Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра фармакологии





ГОУ ВПО УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ

 

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФАРМАКОЛОГИИ

Методические указания для самостоятельной работы

студентам лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов

(издание пятое, переработанное и дополненное)

 

 

Екатеринбург, 2005

 

 

Составители: доц. Чемезов С.А., ассистенты: Мезенцев В.Е., Коломиец О.В.

Под. редакцией проф. Л.П. Ларионова

 

Со времени выпуска предшествующего варианта пособия (Ек-бург, 1997) ряд упомянутых в прежней редакции препаратов запрещена к применению, часть препаратов заменена более эффективными. Кроме того появились новые данные об эффективности и безопасности антигистаминных препаратов I и II-го поколения, а так же высокоселективных ингибиторов ЦОГ2 (НПВС) и т.д.. С учетом этого проведена корректировка вопросов сборника.

Предназначены для студентов медицинских специальностей при подготовке к занятиям, зачетам и экзаменам в режиме самоконтроля, а также для преподавателей при подготовке и проведении занятий.

 

кафедра фармакологии

© центр фарм. информации УГМА (ЦФМБИ УГМА)

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общая фармакология.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение фармакологии, этапы ее развития. Место фармакологии среди других меди­ко-биологических, фармацевтических и клинических дисциплин. Направления в фармакологии (педиарическая, гериатрическая, клиническая, молекулярная, биохимическая, иммунофарма-кология, фармакогенетика, хронофармакология, валеофармакология, гомеопатия).

2. Определение понятий "фармакокинетика" и "фармакодинамика".

3. Понятие о лекарстве и яде. Зависимость эффекта от количества действующего вещества, его концентрации и времени действия.

ФАРМАКОКИНЕТИКА:

4. Пути введения лекарственных веществ в организм.

5. Проникновение лекарственных веществ через биологические мембраны. Основные био­логические барьеры организма иих проницаемость.

6. Транспортные системы организма (активный и пассивный транспорт).

7. Распределение, перераспределение и депонирование лекарственных веществ в организме.

8. Биотрансформация лекарственных веществ.

9. Пути выведения лекарств, значение их учета.

ФАРМАКОДИНАМИКА:

10. Виды действия лекарств:

1) по локализации фармакологических эффектов:- местное;- резорбтивное:

а) центральное;

б) периферическое;

- рефлекторное;

2) по механизму возникновения эффектов: - прямое (первичное);- косвенное (вторичное);

3) по степени выраженности и клиническому проявлению эффектов:

а) главное: - лечебное; - побочное;

б) побочное: - желательное; - нежелательное;

в) токсическое;

4) по специфичности действия на отдельные органы, ткани, системы:

а) общеклеточное;

б) преимущественное;

в) избирательное (элективное);

5) по обратимости: - обратимое; - необратимое;

6) по типу действия на патологический процесс:

а) этиотропное;

б) патогенетическое;

в) симптоматическое.

11. Характер действия лекарственных веществ: тонизирующее, стимулирующее, седативное (успокаивающее), угнетающее действие, паралич функции.

12. Понятие о фармакологическом эффекте, первичной фармакологической реакции и цито-рецепторе.

I. Цитотропный механизм:

1) действие на цитоплазматическую мембрану клетки:

а) действие на рецепторы (ацетилхолин, адреналин);

б) физико-химическое воздействие (антибиотики);

2) действие на цитозоль клетки:

а) действие на рецепторы (гормоны);

б) рецепторонезависимый эффект:

- действие на интрацеллюлярные структуры (антибиотики);

- действие на интрацеллюлярные метаболиты (тирамин). II. Клеточно-независимое действие:

1) действие на экстрацеллюллрные метаболиты (гепарин);

2)изменение физико-химических свойств биожидкостей (плазмозамещающие рас­творы).

13. Типовые варианты механизма действия лекарств.

14. Факторы, влияющие на интенсивность действия лекарств:

1) экзогенные факторы:

- физико-химические свойства и химическая структура лекарств;

- дозы;

2) эндогенные факторы:

- пол, возраст больного, особенности организма (врожденные и приобретен­ные), идиосинкразия.

15. Действие лекарств при их комбинированном использовании (синергизм, антагонизм, синергоантагонизм). Фармацевтическая и фармакологическая несовместимость.

16. Реакции организма на повторное введение лекарств:

1) усиление эффекта:

- кумуляция (материальная, функциональная);


- сенсибилизация;

2) ослабление эффекта (привыкание, толерантность):

- тахифилаксия;

- привыкание макроорганизма к препарату;

- привыкание микроорганизма к препарату;

3) лекарственная зависимость (психическая, физическая).

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" тему: "Общая фармакология".

2. Подготовить реферат на тему: "Виды индивидуальной чувствительности организма и из­менение ее при повторных введениях лекарственных веществ", "Фармакокинетика и ее значе­ние для фармакодинамики".

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Действие серебра азотнокислого и фенола на лягушку. В опыт берется 2 лягушки. Одной из них кожу спины смазывают 5% раствором серебра азотнокислого, другой -раствором фенола. Студент фиксирует в протоколе опыта результаты наблюдения и делает вывод о виде действия препаратов.

Задание 2. Рефлекторное действие аммиака. У человека регистрируют частоту пульса и дыха­ния. Затем осторожно дают вдыхать пары раствора аммиака. Отмечают субъектив­ные ощущения и изменения пульса и дыхания.

Задание З.Действие одно- и двухлористой ртути на лягушку. В опыт берется 2 лягушки при­близительно одной массы. Одна из них помещается в лабораторный стакан с суле­мой, другая - в лабораторный стакан с каломелью. Через 15-20 минут регистрируют­ся изменения в поведении лягушек. На основании опыта рассматривается вопрос о связи активности препаратов и их химической структуры.

