генерализацию возбуждения, появление сопутствующих движений, повышенную реакцию сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем.

У детей школьного возраста целесообразнее применять упражнения гимнастического характера, которые требуют точности выполнения, сосредоточенности и координации.

Вторая особенность характерна для всех детских возрастных периодов - это повышенная потребность детей в двигательной активности.

Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Ограничение двигательной активности (гипокинезия) вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне отрицательно сказывается на состоянии физического развития и на здоровье как здоровых, так, особенно, больных детей.

В педиатрии используются те же средства кинезотерапии, что и у взрослых.

Физические упражнения по методу применения делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игровые.

Гимнастические упражнения - это специально расчлененные движения, при которых достигается воздействие на определенные мышечные группы.

По назначению различают: а) специальные гимнастические упражнения, направленные на развитие или восстановление функции, утраченной в связи с заболеванием или травмой (направленные дыхательные упражнения при заболеваниях легких, упражнения для суставов при ювенильном ревматоидном артрите и т.д.);

б) общеразвивающие упражнения, предназначенные для всех мышечных групп и применяемые с целью оздоровления и развития организма ребёнка.

По принципу активности гимнастические упражнения можно классифицировать на:

- активные - упражнения, выполняемые ребенком самостоятельно, побуждаемые речевой инструкцией, показом или игрушками;

- пассивные - упражнения, выполняемые инструктором КТ за счет собственных усилий при отсутствии активных движений у ребенка (парезы, параличи или малый возраст);

- рефлекторные - эти упражнения применяются у детей 1-го года жизни; в основе их лежат безусловные двигательные реакции (например, рефлекс ползанья, разгибания позвоночника и др.).

По характеру физические упражнения у детей также подразделяют на:

- упражнения на расслабление (или релаксацию) мышц, на снижение мышечного тонуса; у детей трудно добиться произвольного управления тонусом мышц, поэтому используют: а) специальные (поза “кучера”, лежа на спине с согнутыми ногами), б) имитационные (“маятник”, “рука отдыхает”, “нога спит”) упражнения;
- упражнения на растягивание - для увеличения эластичности мышц и подвижности суставов при контрактурах, плевритах, ожогах и т.д.;

- дыхательные упражнения - эти упражнения занимают очень большое место в лечебной физкультуре как специальные (заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения), так и общего воздействия (для воспитания правильного полного дыхания, для отдыха); их используют практически при всех заболеваниях с различными целями, прежде всего как статические или динамические дыхательные упражнения, а также для стимуляции какой-либо дыхательной фазы, улучшения дренажной функции бронхов, для предупреждения образования или растягивания спаек в плевральной полости, снятия бронхоспазма;

- корригирующие упражнения - для устранения деформаций опорно-двигательного аппарата (при патологической осанке и сколиозе, при кривошее, плоскостопии);

- упражнения на координацию, точность и равновесие, рекомендуемые для тренировки вестибулярного аппарата.

Спортивно-прикладные упражнения.

У детей используются: а) ходьба (с года);
б) бег (в конце 2-го года);
в) лазанье - ползанье (с 5-го месяца); г) прыжки - (к 3 годам);
д) метание - (со 2-го полугодия - бросание игрушек);
е) строевые упражнения (воспитание осанки и культуры поведения);
ж) плавание (лечение плаванием);
з) лыжи;
и) коньки;
к) санки;
л) велосипед.


Подвижные игры. Они обеспечивают комплексное воздействие на организм ребенка и сопровождаются высокой эмоциональностью.

Игры подбираются в зависимости от возраста ребенка, уровня общей физической подготовленности и тяжести состояния. Известны специальные игры: “съедобное- несъедобное”, “кошки-мышки”, “казаки-разбойники”, “пятнашки” или “салки”.

Вместе с физическими упражнениями целесообразно использовать и естественные факторы внешней среды в качестве закаливающего и повышающего общую неспецифическую резистентность организма ребёнка средства.

Наиболее привычным и естественным средством закаливания является воздух (22 ° -16 °), а наибольшие сдвиги в организме наблюдаются при закаливании водой (33-14С).

Основные стороны действия физических упражнений на организм больного ребёнка:

- стимулирующее (тонизирующее) действие - основывается на усилении деятельности физиологических систем организма (в особенности, дыхательной, кровообращения и т.д.);

- трофическое действие - связано с изменением обмена веществ в тканях и органах, ведущим к усилению процессов регенерации, репарации, резорбции воспалительного экссудата;

- компенсаторное действие - это временное или постоянное замещение утраченной функции для обеспечения жизнедеятельности организма;

- нормализация функций, утраченных или измененных в результате заболевания или травмы.

Противопоказания к назначению средств КТ у детей :


- острый период заболевания;


- тяжелое общее состояние ребенка, требующее реанимационных мероприятий или проведения интенсивной терапии (недостаточность дыхания, кровообращения);

- лихорадочное состояние (t ° 38 ° С);

- бессознательное состояние (шок, коллапс, наркоз);

- выраженные самопроизвольные боли (боли в покое);

- кровотечения любой локализации и этиологии;

- тромбозы и эмболии флеботромбоз);

- тяжелые заболевания тромбоцитопеническая пурпура, лимфогранулематоз);

- сосудов (тромбофлебит),

- крови (идиопатическая гемофилия, лейкоз),

- нагноительные процессы в организме (фурункул, флегмона, абсцесс);

- тяжелая (III) степень гипотрофии (дефицит массы 30 %);

- рахит в период разгара (болезненность и ломкость костей, гиперестезия);

- открытая форма туберкулеза;
- злокачественные и доброкачественные новообразования. Показания для применения средств КТ:


1. Внутренние болезни:


- заболевания органов дыхания (респираторные вирусные инфекции, бронхит, бронхиальная астма, пневмония);

- заболевания сердечно-сосудистой системы (нейро- циркуляторная дистония, миокардит, врождённые и приобретенные пороки сердца);

- болезни органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезия желчевыводящих путей, хронический колит);

- болезни обмена веществ (ожирение, гипотиреоз, рахит, гипотрофия).

2. Нервные болезни:


- детский церебральный паралич;


- плекситы;


- парезы и параличи центральной и периферической нервной системы;

- энурез.

3. Ортопедия и травматология:


- нарушение осанки, сколиоз;


- плоскостопие;


- кривошея и другие врожденные дефекты;

- переломы, вывихи, контрактуры.

4. Хирургия:

- предоперационная подготовка, за исключением ургентной хирургии;

- послеоперационная реабилитация.


5. Офтальмология: спазм аккомодации, миопия.

Date: 2015-07-02; view: 1061; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию