Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бланк Пост-Рисуночного Опроса
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Ч2. Сколько ему (ей) лет? Ч3. Кто он? Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? Ч5. О ком вы думали, когда рисовали? Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?) Ч7. О чем он думает? Ч8. Что он чувствует? Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек? Ч10. Кого вам напоминает этот человек? Ч11. Этот человек здоров? Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Ч13. Этот человек счастлив? Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку? Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему? Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке? Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему? Ч20. Как одет этот человек? Др1. Что это за дерево? Др2. Где в действительности находится это дерево? Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева? Др4. Это дерево живое? Др5. А. (Если. испытуемый считает, что дерево живое) а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? г) Как вы думаете, когда это произошло? Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое) а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? б) Как вы думаете, когда это произошло? Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения? Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами? Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке? Др12. Есть ли на рисунке ветер? Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер? Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Др17. О чем заставляет вас думать это дерево? Др18. О чем оно вам напоминает? Др19. Это дерево здоровое? Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Др21. Это дерево сильное? Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему? Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть? Д1. Сколько этажей у этого дома? Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? ДЗ. Это ваш дом? (если нет, то чей он?) Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему? Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется: а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему? Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам -кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? Д9. О чем вас заставляет думать этот дом? Д10. О чем он вам напоминает? Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Д17. Куда ведет этот дымоход? Д18. Куда ведет эта дорожка? Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть? По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных, отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами. Например, исследователь должен спросить у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т. д., рубцы, сломанные или мертвые ветви, тени и т. д. – в рисунке дерева. Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева сломанные или поврежденные ветви почти неизменно символизируют «душевные раны» – следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом; время, когда произошел травмирующий эпизод (эпизоды) можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола (его ближайшую к земле часть) за период раннего детства, верхушку дерева – за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними – за промежуточные годы. К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с вами, когда вам было около 10 лет?». Предполагается, что испытуемый может отразить на рисунке только те события, которые он сам расценивает, как травмирующие, хотя с объективной точки зрения травмирующими могут оказаться совсем другие ситуации. Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой: 1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe; 2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности. Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью; тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента – солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед… Кроме этого он должен выяснить возможное значение шрамов или увечий в рисунке человека. Исследователь должен постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей – окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека – в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания. Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователь должен попросить испытуемого объяснить в чем причина такого положения. Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение (правая – это будущее, левая – прошлое), то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке Дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это правило не распространяется, потому что – если говорить о рисунке человека в профиль – правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша – обращенную вправо. Исследователь должен попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль (т. е. так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой), исследователь должен попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает. Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс. Можно порекомендовать исследователю отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Было обнаружено, что иногда очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и ПРО. В заключении можно сказать, что ПРО преследует 2 цели: 1) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.; 2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков. Date: 2015-06-11; view: 392; Нарушение авторских прав |