Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалог с образом





Можно поговорить с образом как реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента те или иные функции или воплощает те или иные чувства. Клиент может задавать вопросы образу и отвечать от его имени или просто войти в роль образа и произнести монолог, раскрывающий чувства и намерения образа. Для проведения диалога мы используем прием пустого стула (как в гештальттерапии или психодраме), на который проецируется образ чувства. Клиент пересаживается на этот стул и говорит от имени образа, но может и «услышать голос» образа не пересаживаясь. Такая работа требует раскрепощения фантазии, как в играх детей, когда они говорят от имени кукол или солдатиков.

Диалог чаще всего играет проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, правильно сформировать или проверить гипотезу терапевта, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи. Результатом диалога может быть новая договоренность с некоторой частью личности клиента.

Пример. Один студент пожаловался на то, что последнее время ощущает потерю энергии. Эту потерю он испытывал как некоторое напряжение в плечевом поясе и давление на голову. Я попросил его представить образ того, что так его угнетало. В воображении это представилось ему как черный ящик, отделенный барьером. Я посоветовал поговорить с ящиком; молодой человек попросил ящик уйти, но тот ответил, что готов это сделать, но мешает барьер. Тогда юноша заговорил с барьером, который в ходе диалога стал таять и исчез, после чего молодой человек переключился снова на диалог с черным ящиком, и тот тоже постепенно растаял. Студент тут же ощутил прилив недостающей энергии, она все прибывала и прибывала… Психологическое состояние резко улучшилось, и он ощутил, что способен сам справиться со своими задачами.

Со стороны это может выглядеть странно, неправдоподобно, однако черный ящик воплощал для студента беспомощность при решении некоторых проблем, а барьер - страх перед этой беспомощностью, играющий роль психологической защиты. Поговорив с защитой, он снял ее, а после снятия защиты исчезла и беспомощность.



Аналогичный метод применяется и в гештальттерапии, например, при анализе сновидений: клиент говорит от имени тех образов, которые встречались в сновидении. Только в этом случае главной и конечной целью является осознание, потому что гештальттерапия сохраняет родовую связь с психоанализом. В нашем случае этот этап также признается как очень важный, при этом клиент обычно усаживается на стул, куда спроецирован образ, и от его имени отвечает на вопросы терапевта. Важнейший вопрос касается намерений “образа” (зачем он создает у клиента те или иные симптомы). Когда это становится ясным, легче решить задачу устранения конфликта. Многих удивляет, что в итоге “злой и плохой” образ становится позитивным и его можно принять как эффективно работающую часть своей личности, как не доступный ранее ресурс.

Исключение составляют те случаи, когда конфронтирующий образ означает другую личность или внешнюю ситуацию, тогда следует искать иные пути решения. Если образ явно означает врага, нанесшего психологическую травму, то его следует победить каким-то допустимым образом (см. примеры ниже).






Date: 2015-07-01; view: 240; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию