Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Государственное образовательное учреждениеСтр 1 из 2Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Факультет предпринимательства и финансов Кафедра финансов и банковского дела КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансы» на тему: «Формы и методы воздействия государственных финансов на медицинскую промышленность в РФ».
Выполнил: Колгушкин Денис Михайлович (Фамилия И.О.) Студент 3 курса 4г. 10 мес. срок обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» Группа 3396 Номер зачетной книжки 33585/09 Подпись _____________
Проверила: Присяжная Р. И.
Должность: ст. преподаватель кафедры финансов и банковского Оценка: _______ Дата: ________________ Подпись _____________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Медицинская и фармацевтическая промышленность является одной из ключевых отраслей промышленного комплекса, влияние которой, прямо или косвенно, простирается на все сферы жизнедеятельности современного общества. Данная отрасль является одной из самых наукоемких отраслей промышленности, что может сделать ее одним из локомотивов инновационного развития России. Медицинская и фармацевтическая промышленность РФ представлена 525 предприятиями, на которых занято 65,1 тыс. чел. и произведено в 2009 г. товарной продукции на 62 млрд. руб. Российский фармацевтический рынок является одним из самых перспективных среди стран Центральной и Восточной Европы благодаря своим размерам, а также улучшениями в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность. Фармацевтический рынок относится к вопросам национальной безопасности России, что определяет актуальность темы исследования. Целью данной работы является изучение влияния государственных финансов на отрасль медицинской промышленности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · изучение форм и методов влияния государственных финансов на медицинскую промышленность; · раскрытие нормативно-правовой базы, которая регулирует медицинскую промышленность; · раскрытие механизма финансирования отрасли; · определение основных проблем отрасли и описании перспектив ее развития.
Медицинская промышленность – отрасль экономики, включающая фармацевтическую промышленность и промышленность медицинских изделий. Предприятия фармацевтической промышленности специализируются на производстве синтетических лекарственных средств, медикаментов из растительного сырья, витаминов, эндокринных препаратов из животного сырья, антибиотиков, кровезаменителей, бактерийных медицинских препаратов, перевязочных материалов и других лечебно-профилактических средств. Предприятия промышленности медицинских изделий выпускают в основном медицинскую технику и изделия медицинского назначения для лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и для нужд населения. Медицинские изделия включают широкую номенклатуру приборов и аппаратов, инструментов, оборудования, предметов ухода за больными, реактивов, реагентов, тест-систем и ряд других изделий медицинского назначения, обеспечивающих диагностику, лечение и реабилитацию населения, т.е. медицинскую технику и изделия медицинского назначения. Таким образом, предприятия медицинской промышленности выпускают медицинскую продукцию: лекарственные средства и медицинские изделия. Необходимо отметить, что предприятия и других отраслей экономики России производят определенное количество наименований медицинских препаратов и медицинских изделий.
Реорганизация медицинской промышленности, осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Основными из них являются: 1. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 № 785 «О Совете по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации». Этот документ устанавливает образование Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации и основные принципы его деятельности. Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях разработки предложений, связанных с реализацией государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации. 2. Указ Президента РФ от 10 июля 2008 года № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», удостоверяющий перечень предприятий медицинской промышленности, находящихся в федеральной собственности, акции которых передаются в качестве имущественного взноса Российской Федерации государственной корпорации «Ростехнологии». 3. Распоряжение Правительства РФ от 1 октября 2010 № 1660 «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этот документ определяет координатором федеральной целевой программы Минпромторг России и устанавливает, что предельный объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 124 797 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). 4. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2011 года № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этот документ утверждает программу «Развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и включает ее в перечень Федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 5. Федеральный закон от 13 декабря 2010 года № 357 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Устанавливает объемы финансирования Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» 6. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 (ред. от 14.02.2002) № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Этот документ постановляет утверждение обязательного для аптек и аптечных учреждений всех форм собственности ассортиментного перечня лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения. Также, устанавливает для организаций аптечной сети независимо от организационно-правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства, импортного производства и на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые по государственному заказу. Предназначен для контроля качества обслуживания населения медикаментами. 7. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 № 382 (ред. от 03.09.2010) «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения». Документ утверждает перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, в частности для предприятий медицинской промышленности, занимающихся заготовкой растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья. Т.е., для организаций медицинской промышленности предусматривается отсрочка по уплате налога. 8. Федеральный закон 12 апреля 2010 № 61 (ред. от 29 ноября 2010) «Об обращении лекарственных средств». Данный закон устанавливает организацию государственного контроля за оборотом лекарственных средств, осуществляющегося за счет лицензирования лекарственных средств и контроля за соблюдением санитарных норм лицами, занимающимися их разработкой, производством и реализацией. 9. Постановление правительства РФ закон 3 сентября 2010 № 684 «Об утверждении положения лицензирования производства лекарственных средств». Устанавливает порядок лицензирования производства лекарственных средств, установление за Минпромторгом осуществления лицензирования и установление срока действия лицензии в 5 лет. Вывод: На сегодняшний день существует ряд приказов и постановлений о регулировании медицинской промышленности. Но, по большому счёту, их недостаточно для скорейшего выведения ее на новый, более высокий уровень. Нормативно-правовая система регулирования отрасли должна быть реформирована.
Российский рынок медицинской техники и изделий медицинского назначения обладает высоким потенциалом роста, учитывая популяцию, наличие финансовых ресурсов и острой потребности в модернизации системы здравоохранения. Государственные расходы на здравоохранение находятся в настоящее время на низком уровне по сравнению с развитыми странами. Рынок медицинской промышленности в России по состоянию на 2010 год, по разным оценкам, находился в диапазоне 100–110 млрд. рублей, что составляет около 1,1% от общемирового рынка медицинских изделий. В таблице 1.1. показаны основные показатели развития отрасли медицинской промышленности в 2010 году. Таблица 1.1 Медицинская промышленность в 2010 году
Источник: medprom.ru Основное производство лекарственных средств консолидировано в Центральном федеральном округе. Темп роста объема производства лекарственных средств в 2010 году составил 141,85%. В данный момент именно центральный федеральный округ выступает лидером в производстве лекарственных средств. В таблице 1.2 отражена динамика выпуска лекарственных средств по округам. Таблица 1.2 Динамика выпуска лекарственных средств по регионам
Источник: Росстат Требует существенного обновления материально-техническая база лечебных учреждений, особенно остро это чувствуется в сегментах высокотехнологичного оборудования. Как следствие, значительная часть населения не получает необходимую помощь в полном объеме, что выражается в существенно более высоких показателях смертности. В таблице 1.3. представлены данные сравнения оснащения медицинской техникой в среднем в западных странах и в Российской Федерации Таблица 1.3 Различия в уровне оснащенности (количество единиц оборудования на один миллион жителей) медицинской техникой в развитых странах и в России.
Источник: Espicom
На сегодняшний день, в России зарегистрировано порядка 1 800[1] компаний по производству медицинской техники и изделий медицинского назначения. К использованию медицинской техники допущено больше 45 000 единиц медицинской техники и изделий медицинского назначения, из них около 20 000 зарегистрировано российскими компаниями. Российскую промышленность отличает крайне низкая степень консолидации и отсутствие крупных компаний, которые обладали бы достаточным собственным капиталом для устойчивого развития и выхода на внешние рынки. Из общего количества компаний только 250-300 имеют относительно устойчивые финансово-экономические показатели. Только часть из этих 300 компаний концентрируется на производстве медицинских изделий как на основном виде деятельности. Компетенции отечественных производителей сосредоточены в сегментах, не участвующих в непосредственном контакте с пациентом, а выполняющие вспомогательные или обеспечивающие функции (например: светильники, стерилизации, медицинская мебель и прочее). Доля такой продукции в структуре потребления в денежном выражении незначительна. Наибольшую прибыль получают компании, занимающиеся производством высокотехнологичного оборудования, применяемого непосредственно для диагностики и лечения пациента, которое в основном импортируется в Россию. Снижение доли отечественных производителей связано с низким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции, ее невысокими потребительскими качествами, неприменением современных стандартов, предъявляемых к процессам, отсутствием современной базой разработок продукции. Технологическая слабость и устаревшие технологии формируют отставание национальных компаний от зарубежных конкурентов. Специализация крупнейших российских компаний · Рентгеновское оборудование · Оборудование и изделия для физиотерапии · Хирургический инструмент · Оборудование и изделия для лабораторной диагностики · Оборудование и изделия для реанимации · Оборудование и изделия для функциональной диагностики · Перевязочная продукция Специализация крупнейших мировых компаний, чья продукция присутствует на рынке Российской Федерации · Диагностическое оборудование высокой степени визуализации · Оборудование и изделия для нейро- и кардиохирургии · Оборудование и изделия для лабораторной диагностики · Оборудование и изделия для реанимации · Оборудование и изделия для восстановительной медицины
В итоге российские производители фактически не вступают в конкуренцию с импортируемой продукцией. Вывод: Анализируя статистические данные, приведенные выше, можно сказать, что развитие медицинской промышленности в России сейчас существенно отстает от уровня развития на западе, оснащенность населения высокотехнологичной продукцией намного ниже чем в высокоразвитых западных странах. Российские производители фактически не вступают в конкуренцию с импортируемой продукцией вследствие различия в уровне технического развития и научно-исследовательского потенциала.
Государственное финансовое воздействие на экономику – это одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Это воздействие, направленное на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие можно разбить на следующие группы: § административное регулирование § экономическое регулирование К административному регулированию медицинской промышленности относятся разнообразные меры, которые основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как: · контроль за доходами; · контроль за ценами; · контроль за учетным процентом; · квотирование; · лицензирование и др. К экономическому регулированию относятся: § прямое регулирование § косвенное регулирование. К прямому экономическому регулированию промышленности относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей: · субвенции или прямые субсидии; · дотации; · пособия; · доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных); · льготные кредиты. К косвенным формам экономического регулирования медицинской промышленности относятся: · налоговая политика · кредитная политика Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на отрасль медицинской промышленности. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.
Методы государственного финансового управления в здравоохранении многообразны. К основным методам регулирования медицинской промышленности относятся: 1) Контроль за ценами Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства». Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства [2]. 2) Лицензирование Лицензирование медицинской промышленности в Российской Федерации осуществляется в двух видах: лицензирование производства медицинской техники и лицензирование производства лекарственных средств. Лицензия на производство медицинской техники включает в себя индивидуальное производство медицинской техники и промышленное изготовление товаров, которые определены Положением о лицензировании производства медицинской техники. Федеральным законом установлено, что деятельность по производству медицинской техники и техническому обслуживанию медицинской техники подлежит выдачи лицензии на производство медицинской техники. Тем самым, государство контролирует выпуск и качество производимого медицинского оборудования.[3] Лицензирование производства лекарственных средств осуществляется Минпромторгом и представляет из себя контроль за наличием необходимого для лицензируемого производства оборудования, зданий и помещений, принадлежащих организациям производителям и используемых ими в производстве. Также осуществляется контроль за производимой продукцией с помощью реестра государственных средств, допускаемых для реализации на территории Российской Федерации.[4] 3) Таможенная политика Таможенную политику рассмотрим на примере пошлин за регистрацию лекарственных средств. На данный момент она установлена в размере 300 тыс. руб., с разделением на подвиды работ. Если раньше предприниматели платили 670 тыс. руб., то теперь сумма стала почти вдвое меньше. Размер пошлины за подтверждение регистрации лекарственного препарата для медицинского применения составляет 100 тыс. руб., за внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата для медицинского применения - 50 тыс. руб. Пошлина за внесение изменений в состав лекарства для медицинского применения составит 100 тыс. руб., за выдачу разрешения на проведение международного многоцентрового исследования лекарства - 200 тыс. руб. Пошлина за включение фармацевтической субстанции, неиспользуемой в производстве лекарственных средств, в государственный реестр лекарственных средств составляет 100 тыс. руб., за выдачу разрешения на проведение пострегистрационного клинического исследования препарата - 50 тыс. руб., за проведение экспертизы качества лекарства, находящегося в обращении свыше 20 лет, - 30 тыс. руб.[5] Это относится к косвенному методу регулирования отрасли, поскольку со снижением пошлины следует снижение стоимости на товар. Также, в настоящий момент установлены ввозные таможенные пошлины в размере 0%. Поскольку на рынке наблюдается кризис отдельных видов продукции, это носит позитивный характер скорее для сферы здравоохранения, которую стоит обеспечивать медикаментами и медицинским оборудованием, чем непосредственно для медицинской промышленности, не выдерживающей конкуренцию с иностранной продукцией. 4) Финансирование Финансирование медицинской промышленности осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»[6]. Основной цель – создания условий для перехода медицинской и фармацевтической промышленности на инновационную модель развития. Финансирование программы предполагает ресурсное обеспечение из средств федерального бюджета и софинансирование за счет средств внебюджетных источников и одновременного решения задач технологического перевооружения и запуска инновационного цикла развития фармацевтической и медицинской промышленности. На 2011 год заключены 3 государственных контракта на сумму 407,90 млн. рублей по направлению «капитальные вложения». За первое полугодие 2011 года суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию программы составляют 24,93 млн. рублей по направлению «капитальные вложения» - 0,8% от годовых объемов бюджетных назначений. За первое полугодие 2011 года привлечены средства внебюджетных источников в объеме 80,00 млн. рублей по направлению «капитальные вложения» (бюджетные инвестиции) – 6,1% от запланированного. 5) Налоговая политика Налоговое регулирование медицинской промышленности можно рассмотреть на примере Постановления Правительства РФ 372 от 30.04.09. Оно утверждает перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации. Ввоз такого оборудования на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Поскольку аналогов подобного оборудования в стране не имеется, государство тем самым создает экономическую выгоду иностранным производителям и стимулирует импортирование кризисных товаров в страну. Так как большинство подобной продукции так или иначе участвует в производстве российских медицинских изделий, это в той или иной мере позитивно влияет на развитие отрасли. Вывод: Из всего этого следует, что в России широко используются различные методы воздействия на отрасль медицинской промышленности. Государство использует в основном методы финансовую направленность в регулировании отрасли, а косвенные методы являются социально направленными и призваны повышать общий уровень данной отрасли в целом.
Отставание уровня развития медицинской промышленности в России от уровня развитых стран значительно сильнее, чем во многих других отраслях экономики. Даже несмотря на те меры, которые направлены на поддержку экономики страны, отечественные производители не смогли должным образом укрепить свое положение на внутреннем рынке. Отчасти это объясняется высокой зависимостью от импортных комплектующих, из которых производится большая часть продукции. Ключевые системные проблемы российской медицинской промышленности могут быть сформулированы следующим образом: 1. Несоответствие спроса и предложения со стороны внутреннего производства. Неспособность российских предприятий-производителей обеспечить сформулированный спрос в Российской Федерации на высокотехнологическую медицинскую технику и изделия медицинского назначения. 2. Отсутствие инвестиций в разработки. Низкий уровень инновационных и технологических решений, используемых при разработке и производстве медицинской техники и изделий медицинского назначения. 3. Закрытость отрасли. Отечественные производители почти не кооперируются с иностранными производителями и, как следствие, не имеют доступа к современным технологиям. Можно выделить несколько направлений, наиболее ярко характеризующих системные проблемы отрасли в целом. · Неэффективность механизмов привлечения инвестиций в отрасль. В России в настоящий момент отсутствует эффективно работающая система трансферта технологий из научной сферы в область промышленного производства. В стране не существует развитой системы венчурного финансирования, так как в текущей ситуации либо объемы финансирования малы, либо условия его получения очень жесткие. · Нормативно-правовая база в области технического регулирования отрасли. В настоящее время рынок продукции медицинской промышленности существует в условиях отсутствия единого системного отраслевого законодательства, регламентирующего организацию высокотехнологичных производств, распространение и оборот медицинской техники и изделий медицинского назначения. Не завершен процесс актуализации, гармонизации регуляторных норм с международными нормами. Не выработана четкая классификация, которую можно было бы использовать как для налогообложения, так и для сертификации и получения лицензий на производство соответствующей медицинской техники и изделий медицинского назначения. · На сегодняшний день существующие стандарты производства продукции медицинской промышленности и правила, регулирующие ее обращение, не соответствуют современным международным стандартам, что не позволяет российским производителям медицинской техники и изделий медицинского назначения выходить на мировой рынок с произведенной продукцией. · Устаревшая инфраструктура отрасли. Имеющаяся инфраструктура отрасли отечественной медицинской промышленности была сформирована во времена СССР. Основные фонды, технологии, стандарты и оборудование безнадежно устарели и не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования на существующих предприятиях отрасли, по разным оценкам, на текущий момент достигает 75–80%. · Низкий уровень капитализации российских отраслеобразующих предприятий. В России сохранился достаточно сильный научный потенциал мирового уровня, однако его рыночное воплощение в виде высокотехнологичных компаний, которые уже завоевали некоторую часть рынка и заинтересованы в серьезных инвестициях для его расширения, практически отсутствует. Иностранные компании активно приобретают новейшие технологии, в том числе и в России, и активно реализуют их в различных приборах и оборудовании по всему миру. · Система государственных закупок. Существующая модель финансирования закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения ведет к отсутствию у производителей продукции понимания в потребностях системы здравоохранения страны даже на краткосрочную перспективу. · Несовершенство товаропроводящих путей. На текущий момент сложилась ситуация, когда крупным торговым предприятиям и дистрибьюторам медицинской техники и изделий медицинского назначения невыгодно реализовывать отечественное оборудование ввиду отсутствия необходимых сопутствующих усилий по продвижению со стороны большинства производителей и зачастую гораздо более высокой доходности на торговых операциях с импортной медицинской техникой и изделиями медицинского назначения. Агрессивная политика продвижения со стороны иностранных производителей медицинской техники и изделий медицинского назначения препятствуют продвижению отечественной продукции на рынок. Мониторинг рынков и продвижение товаров не являются полноценными элементами управления для большинства российских производителей медицинской техники и изделий медицинского назначения. · Кадровый вопрос. Обучение кадров осуществляется по стандартам, имеющим чрезвычайно низкий уровень актуализации. Современные программы обучения не сформированы. Система профессионального образования в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современной медицинской техникой и медицинскими изделиями и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности, а именно доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности, отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров, участвующих во всех функциональных областях – маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание – и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед промышленностью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом.
В настоящее время сформированы фундаментальные предпосылки для интенсивного роста отрасли, как в количественном, так и в качественном (инновационном) измерении. Они будут реализованы через планируемые меры государственной поддержки, одним из первых шагов которой является вхождение отрасли в перечень приоритетных направлений инновационного развития российской экономики. Учитывая опыт других стран, Правительством Российской Федерации уже обозначено движение в сторону поддержки страховой медицины и модернизации системы здравоохранения в целом. Таким образом, данный подход отражает наличие фундаментального фактора развития отрасли – стимулирование спроса на современную медицинскую технику и изделия медицинского назначения. При этом необходимо учитывать, что при всей ощутимой пользе от анализа зарубежного опыта развития медицинской индустрии – готовой релевантной модели для применения в России не существует в силу инфраструктурных, кадровых и иных причин. Поэтому модель перспективного развития отечественной отрасли должна быть уникальной, адаптированной к российским условиям. Отрасль производства современной медицинской техники и изделий медицинского назначения имеет возможность реализовать шанс в ближайшие 10 лет стать лидером мировой глобальной индустрии – одним из самых быстрорастущих и высоколиквидных рынков в мире. Сегодня рынок медицинских технологий развивается интенсивнее рынка телекоммуникаций. Данная тенденция объясняется, прежде всего, наличием достаточно многочисленных прорывных технологий, постоянно появляющихся в данной отрасли. Кроме того, учитывая усиленное влияние информационных, телекоммуникационных, био- и нанотехнологий, генной инженерии, медико-технологическая отрасль будет постоянно подвержена сильным изменениям структурного и институционального характера. Поэтому глобальные игроки должны быть достаточно мощными, чтобы уметь управлять подобным набором компетенций, и достаточно гибкими, чтобы уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Для развития отечественной медицинской промышленности основными задачами в рамках оптимального сценария должны стать: · перенос производственных операций на территорию России; · переход к мировым стандартам качества и безопасности медицинских технологий; · интеграция России в мировую глобальную индустрию разработки и производства медицинской техники и изделий медицинского назначения; · обеспечение приоритетов национальной суверенности в области здравоохранения с целью недопущения эскалационного доминирования иностранных игроков; · повышение инвестиционной привлекательности производственной деятельности в медицинской промышленности; · формирование экономических стимулов для товаропродвижения российской продукции. Потенциал для самостоятельного развития отрасли возможен только при решении ключевых системных проблем отрасли, сдерживающих развитие, а также при реализации ряда мероприятий по стимулированию роста технологического уровня российского производства. Ключевыми направлениями реализации оптимальной модели развития должны стать: · преодоление технологического и кадрового отставания; · перенос (локализация) компетенций в области решений для медицинской промышленности; · развитие систематического менеджмента в области управления жизненным циклом продукции; · содействие созданию инфраструктуры трансфера технологий; · создание потенциала развития отечественного инновационного производства медицинской промышленности для ядерной медицины, кардио- и нейрохирургии, инструментов и расходных материалов с высокой добавленной стоимостью. Реализация этих шагов предполагает государственное финансирование и привлечение крупных частных инвестиций. Ключевыми стратегическими постулатами модели развития, направленными на решение системных проблем отрасли и ее интенсивное развитие, являются: 1) Преодоление закрытости отрасли через стимулирование и приоритетное развитие существующих отечественных решений в развитых сегментах (с опорой на технологии немедицинского профиля) и стимулирование локализации иностранных производителей в отстающих сегментах. 2) Преодоление технологического отставания через стимулирование локализации иностранных производителей и формирование сильных отечественных компаний-интеграторов, способных финансировать техническое перевооружение и НИОКР на уровне ведущих мировых производителей. 3) Преодоление разобщенности индустрии, запуск инновационного цикла через консолидацию компетенций полного цикла (разработка, производство, продвижение) в компаниях-интеграторах и развитие научно-производственной инфраструктуры на базе нишевых решений. Рынок продукции медицинской промышленности сильно сегментирован, и конкурентная среда варьируется в зависимости от вида продукции. По некоторым сегментам промышленности Россия не только не отстает от развитых стран, но имеет существенный перевес. Реализация приоритетного сценария развития и создания конкурентоспособной российской медицинской промышленности опирается на принятие структурных решений и формирование целевого профиля отрасли. Целевой профиль формируется с учетом характеристик российской медицинской промышленности и является комбинацией элементов базовых моделей, отражающих различные варианты целевого профиля отрасли.
Date: 2015-06-11; view: 346; Нарушение авторских прав |