Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маги, гадалки, острологи





 

Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем. Монтень Все-таки в чем-то правы были диалектики-марксисты, утверждая, что развитие общества идет не по прямой, а по спирали. Казалось бы, на дворе XXI век, за плечами — атомный, впечатляющие Успехи космонавтики, кибернетики, молекулярной биологии — одним словом, полное торжество науки! А посмотришь на книжные лотки — ан нет… Наоборот, люди раскупают не учебники физики или биологии, а сонники, пособия по практической магии и гадательные карты. Это даже не XIX век с его верой в науку, а что-то ближе к Средневековью.

Лев Михайлович Тарасов в своей книге «Чудо в зеркале разума» подробно разбирает происхождение и механизмы действия магии.

«Обычно ученые разделяют магию на два вида, принимая во внимание разные стороны человеческой практики. Это магия вредоносная, лечебная, любовная, военная, промысловая (охотничья) и т. д. Сущность черной магии выражается в стремлении кого-то нанести вред кому-то, прибегая к содействию сверхъестественных сил. Приемы порчи не отличались особой изощренностью. Суеверные люди в древности были убеждены, что достаточно проткнуть копьем след врага, чтобы тот испытал боль. Еще лучше посыпать отпечаток ноги толченым стеклом, и недруг охромеет. «Кто-то положил на мою ступню бутылку», — жаловался туземец из Юго-Восточной Австралии врачу, почувствовав боль в суставах. Он не сомневался, что был околдован врагом, хотя доктор определил у него обычный ревматизм.

Навредить соседу можно еще проще — направить в его сторону заостренную кость, только следует при этом произнести наговор. Можно пошептать заклинание над лоскутком одежды, над обрезками волос, над следом врага, и тот заболеет.

С магическими манипуляциями насылания порчи знакомы все народы на всех континентах.

В Древней Руси предпочитали причинять порчу через наговорное зелье, а также околдовывали предметы, принадлежащие жертве, — гребешки, рукавицы, шапки и пр.

Применяли колдовство и на расстоянии. Подобные магические манипуляции и наговоры действовали сильнее, если о них знала жертва. Человек, безраздельно верующий в магическую силу колдуна, бывает полностью деморализован, и происходит психогенное убийство. И хотя подобные результаты все же встречаются редко, но весть даже о единственном случае порчи или смерти от наговора, как о всяком чуде, быстро распространяется по свету, увеличивая веру во вредоносную магию.

Одним из самых распространенных видов предохранительной, белой, магии у всех народов является магия лечебная. Эта разновидность чародейства, должно быть, имеет столь же древнее происхождение и так же распространена, как и насылание порчи. Она тесно связана с народной медициной — с проверенными тысячелетиями средствами и приемами лечения от ран и болезней.

Колдовские манипуляции и наговоры обычно были известны многим. И люди, верящие в них, занимались, что называется, магическим самолечением.

Если оно не помогало, отчаявшиеся люди обращались к знатокам лечебной магии — профессиональным колдунам, которые уверяли, что им подвластны сверхъестественные силы и они могут использовать их на пользу или во вред людям. Колдуны должны обладать универсальными способностями в любых видах магии, быть более опытными, более знающими, более сообразительными, нежели все остальные их соплеменники, а по организации своей нервной — более возбудимыми, что позволяло, как они утверждали, вступать в общение с духами и повелевать ими».

Вопрос об исключительности колдунов, их особом таланте, позволяющем им воздействовать на тела и души соплеменников, достаточно дискуссионен. Одни эксперты полагают, что колдунами могут быть только особо одаренные люди, обладающие экстрасенсорными способностями, другие считают, что решающим фактором является отточенная техника психического воздействия, которой можно научиться или же получить ее по наследству, как это бывало у колдунов и шаманов древности. Такой точки зрения, в частности, придерживается известный российский психотерапевт, автор многих книг по психологии Владимир Леви. Рассматривая истоки магии, он пишет, что внушение, как правило, не требует какого-то особого, врожденного дара. Это всего лишь владение техникой гипнотизации. Люди же видят в этом нечто таинственное, непознанное. За этими предрассудками стоят «мифы массового сознания, темные пещерные суеверия, ползущие из времен незапамятных, полузвериных, когда простодушными дикарями владели такие же дикари, но похитрей или пофанатичней. Такие же дикари, надевавшие маски колдунов и шаманов».


Надо отметить, что положение колдунов считалось, с одной стороны, привилегированным, а с другой — довольно опасным. По мнению соплеменников, они запросто могли насылать порчу на соседние племена, а значит, рассердившись, могли нанести такой же вред и своим соплеменникам. За такие «шалости» или даже за одно подозрение в них чародеи могли поплатиться жизнью. Л. Тарасов пишет: «Чтобы создать впечатление своей избранности, колдунам приходилось окружать свои действия покровом таинственности. Нередко это были обыкновенные иллюзионные фокусы. Так, по свидетельству путешественников, колдун из Нигерии при всем народе набирал в рот из колебасы (разрезанной пополам тыквы) чистую воду, а выплевывал ее с дюжиной рыбок, еще живых и трепещущих; в Конго местный чародей тер себе нос, и оттуда цепочкой тянулись красные муравьи».

Таким образом, профессия мага в древности требовала длительной подготовки и зачастую была опасной для ее владельца. Как правило, знания, традиции и магические приемы тщательно охранялись от непосвященных и передавались от отца к сыну. Как же с этим обстоит дело сегодня? Откуда берутся маги сейчас? Как уверяет обозреватель газеты «Совершенно секретно» Таисия Белоусова, среди ныне практикующих магов и колдунов большую часть составляют самые настоящие шарлатаны, слабо разбирающиеся не только в магии, но и в естественных науках. Она пишет, что Гильдию колдунов России возглавляет бывший слесарь, школу колдунов и магов создал бывший официант вагона-ресторана, а во главе курсов черной магии стоит бывшая приемщица банно-прачечного комбината. Как уверяет Т. Белоусова, стать колдуном может каждый, главное — вначале не пожалеть денег на приобретение лицензии, а уж потом они вернутся к вам сторицей. Журналистка с долей юмора советует:

«Пополните свой лексикон магической терминологией: «незримая власть», «считывание информации», «реальность высшего плана» и пр. Это вам пригодится. Скажем, задают вам каверзный вопрос, а вы этому умнику: «Это реальность высшего плана». А так как никто не знает, с чем эту «реальность» едят, то, застыдившись своего невежества, от вас отстают. Или на вопрос по поводу ваших ясновидческих способностей небрежно ответьте: «Я работаю с пространством, которое дает мне информацию».

Как свидетельствует Маргарита Стрельцова из газеты «Московский комсомолец», «на сегодняшний день (конец 1995 года) в Москве действуют не менее пяти тысяч разного рода гадалок, магов, экстрасенсов, колдунов. Около 1 5 процентов занимаются только предсказаниями, 30 процентов снимают порчи, сглазы, пытаются находить людей и вещи, около 30 процентов варят приворотные зелья. Все гадальщики делятся на уличных, надомных, салонных и полуподпольных (не рекламирующих свою деятельность, а работающих только по рекомендации). Уличный гадальщик — их 1–2 процента от общего числа — имеет в день от 3 до 1 2 клиентов, каждый из которых платит ему от 3 до 10 долларов за сеанс. Человек, работающий на дому, может принять у себя ежедневно от 2 до 8 клиентов,

такая же ситуация в салонах. Здесь цены колеблются от 20 до 300 долларов США. Список клиентов полуподпольных магов заполнен на несколько дней вперед, ежедневно такие колдуны принимают по 12 человек в день, цены — также в пределах 300 долларов США. Таким образом, ежедневно в Москве подвергаются обману около 27 тысяч человек, мошенники же каждый день кладут в карман от 1 5 до 43 миллионов рублей».


Среди современных магов нет узкой специализации — любой из них за соответствующую плату возьмется за все: снять наговор, предсказать будущее, приворожить любимого и даже укажет время, наиболее благоприятное для заключения делового контракта.

 

Реклама книги для начинающих колдунов. «Нива», 1913 г.

 

Тем не менее каждый «кудесник — любимец богов» предпочитает заниматься каким-то одним направлением паранормальной науки. Одни из них гордо величают себя астрологами и в основном предсказывают будущее. Другие тоже гадают, но по картам. Третьи, называющие себя колдунами, при помощи потусторонних сил берутся подкорректировать ваши проблемы. Четвертые, зачастую несмотря на отсутствие медицинского образования, смело расправляются с любыми хворями и болезнями. Пятые — экстрасенсы, считающие себя специалистами по разным биополям (впрочем, мало кто из них может вразумительно объяснить, что это такое). Короче, как сказано в Библии про демонов, «имя им — легион».

Самые безобидные из них, по моему мнению, — астрологи. Это не значит, конечно, что я верю, будто бы между моим знакомым Васей и самой большой планетой Солнечной системы Юпитером имеется тесная связь только потому, что его угораздило родиться в определенный месяц года. Я, к несчастью, слишком хорошо знаю астрономию, чтобы находить тихое утешение в гороскопах, которые во множестве вторгаются в нашу жизнь со страниц газет и экранов телевизоров. Красиво жить не запретишь, и, может быть, не стоит лишать розовой мечты людей, у которых не хватает воли сделать жизнь по собственному плану. Нет, я считаю астрологов самыми полезными среди всех мошенников от паранормальной науки, потому что хороши-й гороскоп, во-первых, подходит всем, а во-вторых, исподволь дает нам полезные (хотя и банальные) советы, которые действительно помогают в жизни, вне зависимости от знака зодиака, под которым мы родились.

Вот примеры из взятого наугад гороскопа. Он составлен на понедельник в ноябре:

«ТЕЛЕЦ — заканчивайте все старые дела. Новых не начинайте. Подводите итоги. Ищите ошибки в своих делах и постарайтесь учесть их в будущем.

ДЕВА — опасно безответственное отношение к своему дому, своим обязанностям.

СТРЕЛЕЦ — по сегодняшнему дню можно судить о том, какое отношение к себе вы заслужили.

КОЗЕРОГ — на работе вам придется много времени уделить вашим деловым партнерам, и не без пользы».

Кто посмеет сказать, что это неправильные рекомендации? Уж не знаю, из какого пособия по психологии дежурный астролог газеты взял эти советы, но, право, они хороши. Я полагаю даже, что, если Козерог по ошибке заглянет в позицию Девы и будет более ответственно относиться к дому, все от этого только выиграют.


Если кто сомневается в вышеописанном, пусть попробует, заглянув в любой гороскоп, заменить свой знак на любой другой. Вы увидите, что 70 % прогноза подойдет и вам. Почему не 100? Да потому, что и ваш собственный знак дает приблизительно тот же процент попаданий, учитывая, что многие фразы гороскопов можно толковать достаточно вольно.

Теперь перейдем к карточным гаданиям. Для начала цитата из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова:

«Хозяйка согласилась и начала комбинировать карты. Черновое определение вдовьей судьбы было дано уже через несколько минут. Вдову ждали большие и мелкие неприятности, а на сердце у нее лежал трефовый король, с которым дружила бубновая дама».

Как же происходит угадывание будущего и прошлого при помощи карт? Начнем с того, что, конечно же, засаленные кусочки разноцветного картона, которые тасует «ясновидящая», имеют такое же малое отношение к нашей судьбе, как сама хозяйка к потусторонним силам.

В противном случае ей не нужно было бы заниматься столь жалким промыслом, ибо, зная будущее, можно за месяц составить сказочное состояние на биржевой игре или на соотношении курса валют. Однако маги и прорицатели, вместо того чтобы при помощи карт без труда выяснить комбинацию правильных номеров в «Лотто-миллион», почему-то тратят свое драгоценное время на решение наших личных проблем. Слишком подозрительный альтруизм…

Тем не менее зачастую в словах гадалки оказывается достаточно много похожего на правду, что заставляет поверить в нечто сверхъестественное. Однако не будем спешить с выводами.

Как в любом деле, здесь все решают профессионализм и знание человеческой психологии.

Один из приемов гадалки для выяснения истины состоит в том, что гадание осуществляется в форме полувопросов-полуутверждений, при этом гадалка отслеживает реакцию клиента, чтобы выяснить, какая проблема в данный момент для него наиболее актуальна.

Как правило, клиент сам знает или по крайней мере догадывается, что в общих чертах ожидает его в будущем и как ему стоит решать возникающие проблемы. У гадалки он хочет найти, во-первых, подтверждение своим мыслям, причем так, чтобы это выглядело объективно (ведь гадалка не имеет к нему отношения), а во-вторых, получить информацию о возможных неожиданностях.

Понятно, что если первая цель его визита при квалифицированном гадании еще может быть достигнута, то второй он вряд ли достигнет. Вот как это происходит на практике:

«Гадание все-таки напоминало настоящее. Бабка постелила на стол красную скатерть и начала раскидывать карты, что-то при этом бормоча. По мере того как картинки ложились на свои места, бормотание становилось более отчетливым. Постепенно обрывки фраз начали напоминать размышления вслух. Создавалось впечатление, что бабка то ли советуется с картами, то ли что-то у них спрашивает.

— Деньги? От родных? Работа? Тот? Любовь? Нет? — так до бесконечности.

Время от времени она бросала на меня быстрые взгляды. По всей видимости, как ни старалась я быть бесстрастной, выражение уоего лица все-таки подсказывало гадалке, в каком направлении ей стоило двигаться. Окончательный прогноз, выданный мне в тот момент, когда я уже совсем обалдела от напряженного внимания, оказался достаточно полным и уверенным» (выдержка из статьи Маргариты Стрельцовой в «МК»).

Одно из основных правил, которых придерживаются большинство гадалок, состоит в том, что, несмотря на любой, самый неприятный прогноз, человеку всегда дают надежду на лучшее. И вот за эту надежду люди и платят, в душе своей веря, что гадалка каким-то образом обеспечивает ее осуществление своими картами. Как писал американский фантаст Роберт Хайнлайн, «предсказатели будущего всегда могут обеспечить себе постоянных клиентов, предсказывая то, что клиент хочет услышать… и совершенно не имеет значения, сбудутся ли эти предсказания. И наоборот, синоптиков частенько обвиняют в том, что погода плохая».

 

Ж. Латур. Гадалка

 

Правда, некоторые гадатели из числа сильных личностей с садистскими наклонностями, наоборот, усугубляют традиционный прогноз всяческими ужасными подробностями.

Вызывая страх за будущее и усиливая, таким образом, природную внушаемость клиента, они тем самым «привязывают» человека к себе, подспудно внедряя в его сознание мысль о своей незаменимости. Маргарита Стрельцова так комментирует подобную ситуацию: «…существует и другой трюк, позволяющий ворожеям выколачивать деньги из легковнушаемых людей. Например, колдуны либо запугивают своих клиентов тем, что им якобы «сделали на смерть» и они погибнут в ближайшие несколько дней, либо просто угрожают свести провинившихся в могилу страшным проклятием, если те, к примеру, собирались, но не явились к ним на сеанс.

Естественно, за снятие такого заклятия колдуны требуют огромные деньги, несчастные же готовы отдать последнее».

 

Гадание по внутренностям жертвы в Древнем Риме

 

Помимо гаданий при помощи карт, существуют и другие способы «познания» будущего.

Тысячи лет для этого используется человеческая ладонь. Линии, борозды и бугры служат для хиромантов богатым материалом для фантастических предположений, в подробностях описывающих судьбу владельца этой ладони. Обратимся вновь к Ильфу и Петрову:

«Линии руки вдовы Грицацуевой были чисты, мощны и безукоризненны. Линия жизни простиралась так далеко, что конец ее заехал в пульс, и если линия говорила правду, вдова должна была дожить до Страшного суда. Линия ума и искусства давала право надеяться, Что вдова бросит торговлю бакалеей и подарит человечеству непревзойденные шедевры в какой угодно области искусства, науки или обществоведения. Бугры Венеры у вдовы походили на маньчжурские сопки и обнаруживали чудесные запасы любви и нежности».

Понятно, что главную информацию во время гадания хиромант добывает не от изучения этих мифических линий «ума», «сердца» и «судьбы», а от скрытого наблюдения за реакцией своего клиента.

Гениальный ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи весьма скептически относился к хиромантии. В своих записках он писал, что бывают жизненные обстоятельства (военные сражения, кораблекрушения), когда в единый час гибнут сотни или даже тысячи людей, между тем как каждый из них имеет совершенно различные линии на своей ладони и рожден в разное время.

Вообще способов гаданий человечество придумало массу, и сейчас используется только незначительная часть их. Люди всегда пытались приоткрыть завесу над будущим и в этом неукротимом желании доходили порой до смешного. Наибольшей систематизации гадание достигло еще у древних греков и римлян, которыми оно было возведено в степень государственного учреждения. Возможность с помощью богов заранее предугадывать результаты предпринимаемых действий допускали и некоторые философы: Пифагор, Эмпедокл и др. В свое время весьма популярными были гадания по внутренностям жертвенных животных.

В то же время некоторые мыслители того времени достаточно критически относились к процессу гадания. Так, ученик Анаксагора Еврипид смело утверждал, что «лучший гадатель тот, кто хорошо соображает».

У разных народов были и есть разные способы гаданий: по небесным знамениям (дождь или гром в день венчания или на Благовещение означал, что будет хороший урожай и богатство); по одушевленным предметам (лошади завязывали глаза и сажали девушку на нее, в какую сторону лошадь пойдет, туда девушка и выйдет замуж); гадание у русских по лучинкам (потухший огонь на определенном расстоянии лучины влечет за собой мысль о смерти, и народ думает, что действительно есть связь между горением данной лучины и жизнью данного лица) и так далее.

В последнем гадании можно проследить и метод, лежащий в основе истолкования знамений: метод этот — символизм. В предсказании беды от унылого крика совы и в ожидании радости или победы от стремительного полета коршуна или орла.

Великий русский поэт В. А. Жуковский в балладе «Светлана» впервые в отечественной литературе дал прекрасное поэтическое описание процесса народного гадания:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Тускло светится луна

В сумраке тумана.

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко,

Слушай песни круговой,

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое.

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом народе.

Здесь описано несколько способов гадания, распространенных в то время на Руси:

1. Литье воска: кусочки воска растапливают в металлической ложке, после чего резко выливают расплавленный воск в чашку с холодной водой. Образуется причудливая фигура, глядя на которую гадающий дает волю своей фантазии. Если раньше в восковой фигурке в основном видели лицо суженого или девушки (в зависимости от того, кто гадает), то теперь в ней при желании можно разглядеть и автомобиль, и компьютер, и сексуальную позу.

В общем, этот метод очень напоминает психологический тест Роршаха, в котором пациенту предлагается фантазировать, глядя на чернильные кляксы.

2. Бросание башмачка: гадающие девушки бросали башмачки с левой ноги. Затем, судя по тому, куда указывал носок башмачка, определяли, с какой стороны ждать суженого. Если же носок башмачка указывал на околицу, это означало, что гадающая девушка в этом году замуж не выйдет.

3. Кольцо в воде: берется прозрачный стакан, который заполняется на три четверти чистой ключевой водой. На середину дна опускается вычищенное обручальное кольцо. Потом следует длительно смотреть сквозь воду в середину кольца, думая о своем желании. Если девушка напряженно думает о своем суженом, то через некоторое время при достаточно развитой фантазии она может увидеть в кольце лицо своего будущего жениха.

4. Кормление курицы: вечером, когда птицы усаживаются на насест, берут одну курицу и насыпают перед ней отборное зерно: пшеницу, ячмень или просо. Если курица будет клевать проворно — быть вскоре замужем, но если курица клюет неспокойно, оглядываясь, значит, обманет девушку суженый.

Как видно из вышеприведенного, большинство таких ранее распространенных гаданий сейчас вызывают только скептическую улыбку. Но гадание по картам или звездам находится на том же уровне.

Некоторые старинные виды гадания были признаны обманом уже давно, что, впрочем, не мешало прорицателям во все века обманывать легковерных людей. Так, с давних времен ведут свое происхождение авгуры — жрецы, которые предсказывали будущее по полету и поведению птиц. У римлян официально существовала жреческая коллегия авгуров. Такое гадание считали обманом и высмеивали уже в I веке до нашей эры. По словам Цицерона, авгуры, гадая верующим, еле сдерживали смех, поглядывая друг на друга. Отсюда у римлян пошло выражение «улыбка авгура», которое применяется по отношению к циничным обманщикам.

Николай Козлов пишет, что как-то был свидетелем серьезного выяснения отношений на семинаре экстрасенсов-колдунов. Одна женщина гневно возмущалась своим коллегой, который именовал своих пациентов не иначе как «баранами» и, смеясь, рассказывал, на какие дешевые трюки он их ловил. Она называла его шарлатаном, а он не возражал и только посмеивался. Он знал, что, несмотря на его циничное отношение к своим клиентам (а может быть, благодаря ему?), к нему всегда стояла очередь страждущих, гораздо более длинная, чем к его коллегам, искренне верящим в свое высокое предназначение.

Здесь можно привести такую аналогию: если бы обычный фокусник вдруг сам поверил, что его «волшебные» превращения есть, результат вмешательства «высших сил», то его фокусы перестали бы получаться. А иллюзионист, четко отдающий себе отчет, что он «дурит людей», и понимающий, что эффект его выступления зависит только от него самого, достигает в своих выступлениях такой убедительности, что люди начинают ему верить.

Раскрывая механизм воздействия современных «колдунов» на человеческую психику, Н. Козлов пишет, что предварительно надо настроить сознание человека на мистическую волну, на возможность совершения чуда. Физиологи называют это созданием доминанты — сильного очага возбуждения в коре больших полушарий. А уж после того, как такая доминанта создана, любые бессмысленные, но внушительные действия в ожидающем чуда сознании предстанут как волшебство. «Нужен просто спектакль, представление, балаган, который сможет успешно задурить мозги. Способ здесь не важен, здесь важно кинуть человека в веру, а когда он станет верующим, ему можно внушить все, что угодно. Так работают все шаманы, в том числе цивилизованные. А то, что это обман, никого не волнует, потому что, когда вы очень хотите вылечиться, вас волнует не способ, а результат. Жить хочется».

Северные шаманы для создания соответствующей атмосферы били в бубен и скакали, как одержимые. Нынешние шаманы в своих балаганах используют околонаучный антураж: биополя, космическую энергию и многочисленную туманную фразеологию, заменившую невнятный шепот при наговорах деревенских бабушек.

Так, 7 марта 1993 года миллионы телезрителей России были свидетелями спиритического сеанса, когда известный колдун Юрий Лонго вызывал «из космического информационного банка» дух Виссариона Сталина. Атеисты назвали бы этот фарс «опиумом для народа», а христиане — «сатанизмом».

Обратите внимание, как ловко подстраиваются маги и колдуны к реалиям сегодняшнего времени: «информационный банк» — это так современно, компьютеризированно, вроде банка данных по биржевым сделкам. Отдает наукой, да еще с ссылкой на космос.

Маги и колдуны, как правило, не чуждаются эффективных приемов, разработанных наукой, искусно вплетая их в свои бессмысленные заклинания. Например, известный маг Папюс, ни капельки не смущаясь, в своем знаменитом трактате «Практическая магия» приводит вполне реальные и апробированные сотнями гипнотизе Р°в приемы определения гипнабельности и погружались в гипнотический сон. Все это действительно «работает», но при чем тут магия и «потусторонние силы»? Папюс в своем трактате приводит такие приемы определения внушаемости, как притяжение назад, внушение в состоянии бодрствования, действие блестящего предмета, действие вращающегося зеркала и другие апробированные в психиатрии методики.

Папюс выдает за магический широко известный врачам прием погружения пациента в состояние гипноза при помощи блестящей точки. Он пишет:

«Заставьте субъекта фиксировать блестящую точку (например, никелевую пуговицу, лезвие ножа, маленькое зеркало и т. д.), помещенную на уровне лба против переносицы. Это положение принуждает субъекта сводить глазные оси в одну точку, после чего гипнотизация наступает быстро».

А в другом разделе Папюс приводит совершенно бредовое заклинание, предназначенное для вызывания духа Соломона:

«Сила царства! Будь под моей левой ногой и в моей правой руке. Слава вечная! Дотронься до моих обоих плеч и направь меня на путь победы. Милость и правосудие! Будьте равновесием и блеском моей жизни. Ум и Мудрость! Доставьте мне венец. Духи Мальхута! Проведите меня между колонн, на которые опирается здание храма. Ангелы Нетнаха и Хода! Утвердите меня на кубическом камне Иесода. О, Жедулаель! О, Гебураель! О, Мифереть! Бинаель, будь моей любовью.

Руах Хокмаель, будь моим светом. Будь, что ты есть, и то, что ты будешь, о, Кетериель! Ишим! Поддержи меня во имя Саддаи. Херувим! Будь моей силой во имя Адонаи. Бени-Элоим! Будьте моими братьями во имя Сына и добродетели Саваофа. Элоим! Сражайся за меня во имя Тетраграмматона».

Хотя, если подумать, эта белиберда имеет немалый смысл, не в плане вызывания духов, конечно, а в плане произведения мощного воздействия на впечатлительных клиентов мага.

Некоторые избитые истины, несмотря на свою очевидную банальность, тем не менее остаются верными. К числу их относится выражение: «Новое — это хорошо забытое старое».

Когда несколько лет назад в обществе возникла мода на так называемый «полтергейст», мало кто вспомнил о спиритизме, между тем как эти явления одного порядка, лишь разделенные сотней лет и человеческой забывчивостью. В свое время люди уже «переболели» модой на «столоверчение» и таинственные перемещения предметов, но прошло время — и все повторяется, правда, без того размаха, который сопровождал развитие спиритизма в XIX веке. Тем не менее, чтобы не повторять старые ошибки (не наступать же дважды на одни и те же грабли!), стоит вспомнить кое-что из истории магии XIX столетия.

Первые упоминания о спиритах относятся к 1 848 году, когда в семье уважаемого методиста Фокса, проживавшего в деревне Гайд-свил (США), услышали странный стук неизвестной природы. Первыми странное явление, как водится, обнаружили дети, а потом к ним присоединились и взрослые. Загадочное существо охотно отзывалось стуком на заданные ему вопросы, в частности, когда госпожа Фокс спросила, сколько лет ее дочерям, «нечто» отстучало положенное число раз. На ее вопрос, не с духом ли она разговаривает, и на просьбу в случае утвердительного ответа стукнуть два раза неведомое существо послушно ответило двойным стуком. Из дальнейшей беседы выяснилось, что разговаривающий с ней дух был лавочником, жил в этом самом доме, был убит и зарыт в погребе. Впоследствии при осмотре погреба там действительно нашли скелет. После этого семья Фоксов была признана одержимой дьяволом и была вынуждена покинуть деревню. Они переехали в город Рочестер, увозя с собой способность общаться с духами.

 

Спиритический сеанс

 

Фою Мёмлера. Дух госпожи Боннер с ее мужем.

 

Затем явления самопроизвольного перемещения предметов и таинственных звуков возникли в городе Стратфорде, после чего общение с потусторонними силами приняло характер эпидемии. Верчение столов (считалось, что это делают духи умерших людей, для того чтобы общаться с еще живущими) и перестукивание с потусторонними силами стало модным развлечением. Из Америки спиритизм перешел в Европу и более полувека представлял собой мощное общественное движение. Многие люди собирались по вечерам в затемненной комнате и задавали духам умерших людей различные вопросы. Неважно, кто это был: призрак уважаемого дедушки, Чингисхана или любимой собачки — духи, как правило, не только охотно делились с присутствующими подробностями потусторонней жизни, но и предсказывали будущие события — от смены политических деятелей до биржевых сводок.

Ученые, не верящие в спиритизм, создавали различные комиссии по проверке этих явлений, но их заключениями мало кто интересовался. Было похоже, что людям просто нравились подобные развлечения, и критические выводы ученых комиссий отправлялись в архивы. Вот, например, что писал доктор Джефри, член Диалектического общества, после изучения спиритических сеансов:

«Все явления, составляющие предмет наших исследований, были такого рода, что их легко можно было вызвать путем обмана; они были сильно рассчитаны на людское легковерие. Но большинство спиритов отличаются такой ревностной верой, что их свидетельство становится через это ненадежным; сверх того, сознательный обман и самообман не имеют между собой резкой границы, а отделены обширной областью, в которой некоторое время свободно могут действовать очень многочисленные ходячие приемы для отвода глаз»

(цит. по «Иллюстрированной истории суеверий и волшебства» А. Лемана).

Некоторое время спустя после возникновения моды на спиритизм Америку взбудоражило сообщение, что при помощи только что изобретенной дагерротипии (первого способа фотографии) удалось сфотографировать невидимых доселе потусторонних существ. В газетах появились фотоснимки людей, рядом с которыми виднелись таинственные полупрозрачные существа из другого мира. Первым самым знаменитым фотографом духов был некий господин Мёмлер, которого впоследствии другие фотографы разоблачили как обманщика, в результате чего Мёмлеру в 1869 году пришлось предстать перед нью-йоркским судом. О качестве работ этого шарлатана вы можете судить по приведенной фотографии. Когда некоторое время назад в нашей стране возникла мода на оккультизм, на прилавках книжных лотков вновь, после десятилетий забвения, появились труды Елены Блаватской, основательницы теософического общества.

Блаватская утверждала, что представляет могущественную секту таинственных Махатм — существ, вот уже много тысячелетий живущих в отдаленных уголках Тибета. Этим существам подвластно пространство и время, они достигли вершин знания и теперь через Блаватскую решили заявить о себе миру.

 

Е. Блаватская

 

Из Индии она переехала в Каир, потом в Нью-Йорк.

Всюду Елену Блаватскую сопровождали чудеса, подтверждающие ее высокое предназначение. С потолка комнат, где она находилась, падали письма от ее друзей и тибетских Учителей; предметы, которые она только что держала в руках, вдруг исчезали, появляясь совершенно в других домах, в которых она прежде не бывала. Особенно часто случались такие чудеса в ее главной квартире в Адьяре; здесь же находился священный ковчег, посредством которого любой человек мог общаться с Махатмами. Разбитые предметы, положенные в него, исчезали и появлялись вновь, но уже целые. Если посетитель клал в него письмо с вопросом к гималайским мудрецам, то через несколько минут получал готовый ответ.

Обман вскрылся, как это часто бывает, случайно. Ее «предали» ближайшие сподвижники, супруги Коломб, которые, поссорившись с Блаватской, напечатали в мадрасской газете разоблачающую статью. В ней они признались, что по приказу «верховной жрицы» вместе с двумя индийскими факирами откровенно дурачили почтенную публику. Для проверки этого заявления лондонское «Общество психических изысканий» прислало в Индию опытного эксперта м-ра Годжсона, который подтвердил факт мошенничества. В частности, знаменитый священный ковчег оказался реквизитом фокусника с двойной задней стенкой, а почерк писем гималайских мудрецов был неотличим от почерка самой Блаватской. На основании проверки «Общество» опубликовало протокол, в котором говорилось, что «госпожа Блаватская — самая образованная, остроумная и интересная обманщица, которую только знает история, так что ее имя заслуживает по этой причине быть переданным потомству».

 

Гипноз

Гипноз — опасное оружие. Но так же, как энергию ато ма, его следует использовать разумно.

Вольф Мессинг

Когда мы произносим слово «гипноз», то обычно представляем себе врача-психотерапевта в тихой комнате, который пристально и сосредоточенно смотрит в глаза своего пациента, произнося формулы типа «Вам очень хочется спать!» или «Вы спокойны и расслаблены!»

Другие, хоть раз присутствовавшие на сеансе эстрадного гипноза, вспомнят ярко освещенную сцену и импозантного мага во фраке, который зычным, властным голосом заставляет зрителей бесчувственно падать под одним его взглядом, намертво сцеплять руки или собирать на сцене несуществующие цветы.

В любом случае принято считать, что гипноз является особым даром, с которым мы редко встречаемся в обыденной жизни. Однако это не так. Кроме классического гипнотического состояния, гораздо чаще нам приходится сталкиваться с так называемым «трансом», который тоже является формой гипноза. Поэтому некоторые западные психотерапевты считают, что вся наша обыденная жизнь пронизана крупицами различных видов гипноза. Например, доктор Р. А. Вильсон, как бы проводя знак равенства между терминами «гипноз» и «внушение», отмечает: «Каждый продавец, адвокат, политик, полицейский, каждые ссорящиеся супруги по-своему используют «гипноз», и мир во многом представляет собой цирк, где соперничающие группы гипнотизеров пытаются гипнотизировать друг друга». Другие же психотерапевты сравнивают гипноз с особой формой обучения, при которой идеи или образы, минуя критический барьер разумного скепсиса, переносятся в сознание гипнотизируемого. Так, Хеллер Стивен и Стил Терри Ли в своей книге «Монстры и волшебные палочки» пишут, что «…гипноз — это форма обучения.

Идеи, верования, возможности, фантазии и многое другое могут быть «внушены», и если они восприняты и повторены несколько раз, то могут стать условно-рефлекторной частью вашего поведения».

Итак, существует мнение, что «гипноз» — настолько обширное и всеохватывающее понятие, что мы можем встретить его не только в кабинете психотерапевта или на эстраде, но и практически в любом месте, причем неожиданно для себя.

В подтверждение такой точки зрения приведу беседу журналистки из Таллина Лианы Турпаковой с одной из своих знакомых, столкнувшейся с фактом криминального гипноза.

— Как-то я шла по аллейке около театра «Эстония», там, где памятник жертвам 1905 года. Ко мне подходит женщина, молодая и красивая, и спрашивает: скажите, как пройти на переговорный пункт? Я остановилась и стала ей объяснять, что, мол, сразу пойдете прямо, увидите гостиницу и рядом переговорный пункт.

Женщина рассыпается в благодарностях и говорит: вы так добры, что помогли мне, и я вам помогу тоже. Я не успела опомниться, как она положила мне зеркало на правую руку, зеркальной стороной к ладошке, зажала своей рукой и говорит: чтобы нам не мешали, отойдем в сторону.

Мы отошли по аллейке, где были деревья, и там нам никто не мешал. Она вырвала у меня из головы два волоса, я даже не знаю, как это произошло, и стала рассказывать, что она видит какие-то плохие события, которые должны произойти в моей семье, и она может помочь их предотвратить, так что хорошо, что я ее встретила. И добавила, что ей не нужно ничего за это платить, что она ничего не хочет, а просто чистосердечно поможет, потому что у них якобы какой-то праздник…

— У них — это у кого?

— Я не выяснила. Может, они обладают силой какой-то? Женщина продолжала рассказывать мне о моей жизни. Думаю, что это стандартный набор фраз, у всех одно и то же. В это время мимо нас проходит другая женщина и просит помочь деньгами. Я говорю, что у меня нет. А эта, которая со мной, удивляется: надо же, так хорошо одета и нуждается в деньгах, никогда не подумаешь. После этого разговора она попросила у меня одну крону, чтобы завернуть мои волосы. Я достала свой кошелек, у меня там было триста крон.

— Ты отдала ей свой кошелек?

— Я держала кошелек в руках, а она смотрела по отделениям. У меня там лежали документы на машину, она меня спрашивает: что это за билеты, кому вы их купили? Я говорю: это не билеты, а документы на машину. И все. Она тогда говорит: закройте кошелек и уберите. Я убрала, а она произносит: у вас есть еще деньги. Я говорю: у меня нет денег. Она говорит: нет, у вас есть деньги, они лежат отдельно, большая сумма. И, мол, так как она деньги из кошелька уже посмотрела, значит, сделала, чтобы с ними все было в порядке, а другие деньги — плохие, от них нужно избавиться, сделать так, чтобы они были чистыми. Она заставила меня, не знаю, под гипнозом или под каким-то другим воздействием, достать деньги, которые действительно лежали отдельно. Я достала эти деньги и пыталась положить в кошелек. Она говорит: нет, держите на ладошке. Я их несколько раз брала, клала обратно в свою сумку, твердила, что это не мои деньги, я не могу их вам достать, потому что мне их нужно отдать. Она в ответ: я знаю, что это не ваши деньги, но я ничего с ними не сделаю.

Тут к нам подошла еще одна женщина, тоже молодая, и гово рит: что, мол, вы боитесь, ничего страшного не будет, никто у вас ничего не возьмет, мы многим помогаем и ни у кого ничего не взяли, а если вы посчитаете нужным, то сами нам что-нибудь потом подарите, и мы будем рады.

— Больше никого с вами рядом не было

— Каких-нибудь прохожих?

— Мимо проходили люди. Как-то очнувшись, я попыталась уйти, тогда она начала злиться, стала посылать проклятия, кричать, что, если я уйду, у меня в семье будут большие проблемы, несчастья, поэтому я должна остаться. Согласись, когда психологически таким образом на тебя воздействуют, действительно трудно уйти. Стой и жди, говорит мне она, пока я не закончу всю эту процедуру, которую начала. Раз ты остановилась, то дослушай до конца.

Я помню, что достала эти деньги и сразу же поняла, что в руках у меня пусто. Смотрю на ее руки, у нее в руках тоже ничего нет, я спросила: где мои деньги?

Она ответила: не волнуйся, они у тебя будут, они никуда не делись. Посмотришь в сумку — и они у тебя там лежат. Вот так. Я уже отходила от нее и знала, что денег у меня нет.

Интересно, у меня украшения были и в кошельке мелочь… Это она ничего не взяла, только эти деньги.

Да, еще. Может, она попугать меня хотела или больше внушить мне, что она так страшна для меня? Она сказала, что может раздеться и я увижу, что она не человек, поэтому мне не стоит так легкомысленно вести себя по отношению к ней. Потом она сказала, чтобы я завтра пришла на это место, так как она хочет опять со мной встретиться и поговорить. Я, уже зная, что у меня нет денег, говорю, что, может, не нужно приходить, у меня уже ничего нет. Она говорит: придите, я хочу с вами встретиться и поговорить.

— Ты помнишь, как отдавала деньги?

— Она на меня подействовала так, что я держала их в руках и, по-видимому, передала ей. Я знала, что она у меня их забрала своей рукой, но у меня к ней не было никакой злобы, чтобы что-то там крикнуть, остановить ее.

— Много денег было?

— Около 5000 крон. Я долго сопротивлялась и не отдавала ей их, потому что сама должна их отдать. Это были не мои деньги, и я ей постоянно твердила это. А она мне: что ваши деньги по сравнению с человеческой жизнью, а если вы их мне не отдадите, у вас в семье будет несчастье. Что для вас эти деньги… И так несколько раз. Мое сопротивление ее злило, она кричала, что сделает мне плохо…

Подобных историй, как кого-то из ваших знакомых околдовали и под воздействием гипноза обобрали до нитки, немало. Что это? Сеанс черной магии? Воровство средь бела дня? Чья-то шутка? И самое ужасное, что, остановившись и заговорив с незнакомым прохожим, уйти ты уже не можешь, так как тебя уже поймали. Поэтому проходи мимо и помни золотой совет Михаила Булгакова: «Никогда не разговаривайте с неизвестными» («Мошенники», № 2, 1996).

История гипноза уходит своими корнями в глубокую древность, а первое письменное упоминание о нем встречается в египетском папирусе, которому несколько тысяч лет. В нем описывается техника гипнотизирования при помощи лампы и магнетических пассов:

«Принеси лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куска лаврового дерева на стене. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон своей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать».

Вот так тысячелетия назад при помощи гипноза совершался обман невежественных людей.

Введенный в транс мальчик сообщал людям волю богов, которых он видел и с которыми разговаривал. Обратите внимание, что сам гипнотизер оставался как бы в стороне. Для окружающих людей посредником между ними и богами был невинный отрок, лишь передающий священный наказ свыше.

Таким образом, гипноз долго оставался тайной, ревностно хранимой жрецами различных религий, к которой не было доступа науке. Лишь в конце XVIII века его попытался широко использовать в медицине и изучать легендарный врач Франц Антуан Месмер (1734–1815). Он считал, что наш мир пронизан особой невидимой жидкостью — «магнетическим флюидом», обладающим целебной силой. Этот флюид накапливается у особо одаренных людей (к числу которых он относил прежде всего себя), может передаваться к другим через прикосновение и излечивать больных. Месмер сконструировал специальный чан — «бакэ», в котором накапливалась эта чудесная субстанция. Специальным хрустальным жезлом Месмер заряжал «бакэ» флюидом, который переходил к больным, жаждавшим исцеления. С людьми, прикасавшимися к «бакэ», происходили странные вещи: летаргические состояния, каталепсии или бурные разряды истерических судорог. При этом многие люди исцелялись от своих болезней. Месмер был на пороге открытия психотерапии и действительно научного гипноза, но его ошибочная теория о «животном магнетизме», нисходящем с планет, не только помешала ему понять это явление, но и выставила на посмешище со стороны Французской академии наук. Правда, надо сказать, что его больным было безразлично, что их лечит: психотерапия или космические флюиды, главное, что после сеансов Месмера им действительно становилось лучше.

В последующие два столетия увлечение гипнозом пережило взлеты и падения; наука то решительно отвергала его, то с энтузиазмом принималась изучать. Возникли многочисленные теории гипноза, которые, впрочем, не могли до конца объяснить этот феномен. В России на протяжении XX века преобладала павловская гипотеза, согласно которой гипноз является своеобразной формой сна, при котором наряду с общим торможением коры больших полушарий в мозге остаются возбужденные участки, через них-то и осуществляется связь гипнотика с окружающим миром. В последние годы признание получила гипотеза Милтона Эриксона, которую можно представить как сверхбодрствование участка коры на фоне нормальной работы остального мозга. По крайней мере, эта теория позволяет объяснить случаи внушения наяву, подобные вышеизложенной истории с «цыганкой».

Существует также мнение, что самостоятельного гипноза как такового нет, а есть только самовнушение, которое высвобождает гипнотизер. Владимир Леви — человек, многие годы посвятивший изучению гипноза, писал:

«Убежден: никакой сверхгипнотизер не может внушить человеку больше того, что человек может внушить себе сам. Вся знаемая мной правда о внушении и гипнозе помещается в эти слова». Ему вторит американский психотерапевт Стивен Хеллер: «В каждом из нас есть все необходимые инструменты и решения для лучшей жизни. Только порой мы нуждаемся в помощи, чтобы узнать, где искать».

 

Магнетический сеанс Месмера

 

Такая точка зрения недалека от истины, но мало кем разделяется из-за суеверий и предрассудков. Массовое сознание создало в течение веков образ полного тайн и психической мощи гипнотизера, необратимо влияющего на психику обычных людей. Однако это больше легенда, чем реальность; впрочем, легенда, тщательно поддерживаемая некоторыми гипнотизерами, заинтересованными в поддержании такого статуса.

Люди предпочитают обращаться к колдунам, экстрасенсам и гипнотизерам, с тем чтобы те воздействовали на них при помощи магии, «биополя» или гипноза, и не хотят понять, что мощнейшие резервы исцеления находятся в них самих. Правда, освобождение этих мощных сил подсознания требует определенных волевых усилий… Люди же предпочитают, чтобы за них работал кто-то другой, а в результате зачастую доверяются шарлатанам. Как писал В. Леви, «люди держатся за свою слепоту из страха потерять привычных поводырей… Пожизненное дитя в каждом отчаянно цепляется за Таинственную внешнюю силу, называя ее самыми разными именами… Суть одна: боязнь поверить Себе».

Тем не менее факт остается фактом: при помощи гипноза, внушения, наведения транса — как бы мы ни назвали этот процесс — можно воздействовать на глубинные процессы человеческого организма. Профессор Л. П. Гримак в своей книге «Резервы человеческой психики» приводит убедительные примеры такого воздействия:

«К руке человека, находящегося в глубоком гипнотическом состоянии, прикладывают обычный медицинский пинцет, вынутый из холодного дезинфицирующего раствора, и внушают, что пинцет раскален на спиртовке. Через несколько минут на месте прикосновения пинцета возникает покраснение кожи, а в некоторых случаях может образоваться и настоящий пузырь от «ожога».

Аналогичным образом свернутым в трубку листом бумаги экспериментатор ударяет испытуемого по руке, внушая, что удар нанесен твердым предметом, и через некоторое время в месте «удара» развивается типичный «синяк».

Нам неоднократно удавалось даже в неглубоких стадиях гипноза внушать испытуемым укус комара, имитируемый легким прикосновением карандаша, и спустя 2–3 минуты в месте «укуса» ощущался зуд и появлялся волдырь».

Данные примеры можно отнести к своеобразной форме обмана, при которой гипнотизер как бы «обманывает» испытуемого, внушая ему явления, которые отсутствуют на самом деле. Но бывает и наоборот, когда испытуемого убеждают в отсутствии реально существующих процессов. К таким формам внушения относят психическое снятие боли, широко применяемое в психотерапии. Подобные факты, ставшие достоянием широкой общественности после сенсационных выступлений А. Кашпировского, давно были описаны в медицинской литературе. Это так называемые формы «отрицательного внушения», при которых имеет место временная потеря одного или нескольких видов ощущений. В состоянии гипноза человек может не видеть, не слышать или не чувствовать предметы или явления, на которые ему указал гипнотизер.

 

Потеря чувствительности к боли. Со старинной гравюры

 

Многие гипотезы, объясняющие суть гипноза, большое место уделяют такому понятию, как внушаемость. Считается, что это качество присуще всем людям, однако в различной степени.

Кроме того, оно меняется в зависимости от того, кто оказывает внушающее воздействие.

Существует ряд факторов, от которых зависит внушаемость. К общим относятся неуверенность, тревожность, робость, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная эмоциональность, впечатлительность и слабость логического анализа.

К ситуативным (то есть переменным) — низкий уровень осведомленности, компетентности, высокая степень значимости, неопределенность, дефицит времени, некоторые психические состояния (внушаемость возрастает в условиях покоя и релаксации или, наоборот, сильного эмоционального возбуждения, при стрессе, утомлении, заболеваниях).

В. Г. Зазыкин в «Психологии рекламы» пишет, что эффективность внушения определяется четырьмя группами факторов:

1. Свойствами суггестора (его высоким социальным статусом, волевым, интеллектуальным превосходством).

2. Свойствами суггерента (т. е. того человека, которому внушают, — они были разобраны выше).

3. Отношениями, складывающимися между суггестором и суггерентом (авторитетом, зависимостью).

4. Способом конструирования сообщения — уровнем аргументированности, сочетанием логических и эмоциональных компонентов.

В любом случае какое-то внушение будет иметь место. Только надо обнаружить у человека «слабое место». А когда такой «пунктик» найден, ничего не мешает ввести человека в обман.

Если он не верит в гипноз, то верит в биополе, если не верит в Бога, то верит в силу науки, которая в этом случае выполняет роль Бога. Как писал В. Леви, «никто не придет к вам с мозгами, уже не замусоренными выше крыши. У всех уже предустановки, у всех концепции: «верю только в гипноз», «не верю в гипноз», черная энергия, дурной глаз, психотроника, вампиры и прочая — в том или ином представительстве в каждой бедной головушке».

Вообще Владимир Леви полагает, что внушаемость есть всеобъемлющее свойство, характерное для всех живых организмов на Земле, вплоть до одноклеточных.

«Не сосчитать, на сколько ладов пытался уже объяснить, что потенциал внушаемости прирожден каждому, что он есть ядро души человеческой, древней человека. Что Природа взращивала его постепенно, от вида к виду, из рода в род, что нет на нашей планете ни единого существа без его начатка… Но параллельно растут защиты: избирательность к внешним воздействиям, способность к самовнушению, способность мыслить. Растет и взаимосвязь, и независимость, самостоятельность. В ряде внушаемых существ мира человек не есть исключение, но высшая и поворотная точка…»

Гипноз нашел широкое применение в медицине, но данная тема уже выходит за рамки нашей книги. Поэтому мы приведем только два примера, показывающих, как порой близок он к обману и как мало отличается от него по форме, кардинально отличаясь по целям применения. Один пример взят из книги Таранова «Секреты поведения людей».

«Демонстрировалась девушка, вообразившая, что у нее стеклянный зад. Боясь «разбить» его, она не садилась и не ложилась на спину. П. Флейшиг пообещал пациентке удалить все стеклянные части оперативным путем. Больную в присутствии студентов уложили на стол, на лицо была наложена эфирная маска, один из ассистентов разбил над пациенткой стеклянный сосуд, профессор произвел соответствующее словесное закрепление, после которого больная встала, свободно села на предложенный стул и объявила, что она чувствует себя полностью выздоровевшей».

Однако следует признать, что настоящий врач-психотерапевт крайне редко прибегает к таким дешевым трюкам и столь беззастенчивому обману своих пациентов. Дело в том, что у таких внушаемых людей легко вызвать и обратный эффект. В частности, если кто-либо после операции сообщит этой девушке, что ее обманули и дело свелось к разбитию сосуда, ее ждет сильнейшая психическая травма, вылечить от которой будет гораздо сложнее. Профессор К. Быков в своей книге «Кора больших полушарий и внутренние органы» описывает подобный случай, закончившийся трагически.

У одной молодой женщины развивалась сильнейшая рвота на почве страха перед глистами.

Паразитов ей вывели, но больная полагала, что они живут у нее в животе. Она отказывалась от пищи и мучилась от сильнейшей рвоты. Был поставлен диагноз опухоли желудка. Сделана операция, но там ничего не нашли. Тогда ей сказали, что червей у нее удалили. Больная успокоилась и стала поправляться. Но однажды один молодой доктор объявил ей, что никаких червей у нее не удаляли. После этого наступил нервный срыв, и через несколько дней женщина умерла от неукротимой рвоты. Таким образом, ложь чуть не спасла жизнь человека, а правда ее убила. Помня это, врач должен, где это возможно, избегать прямой лжи и обмана, которые, будучи вскрыты, способны через некоторое время рикошетом поразить пациента. Тем более что лечебные силы, высвобождаемые гипнозом, происходят из самого пациента, его подсознания.

Как писал Владимир Леви: «…честный врач, сознавая, что и сам верит в некую чушь, им еще не опознанную, помня, что все чудеса, и прекрасные и ужасные, творит не внушение, а внушаемость, не гипноз, а гипнабельность, понимая, что сам при серьезной угрозе ухватится за любую соломинку, не забудется, не зарвется. В случае Успеха и популярности воспротивится лживой роли мага и чудотворца, не позволит вылепить из себя кумира, даже и намеком не припишет себе или своему методу силу Жизни, таящуюся в пациенте, а им, врачом, только пробуждаемую и подкрепляемую. Сохранит волю к Истине…

Вот грань, отделяющая его от шарлатана бесчестного, с дипломом или без — все равно. И они помогают — по вере будет! — но помогают НЕ ВВЕРХ, а ВНИЗ. Расплата не минет…»

При эстрадном, массовом гипнозе обман публики приобретает еще большие размеры, причем порою сеансы гипноза оборачиваются обыкновенным жульничеством. Вот что пишет в своих воспоминаниях Вольф Мессинг, не только бывший выдающимся гипнотизером, но и обладавший способностью к самовнушению вплоть до вызывания каталепсии. Понятно, что он ревниво относился к своим «конкурентам», только имитировавшим этот редкий дар при помощи хитроумных фокусов.

«Помню, такое состояние демонстрировал в Варшаве один доморощенный факир. Я пришел на этот сеанс со своим доктором. Было все, как и при моих выступлениях. Плечистый дяденька глубоко вздохнул, протянул руки по швам и упал в кресло, вытянувшись, как струна. Помощники взяли и положили его затылком и пятками на стулья. Уселся на него и один из самых полных людей, присутствовавших в зале.

Доктор взял руку человека, висящую между стульями, и попытался прощупать пульс. Его не было. Полная иллюзия каталепсии! Но я-то видел, что это не так. Тогда доктор взял стетоскоп и послушал сердце. Это заняло две секунды. Он поднялся, сунул стетоскоп в карман:

— Сердце бьется отчетливо… Еще на сто лет хватит… Вставайте, чудотворец…

Веки «каталептика» дрогнули. Доктор дернул его за руку. И из-под мышки в оттопырившийся мешком фрак выкатился стальной шар. Прижимая такие шары руками к телу, «каталептик» пережимал кровеносные сосуды, и пульс в кистях рук прослушивать было действительно невозможно. Кровь переставала поступать в руки… Конечно, ни о каком лежании в таком положении в течение нескольких суток и даже часов не могло быть и речи: в руках от застоя крови просто началась бы гангрена… После разоблачения «каталептик» снял с себя и продемонстрировал остальной свой довольно хитроумный инвентарь. Система металлических стержней и корсетов с замками, которые начинались за высоким воротником у затылка и кончались у пяток. Эти стержни и корсеты и выдерживали всю тяжесть его собственного тела и тела сидящего на нем человека… Вот такие, очень тонкие и очень сложные, чисто психологические опыты — и то становятся объектом обмана».

Другие случаи обмана применяются при демонстрации «телепатии» — передаче мыслей на расстояние.