Задание 4. Местное действие хлорэтила. На кожу наносят хлорэтил и отмечают субъективные ощущения человека. Обсуждается вопрос об использовании физических качеств ве­ществ для лечебных целей.

Задание 5. Комбинированное действие стрихнина азотнокислого и активированного угля. В опыт берется 2 лягушки одинаковой массы. Одной из них в спинной лимфатический мешок вводят 0,02 мл 0,1% раствора стрихнина азотнокислого, второй - то же коли­чество препарата, но обработанного активированным углем. Сравниваются пове­денческие реакции лягушек, делается вывод о виде комбинированного действия пре­паратов.

Задание 6. Ответить на вопросы программированного контроля в кн. "Руководство к ла­бораторным занятиям по фармакологии", с. 19-27.

Задание 7. Решить задачи №№ 1-9 в кн. "Руководство к лабораторным занятиям по фар­макологии", с.27.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Источники получения лекарственных веществ (растительного, животного, минерального, бактериального, синтетического и других видов происхождения).

2. Основная характеристика действующих начал лекарственных растений (алкалоиды, гликозиды, витамины, фитонциды, эфирные масла, дубящие, обволакивающие).

3. Определение и основные этапы истории развития фармакологии, ее место среди других медицинских, биологических и фармацевтических наук.

4. Значение путей введения и дозы для скорости развития, выраженности и продолжитель­ности эффекта.

5. Желудочно-кишечный тракт как путь введения лекарственных веществ.

6. Зависимость эффекта от количества действующего вещества, его концентрации. Понятие о лекарственном веществе и яде.

7. Пути выведения лекарственных веществ из организма и значение их для учета сопутст­вующих заболеваний.


8. Виды действия лекарственных веществ на организм (местное, резорбтивное, рефлектор­ное, основное, побочное, прямое, косвенное, избирательное, общеклеточное, обратимое, необ­ратимое). Примеры.

9. Роль рефлекторных механизмов при действии лекарственных веществ.

10. Побочное действие лекарственных веществ. Побочные эффекты аллергической и неал­лергической природы. Примеры.

11. Токсическое действие лекарственных веществ. Понятие о тератогенности и эмбрио-и фетотоксичности.

12. Значение физико-химических свойств и химической структуры для действия лекарствен­ных веществ на организм.

13. Значение индивидуальных особенностей организма и его состояния для проявления дей­ствия лекарственных веществ.

14. Виды доз. Широта терапевтического действия, ее значение.

15. Комбинированное действие лекарственных веществ. Виды синергизма. Понятие синерго-антагонизма. Использование в клинике.

16. Комбинированное действие лекарственных веществ. Виды антагонизма. Использование в клинике.

17. Изменение действия лекарственных веществ приих повторных введениях.

18. Понятие о наркомании и токсикомании. Лекарственная зависимость (психическая, физи­ческая), медицинские аспекты борьбы с наркоманией и токсикоманией.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Вещества, действующие на М- и Н -холинореактивные системы: М- и Н-холиномиметики пря­мого действия, антихолинэстеразные, М -холиномиметические и М -холиноблокирующие сред­ства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы, медиаторы, рецеп­торы.

2. Понятие о холинорецепторах, деление на М- и Н-холинорецепторы, их локализация.

3. Механизм холинергической передачи нервного импульса.

4. Основные эффекты, возникающие при возбуждении парасимпатической и симпатической нервной системы.

5. Классификация холиномиметических и холиноблокирующих средств:

а) М- и Н-холиномиметические средства прямого действия;

б) М- и Н-холиномиметические средства непрямого действия - антихолинэстеразные сред­ства;

в) М-холиномиметические средства;

г) Н-холиномиметические средства;

д) М-холиноблокирующие средства;

е) Н-холиноблокирующие средства;

ж) М- и Н-холиноблокирующие средства.

6. М- и Н-холиномиметические средства прямого действия: ацетилхолин-хлорид, карбахолин, их фармакокинетика и фармакодинамика; влияние на частоту сердечных сокращений, атрио-вентрикулярную проводимость, тонус кровеносных сосудов, артериальное давление, тонус бронхов, тонус и перистальтику кишечника, тонус мочевого пузыря, секрецию желез, величину зрачка, внутриглазное давление, аккомодацию; клиническое использование, побочные эффек­ты, основные противопоказания для применения.

7. М и Н-холиномиметические средства непрямого действия - антихолинэстеразные средства:

а) обратимого действия: физостигмина салицилат, галантамина гидробромид, прозерин, оксазил, хинотилин, пиридостигмина бромид, дезоксипеганина гидрохлорид, дистигмина бро­мид, стефаглабрина сульфат и др.


б) необратимого действия: армии.

Фармакодинамика; влияние на частоту сердечных сокращений, атриовентрикулярную прово­димость, тонус кровеносных сосудов, артериальное давление, тонус бронхов, тонус и пери­стальтику кишечника, тонус мочевого пузыря, секрецию желез, величину зрачка, внутриглаз­ное давление, аккомодацию, нервно-мышечную передачу; клиническое использование, побоч­ные эффекты, основные противопоказания для применения.

8. Реактиваторы холинэстеразы: дипироксим, изонитрозин, аллоксим. Фармакодинамика, кли­ническое использование.

9. Симптомы при отравлении фосфорорганическими соединениями (ФОСами), меры помощи.

10. М-холиномиметические средства: пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин. Фармакодинами­ка; влияние на частоту сердечных сокращений, тонус кровеносных сосудов, артериальное дав­ление, тонус бронхов, тонус и перистальтику кишечника, тонус мочевого пузыря, секрецию желез, величину зрачка, внутриглазное давление, аккомодацию; клиническое использование, побочные эффекты, основные противопоказания для применения.

11. Симптомы при отравлении М-холиномиметическими веществами, меры помощи.

12. М-холиноблокирующие средства:

а) алкалоиды группы атропина, платифиллина и содержащие их растения: атропина суль­фат, препараты красавки (настойка, экстракт), Солутан, Бесалол, Беллалгин, Беллоид, скополамина гидробромид, гоматропина гидробромид, платифиллина гидротартрат;

б) синтетические: метацин, хлорозил, пропантелина бромид (пробантин), фубромеган, ипратропиума бромид (атровент), тровентол, пиренцепин (гастрозепин) и др. Особенности фармакодинамики: влияние на частоту сердечных сокращений, ат­риовентрикулярную проводимость, тонус кровеносных сосудов, артериальное давление, тонус бронхов, тонус и перистальтику кишечника, тонус мочевого пузыря, секрецию желез, величину зрачка, внутриглазное давление, аккомодацию, ЦНС. Показания для клинического использо­вания, побочные эффекты, основные противопоказания для применения.

13. Симптомы при отравлении М-холиноблокирующими средствами, меры помощи.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" тему.-"Вещества, действующие на М- и Н-холинореактивные системы: прямого действия, антихолинэстеразные, М-холиномиметические и М-холиноблокирующие средства". Отметить принцип классификации средств, влияющих на передачу возбуждения в холинергических синапсах.

2. Нарисовать схему эфферентной иннервации и указать в ней локализацию М- и Н-холинорецепторов.

3. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания для приме­нения, возможные осложнения и основные противопоказания для применения:

1) пилокарпин (пилокарпина гидрохлорид®) в глазных каплях и мази;

2) ацеклидин в глазных каплях, мази, ампулах:

3) прозерин в таблетках, ампулах, глазных каплях; [Детям 0,05мг(0,1мл-0,05%р-ра) на1г/сутки]

4) армин в глазных каплях;

5) атропин (атропина сульфат®) в глазных каплях, мази, каплях внутрь, ампулах;

6) экстракт красавки в таблетках, свечах; [Детям с1до2л- 7,5 мг, с3до4л- до15 мг, с 5до 6л- 15мг, с 7до 9л- 22,5мг, старше 10л – до 30мг.]

7) платифиллин (платифиллина гидротартрат®) в таблетках, ампулах; [Детям до 1г – 0,035мг/кг (0,0175мл/кг), с1до5л- 0,03мг/кг, с6до10л- 0,025мг/кг, с11до14л- 0,02мг/кг.]

8) метоциния йодид (метацин®) в таблетках, ампулах;

9) пирензепин (гастрозепин®) в таблетках, ампулах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на практическое занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в "Руководстве к лабо­раторным занятиям по фармакологии", с-44-49.

Задание 3. Выполнить экспериментальную работу, оформить протоколы и сделать выводы:

1. Проанализировать действие веществ "А" и "Б" на величину зрачка кошки (кро­лика). В контроле отметить величину зрачков лабораторного животного. Затем в правый глаз животного закапать 2 капли 1% раствора препарата "А", в левый - то же количество 1% раствора препарата "Б". Через 20-30 минут сравнить величину зрач­ков, сделать выводы. Результаты обсуждаются.

2. Проанализировать действие веществ "А" и "Б" на сердце лягушки. В контроле отметить частоту и силу сердечных сокращений у лягушки.

На сердце лягушки нанести 1 каплю 1% раствора препарата "А", зафиксировать полученный результат во времени и нанести на сердце 1 каплю 1 % раствора "Б". После восстановления сердечной деятельности характеристику сердечных сокра­щений сравнить с контрольными данными. Затем на сердце лягушки нанести 2 капли 1 % раствора препарата "А". Полученные результаты обсудить.

Задание 4. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) средство для лечения глаукомы из группы М-холиномиметиков;

2) средство для лечения глаукомы из группы антихолинэстеразных средств;

3) средство, применяемое для облегчения нервно-мышечной передачи;

4) средство для атонии кишечника и мочевого пузыря;

5) средство для предупреждения рефлекторной брадикардии;

6) средство для иммобилизации мышц радужки при травме глаза;

7) средство для купирования кишечных, почечных, печеночных колик;

8) средство, применяемое при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;

9) средство для купирования приступа бронхиальной астмы;

10) средство для ограничения секреции слюнных и бронхиальных желез.

Задание 5. Заслушать и обсудить рефераты на тему: 1. Отравление мухомором и меры помощи. 2. Отравление беленой и меры помощи.

Задание 6. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Механизмы холинергической передачи нервного импульса. М и Н-холинорецепторы, их ло­кализация и функциональное назначение. Классификация средств, влияющих на передачу воз­буждения в холинергических синапсах.

2. М- и Н-холиномиметики "прямого" и "непрямого" действия. Фармакодинамика, препараты, использование в клинике.

3. М-холиноблокаторы. Фармакодинамика, препараты, использование вклинике.

4. Проанализируйте действие карбахолина и атропина на различные системы и органы. Какие эффекты в целостном организме может вызвать карбахолин на фоне действия атропина?

5. Особенности действия скополамина, платифиллина, метацина по сравнению с атропином. Применение.

6. Отравление беленой, меры помощи.

7. Отравление ФОСами, меры помощи.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Вещества, действующие в области Н -холинореактивных систем: Н-холиномиметики, ганглиоблокаторы, миорелаксанты.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Локализация и функциональное назначение Н-холинореактивных систем.

2. Действие никотина на организм человека (влияние на ЦНС, дыхательную, сердечно­сосудистую систему). Медицинские и социальные проблемы никотинизма.

3. Классификация фармакологических средств, влияющих на Н-холинореактивные системы:

а) Н-холиномиметические средства;

б) Н-холиноблокирующие средства: ганглиоблокаторы, миорелаксанты.

4. Н-холиномиметические средства: цититон, лобелина гидрохлорид; средства, облегчающие отвыкание от курения: имитирующие действие никотина (табекс, анабазина гидрохлорид, га-мибазин) и никотинсодержащие - никорет (жевательная резинка), никотинел (для аппликаций и внутриносового распыления). Фармакодинамика, клинические показания для применения, возможные осложнения и основные противопоказания.

5. Ганглиоблокирующие средства:

а) четвертичные - бензогексоний, пентамин, димеколин, гигроний, имехин, камфоний, арфонад;

б) нечетвертичные - пахикарпина гидроиодид, пирилен, темехин. Фармакодинамика, осо­бенности действия; влияние на тонус кровеносных сосудов, артериальное давление, перисталь­тику кишечника, тонус мочевого пузыря, секрецию желез, величину зрачка, аккомодацию;

клинические показания для их применения, возможные осложнения и меры помощи, основные противопоказания для применения.

6. Миорелаксанты периферического действия:

а) недепопяризующего действия - тубокурарин-хлорид, диплацин, квалидил, диоксоний, ардуан (пипекуроний бромид), векуроний (норкурон), мелликтин, тракриум;

б) деполяризующего действия - дитилин (листенон, миорелаксин). Фармакодинамика, клинические показания для их применения и особенности действия, возможные осложнения и меры помощи.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" тему: "Вещества, действующие в области Н-холинореактивных систем: Н-холиномиметики, ганглиоблокаторы, миорелаксанты".

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизмы действия, клинические показания и основ­ные противопоказания для применения, возможные осложнения:

1)цитизин (цититон®) в ампулах;

2) гексаметония бензосульфат (бензогексоний®) в ампулах;

3) азаметония бромид (пентамин®) в ампулах;

4) пемпидин (пирилен®) в таблетках;

5) мелликтин в таблетках.

3. Подготовить реферат на тему: "Действие никотина на организм человека (влияние на ЦНС, дыхательную, сердечно-сосудистую и др. системы). Медицинские и социальные проблемы табакокурения".

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание I. Ознакомиться с лекарственными препаратами, предоставленными на практическое занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в "Руководстве к лабо­раторным занятиям по фармакологии", с. 51, №№ 7-18.

Задание 3. Выполнить исследования, оформить протоколы, сделать выводы:

1). Влияние табакокурения на пульс, кровяное давление, субъективные ощущения испытуемого. У двух студентов-добровольцев в контроле отмечают характеристику пульса и состояние АД. Затем предлагают выкурить по одной сигарете с фильтром в течение 5 минут (фильтры не выбрасываются) и вновь определяют эти же показате­ли. Результаты обсуждаются.

2). Влияние вытяжки из фильтров выкуренных сигарет на белую крысу. Два фильтра из выкуренных испытуемыми сигарет опускают на 10-15 минут в 2 мл воды для инъекций, после чего вытяжку вводят внутрибрюшинно одной белой крысе. Од­новременно второй крысе внутрибрюшинно вводят такой же объем воды для инъек­ций. Результаты обсуждаются.

Задание 4. Выписать в рецептах, обосновать выбор:

1) средство для рефлекторной стимуляции дыхания;

2) средство для возбуждения дыхания при отравлении угарным газом;

3) ганглиоблокатор для приема внутрь;

4) средство для купирования гипертонического криза;

5) средство для лечения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;

6) средство для лечения гипертонической болезни;

7) антагонист антидеполяризующих миорелаксантов.

Задание 5. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

Задание 6. Обсудить реферат на тему; "Действие никотина на организм человека (влияние на ЦНС, дыхательную и сердечно-сосудистую системы). Медицинские и социальные проблемы табакокурения".

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Действие никотина на организм человека (влияние на ЦНС, дыхательную, сердечно­сосудистую и пищеварительную системы).

2. Лобелии. Цититон. Фармакодинамика. Применение.

3. Ганглиоблокаторы. Классификация. Фармакодинамика, возможные осложнения. Использо­вание в клинике разных групп препаратов.

4. Миорелаксанты периферического действия. Фармакодинамика. Препараты. Возможные ос­ложнения. Использование в клинике.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Вещества, действующие в области окончаний адренергических нервов: адреномиметические, адреноблокирующие и симпатолитические средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Понятие об адренорецепторах, их виды, локализация и функциональное назначение.

2. Механизм адренергической передачи нервного импульса.

3. Классификация веществ, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах:

а) альфа-адреномиметики;

б) бета-адреномиметики;

в) альфа- и бета-адреномиметики прямого действия;

г) альфа- и бета-адреномиметики смешанного действия (симпатомиметики):

д) альфа-адреноблокаторы;

е) бета-адреноблокаторы;

ж) альфа- и бета-адреноблокаторы;

з) симпатолитики.

 

4. Альфа-адреномиметики: норадреналина гидротартрат (альфа-1, бета-1), мезатон (альфа-1). фетанол (альфа-1), нафтизин (альфа-1. 2), клофелин (альфа-2,1), галазолин (альфа-1, 2). Фар­макодинамика, клинические показания для применения и основные противопоказания, воз­можные осложнения. Влияние норадреналина на бета-1 рецепторы миокарда.

5. Бета-адреномиметики: изадрин (бета-1, 2), орципреналина сульфат (алупент, астмопент) (бета-2, 1), фенотерол (беротек, партусистен) (бета-2), сальбутамол (бета-2), тербуталин (бриканил) (бета-2), добутамин (бета-2). Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердечных со­кращений, атриовентрикулярную проводимость, автоматизм сердца, артериальное давление, тонус бронхов. Клинические показания для применения, возможные осложнения, основные противопоказания.

6. Альфа- и бета-адреномиметики прямого действия: адреналина гидрохлорид. Фармакодина­мика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, атриовентрикулярную проводимость, автоматизм сердца, артериальное давление, тонус бронхов. Клинические показания для при­менения, возможные осложнения и противопоказания для применения. Рассмотреть влияние адреналина на сердечно-сосудистую систему, бронхи, величину зрачка, обмен веществ.

7. Альфа- и бета-адреномиметики смешанного действия: эфедрин. Фармакодинамика, клини­ческие показания и возможные осложнения, противопоказания для применения. На примере эфедрина рассмотреть влияние на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистую систему и бронхи.

8. Дофаминергические препараты: дофамин (допмин) (Д-1, 2, альфа-, бета-миметик). Фармако­динамика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, тонус сосудов. Клинические по­казания, возможные осложнения, основные противопоказания для применения.

9. Альфа-адреноблокаторы:

а) производные алкалоидов спорыньи: дигидроэрготамин (альфа-1, 2), дигидроэрготоксин (альфа-1, 2), ницерголин (сермион) (альфа-1, 2);

б) синтетические:

- неселективные - фентоламин (альфа-1, 2), тропафен (альфа-1, 2), пирроксан (альфа-1, 2), бутироксан (альфа-1, 2), аминазин (альфа-1, 2), дроперидол (альфа-1,2);

- селективные - празозин (адверзутен, пратсиол) (альфа-1). Фармакодинамика, клинические показания, возможные осложнения, основные противопока­зания для применения.

10. Бета-адреноблокаторы:

а) некардиоселективные - анаприлин (бета-1, 2), окспренолол (тразикор) (бета-1, 2), альп-ренолол (аптин) (бета-1, 2), пиндолол (вискен) (бета-1, 2), надолол (бета-1, 2), тимолол (бета-1,2);

б) кардиоселективные - атенолол (бета-1), метопролол (бета-1), талинолол (корданум) (бета-1).

Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, атриовентрикулярную проводимость, автоматизм сердца, артериальное давление, тонус бронхов. Клинические пока­зания для применения, возможные осложнения, основные противопоказания.

11. Альфа- и бета-адреноблокаторы: Лабеталол, карведилол. Применение.

12. Симпатолитики: октадин, резерпин. Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердеч­ных сокращений, артериальное давление, тонус сосудов, секрецию желудочного сока, пери­стальтику кишечника. Клинические показания, возможные осложнения, основные противопо­казания для применения.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" тему: "Вещества, действующие в области окончаний адренергических нервов: адреномиметики, адреноблокаторы, симпатолитики".

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания и проти­вопоказания для применения, возможные осложнения:

1) эпинефрин (адреналина гидрохлорид®) во флаконах и ампулах; [ Детям 0,1-0,5мг]

2) допамин (дофамин®) в ампулах; [ Детям 4-6 мкг/кг/мин В/в, капельно.]

3) фенилэфрин (мезатон®) в ампулах;

4) эфедрин (эфедрина гидрохлорид®) в таблетках, ампулах; [ Детям до1г - 2-3мг, с 2 до 5л - 3-10мг, с 6 до 12л – 10 – 20мг 2-3 раза в сутки.]

5) изопреналин (изадрин®) в таблетках, во флаконах;

6) троподифен (тропафенÒ) в ампулах;

7) фентоламин (фентоламина гидрохлоридÒ) в таблетках,[ Детям 1 табл. по 0,025 г. 3-4 раза в день.]

8) празозин в таблетках;

9) пропанолол (анаприлинÒ) в таблетках, ампулах;

10) резерпин в таблетках,[Детям с 2 до 3л.- 0,08-0,15 мг/сут.; с 4 до7л.- 0,15-0,25 мг/сут.; с 8 до 14л.- 0,25-0,4 мг/сут.; с 15 до 18л.- 0,5-1мг/сут. Разделить на 2-4 приема.]

11) гуанетидин (октадинÒ) в таблетках.[Детям из расчета 0,2 мг/кг/сутки.]

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в "Руководстве к лабора­торным занятиям по фарма- кологии", с.59. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1. Альфа- и бета-адреномиметик прямого действия, применяемый для купирования приступа бронхиальной астмы.

2. Бета-адреномиметик для купирования приступа бронхиальной астмы.

3. Симпатомиметик для купирования приступа бронхиальной астмы.

4. Альфа-адреномиметик для оказания помощи при сосудистом коллапсе.

5. Альфа-адреноблокатор при эндартериите, болезни Рейно, трофических язвах.

6. Альфа-адреноблокатор для купирования гипертонического криза.

7. Бета-адреноблокатор при стенокардии, инфаркте миокарда, тахиаритмии.

8. Симпатолитик для лечения больных гипертонической болезнью.

9. Выбор препарата при кардиогеном шоке.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Классификация лекарственных веществ, влияющих на передачу возбуждения в адренергиче-ских синапсах. Механизм адренергической передачи нервного импульса.

2. Адреномиметики прямого и смешанного действия. Фармакодинамика, препараты, примене­ние.

3. Адреноблокаторы и симпатойитики. Фармакодинамика, препараты, применение.

4. Влияние адреналина на сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, обмен веществ.

5. Норадреналин, дофамин, мезатон, нафтизин, клофелин. Особенности действия, применение.

6. Изадрин, анаприлин. Особенности действия, применение.

7. Эфедрин. Фармакодинамика, основные эффекты, применение.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Местные анестетики, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, раздражающие средства,

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

I. Средства, уменьшающие чувствительность нервных окончаний. А. Местноанестезирующие препараты.

1. Понятие о местной анестезии, ее виды. Требования к местноанестезируюшим средст­вам.

2. Химическая классификация местноанестезирующих средств:

а) сложные эфиры аминоспиртов и ароматических кислот (бензойной, парааминобензойной) - кокаин, анестезин, новокаин, дикаин;

б) замещенные амиды кислот - тримекаин, лидокаин (ксикаин), пиромекаин, бензофурокаин, бупивокаин.

в) ультракаин ()

3. Механизмы действия местноанестезирующих средств.

4. Сравнительная характеристика анестезирующей активности и токсичности кокаина, анестезина, новокаина, дикаина. Клиническое использование, возможные осложнения.

5. Сравнительная характеристика тримекаина, лидокаина (ксикаина), пиромекаина. Кли­ническое использование, возможные осложнения. Применение тримекаина, лидокаина при сердечных аритмиях.

6. Клиническая классификация местноанестезирующих средств:

а) для терминальной анестезии - кокаин, дикаин, анестезин, пиромекаин, тримекаин, лидокаин (ксикаин);

б) для инфильтрационной и проводниковой анестезии - новокаин, тримекаин, лидока­ин (ксикаин);

в) для спинномозговой анестезии - новокаин, тримекаин, лидокаин (ксикаин);

г) для всех видов анестезии - лидокаин (ксикаин), тримекаин, бупивокаин (кроме тер­минальной).

Б. Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие.

7. Вяжущие средства.Механизм действия, показания к назначению.

а) органические: танин, танальбин, отвары и настои из коры дуба, цветов ромашки, травы зверобоя, ягод черники, черемухи и т.д.;

б) неорганические (соли металлов): висмута нитрат основной, дерматол, свинца аце­тат.

8. Обволакивающие средства: классификация препаратов (по происхождению). Особен­ностимеханизма действия и показания к назначению каждой группы:

а) органические - крахмал, слизь из семян льна, овсяный и рисовый отвары;

б) неорганические - алюминия гидроокись, магния окись.

9. Комплексные препараты: викалин, викаир, бисал, альмагель, фосфалугель, сукралфат, де-нол, гастал. Показания к применению.

10. Адсорбирующие средства (тальк, уголь активированный). Применение в клинике.

II. Средства, стимулирующие рецепторы слизистых и кожи.

11. Раздражающие средства:

а) растительные: - содержащие эфирные масла - листья мяты перечной, ментол, горчичники, масло терпентинное очищенное и др.;

- горечи (см. тему № 26);

б) синтетические - раствор аммиака, мазь "Финалгон", мазь "Псориазин";

в) препараты, содержащие яды пчел и змей - мазь "Унгапивен", "Випросал".

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: "Местные анестетики, вяжущие, об­волакивающие, раздражающие средства".

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизмы действия, клинические показания и про­тивопоказания для применения, возможные осложнения:

1) тетракаин (дикаинÒ) в растворе;

2) бензокаин (анестезинÒ) в присыпке, свечах, таблетках, [Детям 5% мазь, табл. до 1г.- 0,02-0,04 г., с 2 до 5 - 0,05-0,1г., с 6 до 12 - 0,12-0,25г.]

3) прокаин (новокаинÒ) в ампулах;[Детям 2000-5000 ЕД/сутки].

4) лидокаин (андокаинÒ) в ампулах;[Детям,2%-40мл, из расчета 30 мг/кг/мин.]

5) тримекаин (тримекаина растворÒ) в ампулах;

6) висмута трикалия дицитрат (де-нолÒ) в таблетках;[Детям до 12 л.-120 мг., старше 12 л.-240 мг. Дозу разделить на 2 приема.]

7) яд пчелиный (унгапивен®) в мази.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, предоставленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в "Руководстве к лабора­торным занятиям по фармакологии", с. 32-39.

Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) средство для терминальной анестезии;

2) средство для инфильтрационной анестезии;

3) средство для проводниковой анестезии;

4) средство для спинномозговой анестезии;

5) средство, применяемое для всех видов анестезии;

6) лидокаин для инфильтрационной анестезин;

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Заключительное занятие по теме: «Средства, влияющие на периферический отдел нервной системы».

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Анатомо-физиологические особенности парасимпатической нервной системы. Классифи­кация холинореактивных систем,их локализация.

2. Классификация препаратов, действующих в области холинергических синапсов.

3. Действие холиномиметиков и холиноблокаторов на структуры глаза. Клиническое при­менение, побочное действие.

4. Антихолинэстеразные средства. Классификация, механизмы действия, основные эффекты, клинические показания для применения, побочное действие.

5. Эффекты холиномиметиков при резорбтивном действии.

6. М-холиноблокаторы. Влияние на ЦНС, сердечно-сосудистую систему, внутренние орга­ны. Показания для назначения, побочные эффекты.

7. Действие карбахолина на различные органы и системы на фоне действия атропина.

8. Клиническая картина острого отравления М-холиномиметиками, меры помощи.

9. Отравление беленой, меры помощи.

10. Действие никотина на организм. Табакокурение, как медико-биологическая и социаль­ная проблема.

11. Механизмы действия, основные эффекты, показания для назначения Н-холиномиметиков.

12. Ганглиоблокаторы. Механизмы действия, основные эффекты, клиническое применение, возможные осложнения.

13. Основные симптомы передозировки ганглиоблокаторов. Меры помощи.

14. Миорелаксанты. Механизмы действия. Клиническое использование.

15. Анатомо-физиологические особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адренорецепторы, их классификация и функциональное назначение.

16. Классификация веществ, действующих в области адренергического синапса. Зависимость междухимической структурой и действием в ряду адреномиметиков.

17. Адреномиметики. Классификация, механизмы действия, основные эффекты, показания к применению.

18. Адреноблокаторы. Классификация, механизмы действия, основные эффекты, показания к применению.

19. Симпатолитики. Их Фармакодинамика, основные эффекты, показания для назначения.

20. Местноанестезирующие средства. Классификация. Локализация и механизм действия.

21.Сравнительная оценка местноанестезирующих средств и их использование в клинике.

22. Общая характеристика вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих, раздражающих средств. Механизмы их действия. Применение.

Выписать рецепты, указать группу препарата, механизмы действия, вызываемые им фарма­кологические эффекты, клинические показания и противопоказания для применения, возмож­ные осложнения.

1. Ацеклидин в ампулах, глазных каплях, глазной мази.

2. Пилокарпина гидрохлорид в глазных каплях, глазной мази.

3. Прозерин в таблетках, ампулах.

4. Армин в глазных каплях.

5. Атропина сульфат в ампулах, глазных каплях и мази, каплях внутрь.

6. Экстракт белладонны в таблетках, ректальных свечах.

7. Платифиллина гидротартрат в таблетках, ампулах.

8. Метацин в таблетках, ампулах.

9. Бензогексоний в ампулах.

10. Пентамин в ампулах.

11. Пирилен в таблетках.

12. Адреналина гидрохлорид в ампулах, во флаконах.

13. Дофамин в ампулах.

14. Мезатон в ампулах.

15. Изадрин в таблетках, во флаконах.

16. Эфедрина гидрохлорид в таблетках, ампулах.

17. Тропафен в ампулах.

18. Фентоламина гидрохлорид в таблетках.

19. Празозин в таблетках.

20. Анаприлин в таблетках, ампулах.

21. Резерпин в таблетках.

22. Новокаин в ампулах.

23. Лидокаина гидрохлорид в ампулах.

24. Анестезин в порошках, таблетках, мази.

25. Пиромекаин в ампулах.

В контроле будут использованы фармакотерапевтические вопросы соответствующих разделов книги "Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии" под редакцией Д.А.Харкевича, М., Медицина, 1988 - 2004г.; ситуационные задачи из «Сборника ситуациных задач» и базы автоматизированного стенда.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Гормональные препараты.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Определение гормонов. Формы применения гормональных средств. Понятие о методах био­логической стандартизации.

2. Химическая классификация гормонов:

а) гормоны белковой и пептидной природы (гормоны гипоталамуса, гипофиза, паращи-товидной и поджелудочной желез, гормон щитовидной железы - кальцитонин);

б) гормоны - производные аминокислот (гормон мозгового вещества надпочечников - ад­реналин, йодосодержащие гормоны щитовидной железы);

в) стероидные гормоны (гормоны коры надпочечников, половые гормоны);

г) ненасыщенные жирные кислоты - простагландины;

д) разные (морфиноподобные гормоны - эндорфины, энкефалины, гормоны памяти, сна).

3. Общая схема гормональной регуляции функций организма.

4. Гормоны гипоталамуса: либерины (кортиколиберин, тиролиберин, фоллиберин, люлиберин, соматолиберин, пролактолиберин, меланолиберин) и статины (соматостатин, пролактостатин, меланостатин), их физиологическая роль в организме.

5. Препараты гормонов гипофиза:

а) влияние гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин, тиротропин, соматотропин, гонадотропины) на функции желез внутренней секреции; применение;

б) препараты средней доли гипофиза (интермедии), влияние на структуры глаза; примене­ние;

в) сравнительная характеристика препаратов задней доли гипофиза (окситоцин, питуит­рин, гифотоцин, адиурекрин); применение.

6. Паратиреоидин и кальцитонин, влияние на обмен кальция и фосфора. Применение, возмож­ные осложнения.

7. Препараты инсулина (суинсулин, инсулин Б, суспензия цинк-инсулина кристаллического, суспензия инсулин-протамина, суспензия протамин-цинк-инсулина, "монопиковые" инсулины (моносуинсулин, суспензия инсулина-лонг, суспензия инсулина-семилонг), фармакодинамика, особенности действия, клинические показания для применения, возможные осложнения и меры помощи, основные противопоказания для их применения.

8. Противодиабетические средства для приема внутрь: производные сульфонилмочевины (бутамид, цикламид, хлоцикламид, букарбан, глибенкламид (бетаназ, хлорпропамид), бигуаниды (глибутид, метформин), фармакодинамика, особенности действия, клинические показания для применения и основные противопоказания, возможные осложнения.

9. Препараты гормонов щитовидной железы (тиреоидин, трийодтиронина гидрохлорид) и их антагонисты (мерказолил, дийодтирозин), фармакодинамика, особенности действия, клиниче­ские показания для применения и основные противопоказания, возможные осложнения.

10. Стероидные гормоны и их синтетические аналоги:

а) минералокортикоиды (дезоксикортикостерона ацетат), фармакодинамика, особенности действия, клинические показания для их применения, возможные осложнения;

б) глюкокортикоиды (кортизона ацетат, гидрокортизона ацетат, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, синафлан и др.), влияние на углеводный, белковый, жировой и водно-солевой обмен. Механизмы противовоспалительного, противоаллергического, противошокового действия. Показания для их применения, возможные осложнения иих профилактика;

в) андрогены и их синтетические аналоги (тестостерона пропионат, тестэнат, "тетрасте-рон", метилтестостерон), физиологическая роль в организме, фармакодинамика, клинические показания для применения и основные противопоказания, возможные осложнения; антиандрогены;

г) гормоны яичников и их синтетические аналоги (фолликулин, этинилэстрадиол, синэстрол, диэтилстильбэстрол, димэстрол, октэстрол, сигетин, прогестерон), физиологическая роль в организме эстрогенов и гестагенов, клинические показания для их применения, возможные осложнения. Антиэстрогены (кломифенцитрат), применение.

11. Анаболические средства (метандростенолон, феноболин, ретаболил, силаболил, метиланд-ростендиол), влияние на белковый обмен, клинические показания для применения, возможные осложнения.

12. Общие представления о простагландинах.

13. Общие принципы гормональной терапии.

14. Принципы гормональной контрацепции. Препараты, классификация по поколениям.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить с использванием: пособия «Клиническая фармакологи средств, используемых при эндокринных заболеваний», «Глюкокортикоидные препараты», лекционного материала и учебника "Фармакология» тему: "Гормональные средства".

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизмы действия, клинические показания для применения, возможные осложнения:

а) тиреоидин в таблетках;

б) тиамазол (мерказолил®) в таблетках;

в) инсулин растворимый (моноинсулин МК®] во флаконах;

г) суспензия протамин-цинк-инсулин во флаконах;

д) толбатамид (бутамид®) в таблетках;

е) преднизолон в таблетках, ампулах, мази;

ж) тестостерон (тестостерон-пропионат®) в ампулах;

з) нандролон (ретаболил® в ампулах;

и) фолликулин в ампулах;

к) гексэстрол (синэстрол®) в таблетках, ампулах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на практическом занятии.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответа на вопросы в "Руководстве к лабора­торным занятиям по фармакологии", с. 194.

Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) препарат при гипофункции щитовидной железы;

2) средство, применяемое при гипертиреозе;

3) средство для купирования гипергликемической комы;

4) препарат инсулина длительного действия;

5) противодиабетическое средство для приема внутрь;

6) глюкокортикоид при ревматизме;

7) глюкокортикоид при бронхиальной астме;

8) средство при евнухоидизме;

9) анаболическое средство при остеопорозе;

10) естественный эстроген для стимуляции родов;

11) синтетический эстроген при инфантилизме.

 

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

Задание 5. Обсудить реферативные доклады: «Простагландины- "местные" гормоны», «Анти-андрогены», «Общая характеристика пероральных контрацептивов».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Гормоны гипоталамуса. Общая схема гормональной регуляции функций организма.

2. Препараты гормонов щитовидной железы и их антагонисты. Применение.

3. Препараты инсулина и его синтетические заменители. Применение.

4. Стероидные гормоны. Влияние глюкокортикоидов на водно-солевой, жировой обмен. Механизм противоаллергического и противошокового действия. Применение.

5. Стероидные гормоны. Влияние глюкокортикоидов на углеводный, белковый обмен. Ме­ханизм противовоспалительного действия. Применение.

6. Возможные осложнения кортикостероидной терапии, их профилактика.

7. Андрогены. Их физиологическая роль в организме. Применение.

8. Анаболическое средство. Фармакодинамика. Применение.

9. Эстрогены. Их физиологическая роль в организме. Применение.

10. Общие принципы и формы применения гормональных средств.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Витаминные препараты,

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение витаминных препаратов и их основные свойства.

2. Формы витаминной недостаточности и виды витаминотерапии.

3. Сравнительная характеристика жирорастворимых и водорастворимых витаминопрепаратов по фармакокинетическим свойствам.

4. Аскорбиновая кислота. Роль витамина "С" в регуляции окислительно-восстановительных процессов, синтезе коллагена, обмене железа, созревании эритроцитов, биосинтезе кортикостероидов. Влияние аскорбиновой кислоты на сосудистый тонус и тромбообразование. Взаи­модействие витамина "С" с другими лекарственными средствами. Применение аскорбиновой кислоты для специфической и неспецифической витаминной терапии. Клинические признаки интоксикации витамином "С". Основные мероприятия по устранению передозировки.

5. Тиамин. Участие в углеводном, белковом и липидном обмене. Применение препаратов витамина B1 при патологии центральной и периферической нервной системы, при заболевани­ях желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Взаимодействие витамина B1 с другими лекарственными средствами. Возможные токсические эффекты.

6. Рибофлавин. Участие в окислительно-восстановительных реакциях, синтезе белка. Кли­ническое применение при заболеваниях печени, кожных и глазных заболеваниях, трофических язвах, гипохромной анемии. Взаимодействие с другими лекарственными средствами. Возмож­ные токсические эффекты.

7. Никотиновая кислота. Участие в обмене веществ в составе НАД и НАДФ. Характеристи­ка неспецифических эффектов (сосудорасширяющего, бронхолитического, антиатеросклеро-тического, антианемического). Применение в гастоэнтерологии, офтальмологии, дерматоло­гии, неврологии. Взаимодействие с другими препаратами. Возможные осложнения.

8. Пиридоксин. Роль в обмене аминокислот, гистамина, жиров. Использование пиридокси-на при патологии нервной системы, для лечения атеросклероза, гипохромнойанемии, язвенной болезни, в комплексной терапии туберкулеза. Взаимодействие с другими лекарственными сред­ствами. Возможные побочные эффекты.

9. Ретинол. Участие в дифференцировке эпителиальных клеток, фоторецепции, в формиро­вании костного скелета. Клиника острого и хронического отравления препаратами ретинола. Взаимодействие с другими лекарственными средствами.

10- Кальциферол. Механизм регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Применение для профилактики и лечения рахита, остеомаляции и переломов костей. Клиника интоксикации кальциферолом и ее устранение. Взаимодействие с другими лекарственными средствами.

11. Токоферол. Участие в регуляции окислительных процессов (антиоксидантное действие). Клиническое применение: мышечные дистрофии, самопроизвольные аборты, бесплодие, коллагенозы, гемолитическая анемия. Взаимодействие с другими лекарственными средствами.







Date: 2015-07-01; view: 571; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.158 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию