Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика №2. Выделение существенных признаков





Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений и несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от наиболее легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ход проведения. Испытуемые действуют в соответствии со следующей инструкцией: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – пять слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и без растений сад быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова - «земля» и «растение».

Ответы.

1. Растения, земля.

2.Берег, вода.

3. Здание, улица.

4. Крыша, стены.

5. Углы, сторона.

6. Делимое, делитель.

7. Диаметр, округлость.

8. Глаза, текст.

9. Бумага, редактор.

10. Игроки, правила

11. Сражение, солдаты.

12. Бумага, текст.

13. Голос, мелодия.

14. Колебания почвы, шум.

15. Книги, читатели.

16. Почва, дерево.

17. Состязания, победа.

18. Врач, больные.

19. Чувства, человек.

20. Родина, человек.

Интерпретация. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в баллах                
Количество правильных ответов       16-17 14-15 12-13 10-11  

 

Исходя из проведенной методики можно сделать вывод, что у Яковец Юлии преобладает абстрактно-логическое мышление, так как было допущено только 2 ошибки. За работу над вопросами учащейся была выставлена оценка 6 баллов.


Методика №5. Шкала тревожности

Цель. Выявление уровня тревожности.

Материал. Бланк для определения уровня тревожности.

Ход проведения. Испытуемому дают бланк и знакомят с инструкцией: «На этом бланке перечислены ситуации, с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитай каждое предложение и обведи кружочком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3,4.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру-0.

Если она немного волнует, беспокоит тебя, обведи цифру - 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ты предпочел бы избежать ее, то обведи цифру - 2.

Если она для тебя очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведи цифру - 3.

Если ситуация для тебя крайне неприятна, если ты не можешь перенести ее и она вызывает у тебя очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведи цифру - 4.

Твоя задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у тебя опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные с училищем, общением с преподавателями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3)ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: самооценочная, межличностная и тревожность, связанная с училищем. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице:

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Училище 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

 

Подсчитывается сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

В таблице, приведенной ниже, представлены стандартные данные, позволяющие определить уровень тревожности.

Уровень тревожности Пол Общая Училище Само­оценочная Межличностная
Нормальный Ж М 30-62 17-54 7-19 4-17 11-21 4-18 7-20 5-17
Несколько повышенный Ж М 63-78 55-73 20-25 18-23 22-26 19-25 21-27 18-24
Высокий Ж М 79-94 74-91 26-31 24-30 27-31 26-32 28-33 25-30
Очень высокий Ж М Более 94 Более 91 Более 31 Более 30 Более 31 Более 32 Более 33 Более 30
«Чрезмерное спокойствие» Ж М Менее 30 Менее 17 Менее 7 Менее 4 Менее 11 Менее 4 Менее 7 Менее 5

 

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой, очень высокой общей тревожностью. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов.

При проведении данной методики был установлен уровень тревожности Яковец Юлии. Общий уровень тревожности у учащейся нормальный, уровень тревожности в училище и уровень в ситуациях, актуализирующих представление о себе, и в ситуациях общения также является нормальным.


Методика №6. Опросник Айзенка (подростковый)

Цель. Выявить особенности темперамента ребенка.

Ход проведения. Учащемуся предлагается текст опросника и следующая инструкция: «Перед тобой находятся вопросы об особенностях твоего поведения. Если ты отвечаешь на вопрос утвердительно («согласен»), то поставь знак «+», если отрицательно («не согласен»), то поставь знак «-». Отвечай на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Обработка. Сопоставьте полученные вами ответы с ключом, который прилагается. За каждый совпадающий с ключом ответ запишите по 1 баллу. По оценочной таблице определите уровень проявления экстраверсии, интроверсии и нейротизма.

Ключ:

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» 1, 3, 9, 11,14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41,43, 46, 49, 53, 57

«нет» 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» 2, 5, 7,10,13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» 8, 16, 24, 28, 44

«нет» 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов:

Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсии

Интроверсия значительная Интроверсия умеренная Экстраверсия умеренная Экстраверсия значительная
1-7 8-11 12-18 19-24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
высокая средняя высокая очень высокая
до 10 11-14 15-18 19-24

 

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы.

Интерпретация данных:

1. Экстраверсия-интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм - эмоциональная неустойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезмерной нервности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Высоким показателям нейротизма соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Невротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Привлекая данные из физиологии ВНД, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстра- и интровертированным типам личности. Используя данные обследования по шкалам экстра- интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова: сангвиник - экстраверт с эмоциональной устойчивостью; холерик — экстраверт с эмоциональной неустойчивостью; флегматик — интроверт с эмоциональной устойчивостью; меланхолик - интроверт с эмоциональной неустойчивостью.

 

Вывод: исходя из результатов проведенной методики видно, у Юли проявляются такие особенности темперамента, как умеренная экстраверсия и средняя эмоциональная устойчивость. Согласно классификации Павлова учащуюся можно отнести к сангвиникам.


Date: 2015-06-11; view: 2272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию