Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Психология допроса





Допрос – важнейшее следственное действие.

В практической деятельности следователя он занимает одну треть всего рабочего времени.

Виды допроса:

· В зависимости от процессуального положения участников допроса: обвиняемого, подозреваемого.

· В зависимости от возраста: допрос взрослого, несовершеннолетнего и малолетнего;

· В зависимости от повторности: первичный и повторный;

· Допрос в бесконфликтной ситуации и в конфликтной ситуации.

 

В процессе допроса следователь получает информацию относительно события преступления и отношения лица к данному преступлению, как правило, допрашиваемый доводит информацию до следователя в виде сообщения. Такое сообщение может быть правдивым или ложным, например в силу его заблуждения.

Мотивация допрашиваемого на дачу правдивых показаний формируется следователем на начальной стадии допроса в ходе объяснения его прав и обязанностей.

Применительно к процессуальному положению большинство психологов исследуют факторы дачи правдивых показаний обвиняемого поскольку обвиняемый не несет уголовной ответственности за дачу не правдивых показаний. В то время как действия следователя ограничены четким требованием УПК в более выигрышной ситуации может оказаться обвиняемый. В связи с этим разработано ряд рекомендаций, направленных на дезинформацию противодействующих правонарушителей, реализацией приемов психологического воздействия на них с целью снижения противодействия.

В учебном пособии «психология мышления» Тихомиров дает перечень таких рекомендаций, но более полное из изложение представлены в работе Столяренко «психотехника юриста».

Следует отметить, сто каждый из них имеет различный уровень мотивации применительно сбору доказательств. Поскольку некоторые из них могут находится под влиянием негативных или наоборот излишне позитивных чувств по отношению к преступнику, подвергаться угрозам или уговорам со стороны его ближайшего окружения.

 

В связи с этим от следователя требуется оптимизировать отношения со свидетелями, но и дать оценку личности каждого из них.

Считается, что показания свидетелей являются психологически нейтральными в то время как показания потерпевшего такими являются не всегда, польку последний руководствуется принципом «преступление должно быть раскрыто любой ценой».

Допрос потерпевшего учитывает прежде всего составляющую следопреступления применительно к спектру психологических переживаний. В силу того, что данные переживания выступают на передний план и тем самым несколько затеняют когнитивные составляющую, впечатления, представления, воспоминания.

В силу этого при первичном допросе потерпевших полная информация о картине происшествия может быть недостаточной. В данном случае рекомендуется опросить потерпевшего повторно. Повторный допрос также подтверждается наличием явления временестенции – самопроизвольное выявления опыта, которые ранее не мог быть воспроизведения при некотором волевом и интеллектуальном усилии человека. Далее рекомендаций психолога относительны допроса подозреваемого в совершении преступления касаются мотивации правдивых показаний а в случае отказа от дачи показаний разъяснения неправильной позиции с помощью убеждения.

Применительно к допросу несовершеннолетних и малолетних необходимо помнить о их специфическом процессуальном положении, предполагающим наличие педагога, психолога или законного представителя.

Применительно к малолетнему обращается внимание на их повышенную внушаемость, поэтому формулировка вопросов следователя должна учитывать характер мышления и в целом когнитивной деятельности малолетнего.

 

Применительно к несовершеннолетним необходимо учитывать стремление подростка быть самостоятельным, стремление к сужениям, делать правильные выводы на основании данных суждений. Подростки также обладают высокой внушаемостью тревожностью, а некоторых из них в силу нарушений психического развития может наблюдаться дисбаланс умственного и хронологического возраста.

Применительно к женщинам участникам допроса следует оперировать индивидуально психологическим особенностям познавательной деятельности, детализацией воспринимаемый событий и фактов. В силу своей эмоциональности женщины способны более аргументировано и взвешенно оценивать межличностные отношения, взаимодействия и т.д. К даче ложных показаний женщины проявляют большую изощренность.

В свою очередь мужчины болеем колонны к обобщению и упрощению. Они более рациональны применительно к методу убеждения.

Таким образом индивидуально психические свойства допрашиваемого влияют на формирование показаний и взаимодействие со следователи.

 

Отдельно рассматривается проблема криминального опыта допрашиваемого, а также опыт взаимодействия со следователем во время допроса.

В ряде случаев необходимо оптимизировать производство допроса за счёт качественного улучшения психологического контакта с допрашиваемым. Рекомендуется с целью преодоления барьера безопасности демонстрировать свою непредвзятость, справедливость стремление разобраться во всем, благодаря чему формируется убеждение «этому человеку можно верить».

Ряд авторов предлагают использовать механизм присоединения на уровне копирования позы и движений допрашиваемого, поскольку существует убеждения, что во время общения близкие по духу люди находиться в одинаковых позах.

Для преодоления интереса рекомендуется выяснить интересы и увлечения человека, взгляды и убеждения, найти в них что то общее и благодаря этому упрочить контакты общения.

Рекомендуется в общении использовать те же слова предикаты, которые использует собеседник в своей речи, попытаться увидеть в нем достоинства, а также попытаться установить ведущий тип модальности.

Поскольку репрезентативной системы человека позволяет оценить результаты его мыслительной деятельности по внешним проявлениям. Для этого обычно используется метод калибровки. От допрашиваемого требуется я дать 10 утвердительных ответов и 10 отрицательных, при этом оценивается движение зрачков на каждый из них. Например, нет- движения влево, да- движение вправо. Это дает возможность сформировать и некоторый ключ –доступ. Существует мнение, что правая сторона ориентация прошлого, левая- ориентация будущего. Пример: допрашиваемый является носителем визуального типа модальности, зрачок верхней правой части -припоминание, влево – формирование нового представления или выдумывание. При лжи зрачок человека сужается, при правдивом ответе остается неподвижным.

 

Date: 2015-07-01; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию