Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Исследование проблемы психологического отбора в авиации
11.1. Эффективность психологического отбора в авиации [3] Потребность в заблаговременном определении пригодности к овладению той или иной профессией пропорциональна сложности и специфичности этой профессии. В этом отношении одно из первых мест занимает профессия военного летчика. Летчик одноместного самолета единолично выполняет функции водителя сложнейшего транспортного средства, штурмана, оператора управления системами, тактика, радиста, каждая из которых достаточно сложна и представляет собой фактически самостоятельную специальность. Деятельность летчика происходит в условиях перемещения в трехмерном пространстве, нередко вне видимости земли, при воздействии знакопеременных перегрузок, перепадов атмосферного давления и т. д. Такая многофункциональная и специфическая деятельность предъявляет к человеку очень высокие требования, отвечает которым далеко не каждый. Наглядным подтверждением этого является необычно высокий отсев обучающихся летному делу. До введения психологического отбора он составлял в разных странах 60–75%, доходя в отдельные годы до 86% [44]. К тому же процесс летной учебы весьма дорогой. «Обучение одного курсанта за четыре года на современном военном самолете обходится государству в 600– 800 миллионов рублей» [215, с. 85]. Поэтому проблеме психологического отбора в авиации уделяется большое внимание. Например, в США для разработки системы психологического отбора летного состава военной авиации была создана «Программа авиационной психологии», в штате которой насчитывалось 1547 человек, включая виднейших психологов страны. Обширные по масштабам и разнообразию исследования привели к созданию достаточно эффективной системы отбора, позволившей вдвое сократить отсев из летных училищ. Прогностичность этой системы видна из таблицы 18. В нашей стране, как указывалось в главе 2, психологический отбор летчиков был возобновлен в 1964 году. По результатам психологического изучения кандидаты распределяются на четыре группы: первая группа – отличные показатели, вторая – хорошие, третья – удовлетворительные, четвертая – низкие. В период исследования кандидаты в летные училища зачислялись без учета результатов психологического обследования. На достаточно большой выборке было установлено, что из кандидатов первой группы за период обучения в училище отчислялось по всем причинам 20%, из второй – 30%, из третьей – 40% и из четвертой - 70% [44]. Если перевести 9-балльную шкалу таблицы в 4-балльную, цифры прогностичности психологического отбора летчиков у нас и за рубежом оказываются достаточно близкими. Можно предположить, что подобное сходство обусловлено не столько подобием применяемых тестов, сколько самой возможностью прогнозирования успешности в такой сложной и специфической деятельности, как летная, с помощью психодиагностических тестов. В последующие годы состав используемых диагностических приемов постоянно совершенствовался. Менялась в сторону усложнения деятельности, то есть повышения требований к человеку, и авиационная техника. Тем не менее связь показателей психологического отбора и критериев успешности летного обучения сохраняется примерно на том же уровне. Достоверно различаются курсанты разных групп отбора по качеству летной подготовки. Таблица 18 Соотношение между оценками психологического отбора по 9-балльной шкале и отсевом курсантов за время обучения (n = 50597 чел.) Таблица 19 Общий процент отчислений из летных училищ по группам психологического отбора (1975–1985 гг.)
Имеется четкая зависимость [216] отсева в процессе учебы от результатов психологического обследования (табл. 19). Таблица 20 Распределение по группам психологического отбора (ПО) кандидатов, курсантов 1-го, 4-го курсов и летного состава, в % (1980–1990 гг.)
Наибольшие различия между группами ПО наблюдаются при отчислении курсантов по летной и теоретической неуспеваемости, то есть именно из-за недостаточных способностей. Значительно меньше – по состоянию здоровья, недисциплинированности и нежеланию*учиться, которые современный психологический отбор прогнозирует значительно хуже. Существующая система психологического отбора направлена прежде всего на прогнозирование успешности обучения курсантов в летных училищах. Основной эффект здесь достигается путем заблаговременного отсева наименее способных, то есть лиц 4-й группы, которые, как показывает статистический анализ, отчисляются из училища в 3–6 раз чаще, чем остальные. Различия между другими группами выражены в меньшей степени. Тем не менее они проявляются как в период учебы в училище, так и при последующей службе. Анализ структуры распределения групп психологического отбора среди кандидатов, курсантов 1-го курса, выпускников и летчиков строевых частей показывает, что за счет отчислений курсантов и дисквалификации профессиональных летчиков увеличивается относительный процент лиц с первой группой отбора и уменьшается с третьей (табл. 20). Указанная закономерность проявляется и при оценке надежности учебно-летной деятельности. Предпосылки к летным происшествиям в третьей группе совершают 75% курсантов, во второй – около 50% и в первой – 25%. Сохраняется эта закономерность и для дипломированных летчиков.
Таблица 21 Date: 2015-07-01; view: 457; Нарушение авторских прав |