Факторы, влияющие на поведение потребителей
В рамках влияния окружения на поведение потребителей рассмотрены следующие группы факторов:
- влияние культуры на поведение потребителей;
- социальные классы;
- влияние референтных групп и статус человека;
- влияние семьи и домашнего хозяйства;
- влияние ситуации.
1. Культура - это набор духовных, материальных ценностей, идей и других значащих символов, которые помогают индивидам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как члена общества.
Под субкультурой понимают отдельные сегменты культуры с однородными знаниями, ценностями, нормами поведения. Основными критериями выделения субкультур являются: национальность; религия; географическое расположение; раса; пол; род занятий.
2. Социальные классы и статус человека. Под общественными классами понимаются сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
3. Референтные группы - это группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Выделяют три формы влияния референтных групп на принятие решения о покупке: нормативное, ценностное, информационное.
4. Семья и домашнее хозяйство. Под семьей понимают двух или нескольких человек, связанных между собой либо по крови, либо браком и живущих вместе. Домовладение - это малая социальная группа, связанная единым жилищем и бюджетом.
5. Влияние ситуации. Поведение потребителей формируется под воздействием ситуационных факторов. Выделены пять основных групп таких факторов:
- Физическое окружение.
- Социальное окружение.
- Время.
- Цель (задача) потребителя.
- Предшествующее состояние.
Все потребительские ситуации подразделены на три группы: ситуации коммуникации, покупки и использования.
На поведение потребителей оказывают влияние следующие внутренние факторы.
1. Типы поведения потребителей. Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.
2. Персональные ценност и потребительское поведение
Ценности представляют собой убеждения людей, эталоны должного поведения в тех или иных ситуациях. Выделяют личные и социальные ценности. Социальные ценности — это должное с точки зрения общества поведение. Личные ценности — это эталоны поведения конкретного человека. Ценности, господствующие в стране, называются национальным характером, который представляет собой устойчивые личностные характеристики, присущие представителям данной нации.
3. Стиль жизни потребителей — это образ жизнедеятельности человека, включающий в себя его интересы, мнения, виды предпочитаемой деятельности. Стиль жизни влияет на потребности, отношения потребителей и, соответственно, определяет поведение на рынке.
4. Когнитивные процессы, формирующие поведение потребителей
Когнитивные процессы — это процессы восприятия и переработки информации. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память и др.
5. Мотивация потребительского поведения – побудительная причина к направленному действию. Выделяют два вида мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация.
Выделяют следующие мотивы потребительского поведения:
1. Утилитарный.
2. Эстетический.
3. Мотив престижа.
4. Мотивы достижения, уподобления.
5. Мотив традиции.
Date: 2015-07-02; view: 541; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|