Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье





Выраженные нарушения движений и речи у больных с церебральным параличом отражаются на особенностях их психического развития. В силу двигательной недостаточ­ности формирование восприятия предметов окружающего мира может быть нарушено на самом раннем этапе разви­тия ребенка. Длительное, вынужденное положение в посте­ли, нарушение движений глаз способствуют ограничению поля зрения у таких детей. Недостаточное развитие пред­метного восприятия может зависеть от отсутствия у боль­ных детей предметных действий. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво си­дит. По мере действий с предметами у него развивается активное осязание, возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с церебральным па­раличом ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Для развития восприятия предметов окружающего мира и познавательной деятельности важное значение имеет со­гласованность движений руки и глаза. Вначале ребенок, дви­гая рукой в пределах поля зрения, не обращает на нее вни­мания. Далее взгляд начинает следовать за рукой, а затем и направлять движения руки. Постепенно направляющая роль взгляда становится все более выраженной в любом целевом движении. У детей с церебральным параличом в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппа­рата глаза согласованные движения руки и глаза развива­ются недостаточно. Ребенок часто не следит глазами за движениями и действиями своей руки, что препятствует позна­вательной деятельности, выработке навыков самообслужи­вания, а в дальнейшем чтения и письма.

Нарушения зрительного и слухового восприятия также ока­зывают неблагоприятное влияние на психическое развитие.

Нарушения зрительного восприятия у детей с церебраль­ным параличом зависят от недостаточной зрительной фик­сации, прослеживания предмета, сужения поля зрения и снижения остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечается косоглазие, двоение в глазах, недостаточность согласованных движений глаз, опускание верхнего века (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Некото­рые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большем поражении мотор­ного аппарата левого глаза ребенок может выработать при­вычку игнорирования левого поля зрения. При конструиро­вании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне ли­ста, при рассматривании картинок видит также только изоб­ражение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо прово­дить специальные занятия по развитию движений глазных яблок. <...>

... Для развития пространственных представлений у здо­рового ребенка наряду с двигательной системой и зрением большое значение имеет слух. Значение слухового воспри­ятия становится более очевидным с 3 месяцев, когда поле зрения ребенка делается устойчивым и объемным, а после 3—4 месяцев жизни слуховая ориентировочная реакция уже является важным стимулом зрительного восприятия пространства.

При церебральном параличе в силу недостаточности слу­хового восприятия и недоразвития общей моторики прояв­ляется недостаточность пространственно-различительной Деятельности слухового анализатора. Так, у детей может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюда­ется при наличии гиперкинезов. В таких случаях особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, кото­рый не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, щ) затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму. У некоторых детей отмечается недостаточность так называ­емого фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как козакоса, домтом и т. д. В некоторых случаях, когда нет сни­жения остроты слуха, может иметь место недостаточность слу­ховой памяти и слухового восприятия.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к за­держке речевого развития, а в тяжелых случаях — к недо­развитию речи. Очень важно рано выявить нарушения слу­ха у ребенка с церебральным параличом. Большую помощь при этом врачу и педагогу могут оказать родители: наблю­дая за ребенком, они должны отмечать, любит ли он играть со звучащими игрушками, подражает ли знакомым звукам (гудку машины, паровоза) или играет беззвучно, узнает ли шаги и голоса близких, любит ли музыку, предпочитает громкие или тихие передачи, как понимает обращенную к нему речь.


У некоторых детей отмечается повышенная чувствитель­ность к звуковым раздражителям, они вздрагивают при лю­бом неожиданном звуке, поэтому дифференцированное вос­приятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным. Специальными педагогическими приемами ребенок постепенно преодолевает страх на неожиданные зву­ковые раздражители.

Повышенная утомляемость характерна для больных де­тей. Они быстро становятся вялыми или раздражительны­ми, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утом­ления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начи­нает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с боль­шим трудом.

Дети с церебральным параличом растут пугливыми, не­решительными и неуверенными в себе, они теряются в но­вых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заи­кание или появляются насильственные движения. Они не принимают участия в общественной жизни класса, ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это пре­пятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье, страх смерти, возможно неправиль­ное развитие личности. Чаще это отмечается у детей, кото­рые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее из­менение в состоянии ребенка вызывает у родителей не толь­ко тревогу, но и панику. В его присутствии ведутся разгово­ры о болезнях близких. Все это приводит к тому, что ребенок сосредоточивает все внимание на своей болезни, на собствен­ных болезненных ощущениях. Правильное воспитание в се­мье может предупредить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка воз­никает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явле­ниями. У ребенка с церебральным параличом представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различны­ми предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, не­обходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особо внимательный подход требуется к ребенку, у кото­рого особенно болезненно выражено чувство страха. Родите­ли должны очень осторожно знакомить его с предметами, Которых он боится, помочь ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и раз­вития таких отрицательных черт характера, как неуверен­ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активнос­ти. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить самостоятельно есть, одеваться прививать элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ре­бенок не только обслуживал себя, но и постепенно имел оп­ределенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т. п. В результате у него появляется интерес к труду, чувство ра­дости, что он может быть полезен старшим, чувство уверен­ности в своих силах.


В деятельности расширяется кругозор ребенка, развива­ется его интеллект. А многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденет­ся, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. В школе он отка­зывается от занятий, отказывается читать вслух. Таким об­разом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания больного ребенка в семье.

Для больного ребенка вредны частые посещения гостей, эмоциональное возбуждение перед сном. Вечером, когда вся семья собирается дома, он особенно перевозбуждается, быстро устает, у него усиливаются насильственные движе­ния, нарастает общее беспокойство. Чтобы успокоить ребенка, полезно пойти с ним погулять, переключить его на более спокойную деятельность. Только постоянное соблюде­ние режима и правильное воспитание способствуют укреп­лению нервной системы больного ребенка.

Как правило, при церебральном параличе у детей отмеча­ются множественные нарушения, поэтому их воспитание представляет большие трудности и является очень специфич­ным. Для правильного осуществления воспитания родите­лям прежде всего необходимо знать особенности развития и интересы здорового ребенка, потому что больной с церебраль­ным параличом — это прежде всего ребенок. Кроме того, родителям необходимо иметь общее представление о детском церебральном параличе, а также хорошо представлять и по­нимать особенности болезни именно своего ребенка. Необ­ходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное цереб­ральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому родители должны относить­ся к больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста, прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведения. Ласковая твердость родителей помо­гает ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепен­но развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Это поможет ему наилучшим обра­зом утвердиться в окружающей среде. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заим­ствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рас­сматривать себя или как калеку, не имеющего шансов за­нять активное место в жизни, или, наоборот, как вполне спо­собного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае роди­тели не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием вы­полнять посильную работу и радоваться тому, чего достига­ет. Это даст ему возможность вести спокойную, без эмоцио­нальных конфликтов полноценную жизнь.

 







Date: 2015-06-11; view: 435; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию