Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЛОЖЕНИЯ. Городской отдел народного образования
МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОЙ НА УКРАИНЕ ГОРЛОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПО САМОВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗОВАННОЙ И ПРОВЕДЕННОЙ АВТОРОМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Городской отдел народного образования Городская организация общества <Знание>
ПРОГРАММА
ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ на тему:
<ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ГОРОДА ГОРЛОВКИ>
г. Горловка
29є30 марта 1967 г.
29 марта 1967 года
Начало в 10 часов утра
Вступительное слово зав. отделом пропаганды и агитации ГК КП Украины тов. Микульчик С. В.
Доклады:
1. Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сытин Г. Н. кандидат педагогических наук, доцент Горловского пединститута ин. яз., руководитель научно-исследовательскои лаборатории по самовоспитанию учащихся.
2. Самовоспитание воли учащихся старших классов. Кузьменко В. К. ст. преподаватель Славянского пединститута.
3. Начальный период организации самовоспитания учащихся в школах города Горловки. Горяинов В. М., инспектор Горловского городского отдела народного образования.
ВЫСТУПЛЕНИЯ
1. Работа старшего воспитателя школы-интерната по организации самовоспитания учащихся. Гурандо А. Н. є ст. воспитатель шк.-инт. N 1 г. Горловки.
2. Из опыта организации самовоспитания учащихся в 5 классе. Вакуленко А. Н. є учитель школы N 7.
3. Элементы самовоспитания учащихся начальных классов. Владимирова А. К., є учитель школы-интерната N 1.
4. Из опыта организации самовоспитания учащихся 5 класса. Сомова Л. И. є студентка Горловского пединститута иностранных языков.
5. О самовоспитании учащихся СШ N 4. Александровская Т. И. є зам. директора школы по воспитательной работе.
6. Элементы самовоспитания учащихся на уроках. Леоненко А. Т. є зам. директора по учебной части школы-интерната N 1.
7. Из опыта руководства самовоспитанием учащихся школьной партийной организацией. Сарана А. А., є учитель, секретарь школьной парторганизации СШ N 42.
8. Из опыта организации самовоспитания учащихся 7 класса. Быкова Л. И. є учитель школы-интерната N 1.
9. Из опыта организации самовоспитания <трудных учащихся> 8 класса. Комлык М. И. є студентка Горловского пединститута ин. яз.
10. Руководство самовоспитанием педагогически запущенных учащихся. Коптева О. Н. є учитель СШ N 18.
11. Эстетическое самовоспитание учащихся. Иванова Г. А. є студентка Горловского пединститута ин. яз.
12. Элементы педагогического руководства эстетическим самовоспитанием учащихся. Малишевская Г. И. є учитель школы-интерната N 1.
30 марта 1967 года
Начало в 10 часов утра
Доклады:
1. Самовоспитание учащихся школ-интернатов. Высоцкий А. И. є ст. преподаватель Рязанского пединститута.
2. Из опыта организации самовоспитания учащихся в школе-интернате. Гопко М. Г. є директор Змиевской школы-интерната. Харьковской области.
3. Организация самовоспитания и самообразования учащихся на уроках физики и математики в 5є8 классах. Сафоненко П. П. є учитель Милорадовской восьмилетней школы, Днепропетровской области.
ВЫСТУПЛЕНИЯ:
1. Из опыта организации самовоспитания учащихся старшим пионервожатым. Букарь А. П. є ст. пионервожатый школы-интерната N 1.
2. Из опыта организации самовоспитания учащихся 8 класса. Миховская Л. В. є студентка Горловского пединститута иностранных языков.
3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся б классов. Серекина Г. Г. є учитель СШ N 24.
4. Организация самовоспитания учащихся выпускного класса. Зубова Е. А. є воспитатель 10 кл. школы-интерната N 1.
5. Начальный период организации самовоспитания учащихся 5 класса. Филенко Г. С. є учитель школы N 35.
6. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 5 класса. Савельева А. П. є учитель СШ N 1.
7. Элементы педагогического руководства самовоспитанием учащихся на уроках украинского языка и литературы в 7є10 классах. Найда Л. Н. є учитель школы-интерната N 1.
8. Элементы педагогического руководства самовоспитанием учащихся при изучении биографий выдающихся людей. Вербицкая Ю. Я. є учитель школы-интерната N 1.
9. Начальный период организации педагогического руководства самовоспитанием учащихся 5 класса. Прокопенко Н. М. є воспитатель школы-интерната N 1.
10. Самовоспитание учащихся начальных классов. Колодко Г. Г. є учитель начальных классов школы N 37.
11. Из опыта организации самовоспитания учащихся 5 класса. Карпухина Р. П. є студентка Горловского пединститута иностранных языков.
12. Из опыта работы классного руководителя 7 класса по организации самовоспитания учащихся. Жукова М. М. є учитель СШ N 21.
Обсуждение докладов и выступлений. Подведение итогов и принятие рекомендаций конференции.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Первой на Украине городской конференции учителей по самовоспитанию (г. Горловка)
Участники первой Горловской городской учительской конференции по самовоспитанию учащихся отмечают, что обмен опытом по организации самовоспитания учащихся в школах города оказался весьма полезным и обеспечит учителям дальнейшую работу в этом направлении.
Участники конференции считают, что организация самовоспитания учащихся в школах города в своем начальном периоде уже принесла известные положительные результаты, что у учащихся, которые вовлечены в работу над собой, повысился общий уровень культуры, а также повысилась успеваемость. Работа над собой этих учащихся подкрепляет и дополняет воспитательную работу педколлектива школы и этим повышает эффективность работы педагогов и воспитателей.
Однако организация самовоспитания учащихся затрудняется отсутствием соответствующей методической литературы. В связи с этим участники конференции просят Городской отдел народного образования организовать для учителей города постоянно действующий семинар но вопросам самовоспитания учащихся.
Конференция считает необходимым одобрить практическую работу научно-исследовательской лаборатории по самовоспитанию учащихся Горловского пединститута иностранных языков и продолжать развивать ее работу. Участники конференции считают целесообразным проводить такие конференции ежегодно, сделать их традиционными. Участники конференции обратились с просьбой к Донецкому облОНО и областному институту усовершенствования учителей издать отдельным сборником материалы настоящей конференции. Конференция выражает благодарность докладчикам за интересные содержательные доклады.
П. П. Сафоненко, учитель Милорадовской школы, Днепропетровской области.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЕМ И САМООБРАЗОВАНИЕМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Товарищи! В основном докладе были обстоятельно изложены психологические и педагогические основы самовоспитания.
Я хочу сосредоточить свое выступление на практическом опыте руководства самовоспитанием учащихся в школе на уроках физики и занятиях физического кружка. Мы начинали организацию самовоспитания учащихся с проведения бесед с учащимися с учетом их возрастных особенностей. Эти беседы давали необходимые знания учащимся в области самовоспитания и помогали им разобраться в основных вопросах теории самовоспитания.
На примерах из жизни великих людей мы показали, что их главная природная одаренность заключается в способности упорнейшим образом работать над собой. Все, например, любят читать произведения Льва Николаевича Толстого, который вел титаническую работу над собой. Эту работу он продумывал и планировал.
Почти все учащиеся мечтают стать людьми большой воли, людьми, способными преодолевать большие трудности и препятствия в жизни. В специальных беседах мы показали ту огромную роль, которую играет воля, и подчеркнули, что без самовоспитания нельзя стать человеком большой воли.
В целях формирования образа будущего себя, т. е. конкретного жизненного идеала было проведено с учащимися сочинение на тему: <Каким я хочу быть?>. Эта работа была проведена для того, чтобы каждый учащийся мог сравнить себя со своим жизненным идеалом и выявить свои хорошие качества и недостатки.
Используя опыт научно-исследовательской лаборатории по самовоспитанию учащихся, организованной Г. И. Сытиным, мы создали классные уголки по самовоспитанию и считаем, что уголки явились очень удачной формой руководства самовоспитанием учащихся. Основную часть уголка занимают задачи но самовоспитанию каждого ученика.
Обязательства мы подсказывали с учетом общего типа нервной системы ученика. Опыт показал, что перед учениками нельзя ставить сразу несколько задач, так как это приводит учеников к разочарованию из-за того, что они с ними не справляются. Поэтому перед каждым ставилась одна задача, причем в процессе преодоления основного недостатка ученика искоренялись и второстепенные сопутствующие недостатки. Вместе с тем у ребят появились такие волевые качества, как упорство и активность, смелость и дерзновенность.
Основными обязательствами по самовоспитанию учащихся мы считаем те, которые связаны с их темпераментом, характером и успеваемостью. Например, у меланхоликов є преодоление слабоволия, плохого настроения, застенчивости и воспитание воли; у сангвиников є преодоление излишней суетливости, неусидчивости, невнимательности; у холериков є вспыльчивости, грубости; у флегматиков є медлительности, невыразительной речи и др. Обязательства по самовоспитанию мы связывали с развитием разных способностей: умственных, музыкальных, физических и пр.
Очень важное значение имеет помещение в уголке фотографий отличников самовоспитания.
Каждый учащийся, который стал отличником самовоспитания, делился опытом работы над собой.
Обязательства учащихся по самовоспитанию, записанные в классном уголке, мы рекомендовали им красиво записать на отдельном листе и повесить дома на стене или держать перед глазами на рабочем месте. Для самоконтроля учащиеся 5є8-х классов вели дневник: <Моя работа над собой>. Дневник позволяет узнавать свои сильные и слабые стороны, заставляет ученика постоянно следить за собой. Дневники велись по строго определенной форме. На первой странице были обязательства по самовоспитанию, записанные в классном уголке, затем перечислялись все недостатки ученика, потом все его положительные качества. Десять страниц отводили на описание приемов самовоспитания, а затем шел ежедневный анализ работы над собой.
Большое значение в организации самовоспитания мы придавали пионерской и комсомольской организации. В нашей школе организован контроль старших пионеров за работой над собой учащихся 1є4-х классов, а комсомольцев 8 класса є за пионерами 5є6-х классов.
Чтобы дать ученикам самостоятельно подумать над вопросами поведения мы, по рекомендации Г. Н. Сытина, с которым постоянно поддерживали связь, организовали диспут на тему: <Что приносит человеку удовольствие, радость и истинную свободу: соблюдение или нарушение правил коммунистического поведения?>. Такая форма работы действительно дала ощутимые положительные результаты. С целью контроля за работой над собой учащихся и оказания им помощи мы систематически заслушивали по понедельникам их отчеты о работе над собой перед классом. К таким отчетам готовился весь класс заранее. Ученику, который отчитывался, класс задавал вопросы по режиму дня, по задачам самовоспитания и др. Ученика к самоотчету тоже готовили заранее, чтобы он мог поделиться приемами самовоспитания, опытом, впечатлениями. Такие отчеты вызывают большой интерес всего ученического коллектива класса.
В целях повышения активности учащихся в самовоспитании мы организовали общешкольный ученический комитет, состоящий из председателя Иващенко Сергея, секретаря Нины Андрющенко и 7 членов из всех классов. В комитет вошли все отличники самовоспитания, причем, в основном влиятельные ребята. Комитет играет немаловажную роль в организации самовоспитания. Приглашение на комитет давалось в письменной форме за неделю вперед. Ко времени заседания комитета большинство учеников уже исправлялись в отношении успеваемости и поведения. Следовательно, воздействие этого комитета на личность ученика оказалось очень мощным.
Сейчас мы поставили задачу организовать уголки по самовоспитанию в школьной и сельской библиотеках. В этих уголках мы решили организовать выставку рекомендованной учащимся литературы, которая наталкивала бы их на размышления о необходимости работы над собой.
В школьном здании мы уже сделали стенды, отражающие разные вопросы самовоспитания учащихся.
Большое внимание мы уделяли умственному самовоспитанию учащихся на уроках и на занятиях предметных кружков.
В 6 классе дети начинают изучать алгебру, геометрию, физику. Если не привлечь силы самого ученика, то развитие абстрактного мышления будет идти очень медленным темпом, что не даст возможности успешно овладевать алгебраическими понятиями. В связи с этим мы всегда ставим перед учениками задачи следующего характера: как можно внимательней слушать объяснение нового материала, стараться его глубоко осмыслить и запомнить на длительное время. Такая организация работы учащихся на уроке заставляет их развивать свою волю и внимание, память и абстрактное мышление. Вместе с тем необходимо учитывать такие индивидуальные особенности, которые отражаются на изучении алгебры. У учащихся, у которых преобладает 2-я сигнальная система, сравнительно легче идет процесс заучивания алгебраических формул и математических закономерностей. В нашей школе к таким учащимся относятся: в 6-м классе Гаврющенко Борис, Иваненко Люда, в 7-м є Трохименко Валя, Иващенко Сережа, в 8-м є Андрющенко Нила и др. Но из-за слабости зрительной памяти у них слабо развиты пространственные представления, что очень затрудняет изучение геометрии и тригонометрии. Поэтому перед такими учащимися мы ставим специальные задачи на развитие зрительной памяти и пространственных представлений. Мы предлагаем им изготавливать из бумаги и стекла различные пространственные математические фигуры. При этом их зрительная память подкрепляется практической деятельностью, что и облегчает запоминание математических фигур и развивает пространственные представления. Эти учащиеся без такого самовоспитания с огромным трудом преодолевают трудности решения математических задач, а формулы и математические закономерности выучивают гораздо легче и быстрее.
Организация самовоспитания в указанном направлении способствует преодолению этого недостатка.
Учащиеся, у которых преобладает 1-я сигнальная система, отличаются сильной зрительной памятью, развитыми пространственными представлениями, но с очень большим трудом овладевают математическими абстрактными понятиями и с трудом заучивают математические формулы и закономерности. К таким учащимся относятся школьники 6-го класса: Нечаюк Александр, Безуглый Иван, Марьянченко Катя и др.; в 7-м классе Гаврющенко Наташа, Чищевая Люда и др. У таких учащихся необходимо особенно упорно развивать абстрактное мышление, учить их делать обобщения и предлагать им объяснять решение математических и физических задач, что требует от них очень больших усилий. Такой учет индивидуальных особенностей в процессе обучения помогает преодолевать врожденное одностороннее развитие нервной системы и способствует формированию активных, глубоких знаний у учащихся. Эти индивидуальные особенности ярко проявляются не только при изучении математики. Например, учащиеся мыслительного типа сразу схватывают идею кинокартины и художественного произведения, а учащиеся художественного типа ее обычно не замечают, но зато сами образы героев художественных произведений оказывают на них очень сильное влияние и производят сильное впечатление. Такие учащиеся настолько ярко пересказывают содержание просмотренной кинокартины, что их рассказ с удовольствием слушают даже ученики, которые вместе с ними смотрели эту кинокартину.
Мы наблюдали, что учащиеся с недостаточным уровнем развития воли, при изучении математики в 6-м классе начинали уклоняться от трудностей и искать пути их обхода: домашние задания они пытались списывать у сильных учащихся, а в классе на уроке не решали самостоятельно задач, а списывали готовое решение с доски. Перед этими учащимися мы ставили задачу самовоспитания воли и систематически контролируя их работу, заставляли их постоянно упражняться в преодолении трудностей изучения математики. В отдельных случаях, когда нам это не удавалось, у учащихся тотчас же возникали проблемы в знаниях. Выправлять такое положение было уже очень трудно.
Всю эту работу по руководству самовоспитанием учащихся на уроках мы проводим с учетом их возрастных особенностей.
У учащихся, начиная с 6-го класса, быстро растет самосознание и они уже ничего не принимают на веру, и мало что делают из подражания взрослым, как учащиеся начальных классов. Поэтому подростки начинают заниматься самовоспитанием только после того, как они сами глубоко осознают его целесообразность и пользу.
Наш опыт показывает, что учащиеся начинают работать над собой в этом направлении только после того, как им очень обстоятельно разъяснят зачем это надо делать. Все это делает работу педагога более сложной и требует от него глубокого осмысливания своей деятельности. Это становится особенно понятным, если учесть, что в этом возрасте к указанным особенностям организма добавляется половое созревание, которое субъективно осознается как становление взрослым человеком. В связи с этим подростки становятся очень ранимыми, они болезненно воспринимают всякие замечания в свой адрес и начинают требовать к себе отношения как ко взрослым людям. Однако их поведение находится в вопиющем противоречии с этой требовательностью. На этой почве у подростков возникают постоянные конфликты со своими сверстниками и особенно со взрослыми, в семье є с родителями, а в школе є с педагогами.
Одновременно в этом возрасте происходят глубокие изменения в личности, ведущие к развитию и укреплению коллективных связей, развитию дружбы. Этим и объясняется тот факт, что дружба этих лет часто сохраняется на всю жизнь. Вот почему << организовывать самовоспитание, в том числе и на уроке надо обязательно через коллектив, чтобы использовать могучее влияние коллектива на личность ребенка этого возраста. Для решения этой же задачи надо воспитывать дружеские отношения и сплоченность ученического коллектива.
Изучение физики основывается на приобретенных знаниях в области математики, поэтому овладение знаниями в области физики для учащихся представляет не меньшие трудности.
Учащиеся мыслительного типа с преобладанием второй сигнальной системы легко выучивают физические законы, но не могут решать даже простые задачи, связанные с пространственными представлениями. Например, простая задача, в которой требуется рассчитать, с какой силой давит на поверхность стола железный брусок таких-то размеров уже вызывает у них большие трудности. Им необходима опора на восприятие, поэтому им надо показать брусок, о котором идет речь в задаче, после чего они ее легко решают. При изучении закона Архимеда эти учащиеся моментально выучивают формулировку закона, но не представляют себе самого физического явления. Поэтому им надо обязательно показать процесс всплывания пробки в воде и тому подобные опыты. При изучении закона Паскаля они также быстро выучивают определение, но не видят самого явления.
Учащиеся художественного типа, с преобладанием первой сигнальной системы, с большим трудом заучивают формулировки физических законов и физические формулы. Они, например, могут ярко себе представить железный брусок, лежащий на опоре, но не умеют применять к решению задачи изученные закономерности, например, знания удельного веса для расчета веса железного бруска. При изучении закона Архимеда они смотрят на всплывающую в воде пробку, а теоретически объяснить причину явления не могут, обычно говорят, что пробка всплывает, потому, что она легкая. Перед ними надо ставить задачу на упорное заучивание и осмысливание физических формул и законов. Таким образом, психолого-педагогическое руководство самовоспитанием учащихся на уроках физики с учетом их индивидуальных особенностей имеет не меньше значение, чем на уроках математики.
Организация самовоспитания учащихся в учебном процессе продолжается на занятиях предметных кружков. Работу предметных кружков мы строим таким образом, чтобы прежде всего вызвать у учащихся интерес к изучаемым предметам и побудить их к самообразованию. Например, на занятиях физического кружка мы знакомим учеников с новинками техники, изготавливаем приборы, обучающие машины простого типа и теперь перешли к обучающим машинам сложным, связанным с электричеством и запоминающими устройствами.
Учащиеся с большим интересом занимаются их изготовлением. Причем характерно, что ученикам особенно нравится работать на изготовленных обучающих машинах и даже отстающие а с ученики выучивают трудный учебный материал, чтобы получить на машине оценку <5>. Можно думать, что здесь известное значение имеет игровой элемент.
На основе интереса к учебному предмету мы формируем у учащихся потребность в умственном самовоспитании.
У многих учащихся проявляется большой интерес к физике и техническому творчеству. Физика и техническое творчество связаны с проведением необходимых расчетов, которые требуют теоретических знаний. Этих знаний у учащихся не хватает. При столкновении с необходимостью приобретения новых знаний волевые учащиеся увлекаются, еще больше изучают литературу, как говорил Лермонтов, трудность борьбы увлекает упорный характер. У слабовольных же учащихся при столкновении с неожиданными для них трудностями интерес к физике затухает. Очень важно помочь им, подобрать литературу, указать, что и где нужно прочитать и помочь разобраться в трудных вопросах. Тогда преодоление встретившихся трудностей развивает их волю и очень способствует укреплению веры в себя. Горький писал, что даже маленькая победа человека над собой делает его значительно сильней. Мы всегда стараемся использовать такие моменты для побуждения учащихся к самовоспитанию воли, и это весьма помогает в преодолении трудностей учебных занятий по физике.
Эта картина особенно ярко была видна при проведении работы в специально созданном классе программированного обучения. Здесь учащиеся в основном работали самостоятельно и обнаружили большой интерес к технической стороне учебного процесса. В ходе самостоятельной работы учащиеся сами обнаружили недостатки в своих знаниях и вынуждены были самостоятельно прорабатывать дополнительную литературу. Задача учителя здесь заключалась в том, чтобы научить ученика работать с книгой. Им явно не хватало умений и навыков самостоятельной работы с книгой. Их умения работать с книгой
оказались очень примитивными и сводились, как правило, к сплошному чтению текста. Надо было их научить пользоваться оглавлением, быстро находить нужные темы и читать не подряд весь текст, а выборочно, находя нужные сведения. Затем мы учили их ориентироваться в литературе и различать литературу художественную, научно-популярную, научную и учебную. Это помогало учащимся самостоятельно подбирать в каждом отдельном случае нужную книгу. В результате их кругозор расширялся, они овладевали новыми для них приемами работы с книгой, приучались самостоятельно приобретать нужные знания.
В известных нам задачниках по программированию материала по физике, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимания развитию логического мышления у учащихся. Стараясь использовать программированное обучение в целях побуждения учащихся к самообразованию и саморазвитию умственных способностей, мы, наоборот, акцентировали внимание на выработке логического мышления и потому считали наиболее желательными те варианты программирования, которые заставляли учащихся логически мыслить и вырабатывать у них умение переходить от простого к более сложному через необходимые промежуточные звенья. Например, если в пятом запрограммированном вопросе стояла сложная задача, то четыре предыдущих вопроса представляли собой те самые промежуточные звенья, которые необходимы для перехода к решению сложной задачи В качестве примера приведем задачу, которую решали ученики девятого класса на кружке моделирования.
К условию задачи был приложен список литературы для самостоятельного изучения. В пятом вопросе дается задача, к решению которой легко прийти через решение четырех предыдущих.
Первый вопрос. Что такое скоростной напор? Определить его при скорости полета модели в 100 км в час.
Второй вопрос. Что такое угол атаки? Определить коэффициент подъемной силы для угла атаки в четыре градуса.
Третий вопрос. Какое соотношение определяет аэродинамическое качество крыла?
Четвертый вопрос. Что такое поляра крыла самолета?
Пятый вопрос. Определить подъемную силу крыла модели самолета, которая рассчитана на скорость полета в 100 км в час, при площади крыла в 1500 см2 и угла атаки в четыре градуса. Высота полета О,5 км.
Умственное самовоспитание требует знаний в области некоторых вопросов психологии. Чтобы дать учащимся необходимый минимум знаний в этой области, мы вынуждены были организовать для них психологический кружок. Первые занятия этого кружка мы посвятили увлекательным темам. Когда у учащихся возник интерес к психологии, мы перешли к занятиям на такие темы, как, например, внимание, память, мышление, которые имеют непосредственное отношение к умственному самовоспитанию.
Как видно из сказанного, организация самовоспитания учащихся на уроках физики является довольно сложным и трудным делом и требует от педагога специальной подготовки. Она неразрывно связана со всей системой учебно-воспитательной работы в школе и должна органически сливаться с ней.
Учителя нашей школы считают, что организация самовоспитания учащихся является для школы очень перспективным делом: Но следует сказать, что дело это новое и трудное. Оно не столько трудное, сколько непривычное для учителей. А трудность главным образом в остром недостатке литературы по самовоспитанию. Учителя в пединститутах такой подготовки, к сожалению, не получали, а литературы почти нет, особенно методической, которая давала бы практические рекомендации относительно путей организации и руководства самовоспитанием учащихся. Кроме того, это дело требует довольно серьезной психологической подготовки учителей, а пединституты на это обращают очень мало внимания.
А вводить в школах самовоспитание и самообразование учащихся еще более необходимо в связи с введением новых программ. Намного увеличивается объем информации, которую ученики должны усваивать. Элементы обобщения второго порядка по новым программам вводятся с первого класса. Очень высокие требования предъявляются к абстрактному мышлению детей. Чтобы учащиеся могли справиться с учебным материалом, включенным в новые программы, нужен более высокий темп развития абстрактного мышления и всех умственных способностей учащихся, например, внимания, памяти, мышления, воображения и воли. А добиться такого более быстрого развития умственных способностей учащихся и повысить эффективность ух учебной работы без самовоспитания и самообразования самих учащихся просто невозможно. Особенно важно и необходимо самообразование и самовоспитание учащихся старших классов, которые должны готовить себя к самостоятельной трудовой жизни. А школа должна не только дать им знания, но и научить их заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как им придется в жизни постоянно пополнять свои знания и повышать уровень своей культуры в связи с очень быстрым темпом развития науки, техники и культуры в нашей стране.
Выступление ученика школы-интерната N 1
г. Горловки НАРОЖНОГО Василия
Впервые о самовоспитании я услышал в 9-м классе. Помню, как нас пригласили всех в зал для прослушивания лекции. Лекция прошла с большим интересом. Многие задавали вопросы, потому что не верили, что какими-то приемами, можно заставить, например, плодотворно работать на самоподготовке, или лучше выучить тот или иной предмет. Ребята даже посмеивались, говорили, что и так времени нет, а тут еще <самовоспитывайся>. После лекции мне стало ясно, что я частично и до лекции работал над собой, но у меня это получалось стихийно, без всякой программы. На последующих лекциях преподаватель института Георгий Николаевич раскрыл нам суть нескольких приемов самовоспитания. Теперь я имел возможность использовать тот или иной прием, добиться большего эффекта. И я решил основательно заняться самовоспитанием.
Раньше мне очень было обидно, что о товарищах часто можно было слышать что-то хорошее, а обо мне были самые плохие отклики. Я не помню, чтобы обо мне кто-то сказал хорошее. Я думал: <Неужели я настолько <потерян>, что во мне не осталось ничего положительного?>. Когда я бывал дома, то там тоже говорили, что я уже <отпетый>, что с меня человека не получится. По-моему, плохие отзывы обо мне были правильными: на уроке я мог подпалить дымовую ракету, и этим сорвать урок, на перемене я был лучшим метателем ножей в дверь. Правда, после этого меня водили к директору. Разговор всегда был коротким, и кончался тем, что мне категорически предлагали исправиться. Беседы с таким окончанием были так часты, что я привык к ним. С учебой было еще хуже. Так я дошел до восьмого класса. Мне казалось, что вот выйду из школы и меня примут куда захочу. Но вышло не так.
Никуда не поступив, я пошел работать. Лето пролетело быстро. В начале учебного года мне захотелось учиться. Долго пришлось ждать пока дали согласие принять меня в интернат (этим я обязан Алексею Николаевичу, учителю химии, который поручился за меня). И я его не подвел. Учебный год закончил хорошо. Огромную роль сыграло для меня самовоспитание. Первое, что я сделал в самовоспитании є это начал изменять свое отношение к товарищам и учителям. Это мне удалось за короткий срок. Я подумал, что хорошо бы использовать самовоспитание в учебе. В начале заставлял себя сидеть над уроками. Вскоре я смог заставлять себя изучать дополнительную литературу, которая нужна для полного знания той или иной темы.
Я очень люблю спорт, и поэтому свободное время провожу в спортзале. Раньше очень часто я уходил туда, не подготовив всех уроков. Сейчас такого у меня нет.
С помощью самопринуждения я воспитываю усидчивость. Вечером, когда в спортзале зажигается свет, я нахожу в себе силы сидеть в классе и учить. И, после того как все уроки готовы, иду в спортзал. Или хотя бы взять сочинение. Тройки для меня всегда было достаточно, и я как-то большего не хотел. Но я задался целью иметь не 3, а 4. Мне помог документальный фильм о Льве Толстом. Он переделывал <Войну и мир> двадцать раз. <А почему бы мне не переделывать сочинение хотя бы 2, 3 раза>, є подумал я. И это дало свои результаты. Правда, учитель всегда пишет: <Лаконично. Но мысль изложена правильно>. Я считаю, что с этой задачей я справился.
Очень часто мне приходится применять такой прием, как самоанализ. Этот прием помогает мне говорить обдуманно. Владею я им еще не полностью. Бывают такие минуты, когда вырываются необдуманные слова, и приходится анализировать их, только после спора или разговора с кем-нибудь.
У нас в классе есть уголок по самовоспитанию, где каждый ученик или ученица написали, что хотят исправить и что воспитать. По-моему, ребята взялись не на шутку <самовоспитываться>. Когда у нас было собрание, на котором обсуждали результаты самовоспитания, то примерно рассчитывали, что оно будет идти час, не более. Но оказалось не так: нам не хватило и двух часов. А так как разбирались и хорошие и плохие качества, то появились и возражающие, и требующие полного объяснения того или другого утверждения. Это подчеркивает заинтересованность ребят этим вопросом.
Обязательства, взятые мной в начале года: воспитание усидчивости и физическая закалка, класс определил выполненными. Некоторые говорят, что на самовоспитание уходит много времени. На личном опыте я убедился, что это не так. Каждый день 1Оє15 минут для нужного приема по самовоспитанию не такая уж большая трата времени. Но когда проходит полгода или год, видишь какая от этого большая польза.
Я думаю, что было бы хорошо ввести самовоспитание с 1-го класса, потому что на собственном опыте вижу, как много мы упустили, занявшись этим только с 9-го класса. Я думаю, что было бы очень хорошо, если бы с нами занимались этим вопросом во всех классах и во всех школах нашей республики.
Я веду дневник по физ. самовоспитанию. Собрал обширный материал по атлетизму. Правильно говорили в Древней Греции, что человек є хозяин своего тела. Да и я все больше и больше убеждаюсь в этом на личном опыте. Здесь мне помогает прием самопринуждения.
Физически самовоспитанием я занимаюсь так упорно, потому, что решил стать преподавателем физкультуры. Во что бы то ни стало я стану им. И буду упорнейшим образом организовывать самовоспитание учащихся, которое сделает людьми много таких ребят, каким я сам был раньше.
В итоге я хочу сказать следующее: работа по самовоспитанию в школах нужна, она помогает нам расти, расширять умственный кругозор, укреплять свои знания, воспитывать у себя лучшие черты характера. Но я им хотел бы, чтобы присутствующие здесь поняли меня так: мол, изменения во мне (в лучшую сторону) произошли сразу после лекции о самовоспитании. Это, конечно не так. Здесь была большая работа со мной воспитателя класса, и учителей, перед которыми я всегда буду в долгу.
Выступление ученицы школы-интерната N 1 г. Горловки ИВАНЕНКО Людмилы
Самовоспитание, уже само слово говорит о том, что надо самому себя воспитывать. Самовоспитанием занимается в какой-то степени каждый человек, даже не замечая этого. Так и я.
Вопросами самовоспитания я занималась и раньше, но занималась я ими стихийно. Ни одного приема самовоспитания я не знала, да и не было тогда квалифицированных руководителей, которые направляли бы мою работу. До того, как я серьезно стала заниматься самовоспитанием, учителям и воспитателям было гораздо труднее убедить меня в необходимости систематически учить уроки. Сейчас им в этом направлении стало до некоторой степени легче работать, хотя и теперь усложнилась работа по организации самовоспитания. Раньше я об этой работе никогда не слышала, а, поступив в 9-й класс, я узнала, что существует самовоспитание, которое дает возможность человеку следить за собой, воспитывать силу воли, усидчивость и другие качества. Об этом нам рассказал Георгий Николаевич Сытин на лекции в школе. Самовоспитание меня сразу же увлекло. Я захотела узнать о нем больше. Я решила лично поговорить с Георгием Николаевичем, потому что недостатков в поведении и в характере у меня было очень много, а устранить их самой мне казалось невозможно. И Георгий Николаевич сказал мне, что все недостатки можно исправить, но только упорным трудом. Он сказал, что самовоспитание є это не пилюли от головной боли, которые выпьешь и голова перестанет болеть. Самовоспитание помогает только тем, кто настойчиво добивается победы.
Много я узнавала и о перспективах людей, занимающихся самовоспитанием, и о возможностях самовоспитания. Во-первых, человек, который занимается самовоспитанием, может отучиться от всех вредных и некрасивых привычек. Во-вторых, он научится все делать очень быстро и не терять зря времени. В-третьих, человек будет очень внимателен, усидчив, с большой силой воли и крепким характером. Все это открывает перед человеком большие возможности. А для учеников самое главное еще и в том, что оно поможет повысить уровень успеваемости. Ребята научатся делать все вовремя, быстро и практично. Им больше останется свободного времени для культурного отдыха, а это тоже очень важно в жизни школьника.
Узнав об этом, я решила непременно заняться самовоспитанием. Но с чего начать? На лекциях, которые проводились каждый вторник, Георгий Николаевич посоветовал всем желающим завести дневник по самовоспитанию. Я подчеркиваю желающим, потому что многие ребята с недоверием тогда относились к самовоспитанию и считали занятия эх и просто тратой времени. Но на лекции почему-то ходили. Спросим бывало: <Ты же не веришь в самовоспитание, зачем же на лекции ходишь, время зря тратишь?>. <Так, є говорят, є интересно, как это нас перевоспитывать будут>.
И как до сих пор многие не могут уяснить, что перевоспитывать, да еще силой никто никого не собирается. Просто стараются разъяснить тем, кто еще не понял, что это важно для них же самих.
А вот у нас в интернате, несмотря на пренебрежительное отношение к самовоспитанию некоторых учеников, чувствуется, что оно ребятам не безразлично. Они просто боялись этой новизны и громкого слова самовоспитание. Но оно не такое страшное, как им кажется! Ведь, когда они делают домашнее задание, то они заставляют же себя забыть о футболе, об интересной книге, а все внимание направляют в учебник, на задачу. И это они делают сознательно. Они сумели совладать с собой и заставить себя заниматься, значит они уже частично занимаются самовоспитанием, только сами об этом не догадываются. Понять смысл самовоспитания и организовать работу в классах нам очень помогают наши учителя и воспитатели. Не обошелся без помощи воспитателя и наш класс, 10-й.
Поскольку самовоспитание для нас было делом новым, мы не смогли сразу обратить внимание на главное в организации этой работы в классе. И с чего начать тоже не знали, а воспитатель класса Евдокия Алексеевна помогла нам и в оформлении уголка самовоспитания, и в проведении первой классной беседы по самовоспитанию. Она акцентировала наше внимание на том, что нужно все делать сознательно, и уметь не только раскрывать ошибки товарища, но и осознавать свои. И вполне возможно, что, если бы каждый человек мог всегда заставлять себя делать то, что требуется, вовремя, умел бы исправлять все свои ошибки сам, если бы он не поддавался иногда посторонним влечениям, а был бы строго принципиален и требователен к себе, то мы бы давно построили коммунизм. При коммунизме самовоспитанием будут заниматься, возможно и больше, чем сейчас, но задачи самовоспитания будут другие.
По совету Георгия Николаевича я начала свою работу с ведения дневника. Раньше я никогда не вела дневника, даже <тайного>, который распространялся у школьниц.
В начале дневника я переписала все мои недостатки. И как я ни старалась побольше писать в один пункт, у меня вышло 12 пунктов, а некоторые с подпунктами. Следующая страница посвящалась моим хорошим качествам. Вот где мне не пришлось голову ломать над тем, как бы больше в один пункт вместить, потому, что их у меня всего три получилось:
а) Люблю общественную работу;
б) Увлекаюсь искусством;
в) Помогаю маме.
После этого, основываясь на моих недостатках, я написала обязательства, которые должна выполнять. Для того, чтобы правильно работать по устранению своих недостатков, и отвела две страницы приемам самовоспитания и ближайшим задачам:
а) Осмыслить цель жизни, уяснить, насколько образованным, интеллигентным, воспитанным и авторитетным актером я хочу стать. Сформировать конкретный жизненный идеал.
б) Научиться преодолевать плохое настроение.
в) На уроках твердо на всю жизнь запоминать все, что можно, то же делать и на самоподготовке.
г) Овладеть грамотным письмом, следить при чтении книг за правописанием всех слов и знаками препинания, объясняя их постановку.
д) Повысить интенсивность усилий в учебной работе, развивать способности и внимательность. е) В дневнике писать самоотчет о том, что сделано для поступления в институт.
Главный прием, каким я пользуюсь є самоубеждение. Составить формулы самоубеждения мне помог Георгий Николаевич. Я приведу примеры формул самоубеждения:
а) У меня от природы веселый жизнерадостный характер, безмятежная радость жизни. У меня всегда хорошее настроение.
б) В жизни я никогда не делаю ни единого лишнего движения, ни малейшего лишнего усилия, все поведение подчиняю достижению поставленной цели.
в) Я є человек волевой, твердо уверенный в себе. Я все смею, все могу.
г) Я всегда контролирую свое поведение. Я безгранично владею собой. Я никогда не буду грызть ногти, мне это очень противно.
Это всего часть формул самоубеждения, которые я привела из записанных у меня в дневнике. Кроме самоубеждения я пользуюсь другими приемами: самоанализом, самоконтролем, самопринуждением, способом переноса, опорой на свои удачи и победы, иллюзорным преодолением препятствий, вхождением в образ, упражнениями на мускульное расслабление, на статическое напряжение мышц, упражнениями в действительном преодолении препятствий.
Ведение дневника для меня было делом очень непривычным, поэтому и записи у меня были сначала исключительно бытовыми. Например: <Встала вовремя. Убрала спальню чисто. На уроках отвечала на дополнительные вопросы. Переписала тетрадь по английскому, потому что было грязно написано. Что сегодня не сделала: не дописала конспект по истории>. Сейчас и самой смешно, неужели не могла более серьезно и правильно вести дневник? Оказывается, не могла. Да, что говорить, а сколько раз я бросала вести дневник, потому что писала одно и то же. А через два месяца дневник у меня преобразился. Записи стали более содержательными.
Большую помощь в работе мне оказывал план, который я намечала на день. План я обычно писала в дневнике вечером. Я очень рассеянна. Я забываю все, от мелочи до важного. Однажды меня девочки попросили получить дорожки в костелянной. Зная, что я могу забыть, я решила, не откладывая, это сделать, подходя к костелянной, я встретила врача. Вспомнив, что у меня болела голова, я вопросила таблеток и с ними вернулась и спальню. Но это незначительный случай. Для того, чтобы избежать больших неприятностей, я стала намечать план на следующий день. И он очень мне помог, потому что я стала себя чаще контролировать, внимательней ко всему относиться.
Заниматься самовоспитанием моим одноклассникам в какой-то степени легче, потому, что они только учатся в школе, а я одновременно и занимаюсь в театральной студии (сейчас это <Театр чтеца>) при народном театре в ДК им. Ленина. Занятия в театре требуют немало времени, но, несмотря на это, я успеваю и посещать их, и учиться. И все с помощью самовоспитания. Но не сразу у меня это получилось. Бывало не успеешь сделать задание, а уже время собираться в театр. Придешь с занятий: или не хочется за книги браться, или что-нибудь интересное в школе проходит, да и поздно. Стала отставать. Прошла четверть є появились тройки. В следующей четверти є тоже тройки. После уже и сама не рада была, что так заленилась, но, как говорится, близок локоть, да не укусишь. Но я решила во что бы то ни стало повысить успеваемость. Стала заниматься самовоспитанием, как никогда. И вот результат: было четыре тройки в четверти, а сейчас є хорошистка. И во дворце я ни одного занятия не пропустила. А если бы я не занималась работой над собой так упорно, то вряд ли были бы такие результаты.
Мне кажется, что самовоспитанием должен заниматься каждый ученик. И большая роль в обучении самовоспитанию школьников принадлежит учителям и воспитателям.
АНКЕТА N 1
Номер школы, в которой ты учишься
Класс, в котором ты учишься
Просим тебя ответить на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты что-нибудь о самовоспитании и от кого?
2. Знаешь ли ты какие-нибудь приемы самовоспитания?
3. Занимаешься ли ты самовоспитанием?
4. Какими приемами самовоспитания ты пользуешься?
5. Хочешь ли ты заниматься самовоспитанием (да, нет)?
АНКЕТА N 2
Номер школы, в которой ты учишься
Класс, в котором ты учишься
Приемы самовоспитания, которыми ты пользуешься (да, нет):
1. Самоубеждение
2. Целенаправленное подражание
3. Самопохвала и самонаграждение
4. Самоосуждение и самонаказание
5. Самопринуждение
6. Самоободрение
7. Самоконтроль
8. Самоанализ
9. Проработка себя
10. Способ переноса
11. Вхождение в образ
12. Опора на свои удачи и победы
13. Работа над прошлым
14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации
15. Иллюзорное преодоление препятствий
16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий
17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений
18. Упражнения на мышечное расслабление
19. Упражнения на умственное расслабление
20. Упражнение на статическое напряжение
21. Упражнения на медленные движения
22. Самоприказ
Укажи номера приемов в этом списке, которые тебе особенно полезны
Таблица 1
Школа-интернат N 1 города Горловки
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемами самовоспитания по годам в 1-й год организации самовоспитания во 2-й год в 3-й год
1. Самоубеждение 91 284 327 2. Целенаправленное подражание 42 63 187 3. Самопохвала и самонаграждение 7 17 41 4. Самоосуждение и самонаказание 21 37 152 5. Самопринуждение 310 314 313 6. Самоободрение 17 31 53 7. Самоконтроль 301 309 316 8. Самоанализ 9 23 97 9. Проработка себя є 21 46 10. Способ переноса 141 213 298 11. Вхождение в образ 7 63 117 12. Опора на свои удачи и победы є 91 274 13. Работа над прошлым 1 14 17 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации 1 17 24 15. Иллюзорное преодоление препятствий є 17 24 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий 309 317 319 17. Упражнении на преодоление противодействующих влияний и внушений 54 114 241 18. Упражнении на мышечное расслабление 2 49 115 19. Упражнения на умственное расслабление є 18 21 20. Упражнения на статическое напряжение 7 91 241 21. Упражнения на медленные движения 3 7 22 22. Самоприказ є є є
Таблица 2 Школа-интернат # 1 города Горловки
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемом самовоспитания в 1-й год организации самовоспитания в 1-й год организации самовоспитания 1є3 кл. 4є7 кл. 8є11 кл.
1. Самоубеждение 7 23 57 2. Целенаправленное подражание 9 28 5 3. Самопохвала и самонаграждение 7 є є 4. Самоосуждение и самонаказание є 19 2 5. Самопринуждение 94 129 87 6. Самоободрение 2 7 8 7. Самоконтроль 96 87 118 8. Самоанализ є є 9 9. Проработка себя є є є 10. Способ переноса 4 134 103 11. Вхождение в образ є є є 12. Опора на свои удачи и победы є є є 13. Работа над прошлым є є 1 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации є є 1 15. Иллюзорное преодоление препятствий є є є 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий є 98 119 17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений є 23 31 18. Упражнения на мышечное расслабление є є 2 19. Упражнения на умственное расслабление є є є 20. Упражнения на статическое напряжение є 6 1 21. Упражнения на медленные движения є є 3 22. Самоприказ є є є
Т а б л и ц а 3
Школа-интернат # 1 города Горловки
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемом самовоспитания в 1-й год организации самовоспитания в 2-й год организации самовоспитания 1є3 кл. 4є7 кл. 8є11 кл.
1. Самоубеждение 81 107 96 2. Целенаправленное подражание 11 33 19 3. Самопохвала и самонаграждение 17 є є 4. Самоосуждение и самонаказание є 31 є 5. Самопринуждение 97 129 88 6. Самоободрение 3 13 15 7. Самоконтроль 96 95 118 8. Самоанализ є 7 16 9. Проработка себя є 2 19 10. Способ переноса 23 127 109 11. Вхождение в образ є 23 40 12. Опора на свои удачи и победы 7 27 57 13. Работа над прошлым є 2 12 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации є 3 14 15. Иллюзорное преодоление препятствий є 2 15 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий 96 102 119 17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений 16 44 54 18. Упражнения на мышечное расслабление є 20 29 19. Упражнения на умственное расслабление є є 18 20. Упражнения на статическое напряжение 19 48 24 21. Упражнения на медленные движения є є 7 22. Самоприказ є є є
Таблица 4
Школа-интернат # 1 города Горловки
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемом самовоспитания в 1-й год организации самовоспитания в 3-й год организации самовоспитания 1є3 кл. 4є7 кл. 8є11 кл.
1. Самоубеждение 83 121 113 2. Целенаправленное подражание 114 38 35 3. Самопохвала и самонаграждение 41 є є 4. Самоосуждение и самонаказание 55 97 є 5. Самопринуждение 97 129 93 6. Самоободрение 7 29 17 7. Самоконтроль 96 102 118 8. Самоанализ 3 30 64 9. Проработка себя є 4 42 10. Способ переноса 61 123 112 11. Вхождение в образ є 27 90 12. Опора на свои удачи и победы 107 106 61 13. Работа над прошлым є 5 12 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации є 7 17 15. Иллюзорное преодоление препятствий є 6 15 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий 98 102 119 17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений 105 65 71 18. Упражнения на мышечное расслабление є 71 44 19. Упражнения на умственное расслабление є 3 18 20. Упражнения на статическое напряжение 82 122 37 21. Упражнения на медленные движения є 15 7 22. Самоприказ є є є
Таблица 5 Школа-интернат # 1 города Горловки на конец сентября м-ца первого года организации самовоспитания школьников (неофициальные сведения)
Классы Число уч-ся с низким уровнем культуры Число уч-ся со сниж. баллом за поведение Число неуспев. уч-ся Число хорошистов Число отличников 1 2 3 4 5 6 7 1. 1є3 19 4 27 3 1 2. 4є7 7 21 37 8 2 3. 8є11 4 2 13 7 є 4. Всего 30 27 77 18 3
Таблица 6
То же, по результатам первой четверти
1 2 3 4 5 6 7 1. 1є3 13 3 11 15 7 2. 4є7 5 14 14 21 5 3. 8є11 1 1 6 11 8 4. Всего 19 18 31 47 20
Таблица 7
То же, по результатам первого учебного года
1 2 3 4 5 6 7 1. 1є3 2 є є 23 14 2. 4є7 2 3 3 24 9 3. 8є11 є є 2 27 12 4. Всего 4 3 5 74 35
Таблица 8
Школа # 3 (728 учащихся) Сильный ученический комитет по самовоспитанию
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемами самовоспитания по годам в 1-й год организации самовоспитания во 2-й год в 3-й год
1. Самоубеждение 276 511 687 2. Целенаправленное подражание 101 174 321 3. Самопохвала и самонаграждение 59 84 87 4. Самоосуждение и самонаказание 47 95 211 5. Самопринуждение 497 648 723 6. Самоободрение 94 106 181 7. Самоконтроль 602 635 647 8. Самоанализ є 41 77 9. Проработка себя є є 28 10. Способ переноса 114 248 317 11. Вхождение в образ 17 54 112 12. Опора на свои удачи и победы є 36 571 13. Работа над прошлым 7 22 28 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации є 2 5 15. Иллюзорное преодоление препятствий 4 18 27 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий 604 657 703 17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений 71 187 479 18. Упражнения на мышечное расслабление 7 11 34 19. Упражнения на умственное расслабление є є 15 20. Упражнения на статическое напряжение 132 97 104 21. Упражнения на медленные движения 5 8 31
Таблица 9
Школа # 29 (527 учащихся) Школа ведет работу по изучению индивидуальных особенностей учащихся
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемами самовоспитания по годам в 1-й год организации самовоспитания во 2-й год в 3-й год
1. Самоубеждение 201 384 416 2. Целенаправленное подражание 61 74 214 3. Самопохвала и самонаграждение 13 21 43 4. Самоосуждение и самонаказание 81 115 307 5. Самопринуждение 407 436 503 6. Самоободрение 71 93 118 7. Самоконтроль 304 507 519 8. Самоанализ 19 84 231 9. Проработка себя є є 23 10. Способ переноса 17 41 68 11. Вхождение в образ 2 7 11 12. Опора на свои удачи и победы 9 114 384 13. Работа над прошлым є є 9 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации є 2 є 15. Иллюзорное преодоление препятствий 3 11 16 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий 324 525 527 17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений 72 146 317 18. Упражнения на мышечное расслабление 87 163 181 19. Упражнения на умственное расслабление 36 48 92 20. Упражнения на статическое напряжение 137 243 319 21. Упражнения на медленные движения 118 49 61
Таблица 10
Школа # 5 (625 учащихся) В школе хорошо поставлена работа по линии классных уголков по самовоспитанию
Приемы самовоспитания Число уч-ся, пользующихся приемами самовоспитания по годам в 1-й год организации самовоспитания во 2-й год в 3-й год
1. Самоубеждение 197 529 621 2. Целенаправленное подражание 28 36 51 3. Самопохвала и самонаграждение - 17 133 4. Самоосуждение и самонаказание 307 402 197 5. Самопринуждение 428 532 623 6. Самоободрение 29 61 78 7. Самоконтроль 319 424 619 8. Самоанализ 17 43 82 9. Проработка себя 9 71 24 10. Способ переноса 27 81 117 11. Вхождение в образ 7 21 34 12. Опора на свои удачи и победы 37 208 348 13. Работа над прошлым є є 17 14. Иллюзорная переработка патогенной ситуации 2 є 6 15. Иллюзорное преодоление препятствий 18 31 79 16. Упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий 481 603 625 17. Упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений 121 318 411 18. Упражнения на мышечное расслабление є 17 49 19. Упражнения на умственное расслабление є є є 20. Упражнения на статическое напряжение 17 43 99 21. Упражнения на медленные движения є 2 7
Таблица 11
Школа # 139 (711 учащихся) Хорошо поставлена спортивная работа, военно-патриотическое воспитание
Date: 2015-07-01; view: 318; Нарушение авторских прав |