Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






характеристик ЖРД

Расчет энергомассовых и габаритных

Методическое пособие

 

Миасс


В пособии представлена упрощённая методика проектной оценки параметров ЖРД, позволяющая оперативно и с достаточной степенью достоверности (для начальных этапов проектирования ракеты) определить энергетические и габаритно-массовые характеристики ракетного двигателя на жидком топливе.

Исходные данные, необходимые для проведения расчётов:

1. Тип топлива.

2. Габариты (диаметр) ракеты.

Допустимый (ометаемый) диаметр двигателя, размещаемого на ракете:

Dдоп = Dр - 2

- радиальный зазор между корпусом ракеты и двигателем (определяется компоновкой двигателя на ракете, типом органа управления и условиями разделения ступеней).

3. Тяга двигателя в пустоте (Рп), давление в камере сгорания (рк) и на срезе сопла (ра). Эти данные получают в результате баллистического проектирования ракеты.

Последовательность расчета параметров двигателя приведена на блок-схеме (рис.1).

Комментарии:

1. Теоретические значения , β, определяются по термодинамическим таблицам [1] при заданных значениях αок и ε= .

2. Реальные значения удельной тяги двигателя, площадей критического сечения камеры сгорания и выходного сечения сопла определяются по теоретическим значениям с учётом потерь (φк, φс). Указанные значения ( п, Fкр, Fа) могут быть получены расчётным путем по зависимостям, приведённым в [2].



 

3. При невыполнении условия Da ≤ Dа доп задача может быть решена по одному из трёх направлений:

а) диаметр выходного сечения сопла двигателя принимается равным допустимому значению (Da = Dа доп). Далее расчёт проводится по алгоритму (рис.1), при этом входным параметром в термодинамическую таблицу является новое значение fa;

б) увеличивается давление в камере сгорания на величину Δрк и повторяются все процедуры снова;

в) уменьшается значение тяги двигателя на величину ΔРп и повторяются расчёты, начиная с определения .

Здесь следует отметить следующее:

Уменьшение тяги двигателя, т.е. снижение тяговооружённости ступени (отношения тяги двигателя к начальной массе ступени), допустимо в довольно узком диапазоне в силу существенного влияния этого параметра на конечную скорость ракеты (соответственно, на дальность стрельбы или высоту орбиты). Поэтому в случае уменьшения тяги (тяговооружённости) требуется проверка влияния этого решения на выходные характеристики ракеты.

Увеличение давления в камере сгорания имеет ограниченные возможности, поскольку многолетняя практика проектирования жидкостных ракет различными организациями отрасли позволила сформировать оптимальные (рациональные) значения Рк, уход от которых в ту или иную сторону ухудшает баллистические возможности ракеты.

Что касается современных двигателей первых ступеней, то в них в настоящее время реализуются предельно допустимые давления в камере сгорания. Поэтому это направление решения задачи рассматривается более в теоретическом плане, нежели в практическом.

При уменьшении тяги двигателя, обусловленном уменьшением Da (при выполнении условия Da=Dа доп), необходимо проверить изменение конечной скорости ракеты и остановиться на новом значении тяги (при незначительном отклонении от требуемых выходных характеристиках ракеты), либо увеличить расход топлива через двигатель для компенсации уменьшения тяги за счет уменьшения Da.

Примеры расчёта параметров двигателей первой и второй ступеней жидкостной ракеты на топливе АТ-НДМГ диаметром 1700 мм.

I. Расчёт параметров двигателя первой ступени.

Исходные данные:

Рп = 70000кг ≈ 686700 Н;

рк = 200 кг/см2 ≈ 20000 кН/м2 (указанная размерность применяется

ра = 0,5 кг/см2 ≈ 50 кН/м2 в термодинамических таблицах)

Порядок расчёта следующий.

