Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование тренажеров для психофизиологической экспертизы профессиональной пригодности
Одной из причин снижения профессиональной пригодности специалистов является развитие стойких функциональных расстройств организма и психики в результате воздействия неблагоприятных условий деятельности и существенных профессиональных затруднений и нарушений при выполнении трудовых задач. Функциональные расстройства обуславливают частое отстранение от работы, а неврозы, эмоционально-вегетативные нарушения и нейроциркуляторные дистонии приводят к преждевременной дисквалификации опытных специалистов. Например, среди причин функциональных расстройств у летчиков 40% составляют психотравмирующие факторы летной деятельности. В структуре летных психогений две трети имеют острый характер и связаны с авариями, предпосылками к летным происшествиям и другими опасными ситуациями в полете, а остальные вызваны хроническим невротическим конфликтом вследствие профессиональных затруднений в период летной деятельности. У летчиков с профессиональными заболеваниями нерв ной и сердечно-сосудистой систем еще до появления клинических симптомов отмечаются нарушения профессиональной работоспособности, основными проявлениями которых являются повышенная раздражительность, вспыльчивость и утомляемость, плохая переносимость факторов полета, неуверенность в профессиональных действиях, появление страха полетов и ухудшение самочувствия в полете. При данных расстройствах наблюдаются нарушения процессов образного и вероятностного прогнозирования, снижение возможностей по анализу информации в условиях ограниченного лимита времени, ухудшение совмещенной деятельности и т. д., что свидетельствует о снижении уровня их профессиональной пригодности. В наиболее общем виде закономерности развития, а также проявлений данных заболеваний в профессиональной деятельности могут быть описаны в рамках так называемых психофизиологических синдромов чрезмерной эмоциональной активации и дискоординации регуляторных функций центральной нервной системы при воздействии интеллектуальных и эмоциогенных факторов полета. Важно подчеркнуть, что эти психофизиологические синдромы, как правило, значительно опережают развитие нозологически отчетливой картины заболевания и нередко отмечаются после клинического выздоровления. Таким образом, задачи повышения эффективности и безопасности деятельности, увеличения профессионального долголетия определяют необходимость разработки и совершенствования методов ранней диагностики, экспертной оценки и коррекции функциональных расстройств, основанных на использовании психофизиологических закономерностей выполнения сложных элементов деятельности. В ряде работ показана целесообразность включения в комплекс методов врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ) пилотажного тренажера [39, 45]. Для психофизиологического обоснования методики обследования летчиков на пилотажном тренажере при медико-психологическом освидетельствовании было проведено специальное исследование. В исследовании принимали участие 302 летчика, из которых 41 человек – с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы, 112 человек– с расстройствами нервной системы, 35 человек – с выраженными профессиональными затруднениями и 114 человек составляли контрольную группу. На первом этапе изучались причины и патогенетическая роль профессиональных затруднений в развитии функциональных расстройств у летчиков; определялись недиагнос-тируемые существующими методами врачебно-летной экспертизы проявления функциональных расстройств при выполнении летной деятельности. Обосновывались показания к обследованию на тренажере при медико-психологическом освидетельствовании и содержание профессиональных нагрузочных проб. С этой целью анализировались свидетельства о болезни, проводился анкетный опрос летчиков. Учитывались психо-травмирующие факторы в анамнезе, связанные с причинами заболевания (данные об ошибках в полетах, предпосылках к летным происшествиям и других отклонениях в летной деятельности), время появления отклонений в состоянии здоровья и характер жалоб летчиков, время установления диагноза и медицинской дисквалификации. На втором этапе проводился психофизиологический анализ моделируемой летной деятельности летчиков на тренажере применительно к задачам медико-психологического освидетельствования. Определялись информативные признаки психофизиологических нарушений, характеризующие функциональные расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, нормативы показателей психофизиологических реакций, а также показатели качества и эффективности деятельности летчиков. Данные психофизиологического обследования летчиков на тренажере сопоставлялись с катамнестическими данными об особенностях их летной работы. Экспериментальные исследования выполнены на комплексном тренажере КТС-6. В процессе выполнения летчиками заданий на тренажере определялись следуюшие пока затели: максимальные отклонения высоты и курса полета от заданных, общее время опознания отказа и принятия решения, время восстановления навигационной ориентировки, прирост частоты сердечных сокращений (ЧСС), минутный объем дыхания (МОД), кожно-гальваническая реакция (КГР) на этапах обследования относительно исходных значений в покое (ΔЧСС, ΔМОД, ΔΚΓΡ), относительный кислородный пульс (ΔΚΠ = ΔМОД/ΔЧСС, л/уд.), психофизиологические резервы (ПР = Σοш.эτ х100/Еисх), прирост ЧСС, ЧД, КГР, дыхательного объема в аварийных ситуациях относительно значений до развития ситуаций (ΔЧСС, АЧД', ΚΓΡ', DVT = КТэт. - КТисх, где VT = МОД/ЧД, л/уд.). Регистрация показателей осуществлялась с помощью штатного оборудования тренажера, комплекта «Физиолог-М», 8-канально-го анализатора-интегратора «ЭЭГ-80» фирмы «Medicor». Изучение особенностей профессионального анамнеза летчиков с функциональными расстройствами позволило установить, что существенную роль в развитии этих расстройств играет психотравмирующее воздействие субъективной сложности выполнения полетных заданий. У летчиков с диагнозами функциональных расстройств в 3–4 раза чаще, по сравнению с контрольной группой, в анамнезе отмечаются выраженные затруднения при освоении полетов в сложных метеорологических условиях (СМУ) и выполнении посадки. При опросе физически здоровых летчиков выявлены значимые причины психотравмирующих профессиональных затруднений, основными из которых являются следующие: снижение профессиональных навыков вследствие перерывов в летной подготовке, недостаточное их развитие, непредвиденные усложнения обстановки полета, сложность анализа приборной информации, утомление, недомогание, ограниченный лимит времени, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, снижение настроения, сложность выполнения большого количества рабочих операций, чрезмерно насыщенный радиообмен, шумы, вибрации. На основании полученных данных можно предположить, что при многократном выполнении посадки, особен но в СМУ, указанные причины способствуют развитию у части летчиков хронического невротического конфликта, описываемого В.Н. Мясищевым [184] как противоречие между стремлениями и возможностями личности. Психотравмиру-ющее воздействие профессиональных затруднений у этих летчиков усугубляется как недостаточной их профессиональной подготовленностью, так и стремлением искать выход из конфликтной ситуации в отработке субъективно сложных элементов деятельности за счет дополнительных полетов, то есть повторных воздействий. Таким образом, закономерности патогенеза функциональных расстройств, связанных с затруднениями летчиков в полетах, могут быть описаны в рамках концепции информационных неврозов. Данная концепция, развиваемая в работах М.М. Хананашвили [277, 278], обосновывает высокую вероятность функциональной патологии при длительном воздействии чрезмерных и психоэмоциональных нагрузок операторской деятельности. При изучении показателей летной работы определены некоторые проявления функциональных расстройств в полетах, которые могут быть не диагностированы при медико-психологическом освидетельствовании и могут снижать качество и надежность выполнения полетных заданий. Так, в среднем за три года до установления диагноза врачебно-лет-ной комиссии (ВЛК) или дисквалификации при рассматриваемых нозологических формах 29–38% летчиков отмечают неуверенность в своих действиях, боязнь полетов; 23– 35% – повышенную утомляемость; 11–21% – снижение работоспособности и 16–18% – ухудшение переносимости факторов полета, что можно рассматривать как проявление снижения уровня их профессиональной пригодности. Результаты исследования причин развития и характера проявлений функциональных расстройств при выполнении полетов позволили обосновать показания к психофизиологическому обследованию летчиков на пилотажном тренажере при медицинском освидетельствовании, а именно: а) затруднения при выполнении полетов в СМУ и посадке; б) функцио нальные заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем, при которых вопрос о допуске к полетам решается в порядке индивидуальной оценки (эмоционально-вегетативные нарушения без пароксизмальных расстройств, нейро-циркуляторная дистония гипертонического типа); в) неврозы, астено-невротические расстройства после инфекций, интоксикаций и соматических заболеваний. С целью определения комплекса профессиональных нагрузочных проб (ПНП), которые в большей мере отвечают задачам диагностики и экспертной оценки функциональных расстройств при медико-психологическом освидетельствовании, в процессе экспериментальных исследований на пилотажном тренажере проведен анализ десяти упражнений. На основании результатов этого анализа, а также данных литературы и изучения особенностей деятельности летчиков в реальных полетах выбраны ПНП, которые удовлетворяют следующим требованиям: 1) учитывают возможную патогенетическую связь функциональных расстройств с психотравмирующим воздействием субъективной сложности полетов в СМУ и аварийной обстановки полета; 2) содержание упражнений воспроизводит интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки летной деятельности, устойчивость к которым может быть снижена вследствие не диагностируемых другими методами ВЛЭ психофизиологических нарушений; 3) успешность выполнения упражнений не определяется уровнем развития специальных навыков, связанных с квалификацией летчика, конструктивными особенностями или целевым предназначением освоенного им типа самолета; 4) позволяют дозировать профессиональную нагрузку в процессе обследования. Описание профессиональных нагрузочных проб представлено в таблице 33. Изучение психофизиологических особенностей выполнения ПНП летчиками с функциональными расстройствами и профессиональными затруднениями позволило обосновать нормативы диагностики функциональных расстройств и оценки устойчивости летчиков к интеллектуальным и психоэмоциональным нагрузкам моделируемой летной деятельности. Таблица 33 Date: 2015-07-01; view: 429; Нарушение авторских прав |