Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурированиеСтр 1 из 137Следующая ⇒
ББК (Ю) 88.4 Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства Guilford Publications, Inc.. All rights reserved. No part of this book may be reproduced, stored in retrieval system, or transmitted, in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying, microfilming, recording, or otherwise, without written permission from the publisher. Russian language edition published by Williams Publishing House according to the Agreement with R&I Enterprises International, Copyright © 2006. Authorized translation from English language edition published by Guilford Publications, Inc., Copyright © 2006 ISBN 5-8459-1053-6 (pyc.) © Издательский дои «Вильямс», 2006 ISBN 0-8986-2847-4 (англ.) © The Guilford Press, 1995 _________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Введение 19 Глава 2. Когнитивная концептуализация 33 Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47 Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурирование и формат 69 Глава 5. Трудности в структурировании терапевтической сессии 87 Глава 6. Выявление автоматических мыслей 101 Глава 7. Выявление эмоций 121 Глава 8. Оценивание автоматических мыслей 133 Глава 9. Ответы на автоматические мысли 155 Глава 10. Выявление и изменение промежуточных убеждений 169 Глава 11. Глубинные убеждения 201 Глава 12. Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 231 Глава 13. Образные представления 271 Глава 14. Домашнее задание 293 Глава 15. Завершение терапии и профилактика рецидива 319 Глава 16. Составление плана лечения 335 Глава 17. Трудности терапии 355 Глава 18. Профессиональный рост когнитивного терапевта 371 Приложение А. Рабочий бланк терапевтического случая 375 Приложение Б. Рекомендуемая литература для терапевтов 380 Приложение В. Рекомендуемая литература для пациентов (и терапевтов) 383 Приложение Г. Информация для когнитивных терапевтов 384 Библиография 386 Предметный указатель 393
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 13 Вступление 17
Глава 1. Введение 19 Развитие когнитивного терапевта 29 Как пользоваться этой книгой 29 Глава 2. Когнитивная концептуализация 33 Когнитивная модель 34 Убеждения 35 Отношения, правила и предположения 36 Взаимосвязь поведения и автоматических мыслей 37 Пример случая 39 Выводы 44
Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47 Цели и структура первой терапевтической сессии 48 Определение повестки дня 50 Оценка настроения 52 Знакомство с жалобами пациента, выявление его текущих проблем и определение целей терапии 53 Обучение пациента когнитивной модели 56 Ожидания от терапии 59 Разъяснение пациенту природы его расстройства 61 Подведение итогов сессии и определение домашнего задания 63 Обратная связь 65 Выводы 67
Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурирование и формат 69 Краткая оценка состояния и настроения пациента 70 Связь текущей сессии с предыдущей 73 Определение повестки дня 74 Анализ домашнего задания 76
8 Содержание
Обсуждение вопросов повестки дня, определение нового домашнего задания и периодическое подведение итогов 77 Заключительное подведение итогов и обратная связь 83 Третья и последующие сессии 84 Глава 5. Трудности в структурировании терапевтической сессии 87 Обзор минувшей недели 89 Оценка настроения 90 Связь с предыдущей сессией 93 Определение повестки дня 94 Анализ домашнего задания 96 Обсуждение вопросов повестки дня 96 Определение нового домашнего задания 97 Заключительное подведение итогов 98 Обратная связь 99 Проблемы, возникающие из-за когниций терапевта 99 Глава 6. Выявление автоматических мыслей 101 Особенности автоматических мыслей 101 Объяснение пациенту природы автоматических мыслей 104 Выявление автоматических мыслей 106 Выявление проблемной ситуации 112 Различия между автоматическими мыслями и интерпретациями 114 Различия между более и менее значимыми автоматическими мыслями 115 Уточнение запомнившихся автоматических мыслей 115 Изменение формы "телеграфических" или вопросительных мыслей 116 Обучение пациентов распознаванию автоматических мыслей 118 Глава 7. Выявление эмоций 121 Отличие автоматических мыслей от эмоций 122 Важность различения эмоций 124 Трудности в обозначении эмоций 126 Трудности с оценкой интенсивности эмоций 128 Применение шкалы интенсивности эмоций для планирования терапии 131 Глава 8. Оценивание автоматических мыслей 133 Выбор автоматической мысли - "мишени" 133 Работа с автоматической мыслью 135 Вопросы для оценивания автоматических мыслей 136 Использование альтернативных вопросов 145 Выявление когнитивных искажений 147 Оценка выгоды автоматических мыслей 149 Содержание 9
