Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Бюджет государства, бюджетное устройство и бюджетная система





  1. Понятие бюджетной системы, ее звенья
  2. Экономическая сущность бюджета государства. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.
  3. Бюджетный дефицит, его причины, эко-кие и социальные последствия
  4. Бюджетное планирование

 

 

Вп.2 Экономическая сущность бюджета государства. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.

 

Гос. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

 

Следует обратить внимание на недопущение смешения понятий «государственный бюджет», «консолидированный бюджет» и «баланс финансовых ресурсов» (БФР, или сводный финансовый баланс»).

 

Консолидированный бюджет включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов федерации. При этом, например, в России в федеральный бюджет включаются бюджетные целевые фонды (не путать с внебюджетными фондами).

 

БФР отражает всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране в целом или в данном регионе, а также направления их использования. БФР имеет две части – доходную и расходную.

 

Государственный бюджет имеет силу закона и принимается законодательным органом власти – парламентом (Фед. Собранием – в РФ). Гос. бюджет состоит из 2-х частей:

1) доходной

2) расходной

 

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов гос. власти. Они выражают экономические отношения между гос-вом и юридическими лицами и гражданами. Основой доходной части госбюджета являются налоги, при помощи которых аккумулируется до 90% доходов госбюджета. Другим источником доходов госбюджета выступают доходы от управления гос. имуществом: доходы от приватизации гос. собственности, от сдачи в аренду объектов гос. собственности, от продажи золотого запаса и др.

 

Следующим источником доходов гос. бюджета являются внутренние и внешние займы.

В настоящее время Россия является крупнейшим заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.

Гос. займы можно классифицировать по различным признакам и критериям:

1) по срокам привлечения средств (краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и более);

2) месту размещения (источнику получения средств) – внутренние и внешние;

3) уровню субъекта заемных отношений – займы федерального правительства, займы исполнительных органов власти субъктов Федерации (региональные, субфедеральные), займы органов местного самоуправления (муниципальные займы);

4) способу выплаты доходов – процентные, выигрышные, с нулевым купоном;

5) способу обращения – рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут обращаться на рынке ценных бумаг и свободно менять владельцев;

6) по валюте займа – займы в национальной валюте страны-заемщика и займы в иностранной валюте и др.

 

Гос. займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредита. Начиная с 1995г. Правительство РФ перешло от кредитов ЦБ РФ на неэмиссионные способы заимствования за счет расширения займов на внутреннем финансовом рынке, в 1997-1998 гг. наблюдался стремительный рост заимствований правительства на внешних рынках. Все выпуски гос. ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ.

 

Расходы госбюджета включают денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства. По сути это перечень всех производимых государством затрат. Затраты выражают экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием. В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства госбюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.

 

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций, обслуживанием государственного долга, закупкой товаров и услуг.

 

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство, развитие действующих объектов государственной собственности, их реконструкцию и перевооружение, то есть с вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

 

Госбюджет представляет собой единство основных финансовых категорий: налогов, государственного кредита и других в их действии. Через госбюджет осуществляется постоянная мобилизация денежных ресурсов и их расходование. Таким образом, он характеризуется следующими аспектами:


- во-первых, рассматривается как совокупность денежных отношений;

- во-вторых, представляет собой фонд денежных средств в руках государства;

- в-третьих, является документом, который имеет после его принятия силу закона и отражает конкретные расходы и доходы. Сказанное в полной мере относится к бюджету любого уровня – субъектов Федерации, местных органов власти.

 

Основными функциями госбюджета являются:

  1. перераспределение национального дохода и ВВП;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

Перераспределение национального дохода и ВВП – это основная функция госбюджета. Повышение ее значения связано с возрастанием роли государства в социально-экономической жизни общества.

 

Госбюджет используется для воздействия на различные стороны экономической жизни. Формы вмешательства при помощи госбюджета различны. Они могут быть подразделены на прямые и косвенные. К прямым формам вмешательства относятся: государственное потребление (финансирование государственного заказа), государственные капитальные вложения. К косвенным формам вмешательства обычно относят налоги.

Обеспечение социальной политики проявляется в росте расходов госбюджета на социальные нужды в широком смысле – не только на выплату пенсий и пособий, но и на здравоохранение, образование, культуру, защиту окружающей среды.

В процессе бюджетного планирования и исполнения госбюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования (налоговый контроль, финансовый контроль).

 

Госбюджет – основное звено бюджетной системы РФ. Федеральное Собрание РФ принимает госбюджет как закон. Средства госбюджета распределяются и используются на финансирование затрат по удовлетворению общегосударственных потребностей (оборона, управление, охрана общественного порядка, безопасность государства, фундаментальная наука и т.п.) и коллективных потребностей (образование, здравоохранение, культура, искусство).