Определяется степень расширения продуктов сгорания в сопле:

По полученному значению ε из термодинамической таблицы (для рк = = 20000 кН/м2, коэффициента избытка окислителя αк = 0,85) находят расходный комплекс (β), удельный импульс в пустоте (в таблице обозначается , в данном пособии – Руд п), геометрическую степень расширения сопла (в таблице обозначается в данном пособии – fa):

β = 1740 м/с,

= руд п = 3301 м/с,

fa = 34,92

Коэффициент потерь тяги:

φ = φк·φе = 0,98·0,96 = 0,9408

Реальное значение удельного импульса тяги:

Руд п = 0,9408·3301 ≈ 3106 м/с

Расход топлива через двигатель:

кг/с

Площадь критического сечения сопла:

м2

Диаметр выходного сечения сопла:

м = 896 мм

Проверка условия вписываемости двигателя в габарит ракеты:

Da доп = Dр – ΔD (здесь принимаем ΔD = 300 мм)

Da доп = 1700 – 300 = 1400 мм

Условия выполняются, т.е. Da < Da доп.

Проводится дальнейший расчёт.

Длина сопла:

l c = 1,3·896 ≈ 1165 мм

Длина (строительная высота) двигателя:

l дв ≈ 2·896 ≈ 1792 мм

Удельный вес двигателя:

γдв = 21,4·10 – 0,193 = 9,426 кг/т тяги

(здесь и далее тяга двигателя принимается в тоннах).

Масса «сухого» двигателя:

кг

Масса заливаемого в полости двигателя топлива:

mзал = 1·70 = 70 кг

Масса двигателя, залитого топливом:

кг

Тяга двигателя на Земле:

Р0 = 686700 – 63,02 ·10 – 2 · 1,013·10 –5 = 622861 ≈ 622860 Н

II. Расчёт параметров двигателя второй ступени.

Исходные данные:

Рп = 40000кг ≈ 392400 Н;

рк = 150 кг/см2 ≈ 15000 кН/м2;

ра = 0,06 кг/см2 ≈ 6 кН/м2

Порядок расчёта.

Степень расширения продуктов сгорания в сопле:

Теоретические значения:

β = 1737 м/с,

= руд п = 3474 м/с,

fa = 143,4

Коэффициент потерь тяги:

φ = φк·φе = 0,99·0,975 = 0,9652

Реальное значение удельного импульса тяги:

Руд п = 0,9652·3474 ≈ 3353 м/с

Расход топлива через двигатель:

кг/с

Площадь критического сечения сопла:

м2

Диаметр выходного сечения сопла:

м

Проверка условия вписываемости двигателя в габарит ракеты:

Da > Da доп.

Двигатель не вписывается.

Принимаем Da = Da доп = 1,4 м = 1400 мм.

Тогда площадь выходного сечения сопла:

м2

Геометрическая степень расширения сопла:

По полученному значению fa по термодинамической таблице (той же) находим:

м/с

Реальное значение удельного импульса тяги:

Руд п = 0,9652·3457 ≈ 3337 м/с

Тяга двигателя в пустоте:

Рп = 3337·117,03 = 390529 Н

Длина сопла:

l c = 1,3·1400 = 1820 мм

Длина (строительная высота) двигателя:

l дв = 2·1400 = 2800 мм

Удельный вес двигателя:

γдв = 21,4·39,05 – 0,193 = 10,55 кг/т тяги

Масса «сухого» двигателя:

кг

Масса заливаемого в полости двигателя топлива:

mзал = 1,2·39,05 = 46,9 кг

Масса двигателя, залитого топливом:

кг

Расчёт параметров двигателя при изменении тяги или давления в камере сгорания проводится по вышеприведённому алгоритму.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф. и др. Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания. Справочник. АН СССР, Москва, 1973г.

2. Павлюк Ю.С. Баллистическое проектирование ракет. Учебное пособие для вузов. Изд. ЧГТУ, Челябинск, 1996г.


<== предыдущая | следующая ==>
 | Расчет энергомассовых и габаритных характеристик РДТТ

Date: 2015-06-11; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию