Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод и результаты





Эксперимент проводился с 11-месячным мальчиком Альбертом Б., взя­тым для исследования из больницы, где, будучи сиротой, он воспиты­вался с самого рождения. Мальчик оценивался (и исследователями, и персоналом) как физически и эмоционально совершенно здоровый ре­бенок. С тем чтобы выяснить, вызывают ли у Альберта страх какие-либо стимулы, ему показывали белую крысу, кролика, обезьяну, собаку, раз­личные маски с волосами и без волос, белую вату. Реакции Альберта на стимулы наблюдались и фиксировались с особой тщательностью. Ребе­нок проявлял интерес к различным животным и другим объектам, тя­нулся за ними, иногда дотрагивался до них, но никогда не проявлял ни малейшего страха. Поскольку ни один из этих объектов не вызывал стра­ха, они были обозначены как нейтральные стимулы.

На следующей фазе эксперимента предполагалось определить, мож­но ли продуцировать у Альберта реакцию страха посредством громкого шума. Все люди, и особенно дети, обнаруживают реакцию страха на не­ожиданные громкие звуки. Так как для такой реакции не требуется ни­какого научения, громкий звук обозначают как безусловный стимул. В данном эксперименте ударяли молотком по стальному брусу, находя­щемуся сзади от ребенка В ответ на этот звук ребенок вздрагивал, пу­гался и начинал громко плакать.

Итак, ситуация была подготовлена для проверки идеи о том, что эмо­ция страха у Альберта может быть обусловлена На самом деле провер­ка обусловливания не проводилась, пока ребенку не исполнилось 11 ме­сяцев. У исследователей были колебания по поводу того, этично ли У ребенка экспериментально формировать реакцию страха Но они при­няли решение продолжать эксперимент, основываясь на рассуждении, которое в дальнейшем оценивалось как сомнительное в этическом пла­не, (Этот вопрос в связи с общими моральными проблемами данного исследования будет обсуждаться далее в настоящей главе.)

Когда эксперимент начался, исследователи показали Альберту белую крысу и одновременно воздействовали громким звуком. Вначале Аль­берт заинтересовался крысой и потянулся к ней, чтобы потрогать ее. Раздавшийся в это время громкий звук заставил Альберта вздрогнуть и вызвал у него испуг. Эту процедуру повторили три раза Неделю спустя все повторилось снова. После того как описанная процедура была по­вторена в общей сложности семь раз, крысу показали Альберту без вся­кого шума. Как вы, вероятно, уже догадались, теперь при виде крысы Альберт стал проявлять сильнейший страх. Он громко плакал, отвора­чивался, переворачивался на другой бок, чтобы не видеть крысу, и нако­нец стал уползать прочь так быстро, что исследователям пришлось бро­ситься к нему, чтобы схватить, прежде чем ребенок доползет до края сто­ла! Была сформирована условная реакция страха на объект, который неделей раньше не вызывал никаких опасений. Затем исследователи решили установить, будет ли этот «обусловленный^ страх переносить­ся на другие объекты. На психологическом языке подобный перенос обо­значается термином генерализация. Если Альберт будет проявлять страх по отношению к похожим объектам, то усвоенное поведение будет счи­таться генерализованным. Через неделю было проверено тестирование и установлено, что Альберт испытывает страх перед крысами. Затем, чтобы проверить генерализацию, Альберту показали объект, похожий на крысу (белого кролика). По словам авторов эксперимента:

«Моментально начались негативные реакции. Он отстранился от животного, насколько это было возможно, захныкал, брызнули слезы. Когда кролика приблизили к мальчику вплотную, ребенок спрятал свое лицо в матрасик, потом поднялся на четвереньки и стал уползать прочь с громким плачем з> (с. 6). Напомним, Альберт не боялся кролика до того, как произошло обусловливание, и у него не формировалась специально реакция страха именно по отношению к кролику.

В течение этого дня маленькому Альберту показывали собаку, шубу, Комок ваты. Он реагировал на все эти объекты страхом. Одним из самых ищроко известных тестов на генерализацию, сделавшим этот экспери­мент таким знаменитым, стала маска Санта Клауса. Реакция? Да... страх!

Еще через пять дней Альберт был протестирован снова. Результаты представлены в табл. 1.

Другой аспект условных эмоциональных реакций, интересовавший Уотсона, — это вопрос о том, происходит ли перенос такой эмоции с од­ной ситуации на другие.

Если Альберт будет реагировать на эти объекты и животных только в экспериментальной ситуации и нигде больше, то важность получен­ных данных значительно уменьшится. Чтобы проверить это, на следую­щий день Альберта поместили в другую комнату, где было более яркое освещение и находилось больше людей, В этой новой ситуации Альберт реагировал на крысу и кролика по-прежнему явно выраженным стра­хом, хотя и несколько менее интенсивным.

Последний тест, который хотели провести Уотсон и Рсйнер, имел целью выяснить, насколько устойчивыми во времени будут условные эмоциональные реакции. К этому времени Альберт был усыновлен и в ближайшее время должен был покинуть больницу Дальнейшее тести­рование было отложено на 31 день. В конце этого периода мальчику вновь показали маску Санта Клауса, шубу, крысу, кролика и собаку. По прошествии месяца эти объекты все еще вызывали у него сильный страх.

Уотсон и его коллеги планировали попытаться разрушить сформи­рованные условные связи и устранить реакции страха у маленького Аль­берта. Однако мальчик покинул больницу в тот самый день, когда долж­ны были быть проведены эти последние манипуляции, и, насколько из­вестно, никакое «разобусловливание» так никогда и не осуществилось.

Date: 2015-07-02; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию