Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биосинтез Д. Боаделлы
Биосинтез основан Дэвидом Боаделлой в начале 70‑х годов прошлого века. В его книге «Жизненные потоки» («Life streams») представлена центральная концепция биосинтеза. Моделью невроза является нарушение интеграции мыслительной, чувственной и действенной сфер жизни человека (Boadella, 1967). По сути, биосинтез – это способ личностного роста и целостного развития человека, позволяющий исцелить и связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и построить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверчивого и полного контакта с жизнью его тела и души. В контексте теории биосинтеза терапевтический процесс есть модель личностного роста клиента. Биосинтез является одной из ведущих школ телесно ориентированной психотерапии, направленной на интеграцию основных сфер человеческой жизни: телесного существования, психических переживаний и ядра личности. Понятие «биосинтез» и означает – «интеграция жизни». Термин «биосинтез» введен в употребление английским исследователем Ф. Моттом, опиравшимся в своей психоаналитической практике на данные о внутриутробном развитии для анализа характера и поведения взрослых. В частности, Мотт постулировал, что эмоциональный опыт, приобретенный в утробе матери, отражается всеми системами органов. Впоследствии Дэвид Боаделла использовал термин «биосинтез» применительно к собственному психотерапевтическому подходу, расшифровав его как «интеграцию различных сфер жизни» (Березкина‑Орлова, Ченцова, 1999). Соматическая психотерапия биосинтеза опирается на райхи‑анскую традицию телесной терапии, теорию объектных отношений и на данные эмбриологии, предоставившей для биосинтеза «органическую» основу. Согласно эмбриологическим исследованиям, в первую неделю жизни эмбриона дифференцируются три зародышевых листка: эндодерма, мезодерма и эктодерма. Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, – поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом «Оно». Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма – органический субстрат той части «Я», которая является координатором движений. Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. Эктодерма – органический субстрат той части Я, которая является интегратором ощущений. Что касается супер‑Эго, у него нет органического (биологического) субстрата, его развитие обусловлено исключительно влиянием общества. Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно взаимодействуют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается. В результате либо действие «отрезается» от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от движения и чувств. В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее выражены: • между головой и позвоночником (экто– и мезодермой, мыслями и действиями) – в задней части шеи. Это наиболее ранний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, при родах и в первые дни и недели жизни; • между головой и туловищем (экто– и эндодермой, мыслями и эмоциями) – в области горла. Этот блок формируется, когда оральные проблемы сдавливают горло; • между позвоночником и внутренними органами (мезо– и эндодермой, чувствами и действиями, действиями и дыханием) – в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению. От Вильгельма Райха биосинтез унаследовал трехуровневый взгляд на личность. На поверхности мы видим маску: панцирь характера, сформировавшийся для защиты целостности личности в детстве или раньше. Это так называемая ложная личность, которая защищает личность подлинную, потребности которой были фрустриро‑ваны в младенчестве (или до рождения). Когда защиты начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, включающий в себя гнев, тоску, тревогу, отчаяние, страх, обиду, чувство одиночества. Под уровнем болезненных чувств находится основной уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базового доверия, благополучия, радости и любви. Фрустрация ядра создает второй уровень страдания, а подавление страданий и протеста создает «маску», то есть ложную личность. Здесь необходимо отметить, что многие терапевты, пользуясь различными теоретическими концепциями и разнообразнейшими техниками, легко выводят человека на переживание боли, страха, ярости. Однако если работа ограничена лишь этим уровнем, клиент обучается эмоциональному высвобождению и приобретает новый паттерн: отреагирование становится своеобразным наркотиком. В биосинтезе же терапевт старается в каждой сессии направлять клиента к первичному «ядерному» уровню ощущений, ибо только в контакте с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить человек получает энергию для реальных изменений, для исцеления – физического, психического и духовного. Эмоциональный выброс не является самоцелью: вмешательство перестает быть терапевтичным, если после отреагирования клиент не находит новых источников внутренней поддержки. Система защит рассматривается в биосинтезе как стратегия выживания, адаптации, поддержки. Поэтому любые паттерны человека не «ломаются», а исследуются с большим уважением. Сторонники биосинтеза говорят: «Прежде чем пустить поезд по рельсам, необходимо выстроить мосты». Прежде, чем трансформировать (не разрушать!) паттерны, надо обеспечить реализацию «жизнезащищающей функции». Биосинтез использует и развивает идею Райха о «защитном мышечном панцире», прослеживая ее связь с эмбриологией. Бо‑аделла и другие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых листков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный (эктодермальный). Мышечный панцирь включает в себя и тканевый, так как из мезодермы развивается не только костно‑мышечная, но и сосудистая система. Существуют два вида нарушений мышечного тонуса: гипотонус (слабость и недостаток накопления и траты энергии) и гипертонус (напряженность, повышенная энергетическая заряженность). Тканевый панцирь связан с эффективностью работы сосудов и с распределением тканевой жидкости. Вялая работа сосудов ведет к нарушению распределения жидкости, экстремальным проявлением чего являются ревматические боли, повышенное или пониженное артериальное давление, функциональные боли в сердце. Висцеральный панцирь приводит к нарушению перистальтики и дыхания. Отсюда тенденция к хронической гипо– или гипервентиляции и к повышенной раздражимости кишечника. В крайних случаях эти нарушения могут выражаться, например, в астме и колитах. Церебральный панцирь приводит к нарушениям биоэлектрической активности мозга, различным расстройствам взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы, нарушениям зрения и т. д. Наиболее тяжелым выражением церебрального панциря является склонность к навязчивому мышлению или к шизофреническим расстройствам. В каждом из панцирей проявляются нарушения здоровья на всех уровнях: соматическом, психическом и духовном. В биосинтезе описаны три группы качеств, присущих здоровому человеку. Соматические аспекты здоровья: 1) дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями грудной клетки; 2) перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровождается ощущением внутреннего благополучия; 3) мускулы готовы легко переходить от напряжения к расслаблению; 4) кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая; 5) кожа теплая, с хорошим кровоснабжением; 6) лицо подвижно, мимика живая, голос и взгляд выразительны, глаза «контактны»; 7) оргастические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной непроизвольной пульсацией, сопровождается глубоким удовлетворением и любовью к партнеру. Человек может испытывать к одному и тому же партнеру и сексуальные, и сердечные чувства. Психические аспекты здоровья: 1) способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями; готовность действовать для удовлетворения основных жизненных потребностей и возможность отличать их от «вторичных пристрастий»; 2) способность к контакту с людьми без идеализации и проекций или других психологических защит, искажающих взаимодействие; 3) способность по собственному выбору сдерживать либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация; 4) свобода от тревоги, когда нет опасности; 5) способность действовать, когда опасность есть. Духовные аспекты здоровья: 1) контакт с глубинными ценностями; 2) способность принимать решения в период жизненных кризисов без чувства отчаяния и безысходности; 3) свобода от невротического чувства вины и реалистичная готовность нести ответственность; 4) уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей. Существует опасность разделить людей на «здоровых», не нуждающихся в терапии, и «больных», тех, кому без нее не прожить. Однако правильнее рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений. Тогда мы признаем право на невротические реакции «благополучных» людей и способность к «здоровому реагированию» у лиц с тяжелыми соматическими и психическими расстройствами. Таким образом, эффект терапии зависит от умения терапевта выявить скрытые ресурсы здоровья клиента. Внутреннюю канву биосинтеза составляет работа по достижению соматического, психического и духовного здоровья; внешнюю – работа по восстановлению интеграции действия, мысли и чувства, утраченной на ранних этапах развития. В биосинтезе личность рассматривается как многомерная, многомодульная система, состоящая из взаимозависимых сфер разной степени открытости. Закрытость проявляется в характерологическом мышечном панцире, телесных блоках, эмоциональном и духовном дискомфорте. Открытость проявляется в энергичности и жизненности, адекватном психологическом контакте с реальностью, она характеризуется рефлективностью, осознанностью, а также контактом с глубинным «Я». Невроз в данном подходе есть нарушение интеграции между мыслительной, чувствительной и деятельностной сферами, а также нарушение баланса между глубинной сущностью и личностью. Целью психотерапии становится обновление связей и гармонизация различных сфер жизни, их реструктуризация ради большей открытости. В теории биосинтеза разработан целостный подход к терапевтическому процессу как системе психологической помощи, исцеления и коррекции обширного круга человеческих проблем. Схематически модель биосинтеза можно представить гексаграммой (рис. 3.24), каждая часть которой включает в себя аспекты и уровни продвижения клиента в терапии, от периферии к центру гексаграммы (Киселева, 2000).
рис. 3.24 Гексограмма: аспекты жизни в биосинтезе Внешний круг гексаграммы представляет «структуру характера» человека. Структура характера – это комплекс типичных, устойчиво воспроизводимых способов реагирования (паттернов поведения), который окрашивает любые жизненные проявления конкретного человека, определяет его психологический портрет. Будучи фундаментальной модальностью поведения, она предопределяет то, как человек являет себя миру, основные жизненные позиции, в формате которых он чувствует, мыслит и действует. Характер формируется с детства как способ регуляции стресса. Тип характера, его структура закладываются в младенчестве, когда ребенок получает эмоциональные травмы в отношениях с близкими, с семьей. Структура характера запечатлевается в теле, оформляется в моделях поведения, отношений, проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. Позже мы склонны рассматривать настоящее через призму прочно фиксированного в сознании и в теле прошлого травматического опыта – то есть мы воспринимаем «здесь и сейчас» неадекватно, лишь в той мере, в какой актуальное переживание согласовано с прошлым опытом. Фактически любой тип характера, будучи застывшим способом реагирования, деформирует развитие и качество жизни, ограничивает здоровье и благополучие. Реальный успех терапии невозможен, пока клиент принимает характер за свое «Я» и не понимает, что тот является базисным нарушением, способом невротического переживания «Я». Центр гексаграммы показывает сущность личности, ядро, истинное «Я», запускающее глубинные процессы эволюции человека. Иначе говоря, его душу. Это ядро есть изначальное основание структуры внутреннего мира человека, центр его сознания и бессознательного. Оно – глубинный источник жизненных сил и ресурсов, как ядро нашей подлинности. Внутренний круг гексаграммы (между ядром и внешним кругом) характеризует направление терапевтического процесса. В целом гексаграмма отражает процесс продвижения клиента в ходе терапии от неудовлетворительного и ограниченного существования в тисках структуры характера к подлинности и спонтанности бытия, к воссоединению с сущностью, контакту со своим истинным «Я». Именно личностный рост обусловливает формирование у клиента способности не изменять себе, быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуации. Это путь к самому себе, к большей целостности личности. Важно отметить, что личностный рост реализуется в ходе постоянной пульсации – естественных импульсов движения то в глубь себя, к ядру, то назад – к «структуре характера». Этот процесс может быть осознаваемым или неосознаваемым, может протекать в самых разных формах, так как в психодинамику клиента вовлечены различные действующие в нем импульсы, силы и мотивы. Именно сюда, на продвижение к сущности, направлен терапевтический процесс в биосинтезе, основанный на развитии телесно‑чувственного осознания. В гексаграмме представлены 6 аспектов, соответствующих основным сферам жизнедеятельности тела и психики человека. Все аспекты соединены между собой множеством связей и переплетений и в своем единстве показывают целостность человеческого существа. В реальной жизни каждый из аспектов в той или иной мере деформирован стрессами, конфликтами, страхами. Они блокируют поток жизненной энергии в теле и в чувствах, отчуждают сознание и тело, дезинтегрируют части «Я». Естественно, что более всего нарушения выражены на уровне структуры характера. Рассмотрим эти аспекты подробнее. Первый аспект (1) отражает специфику телесного состояния – рисунок мышечного панциря, тонус мышц, типичные позиции тела и пр. Мышечный панцирь – это индивидуальный рисунок хронических мышечных напряжений и энергетических зажимов, телесный аналог психологических защит от болезненного и угрожающего эмоционального опыта. Он возникает в ситуациях, когда наше доверие к телу и устойчивый контакт с ним нарушены или невозможны. Райх различал «структуру характера» и «панцирь характера», называя последний «броней тела и души». Лоуэн метафорически говорил, что характер – это средневековый рыцарь, а панцирь – это его доспехи, демонстрирующие зоны физического и психического напряжения и ригидности человека, ограничивающие его жизненную подвижность и свободное восприятие. Зоны и узлы «мышечной брони» препятствуют спонтанности эмоциональных и телесных проявлений, естественности и свободе в поведении, чувствах, мышлении. Диапазон проявлений мышечного панциря клиента очень широк – от чрезмерно расслабленного до перенапряженного состояния. Так, расслабленное состояние мышц отражает психологический уход, бегство из ситуации. Это тип послания «меня здесь нет» или «я отсутствую здесь и сейчас». Чрезмерно напряженное – это, напротив, гиперконтроль и послание типа «я настороже» или «я здесь, но вам меня не достать». Внутренний круг гексаграммы в этом аспекте символизирует позитивные изменения состояния тела в ходе личностного роста клиента в терапии. Они реализуются на основе телесно‑чувственного осознания, восприятия тела как потока, контакта с глубинными ресурсами. Это импульсы к естественным движениям, заземлению тела, стремления и усилия по освобождению энергии движений и чувств. Второй аспект (2) – это паттерны дыхания. Они выражаются в обширном диапазоне характеристик, от чрезмерного контроля над вдохом и выдохом до хаотического дыхания. Контроль над дыханием обуславливает неподвижность диафрагмы и соответствующие нарушения в функционировании внутренних органов живота, связанные с необходимостью сдерживать и подавлять эмоции. Хаотический паттерн дыхания, напротив, показывает неумение взаимодействовать с собственными чувствами. Внутренний круг в этом аспекте показывает процесс личностного роста клиента – обретения способности к сбалансированному ритму дыхания, адекватному ситуации. Такое дыхание отражает центрированное состояние личности, контакт со своими сущностными потребностями и чувствами, единона‑правленность эмоций, мыслей и действий. Третий аспект (3) – это паттерны отношений, социально‑психологических взаимодействий. Так как все аспекты взаимосвязаны, то понятно, что паттерны мышечной системы и дыхания соответствуют специфическим особенностям поведения и отношений. Нарушения тут проявляются такими полярностями, как, с одной стороны, депривация, уход, избегание в отношениях, а с другой – склонность к экспансии, агрессивности и вторжению. Внутренний круг здесь обозначает отказ от маски, поиск и освоение клиентом естественных и продуктивных форм отношений и поведения в процессе личностного роста. Четвертый аспект (4) – это паттерны эмоций и чувств. Нарушения тут проявляются такими полярностями, как, с одной стороны, подавление, жесткий контроль и оскудение эмоций, а с другой – бурный, неуправляемый их поток, разрушительная интенсивность чувств. Внутренний круг обозначает движение к прояснению своих чувств и экспрессии, способность к эмоциональному контакту. Личностный рост клиента позволяет ему соединять в единое эмоциональное пространство свои прежде разрозненные невротич‑ные фрагменты эмоций, преодолеть отчужденность от них, интегрировать осознанный поток переживаний. Пятый аспект (5) – это личностные расстройства в вербальной сфере, паттерны речи и языка. Здесь один полюс нарушений – это суетное, запутывающее многословие, другой – неумение выражать свои мысли и чувства и искажения речи, вплоть до молчания как защиты. Внутренний круг тут отражает процесс овладения навыками адекватного вербального контакта, диалога, развитие умения четко высказать суть и донести до других свои подлинные чувства и мысли. Личностный рост клиента – это путь от непонимания к пониманию, от неумения выразить себя к открытому и спонтанному самовыражению в речи, к искусному владению языком. Шестой аспект (6) – это не соответствующие реальности ограниченные представления и взгляды, искаженные образы себя и мира. Нарушения тут проявляются такими полярностями, как, с одной стороны, жесткие, ригидные взгляды и установки, с другой – хаотичные, смутные и примитивные образы и представления. Внутренний круг здесь отражает процесс трансформации подобных взглядов и представлений, формирование более свободного и креативного мировосприятия. Личностный рост клиента связан с переходом к творческому представлению о самом себе, о жизни, о мире. При этом доминируют переживания, связанные с поисками смысла собственного бытия, с самопознанием, с самораскрытием, с самосовершенствованием, с самореализацией. Человек постоянно созидает себя в поиске и принятии осознанных выборов и решений, в осознанной реорганизации своего «Я». Эти шесть основных аспектов жизнедеятельности тела и психики и соответствующие им уровни личностного роста клиента в ходе терапии дополняются седьмым аспектом. Он представляет собой возможность непосредственного взаимодействия с ядром личности посредством духовных практик. Стремление к постижению своей сущности ведет к размыканию привычных границ жизни личности. Тайна счастья заключается в выходе из круга личностного «Я». Только находясь в контакте с сущностью, мы переживаем чувство единства с миром, духовного родства с людьми. Ядро личности можно сравнить с искрой божественного пламени (бог в душе), искрой духа, живущего в нас. При соприкосновении с ним разгорается огонь осознания себя и мира. Мы меняемся, лишь когда затронут наш сущностный уровень, когда мы переживаем очищающий и обновляющий контакт с глубинами «Я», источником нашей подлинности. Переживание целостности, радость жить полной жизнью, контакт со своими истинными потребностями и интересами развивают способность резонировать с реальностью, что является критерием личностного роста. По сути, рост личности знаменует переход к состоянию зрелости, мудрости, к осознанной жизнедеятельности. Тогда формируется способность эффективно восстанавливать жизненные силы, оптимально функционировать и полноценно развиваться. Но пока не проработана структура характера личности, неминуемо остается расщепление между основными аспектами ее жизненных проявлений и личность не может выйти за пределы своих паттернов, преодолеть рассогласованность мыслей, чувств и действий, диссоциацию тела и сознания. Можно предположить, что 90 % людей живут ниже уровня своих способностей и возможностей.
Date: 2015-07-02; view: 1161; Нарушение авторских прав |