Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и функции государства в экономике. Методы государственного регулирования экономики





 

Государство воздействует на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Основные экономические функции государства (правительства):

1.обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

2.зашита конкуренции, антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции

3.перераспределение доходов: из налогов в пенсии, пособия…

4.финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

5. распределение ресурсов;

6. регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

7.финансирование производства, непосредственное производство общ товаров и услуг.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты) субсидирование негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п.

Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика, налогообложение, регулирование цен; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

 


Обобщенная теоретическая модель макроэкономического (стратегического) планирования и ее основные интерпретации.

Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование – определение стратегических направлений развития народного хозяйства.

Основное содержание макроэкономического планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития. Главной стратегической перспективой развития экономики и общества является неуклонный рост уровня благосостояния населения страны. Суть стратегического планирования заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущая роль которых принадлежит государству. Основная цель стратегического планирования заключается в определении главных направлений социально-экономической роли государства в обеспечении достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.

Благодаря стратегическому планированию определяются направления, по которым следует развиваться, на каких рынках лучше действовать, какие технологии усваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться. Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.

Таким образом, суть макроэкономического планирования заключается не в разработке и доведении многочисленных показателей для выполнения, а в научной постановке целей будущего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное индикативное планирование направлено на сочетание всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансовых новых потоков, обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЯ!!!! Обобщенная теоретическая модель макроэкономического (стратегического) планирования и ее интерпретации

Элементы этой упрощенной теоретич схемы:

а: Переменная а характеризует возможную поли­тику центрального органа (или центра),

А: Это множество всех возможных вариантов эко­номической политики.

z: факторы, которые оказы­вают воздействие на развитие экономики, (это неуправляемые экзогенные фак­торы (или просто экзогенные факторы)).

Z представляет собой множество всех возмож­ных состояний неуправляемых экзогенных факторов.

х: характеризует состояние экономики.

X: обозначает множество всех возможных состояний экономики

x = f(a, z): Эта зависимость описывает функционирование эк системы или механизм управл-я

(смысл его: состояние экономики х — функция от политики, проводимой цент­ром а, и экзогенных факторов z, т. е. каждой паре (a, z), состоящей из возможной политики а и возможного набора экзогенных элементов z, здесь соответствует состояние, или выход, х, а форма этой зависимости обозначается че­рез f.

Множество возможных состояний экономики X форми­руется в результате перебора всех возможных вариантов политики а из множества А и всех возможных экзогенных факторов z из множества Z.Схема планирования, является статической.

Интерпретации: подходы связанные с теорией груповых решений и теорией игр, бескоалиционные и коалиционные игры, динамическая интерпретация схемы планирования.

Теоретические основания и пути реализации макропланирования экономики. Модель межотраслевого баланса (В.Леонтьев) и его теоретическое и практическое значение.

Макроэкономическое планирование – это cознательная деят-ть гос-ва с целью достиж. желаемого сост-я нац.эк-ки; Разработка модели достиж. желаемого и ожидаемого сост. нац.эк-ки при одновременном опред-е путей, способов, средств и сроков обеспеч-я этого сост. и кон-х результ.
Стратегическая цель планиров-я развития нац.эк-ки – обеспеч-е эк.-го роста в соотв. с критериями конкурентоспособности и стабильности развития.
Принципы макроэкономического планирования:
1. Оценка современного уровня развития нац. эк-и. 2. Правильное опред-е приоритетов.
3. Сбалансированность.4. Сочетание различных видов планир-я. 5. Реалистичность. 6. Ориентация на мировые стандарты. 7. Адаптация.

Планир-е реализ. через систему планов, которые разрабат-ся на различные периоды действия и имеют различн. формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения.

Планы бывают: - долгосрочные (15-20 лет); - среднесрочные (3-5 лет);- краткосрочные (до 1 года); - оперативные (планы на сутки, неделю и декаду).

Выделяют следующие формы планирования:

- Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежащее исполнению;

- Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений эк. показат-й по основным наиболее важным направл. соц.-эк. развития страны отрасли, объединений предприятий и др.

- Индикативное планирование – это инструмент по реализ.целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся эк. ситуации.

Индикативный план включает в себя: 1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; 2) прогнозную часть: прогноз социально-экономическою развития; 3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции

1 ) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы:

1. Нац. стратегия устойчивого соц.-эк. развития РБ на 15 лет. 2. Осн. направл. соц.-эк. развития РБ на 10-летний период. 3. Программа соц. эк.развития РБ на 5 лет. 4. Прогноз соц.-эк.развития РБ на краткосрочную перспективу разраб-тся ежегодно.

Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

1) Гос. программа инновац. развития на 2011-2015 годы.

2) Гос. программой укрепления аграрной эк-ки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.

3) Нац. программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы.

4) Комплексная программа развития сферы услуг в РБ на 2006-2010 годы.

5) Программа развития промыш-го комплекса РБ на 1998—2015 годы и др.

Модель межотраслевого баланса (В.Леонтьев, получил Нобелевскую премию) и его теоретическое и практическое значение.

Межотраслевой баланс (метод «Затраты-выпуск») в международной трактовке — это разновидность балансовых построений, характеризующих межотраслевые связи, пропорции и структуру общественного производства. Он интегрируется в систему национальных счетов, конкретизирует основные счета СНС и позволяет отразить эффективность общественного производства, ценообразование, влияние факторов экономического роста и обеспечить прогнозирование процессов в экономике.

В модели межобраслевого баланса Леонтьева для анализа применятся схема МОБ, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

1.объемы потребления на нужды производства — первый квандрант;

2.группирование продукта в зависимости от того, как он используется — второй квандрант;

3.включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного — третий квандрант;

4.структура распределения национального дохода — четвертый квандрант.

Модель МОБ В. Леонтьева отличается двояким рассмотрением отдельных отраслей - как покупателей материальных благ и услуг, предложенных другими отраслями, и как продавцов материальных благ и услуг, созданных ими самими. Данная характерная черта модели МОБ позволяет определить ее как модель "затраты-выпуск".

В общих чертах модель МОБ представляет собой таблицу структуры валового национального продукта. Затраты каждой отрасли отражены по вертикали, что характеризует потребление (формирование затрат) промежуточной продукции каждой отраслью и ее вклад в создание конечного общественного продукта. По горизонтали в таблице отражен выпуск продукции по отраслям, что отражает отраслевую структуру потребления (распределения) части промежуточного продукта и конечный продукт отрасли. Используя эти данные, можно определить удельные затраты, разделив выбранный показатель строки или столбца на величину валового продукта, т.е. разделив величину затрат одной отрасли на объем продукции другой, получим удельное потребление этой отраслью продукции первой.

Каждому виду благ соответствует отдельная строка. Читая таблицу по строкам, можно видеть, как используется валовой выпуск каждого из выпускаемых видов продукции. В промышленности, например, за год было произведено 30 единиц продукции, которая оказалась поровну распределенной между сельским хозяйством, промышленностью и конечным спросом. Точно так же последняя строка показывает, что из 40 единиц труда, использованного в течение года, 20 единиц было занято в сельском хозяйстве и 20 - в промышленности.

Приведенные величины можно складывать по строке, поскольку они измерены в одних и тех же натуральных единицах. Складывать указанные элементы по столбцу нельзя, так как в разных строках используются неодинаковые единицы измерения. Однако каждый столбец, рассматриваемый как единое целое (или как вектор), все же имеет определенный смысл. Первый и второй столбцы представляют собой значения аргументов соответствующих производственных функций для отдельных отраслей. Так, первый столбец показывает, что, затратив 20 единиц продукции сельского хозяйства, 10 единиц продукции промышленности и 20 единиц труда, можно произвести 60 единиц продукции сельского хозяйства.

Экономику, описываемую с помощью данных табл. 1, можно рассматривать как черный ящик, который преобразует 40 единиц труда в выпуск чистой продукции, включающей 30 единиц сельскохозяйственной продукции и 10 единиц промышленных товаров, предназначенных для конечного потребления.

С применением таблиц "затраты-выпуск" значительно возрастают аналитические возможности экономических служб государства, поскольку таблицы дают возможность проследить, каким образом рост производства какой-либо отрасли вызывает адекватный рост остальных отраслей, вариантов инвестиционной и налоговой политики, внешней торговли, военных расходов и т.п.

 

 


5 (109) Формирование экономической политики: направления и временный аспект. Теорема Эрроу и «парадокс голосования».

Представим себе, что в принятии коллективного решения участвуют три индивида либо три однородные группы голосующих, каждая из которых располагает одним и тем же числом голосов. Предметом обсуждения: расходование средств, поступ-х в гос. бюджет сверх первоначально план-йся суммы. Предполагается, что эти средства можно затратить на доп. Фин-ие одной из трех отраслей: науки (Н), образования (О) или культуры (К). Предпочтения голосующих индивидов или групп представлены в табл. 4.1. Набор предпочтений всех участников голосования по отношению ко всем допустимым альтернативам называется профилем предпочтений.

Пусть на основе правила простого большинства происходит попарное срав­нение альтернативных вариантов решения. Если начать со сравнения вариантов Н и О, то голосами первого и третьего субъектов выбора побеждает вариант Н. Далее при сравнении Н и К побеждает К благодаря голосам второго и третьего субъектов. Получается, что исход коллективного выбора — прирост ассигнований на культуру.

Однако сравним победивший вариант К с отсеянной уже на первом шаге альтернативой О. При таком сравнении преимущество получает О за счет голосов первых двух субъектов, участвующих в голосовании.

  1 место 2 место 3 место
I Н О К
II О К Н
III К Н О

Если после этого сравнить О с Н, победу вновь одержит Н и т. д.

Мы описали парадокс голосования (парадокс Кондорсе), который побуждает сделать вывод об уязвимости правила простого большинства. Парадокс голосования-ситуация, при к-рой предпочтения отд. Избирателя транзитивны, а преп-я всей группы-нет.

Выяснилось, что это правило не гарантирует транзитивности коллективного выбора. Транзитивность предполагает, что из x>y и y>z следует x>z.

ИТОГ: Н> О; К >Н; О> К(Парадокс голосования).

Теорема Эрроу о невозможности.

Теорема утверждает, что не существует правила коллективного выбора, удовлетворяющего одновременно следующим шести требованиям.

Американский экономист Эрроу занимался рыночной экономикой и пытался создать математическую модель принятия групповых решений при условиях равноправия индивидов и соблюдения их индивидуальных предпочтений, но результаты его труда показали работу универсального общественного механизма.

Эрроу выделил пять условий, ныне общепризнанных как существенные для демократии, при которой социальные решения принимаются путём выявления предпочтений отдельных личностей, иными словами — по результатам голосования. Использовав элементарный математический аппарат, Эрроу показал, что эти условия противоречивы. Невозможно создать избирательную систему, которая бы не нарушала как минимум одного из них. Причём не по чьей-то злой воле, а принципиально, в силу изначальной и неустранимой порочности.

1. аксиома гомогенности. (если мы выбираем президента, то мы должны отдать предпочтение тому, кто лучше всех будет управлять страной, а не тому, который лучше всех выглядит (что было бы логично на конкурсе красоты).

2.выбор должен зависеть от индивидуальных предпочтений голосующих и, кроме того, быть универсальным, то есть давать ответ при любых предпочтениях членов сообщества (аксиома универсальности).

3. при единогласном предпочтении одного варианта общественный выбор должен указывать на него (аксиома единогласия).

4. должен зависеть от посторонних альтернатив, не участвующих в выборе, т. е. избиратели должны определять свои предпочтения между избираемыми альтернативами, исходя только из качеств выбираемых вариантов, а не под давлением тех или иных групп влияния либо других, не имеющих отношения к выбору, факторов (аксиома независимости).

5. аксиома транзитивности.

6.отсутствие диктатора.

Вывод: в условиях демократии, все эти условия выполняться не смогут одновременно. Всем перечисленным условиям в совокупности отвечает только диктаторский. Иными словами, нужно выбрать какого-нибудь произвольного члена общества и осуществлять общественный выбор в соответствии с предпочтениями этого «эталона». Других рациональных с точки зрения математической науки правил не существует.


Date: 2015-06-11; view: 638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию