Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики исследования детско - родительских отношений





Метод исследования семейной истории – ГЕНОГРАММА

Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом – с помощью специальных знаков – записывается информация о членах семьи по крайней мере в трёх поколениях.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Она является инструментом сбора информации о проблемной семье, то есть выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейных историй с позиции системной теории.

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится отмечается основная информация: род занятий, заболевания, место жительства и т.д.

Также, составление генограммы сопутствуют дополнительные вопросы: состав семьи, демографическая информация о семье, настоящее состояния проблемы, история развития проблемы и т.д.

 

Методика «Рисунок семьи» (КРС)

 

Автор: Р. Бернс и С. Кауфман.

Данная методика даёт богатую информацию о семейной ситуации так, как её субъективно переживает сам ребёнок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них.

Процедура исследования: ребёнку предлагается нарисовать собственную семью, так чтобы её члены (члены семьи) были чем-то заняты. Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребёнка, прослеживается мимика, жесты, а также фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы твои (ребёнка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?

Существует определённая система оценки (по баллам), для последующей количественной обработки. Она предложена в книге Лидерса «Психологическое исследование семьи». Выделяют такие показатели, как:

1. Благоприятная семейная ситуация;

2. Тревожность;

3. Конфликтность в семье;

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации;

5. Враждебность в семейной ситуации.

Для качественной интерпретации оценивается структура рисунка: сравниваются состав реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи и их взаимодействие.

Анализируются особенности рисунка отдельных членов семьи, прорисовка деталей, схема тела.

Важно обращать внимание, если ребёнок рисует не всех членов семьи; учитывается близость между объектами, преграды (например, если лист делится на несколько частей). Расположение себя на нижней части листа показывает чувство неполноценности в семейной ситуации. Если на рисунке преобладают вещи, а не люди – это указывает на эмоциональную фрустрированность ребёнка.

 

Методика «Семья животных»

 

Является вариантом методики «Рисунок семьи» - используется для более младших детей. Широко применяется зарубежом. Главное отличие от первоначальной методики – ребёнок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации сходны с методикой КРС.

Ещё один вариант – «Ссорящиеся животные».

 

Методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене – Жиля

 

Является визуально-вербальной проективной методикой, состоящей из рисунков и текстовых задач. Изображение на картинках схематично. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола или на прогулке за городом. Ребёнку предлагается указать рядом с кем он находится или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место.

Показатели:

I. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребёнка с другими людьми:

1) Отношение к матери;

2) Отношение к отцу;

3) Отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) Отношение к братьям и сёстрам;

5) Отношение к бабушке и дедушке;

6) Отношение к другу, подруге;

7) Отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

1. Степень любознательности;

2. Степень стремления к общению с детьми в больших группах;

3. Степень стремления к доминированию и лидерству;

4. Конфликтность, агрессивность;

5. Социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию;

6. Степень отгороженности от других, стремление к уединению.

 

Опросник «Подростки о родителях» (ПОР)

 

Автор: Е. Шафер.

Данная методика позволяет исследовать установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем школьном возрасте. Методика состоит из 50 вопросов, которые заполняются отдельно: на мать и на отца.


Шкалы методики:

- Автономность родителя;

- Непоследовательность родителя;

- Директивность родителя;

- Враждебность родителя;

- Позитивный интерес родителя.

 

 

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

 

Вопросник содержит 130 вопросов, на которые отвечают родители ребёнка.

Выявляются следующие особенности во взаимоотношениях детей и родителей: уровень протекции в воспитании, степень удовлетворения потребностей ре­бенка, количество и качество требований к подростку в семье, особенности санкций за нарушение требований. Методика позволяет определить также тип воспитания.

Имеются 2 формы опросника: для детей 3-10 лет и 11-21 года.

 

Опросник родительского отношения к детям

 

Данный опросник представляет собой зеркальный вариант методики АСВ — вопросы изменены так, чтобы на них отвечали дети (подростки).

Количество вопросов несколько сокращено (всего 120), так как отсутствуют вопросы предпочтения мужских и женских качеств в ребенке. Распределение остальных вопросов по шкалам оставлено тем же.

Поэтому методика позволяет выявить глазами подростков следующие особенности во взаимоотношениях детей и родителей: уровень протекции в воспитании, степень удовлетворения потребностей ре­бенка, количество и качество требований к подростку в семье, особенности санкций за нарушение требований. Методика позволяет определить также тип воспитания (глазами ребёнка).

 

Опросник родительских установок (PARI)

 

Методика предназначена для изучения отношения родителей (и, прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы методики — американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл.

Методика содержит 115 высказываний.

Методика позволяет определить 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

8 признаков описывают отношение родителей к семейным полям: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о ребенке; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование семьи; зависимость и несамостоятельность матери.

15 признаков описывают отношение родителей к ребенку.

Эти признаки делятся на 3 подгруппы: 1)оптимальный эмоциональный контакт: побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношение между родителями и ребенком; 2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком: раздражительность и вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контактов с ребенком; 3) излишняя концентрация на ребенке: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

 


11. Методики исследования отношения к сексуальной жизни

Опросник сексуальности Г. Айзенка

 

Г.Айзенк совершил попытку разработки оценки сексуального поведения. Им был разработан опросник стилей сексуального поведения, позволяющие определить следующие показатели:

1. Шкала терпимости: отражает современный взгляд на сексуальные отношения;

2. Шкала удовлетворённости: показатель удовлетворённости сексуальной жизнью;

3. Шкала невротический секс: показатель неудовлетворённости сексуальными отношениями как следствия невротических сексуальных реакций;

4. Шкала безличных секс: отношение к партнёру просто как к сексуальному объекту;

5. Шкала порнография: склонность к разглядыванию рисунков, фотографий или внимание к вербальным описаниям сексуальных сцен.

6. Шкала сексуальной застенчивости: показатель неврозности в присутствии лиц противоположного пола, смущение от сексуальных тем;

7. Шкала стыдливости: показатель сексуальной пассивности, стыдливости, щепетильности;

8. Шкала сексуальное отвращение: показатель реакции отвращения на любые формы сексуальных проявлений;

9. Шкала сексуальное возбуждение: высокие значения свидетельствуют о высокой степени сексуального возбуждения;

10. Шкала физический секс: тенденция к преобладанию физической стороны секса;

11. Шкала агрессивный секс: агрессивность и враждебность в сексуальных отношениях.

Также, Г. Айзенк выделил два больших суперфактора:

1) Сексуальное либидо – высокий уровень сексуальных потребностей;

2) Сексуальное удовлетворение.

Вопросник содержит 159 вопросов.

 

Методика исследования коэффициента интимности

 

Авторы: Г. Ален, К. Мартин.

Данная методика используется в индивидуальном и семейном психологическом консультировании, а также в коррекционной работе с семьёй. Русский перевод сделан О.Ф. Потёмкиной, но данные об исследовании малочисленны.

Состоит из 100 вопросов.

Шкалы:

- Шкала настроение и психосоматика: взаимосвязь эмоциональных проявлений и способности справляться со стрессом;

- Шкала «бремя независимости»: противоречие – быть независимым и зависеть от кого – либо;

- Шкала «ощущение»: чувствование и отзывчивость на чувства;

- Шкала «проникновенность в сравнении с симпатией»;

- Шкала самопредставления и самоуважения;

- Шкала «ребёнок – родитель – взрослый»;

- Шкала наигранность в людях;

- Шкала «ваши действия говорят о том, что кто вы такой»;

- Шкала игривость и творчество;

- Шкала добрососедство;

- Шкала любовь как потребность;

- Шкала сексуальное поведение: плохое и хорошее.

 

Методика оценки сексуального профиля

Опубликована О.Ф. Потёмкиной. Методика позволяет выявить особенности сексуального поведения в виде своеобразного профиля.

Шкалы:

1. Экспрессивность;

2. Смелость, решительность;

3. Корысть;

4. Избирательность;

5. Гиперсексуальность;

6. Щепетильность;

7. Нежность;

8. Жертвенность;

9. Ответственность;

10. Любовь как высшая ценность;

11. Ревность;

12. Разнообразие;

13. Фемининность – маскулинность;

14. Нежелательность сексуальных контактов на службе

 







Date: 2015-06-11; view: 1727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию