Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Автоматической мысли
Если пациент по-прежнему уверен в истинности своей дисфункциональной автоматической мысли и испытывает дисфорию, терапевт определяет, почему начальная попытка когнитивной реструктуризации оказалась неудачной. Вот перечень возможных объяснений. 1. Присутствуют другие, более значимые для пациента автоматические мысли и/или представления, которые не выявлены и/или не проработаны. Это означает, что терапевту не удалось выявить ключевую автоматическую мысль или образ (представление) пациента. Например, Салли сообщает о своей мысли: "Если я вызовусь [написать заметку в стенгазету], у меня ничего не получится". Оценивание этой мысли не поможет улучшить ее настроение, поскольку присутствуют другие важные (но неосознаваемые) мысли: "Что если они [издатели стенгазеты] решат, что я никудышный автор?" или "Что если мне не удастся написать интересную заметку?". У Салли также присутствует визуальный образ. Она представляет редактора газеты, изучающего ее материал насмешливым, пренебрежительным выражением лица. 2. Работа над автоматической мыслью оказалась неудачной, поверх костной или недостаточной. Например, у Салли есть мысль: справлюсь со всем этим. Мне так много надо сделать", но она сама о возражает: "Нет, у меня наверняка все получится". Этого ответа недостаточно, и тревога Салли не уменьшается. 3. Пациенту не удалось найти и озвучить все доводы, которые, по его мнению, подтверждают эту автоматическую мысль. В данном случае терапевт не выявил достаточно доказательств, на основе которых у и пациента сформировалась уверенность в правдивости его автоматической
152 Глава 8
мысли. В этом случае невозможно сформулировать хороший адаптивный ответ. Например. Т: Салли, почему вы решили, что вашему брату на вас наплевать? П: Он почти никогда не звонит мне. Звоню всегда я. Т: А существуют ли доказательства обратного? Того, что он действительно беспокоится о вас, что он хочет поддерживать с вами хорошие отношения? Прояви терапевт чуть больше настойчивости и внимания, он обнаружил бы у Салли другие доводы в поддержку ее проблемной автоматической мысли: ее брат на каникулах проводит больше времени со своей подругой, чем с сестрой, тон его голоса резок и нетерпелив, когда бы она ни позвонила и он не прислал ей поздравительную открытку ко дню рождения. Получив эти дополнительные сведения, терапевт помог бы Салли эффективнее взвесить доказательства и сформулировать альтернативные объяснения такого поведения се брата. 4. Автоматическая мысль по сути является глубинным убеждением пациента. Здесь пациент выявляет автоматическую мысль, которая в то же время представляет собой глубинное убеждение. Так, у Салли часто возникает мысль: "Я ни на что не способна". Пациентка настолько глубоко убеждена в собственной никчемности, что разовое оценивание не изменит ее восприятия, как не изменит и сопутствующих негативных эмоциональных реакций. Чтобы изменить глубинное убеждение Салли, терапевту придется применить множество других техник (см. главу 11, посвященную работе с глубинными убеждениями). 5. Пациент понимает "умом", что автоматическая мысль искажена, но "в душе" не верит этому. В этом случае терапевту необходимо выявить и исследовать убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли. Т: Насколько вы верите в то, что профессор не подумает, будто вы попусту отнимаете его время, а даже если и подумает, то помогать студентам - это его работа? П: Наверное, это так, но... Т: Но? П: Хотя я и считаю, что он должен помочь, мне по-прежнему кажется, что он подумает, будто я отнимаю у него время. Т: Ладно. Давайте предположим, что он действительно подумает, что вы попусту отнимаете его время. Что в этом плохого?
Оценивание автоматических мыслей 153
Здесь терапевт выясняет, что на самом деле пациентка не верит в адаптивный ответ, и выявляет лежащее в основе ее сомнений убеждение: обратившись за помощью, я признаюсь в своей слабости. Date: 2015-07-01; view: 430; Нарушение авторских прав |