В РФ используются два метода формирования и использования бюджетных средств: бюджетный и кредитный.

Сущность бюджетного метода проявляется в том, что как изъятие части денежных доходов хозяйствующих субъектов и населения, так и предоставление денежных средств из бюджета имеют безвозмездный характер. Кредитный метод предполагает формирование государственных доходов в форме внутренних займов и иностранных кредитов, а осуществление расходов – в форме бюджетных ссуд, а также кредитов иностранным государствам.

 

Начиная с 1999г. федеральный бюджет РФ предусматривает превышение доходов над текущими расходами, что ведет к возникновению профицита бюджета. В 1999-2000 гг. Бюджет составлялся с так называемым первичным профицитом. Первичный профицит представляет собой превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. С 2001г. бюджет исполняется с профицитом. Расходная часть бюджета включает расходы на обслуживание государственного долга. На 2002-2003 гг. профицит предусмотрен в размере 9 и 3% соответственно от расходной части бюджета, в том числе 38% в 2002-м и 71% в 2003г. профицита будут направлены на погашение государственного долга.


 

Вп. 3 Бюджетный дефицит, его причины, эко-кие и социальные последствия

 

Превышение расходов над доходами ведет к возникновению дефицита госбюджета. Традиционно источники финансирования дефицита госбюджета подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования относят средства, привлекаемые правительством на внутреннем финансовом рынке. К внешним источникам относят внешние заимствования. Их состав и структура утверждаются одновременно с принятием закона о госбюджета.

Очень часто на практике возникает ситуация, когда наблюдается снижение объемов поступающих в бюджет доходов или источников покрытия дефицита бюджета по сравнению с утвержденным. В этой ситуации правительство может производить секвестр расходов, то есть сокращение ассигнований на отдельные статьи расходов бюджета, то есть сокращение ассигнований на отдельные статьи расходов бюджета. Как правило, то так называемые незащищенные статьи расходов. В РФ права Правительства РФ в области секвестра ограничиваются 5-10% от суммы запланированных расходов. При превышении этого рубежа необходимо вмешательство законодательной власти – Федеральное Собрание должно внести изменения в закон о федеральном бюджете на текущий год.

 

В Бюджетном кодексе РФ установлены нормы, регулирующие дефицит бюджета:

  • в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе утверждаются источники финансирования дефицита бюджета;
  • текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
  • размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ;
  • размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;
  • размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ
  • в случае утверждения законом субъекта РФ, нормативным актов представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, местного бюджета может превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

 

Итак, Бюджетный кодекс РФ установи «золотое» правило: текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами.

 

Финансовая поддержка бюджетам нижнего уровня из бюджета верхнего уровня может осуществляться в следующих формах:

  • дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотация необходима для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах, на осуществление определенных целевых расходов. В случае использования субвенции не по целевому назначению или неиспользования субвенции в установленные сроки она подлежит возврату в бюджет, из которого была выдана;
  • субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  • бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетная ссуда необходима для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета;
  • трансфертные платежи – финансовая помощь, предоставляемая из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФФП субъектов РФ). Право на получение помощи из ФФФП имеют только те субъекты РФ, у которых расчетный объем доходов, определяемый по методике Минфина РФ, не превышает расчетного объема расходов.

 


Несмотря на развитие принципов бюджетного федерализма и провозглашение самостоятельности бюджетов всех уровней, следует заметить, что большинство субъектов РФ являются дефицитными и не могут реализовываться без трансфертов, дотаций, субвенций, субсидий.

 

Бюджетный федерализм представляет систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (муниципального) уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

В странах с федеративным устройством имеется богатый опыт использования различных моделей бюджетного федерализма. При всем их разнообразии в основе любой модели лежат следующие принципы:

  1. разграничение полномочий между властями всех уровней по расходам;
  2. закрепление за каждым уровнем власти источников доходов, достаточных для реализации этих полномочий;
  3. регулирование вертикальных и горизонтальных балансов финансовых ресурсов для обеспечения минимального стандарта услуг на территории, которые по закону должны быть предоставлены государством.

 

Таким образом, бюджетный федерализм – это организация бюджетных отношений, позволяющая сочетать интересы федерации в целом с интересами субъектов федерации и органов местного самоуправления, закрепленными в бюджетах соответствующего уровня. Реализация принципов бюджетного федерализма осуществляется через механизм межбюджетных отношений.

 

Межбюджетные отношения представляют собой формы и методы разделения полномочий между вышестоящими и нижестоящими органами власти по всем уровням государственной иерархии.

 

 







Date: 2015-07-01; view: 377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию