![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Методики исследования детско - родительских отношений
Метод исследования семейной истории – ГЕНОГРАММА Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом – с помощью специальных знаков – записывается информация о членах семьи по крайней мере в трёх поколениях. Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Она является инструментом сбора информации о проблемной семье, то есть выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейных историй с позиции системной теории. На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится отмечается основная информация: род занятий, заболевания, место жительства и т.д. Также, составление генограммы сопутствуют дополнительные вопросы: состав семьи, демографическая информация о семье, настоящее состояния проблемы, история развития проблемы и т.д.
Методика «Рисунок семьи» (КРС)
Автор: Р. Бернс и С. Кауфман. Данная методика даёт богатую информацию о семейной ситуации так, как её субъективно переживает сам ребёнок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них. Процедура исследования: ребёнку предлагается нарисовать собственную семью, так чтобы её члены (члены семьи) были чем-то заняты. Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребёнка, прослеживается мимика, жесты, а также фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме: 1. Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи? 2. Где работают и учатся члены семьи? 3. Как в семье распределяются домашние обязанности? 4. Каковы твои (ребёнка) взаимоотношения с отдельными членами семьи? Существует определённая система оценки (по баллам), для последующей количественной обработки. Она предложена в книге Лидерса «Психологическое исследование семьи». Выделяют такие показатели, как: 1. Благоприятная семейная ситуация; 2. Тревожность; 3. Конфликтность в семье; 4. Чувство неполноценности в семейной ситуации; 5. Враждебность в семейной ситуации. Для качественной интерпретации оценивается структура рисунка: сравниваются состав реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи и их взаимодействие. Анализируются особенности рисунка отдельных членов семьи, прорисовка деталей, схема тела. Важно обращать внимание, если ребёнок рисует не всех членов семьи; учитывается близость между объектами, преграды (например, если лист делится на несколько частей). Расположение себя на нижней части листа показывает чувство неполноценности в семейной ситуации. Если на рисунке преобладают вещи, а не люди – это указывает на эмоциональную фрустрированность ребёнка.
Методика «Семья животных»
Является вариантом методики «Рисунок семьи» - используется для более младших детей. Широко применяется зарубежом. Главное отличие от первоначальной методики – ребёнок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации сходны с методикой КРС. Ещё один вариант – «Ссорящиеся животные».
Методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене – Жиля
Является визуально-вербальной проективной методикой, состоящей из рисунков и текстовых задач. Изображение на картинках схематично. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола или на прогулке за городом. Ребёнку предлагается указать рядом с кем он находится или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место. Показатели: I. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребёнка с другими людьми: 1) Отношение к матери; 2) Отношение к отцу; 3) Отношение к матери и отцу в целом как к родителям; 4) Отношение к братьям и сёстрам; 5) Отношение к бабушке и дедушке; 6) Отношение к другу, подруге; 7) Отношение к учителю (воспитателю). II. Переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в его межличностных отношениях: 1. Степень любознательности; 2. Степень стремления к общению с детьми в больших группах; 3. Степень стремления к доминированию и лидерству; 4. Конфликтность, агрессивность; 5. Социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию; 6. Степень отгороженности от других, стремление к уединению.
Опросник «Подростки о родителях» (ПОР)
Автор: Е. Шафер. Данная методика позволяет исследовать установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем школьном возрасте. Методика состоит из 50 вопросов, которые заполняются отдельно: на мать и на отца. Шкалы методики: - Автономность родителя; - Непоследовательность родителя; - Директивность родителя; - Враждебность родителя; - Позитивный интерес родителя.
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Вопросник содержит 130 вопросов, на которые отвечают родители ребёнка. Выявляются следующие особенности во взаимоотношениях детей и родителей: уровень протекции в воспитании, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к подростку в семье, особенности санкций за нарушение требований. Методика позволяет определить также тип воспитания. Имеются 2 формы опросника: для детей 3-10 лет и 11-21 года.
Опросник родительского отношения к детям
Данный опросник представляет собой зеркальный вариант методики АСВ — вопросы изменены так, чтобы на них отвечали дети (подростки). Количество вопросов несколько сокращено (всего 120), так как отсутствуют вопросы предпочтения мужских и женских качеств в ребенке. Распределение остальных вопросов по шкалам оставлено тем же. Поэтому методика позволяет выявить глазами подростков следующие особенности во взаимоотношениях детей и родителей: уровень протекции в воспитании, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к подростку в семье, особенности санкций за нарушение требований. Методика позволяет определить также тип воспитания (глазами ребёнка).
Опросник родительских установок (PARI)
Методика предназначена для изучения отношения родителей (и, прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы методики — американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл. Методика содержит 115 высказываний. Методика позволяет определить 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. 8 признаков описывают отношение родителей к семейным полям: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о ребенке; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование семьи; зависимость и несамостоятельность матери. 15 признаков описывают отношение родителей к ребенку. Эти признаки делятся на 3 подгруппы: 1)оптимальный эмоциональный контакт: побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношение между родителями и ребенком; 2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком: раздражительность и вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контактов с ребенком; 3) излишняя концентрация на ребенке: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.
11. Методики исследования отношения к сексуальной жизни Опросник сексуальности Г. Айзенка
Г.Айзенк совершил попытку разработки оценки сексуального поведения. Им был разработан опросник стилей сексуального поведения, позволяющие определить следующие показатели: 1. Шкала терпимости: отражает современный взгляд на сексуальные отношения; 2. Шкала удовлетворённости: показатель удовлетворённости сексуальной жизнью; 3. Шкала невротический секс: показатель неудовлетворённости сексуальными отношениями как следствия невротических сексуальных реакций; 4. Шкала безличных секс: отношение к партнёру просто как к сексуальному объекту; 5. Шкала порнография: склонность к разглядыванию рисунков, фотографий или внимание к вербальным описаниям сексуальных сцен. 6. Шкала сексуальной застенчивости: показатель неврозности в присутствии лиц противоположного пола, смущение от сексуальных тем; 7. Шкала стыдливости: показатель сексуальной пассивности, стыдливости, щепетильности; 8. Шкала сексуальное отвращение: показатель реакции отвращения на любые формы сексуальных проявлений; 9. Шкала сексуальное возбуждение: высокие значения свидетельствуют о высокой степени сексуального возбуждения; 10. Шкала физический секс: тенденция к преобладанию физической стороны секса; 11. Шкала агрессивный секс: агрессивность и враждебность в сексуальных отношениях. Также, Г. Айзенк выделил два больших суперфактора: 1) Сексуальное либидо – высокий уровень сексуальных потребностей; 2) Сексуальное удовлетворение. Вопросник содержит 159 вопросов.
Методика исследования коэффициента интимности
Авторы: Г. Ален, К. Мартин. Данная методика используется в индивидуальном и семейном психологическом консультировании, а также в коррекционной работе с семьёй. Русский перевод сделан О.Ф. Потёмкиной, но данные об исследовании малочисленны. Состоит из 100 вопросов. Шкалы: - Шкала настроение и психосоматика: взаимосвязь эмоциональных проявлений и способности справляться со стрессом; - Шкала «бремя независимости»: противоречие – быть независимым и зависеть от кого – либо; - Шкала «ощущение»: чувствование и отзывчивость на чувства; - Шкала «проникновенность в сравнении с симпатией»; - Шкала самопредставления и самоуважения; - Шкала «ребёнок – родитель – взрослый»; - Шкала наигранность в людях; - Шкала «ваши действия говорят о том, что кто вы такой»; - Шкала игривость и творчество; - Шкала добрососедство; - Шкала любовь как потребность; - Шкала сексуальное поведение: плохое и хорошее.
Методика оценки сексуального профиля Опубликована О.Ф. Потёмкиной. Методика позволяет выявить особенности сексуального поведения в виде своеобразного профиля. Шкалы: 1. Экспрессивность; 2. Смелость, решительность; 3. Корысть; 4. Избирательность; 5. Гиперсексуальность; 6. Щепетильность; 7. Нежность; 8. Жертвенность; 9. Ответственность; 10. Любовь как высшая ценность; 11. Ревность; 12. Разнообразие; 13. Фемининность – маскулинность; 14. Нежелательность сексуальных контактов на службе
Date: 2015-06-11; view: 1727; Нарушение авторских прав |