Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С 60-х годов по настоящее время [2, с.4]
Вторая половина XIX – начало XX века. С 20-х по 60-е годы XX века. С 60-х годов по настоящее время [2, с.4]. Первый этап. В конце XIX века получает официальное признание как отдельная научная область знания психология, которая ещё взаимосвязана с естествознанием. Вслед за этим начинается процесс выделения самостоятельной предметной области музыкальной психологии в рамках психологии. Первыми предметами исследования становятся музыкальный звук и слух человека. Исследователи единодушно связывают начало собственно научной музыкальной психологии с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки»(1875). В этой работе анализируются различные механизмы музыкального слуха – культурологические, психофизиологические, а также некоторые закономерности исторической эволюции ладогармонической системы, музыкального мышления в целом. В своем труде Г. Гельмгольц ответил на многие вопросы, связанные с проблемами восприятия и творчества, способностей, что дало толчок развитию почти всех направлений музыкальной психологии. Идеи Гельмгольца были развиты в трудах В. Штумпфа, М. Майера, В. Келера и др. На первых порах музыкальная психология фактически отождествлялась с психоакустикой и психофизиологией слуха, за ней прочно и надолго закрепилось название двухтомного исследования Штумпфа (1883−1890) – «Тонпсихология». В нашей стране истоки музыкальной психологии также связаны с трудами ученыхфизиологов: И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна и других. Несмотря на то, что музыкальная проблематика лежала на периферии главных научных интересов этих исследователей, те проблемы, которые они изучали (психомоторика, идеомоторика, теория построения движений и т. п.), легли в основу объяснения процессов музыкальноисполнительской деятельности (операциональнотехнический аспект деятельности, координация исполнительских движений, процесс образования исполнительского навыка) и изучения лечебного воздействия музыки. Предметное поле музыкальной психологии расширяется за счёт новой сферы приложения психологических знаний, музыкальной педагогики.Оновключает в себя проблемы изучения и развития музыкальных способностей: появляются различные теории, развивается метод тестирования при диагностике музыкальных способностей, проводятся их физиологические и нейрофизиологические исследования. В ряду западных исследователей, которые занимались подобными проблемами, можно назвать Кноблауха, Х. Конига, Ж. Квальвассера, К. Сишора, Г. Ревеша и др. В России первая обзорная публикация по музыкальной психологии появилась в 1887 году и принадлежала выдающемуся русскому фольклористу, композитору, музыкальному критику и дипломату П. Сокальскому. Важной для развития исследуемой науки стала монография о музыкальном слухе (1900) русского композитора и педагога С. Майкапара. Начало следующего этапа становления музыкальной психологии как научной дисциплины обозначено выходом в свет книги Курта «Музыкальная психология» (1931), закрепляющей новое общее название исследований в данной области. Э. Курт впервые в истории развития музыкальной психологии выделил две самостоятельные отрасли: тонпсихология и музыкальная психология (табл. 1) − и убедительно отстоял право на существование последней как самостоятельной отрасли знаний. Таблица 1 Сравнительная характеристика
А. Веллек, последователь Э. Курта, еще более глубоко раскрыл содержание предмета музыкальной психологии как раздела психологии культуры, в отличие от тонпсихологии как специального ответвления психологии ощущений. Он анализирует предмет с историко-социальной точки зрения (например, синестезия). А. Веллек пытается вывести специфические законы музыкального творчества и восприятия. В частности, он сформулировал так называемый «закон парсимонии», согласно которому слышимое в данный момент является результирующей составляющей обобщения предыдущего и прогноза последующего звучания. Как оказалось, биологическими и нейро-психологическими основами музыкального восприятия действительно являются сукцессивные, саккадические и симультанные перцептивные процессы [3]. В России в это время Л.С. Выготский вводит в отечественную психологию категорию «переживания» как единицу анализа психики, проводятся систематические исследования в рамках музыкальной психологии: экспериментальные исследования восприятия музыки С. Беляевой-Экземплярской (1923), структуры музыкально-слуховых ощущений Е. Мальцевой (1925), под руководством Б.М. Теплова проблемами психологии музыкального исполнительства занимались музыканты А.В. Вицинский, Г.П. Прокофьев и др. С 20х по 60е годы ХХ века особый вклад в развитие музыкальной психологии вносит гештальтпсихология, которая вводит принцип целостного, системного подхода к изучаемому явлению и расширяет возможность исследования музыкального восприятия, творчества, способностей. В этот исторический период появляются специфические методы исследования музыкальной психологии, адекватные характеру музыкальной деятельности, среди которых методика экспонирования музыкального материала с изменением или прерыванием звучания (В. Пробст, Ф. Зандер); методика предъявления музыки с помехами (М. Видор, П. Лампартер); методы диагностики отдельных компонентов музыкальности (Я. Квальвассер, П. Дьюкен, Г. Ревеш). Третий этап становления музыкальной психологии характеризуется переходом к субъектной парадигме, ориентированной на общечеловеческие ценности и в науке, и в искусстве: в центре изучения музыкальной психологии теперь стоит творческая личность с ее переживанием, постижением личностного смысла, интуицией и воображением. За рубежом появляются работы Х. де ла Мотт-Хабера, Дж.Б. Дейвиса, Б. Душека, Дж. Доулинга и др. Глубокое взаимопроникновение и синтез музыки и психологии присущи монографиям Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского. Исследователи подчеркивают трудности организации музыкально-психологических исследований, требующих от специалистов глубоких знаний в двух областях. На основе обобщения огромного эмпирического материала Б.М. Теплов (1961) впервые в отечественной практике с позиций деятельностного подхода проанализировал структуру музыкальности, вскрыл психологическую природу музыкального переживания. С позиций музыкознания исследуется восприятие музыки в монографии Е.В. Назайкинского. Автор рассматривает закономерности психологии музыкального восприятия в их связи с особенностями строения, жанровыми чертами и содержанием музыкальных произведений. Учёный анализирует роль общего жизненного опыта в развитии навыков восприятия и влияние психологических факторов на формирование музыкального языка. Затрагиваются проблемы целостности и дифференцированности восприятия музыкальных произведений. Восприятие музыки как творчество слушателя рассматривает в своей работе В.Д. Остроменского «Формирование музыкального восприятия». Г.М. Цыпин в своей книге «Психология музыкальной деятельности» касается вопросов, связанных с природой и структурой музыкального восприятия. Он анализирует различные воззрения на принципы музыкального восприятия, исследует соотношение сознательного и бессознательного, интуитивного и рационально-логического в музыкальной деятельности. Сегодня музыкальная психология является направлением междисциплинарного характера и объединяет психологию и музыкознание. Она представляет собой отрасль психологии искусства, изучающую психические явления и процессы, вызываемые музыкой и порождающие ее. В настоящее время выделяют следующие направления исследований в данной науке – разработка и обоснование предмета исследования, методов и методик, построение и обоснование базовых концепций; – психология музыкальных способностей; – психология музыкального слуха; – психология восприятия музыки как особой музыкальной активности; – психология музыкального творчества; – психологические аспекты музыкальных явлений. Относительно самостоятельные пограничные направления исследований музыкальной психологии связаны с музыкотерапией и музыкальной антропологией (этномузыкознанием). Таким образом, в процессе становления музыкальной психологии как научной дисциплины происходили поиск, смена и конкретизация ее предметного поля. На первом этапе это музыкальный звук и слух человека, на втором – сама музыка, исследование ее функционирования, причин различного воздействия музыки и ее выразительности и, соответственно, психических функций человека, на которых основываются все музыкальные явления; психомоторика музыкальноисполнительской деятельности, исследование слухового восприятия и развития слуха. И постепенно на первый план выходит категория «переживание» как ядро музыкального восприятия и главная составляющая музыкальности человека. В настоящее время в центре внимания музыкальной психологии находится личность, включенная в музыкальную деятельность, личностные процессы композитора–исполнителя–слушателя, учителя–ученика.
Date: 2015-07-01; view: 528; Нарушение авторских прав |