Эффективность оценивания автоматических мыслей 150 Концептуализация неудачной оценки автоматической мысли 151 Глава 9. Ответы на автоматические мысли 155 Бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ) 155 Мотивирование пациентов использовать бланк РДМ 164 Когда бланк РДМ недостаточно эффективен 165 Дополнительные способы поиска ответов на автоматические мысли 166 Глава 10. Выявление и изменение промежуточных убеждений 169 Когнитивная концептуализация 170 Выявление промежуточных убеждений 176 Следует ли изменять убеждение 180 Разъяснение пациентам природы их убеждений 182 Преобразование правил и отношений в форму предположений 182 Определение преимуществ и недостатков, присущих убеждениям 183 Формирование нового убеждения 184 Изменение убеждений 184 Глава 11. Глубинные убеждения 201 Категории глубинных убеждений 204 Выявление глубинных убеждений 206 Представление пациенту глубинных убеждений 207 Разъяснение пациенту природы и влияния глубинных убеждений 208 Изменение глубинных убеждений и формулирование новых идей 212 Бланк для работы с глубинными убеждениями 213 Глава 12. Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 231 Решение проблемы 231 Принятие решения 233 Поведенческие эксперименты 235 Мониторинг и планирование видов деятельности 238 Отвлечение и переключение внимания 250 Релаксация 253 Копинг - карточки 253 Техника последовательного приближения 255 Ролевая игра 258 Техника "пирога" 261 Функциональные сравнения и похвальные дела 265 Глава 13. Образные представления 271 Выявление образов 271 Разъяснение пациенту природы образных представлений 273
10 Содержание
Поиск ответа на спонтанные образы 275 Ответ на спонтанно возникающие образы 285 Когнитивная терапия: создание образов как терапевтический прием 286
Глава 14. Домашнее задание 293 Определение домашнего задания 294 Повышение вероятности успешного выполнения пациентом домашнего задания 300 Концептуализация трудностей 308 Глава 15. Завершение терапии и профилактика рецидива 319 Действия терапевта на первой сессии 319 Действия терапевта в процессе терапии 321 Действия терапевта перед завершением курса терапии 325 Бустерные сессии 331
Глава 16. Составление плана лечения 335 Достижение терапевтических целей в широком смысле 335 Планирование вмешательства на протяжении сессий 336 Разработка плана лечения 337 Планирование отдельных сессий 338 Выбор проблемы - "мишени" 344 Смена темы на сессии 349 Изменение стандартного лечения для конкретных расстройств 350
Глава 17. Трудности терапии 355 Выявление проблем 355 Концептуализация проблем 358 Тупиковые ситуации 367 Решение проблем, возникающих в процессе терапии 368
Глава 18. Профессиональный рост когнитивного терапевта 371
Приложение А. Рабочий бланк терапевтического случая 375 Приложение Б. Рекомендуемая литература для терапевтов 380 Приложение В. Рекомендуемая литература для пациентов (и терапевтов) 383 Приложение Г. Информация для когнитивных терапевтов 384
Библиография 386 Предметный указатель 393
Моему отцу, Аарону Т. Беку, д-ру медицины
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Какова цель этой книги?» - естественный вопрос, который задает себе читатель любой книги по психотерапии, и именно об этом следует поговорить в предисловии. Чтобы ответить на этот вопрос будущим читателям книги д-ра Джудит Бек Когнитивная психотерапия: полное руководство, мне необходимо вернуться назад, к истокам когнитивной терапии и ее последующему развитию. Когда я впервые начал лечить пациентов с помощью набора терапевтических техник, который впоследствии назвал "когнитивной терапией", я и не подозревал, куда этот подход - так сильно отличавшийся от знакомого мне психоаналитического - меня приведет. Основываясь на своих клинических наблюдениях: и результатах некоторых системных клинических исследований и экспериментов, я предположил, что в основе таких психиатрических нарушений, как депрессия и тревожность, лежит расстройство мышления. Речь идет о систематических искажениях интерпретаций пациентом своего жизненного опыта. Обратив внимание пациента на эти искажения и предложив ему альтернативы - то есть более вероятные объяснения травмирующих его ситуаций, - я обнаружил, что таким образом добиваюсь почти немедленного ослабления симптомов расстройства. Для предупреждения рецидивов я обучал пациентов применению этих когнитивных навыков в повседневной жизни. Оказалось, что решение актуальных проблем пациента в плоскости "здесь и сейчас" приводит к почти полному избавлению от симптомов в течение 10-14 недель. Дальнейшие клинические исследования, проведенные моей исследовательской группой и другими клиницистами, подтвердили эффективность когнитивной терапии в лечении депрессивных, треножных и панических расстройств. К середине 1980-х годов я уже мог утверждать, что когнитивная терапия достигла статуса "системы психотерапии". Ее составляли:
14 Предисловие
• теория личности и психопатология, основные постулаты которой были подтверждены эмпирически; • модель психотерапии с набором принципов и стратегий, разработанным на основе теории психопатологии; • убедительные эмпирические находки, основанные на результатах клинических исследований, подтверждающих эффективность этого подхода. Со времени зарождения когнитивной терапии новое поколение терапевтов / следователей / преподавателей провело ряд базовых исследований концептуальной модели психопатологии и прикладной когнитивной психотерапии относительно более широкого спектра психиатрических расстройств. Благодаря систематическим исследованиям были открыты базовые когнитивные определения личности и психиатрических расстройств, выработаны принципы идиосинкразической обработки и получения информации по этим расстройствам, а также изучена взаимосвязь когнитивной уязвимости и подверженности стрессу. Применение когнитивной терапии к множеству психологических, психиатрических и соматических расстройств выходит далеко за пределы, которые я мог вообразить, когда лечил с помощью когнитивной терапии первых пациентов, страдающих депрессией и тревожностью. Исходя из результатов исследований, проведенных по всему миру, но особенно в США, достоверно установлено, что когнитивная терапия эффективна в лечении чрезвычайно широкого спектра заболеваний - от посттравматического стрессового расстройства до обсессивно-компульсивного расстройства, от фобий всех видов до расстройств приёма пищи. В сочетании с приемом медикаментов когнитивная терапия полезна в лечении биполярного аффективного расстройства и шизофрении. Также выяснилось, что применение когнитивной терапии дает успешные результаты в лечении ряда хронических соматических состояний, таких как боль пояснице, колит, гипертония и синдром хронической усталости. При таких широких возможностях применения когнитивной терапии, как страстно увлеченный терапевт может обучиться главным ее принципам? Хочу ответить словами Алисы из Страны чудес: "Начните с самого начала" и вернуться к вопросу, заявленному в начале данного предисловия. Цель этой книги, написанной д-ром Джудит Бек, представителем нового поколения когнитивных терапевтов (которой довелось, будучи подростком, выслушивать и многочисленные рассуждения на любимую тему), - предоставить четкое основание для практики когнитивной терапии. Несмотря на широкие возможности применения когнитивной терапии, в ее основе лежат одни и те же фундаментальные принципы, о которых и пойдет речь в данной работе - базовом руководстве для когнитивных терапевтов. (Другие работы, автором некоторых Предисловие 15
являюсь я, проведут когнитивного терапевта через лабиринт каждого из конкретных расстройств.) Я надеюсь, что даже опытные когнитивные терапевты найдут эту книгу весьма полезной для совершенствования навыков концептуализации, расширения набора терапевтических техник, обучения более эффективному планированию лечения и устранению трудностей, возникающих в ходе терапии. Конечно, ни одна книга по когнитивной терапии не заменит супервизии, которую можно получить у квалифицированных когнитивных терапевтов (см. приложение Г). Д-р Джудит Бек является достаточно квалифицированным специалистом, чтобы предложить свое руководство когнитивным терапевтам. На протяжении последних десяти лет она проводила рабочие группы, семинары и организовывала конференции, а также читала лекции по когнитивной терапии, осуществляла супервизию многих начинающих и опытных терапевтов, участвовала в создании протоколов лечения различных расстройств и занималась исследовательской работой по вопросам когнитивной терапии. Обладая таким замечательным багажом знаний и опыта, она написала книгу, содержащую поистине бесценную информацию, позволяющую максимально эффективно применять когнитивную терапию на практике. Практика когнитивной терапии непроста. Я наблюдал за множеством участников клинических исследований, например за теми, кто способен пройти через процесс терапевтической работы с "автоматическими мыслями", не отдавая себе отчета в восприятии пациентами их личного мира и без малейшего чувства "совместного эмпирицизма". Цель д-ра Бек - обучить как начинающих, так и опытных когнитивных терапевтов основам когнитивной терапии, и она великолепно справилась с этой миссией.
Аарон Т. Бек, д-р медицины
16 Предисловие
Date: 2015-07-01; view: 445; Нарушение авторских прав |