Анатолий Барбакару в повести «Записки шулера» рассказывает о том, как он на пару с другим «виртуозом колоды» обвел вокруг пальца целую делегацию магов и колдунов, приехавших в Одессу на конгресс экстрасенсов. Сначала он заявил, будто бы его знакомый дед колдун может накладывать заклятие на карты, после чего человек не проигрывает. Так как сам Барбакару был шулером высочайшего класса, немудрено, что он разделал под орех в деберц экстрасенсов, только не с помощью заклятия, как они думали, а за счет ловкости рук и специальных шулерских «примочек». Затем он как бы невзначай сообщил, что его знакомый колдун может запросто угадать имя незнакомого человека, поговорив с ним по телефону. Естественно, что экстрасенсы были заинтригованы. Дальше предоставим слово автору повести:

«Конгрессмены заволновались. Сдержанно, но явно. Принялись обсуждать предложение.

— Вы можете дать телефон? — спросил тот же, подозрительный.

— Деда проверить?

— Да-да, проверить, — он несколько раздражился.

— Чего ж нет. Хотя… Сам номер наберу. Дед — конспиратор. — Хмыкнул: — Даже самому интересно.

Направился к лестнице. Скептик и Антон за мной. У телефона предупредил:

— Разговаривать сами будете.

Вставил монету, начал набирать номер, спохватился:

— Хоть как вас зовут действительно? А то надурите старика…

— Меня зовут Вадим Петрович, — строго, внятно, как надоевшему, не очень хорошо воспитанному спортсмену, ответил скептик. И потянулся к трубке.

— Вы повежливее, — посоветовал я, — спросите Василия Порфирьевича от Дмитрия Евгеньевича».

Дальше — дело ясное. Угадал загадочный дед колдун имя говорившего. Да и как ему было не угадать, когда любопытный экстрасенс его сам по телефону и назвал. Сначала имя, которое сложилось из двух названных им имен:

ВАсилий + ДИМа = ВАДИМ, потом отчество: Порфирьевич + Евгеньевич = ПЕТРОВИЧ».

Вольф Мессинг в своих воспоминаниях рассказывает о более сложном исполнении того же по сути циркового трюка:

«На сцену выходят двое, скажем, мужчина и женщина. Мужчина плотно завязывает себе глаза черным платком. Делегаты из публики поднимаются на сцену и проверяют: да, повязка такова, что увидеть через нее что-либо невозможно. Тогда женщина спускается в зал. Сеанс начинается.

Женщина останавливается около восьмого ряда. В крайнем кресле сидит полковник с четырьмя рядами орденских ленточек и Золотой Звездой Героя Советского Союза на груди.

Волевое обветренное лицо. В глазах — живой интерес к происходящему.

Женщина отчетливо, чтобы слышал весь зал, спрашивает:

— Кто рядом со мной?

Мужчина на сцене также громко отвечает:

— Военный…

— Уточните, подумайте…

Но мужчине уже не надо думать:

— Полковник…

— Род войск?… Быстрее…

— Пехота.

— Точнее…

— Гвардейская пехота…

— До чего я дотронулась?

— Орденские колодки…

— Четче.

— Ленточка, означающая, что полковник награжден орденом Боевого Красного Знамени…

— Сколько у него таких орденов? Отвечайте не сразу… Считайте…

— Четыре.

— Правильно… А сейчас рядом с кем я встала?

 

Каталепсия на гипнотическом сеансе

 

И так далее… Диалог этот может длиться почти бесконечно… Я смотрю на такой сеанс «чтения мыслей» с двояким чувством. С одной стороны, мне доставляет удовольствие, как и всем в зале, искусство, натренированность «телепата» и его помощницы. Точно так же я с величайшим удовольствием наблюдаю всегда манипуляторское искусство хорошего фокусника — такого, как Дик Читашвили. Мне досадно, что эти очень ловкие люди не обладают той принципиальной честью, которой в полной мере обладает Дик Читашвили.

Выхватывая на глазах у изумленных зрителей прямо из воздуха подряд девять уже зажженных папирос, он не утверждает, что они изготовлены из солнечных флюидов.

Наоборот, он готов в любое мгновение сообщить вам адрес ближайшего табачно. о киоска, в котором он их купил. Дик великолепно делает фокусы — и не скрывает этого. Он демонстрирует свое искусство манипулятора, искусство, доступное немногим. Он даже готов открыть вам свои секреты — вы все равно не сможете повторить его фокусов без предварительной длительной тренировки.

А эти «телепаты», тоже показывающие фокусы, не сознаются в этом. Они утверждают, что демонстрируют телепатию. Это то же самое, как если бы Дик утверждал, что ему каждый раз вкладывает в руку зажженную папиросу сам Вельзевул. И мне досадно и неприятно, ведь они компрометируют важное дело.

Как делается описанный выше фокус? У мужчины и женщины существует четко разработанный код, с помощью которого они разговаривают на глазах у всего зала. Уже в самом вопросе, задаваемом женщиной, содержится ответ, который должен дать мужчина. В приведенном диалоге этот код таков:

Выражение — его кодированное значение: «кто рядом» — «военный», «подумайте» — «полковник», «быстрее» — «пехота», «точнее» — «гвардейская», «я дотронулась» — «орденские колодки», «четче» — «орден Красного Знамени», «отвечайте не сразу, считайте» (четыре слова)» — «четыре».

Если бы, скажем, вместо слов «уточните, подумайте» было сказано только «уточните», это означало бы воинское звание подполковника; одно «подумайте» — генерала. Если бы вместо «я дотронулась» женщина сказала бы «я коснулась», это был бы «погон», «я прикоснулась» — «Звезда Героя».

Возможности для передачи сведений такого рода кодом, учитывая, что информацию переносят не только слова, но и их порядок, и паузы между ними, и интонация, практически неограниченны. И вы, взяв себе любого помощника, можете легко демонстрировать этот фокус… Только никогда не выдавайте фокус за телепатию. Фокус есть фокус. Искусство фокусника — великолепное искусство, и стыдиться его не надо».

Вольф Мессинг пишет, что некоторые гипнотизеры и телепаты, обладающие редким даром, тем не менее не стеснялись, где это было возможно, прибегать к обману публики. К таким людям он относит личного мага Гитлера, начинавшего свою деятельность на цирковых подмостках.

«Работал Ганнусен интересно: у него были несомненные способности телепата. Но чтобы они развернулись в полную меру, ему нужны были душевный подъем, взвинченность сил, восхищение и восторг публики. Я это знаю и по себе: когда аудитория завоевана, работать становится несравненно легче. Поэтому в начале выступления Ганнусен прибегал к нечестному приему: первые два номера он проводил с подставными людьми. Едва он выходил на сцену, встреченный жиденькими аплодисментами, и произносил несколько вступительных слов, из глубины зала раздавался выкрик: «Шарлатан!» Ганнусен «играл» чисто по-артистически оскорбленную невинность и приглашал на сцену своего обидчика. С ним он показывал первый номер. Надо ли говорить, что «оскорбитель» мгновенно «перевоспитывался», уверовав в телепатию, и что в действительности этот человек ездил из города в город в свите Ганнусена. Я это ронял сразу. Но аудитория принимала все это за чистую монету, и аплодисменты становились более дружными.

Начиная с третьего номера, Ганнусен работал честно, с любым человеком из зала, очень артистично, стремясь как можно эффектнее подать свою работу. Однако использование им вначале подставных лиц не могло уже до конца вечера изгладить во мне какого-то невольного чувства недоверия».

Иногда гипноз применялся для преступных целей. Известный психотерапевт С. Горин в своей книге приводит пример криминального гипноза, описанный в детективной повести Д. Уэстлейка «Прокл







Date: 2015-07-01; view: 479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.117 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию