Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Тема П.1.Психическое развитие в младенческом возрасте Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения). Депривация – лишение, утрата человека чего-то значимого для него. Комплекс «оживления» - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.
Младенчество - период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.
Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».
Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.
Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Ситуативно-личностное общение – общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе. Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие. «Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей. Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.
Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Тема. П. 2. Психическое развитие в раннем детстве
Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами. Орудийные действия - активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком) Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Половая идентификация – отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола. Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)
Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку. Символическая функция сознания выражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов. Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие. Соотносящие действия – активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).
Тема П. 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.
Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.
Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.
Тема II.4.Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.
Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.
Рефлексия – процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.
Тема II.5. Психическое развитие в подростковом возрасте
Акселерация – процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.
Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.
Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).
Маскулинность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.
Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.
Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.
Феминность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.
Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.
Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни. Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе. Тема П. 7. Психология взрослости Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.
Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей. Тема II.8. Психические особенности старения и старости
Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.
Витаукт -система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.
Геронтопсихология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.
Инволюция – процесс угасания психических процессов и функций.
Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.
Date: 2015-07-01; view: 626; Нарушение авторских прав |