Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, функции, механизмы и методы социального контроля





Этот термин был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Тард стал понимать социальный контроль как один из факторов "социализации" личности. Под влиянием взглядов Тарда в американской социологии социальный контроль стал пониматься как целенаправленное влияние общества на поведении индивида в целях обеспечения "здорового" социального порядка, а также как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению и, в конечном счете, гармонизирующее определенное соотношение между социальными силами и человеческой природой.

Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание зависят от исторически обусловленных социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля в сущности своей есть аспект центрального вопроса о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.

В процессе социального контроля складываются социальные отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем "подгонка" индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания информация передается в виде целостных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, его образцов, то на уровне индивидуального сознания появляется возможность расчленения целостного блока социальной информации (образца поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах. Появляется, следовательно, возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения либо изменения.

В силу этого на уровне индивидуального сознания появляется возможность таких нововведений (новых позиций, ценностных ориентаций и т.д.), которые, будучи включены в цикл функционирования социального контроля, могут (в конечном итоге) изменить его характер. Это возможно в случае, если в них проявляются назревшие потребности общественного развития.

Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между обществом и индивидом, не есть отношение субъекта к объекту, социальный контроль не есть всего лишь "воздействие" общества на индивида, но всегда и неизменно процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру индивидов.

Социальный контроль включает в себя регулирование социального поведения индивидов с позиций всей совокупности социальных институтов: политики, образования, культуры, морали.

Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное действие; социальное (групповое) действие.

Механизм социального контроля заключается в том, что общество посредством социальной группы контролирует соответствие исполнения социальной роли личностью определенным ролевым нормам с помощью разнообразных санкций (от воздействия общественного мнения до репрессий).

Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действие, причем речь идет о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам в свою очередь выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные действия.

Таким образом, индивид (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) являются исходными элементами системы социального контроля. Опосредуют их взаимодействие переменные социально-психологического характера: самооценка субъекта и восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная перцепция). Обе этих переменных относятся и к индивиду, и к социальной группе.

Поддержание общественного порядка осуществляется с помощью действия и применения норм и санкций. Санкции - средства поощрения и наказания. Социальные предписания - запреты или разрешения, обращенные к индивиду или группе, и выраженные в особой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Существуют формальные и неформальные социальные нормы. Формальные нормы - это писаные законы и инструкции. Неформальные нормы - это неписаные законы, например, мода. Они могут быть всеобщими или групповыми. Так, в дореволюционной России в начале ХХ века разводы были широко распространены среди высших слоев общества - дворянства, буржуазии, интеллигенции и рассматривались в этих группах населения как нормальный способ выхода из неудачного брака. Однако среди крестьянства разводов почти не было, а редкие исключения из этого правила сурово осуждались общественным мнением они считались "смертным грехом".

Поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие в установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) называются девиантным или отклоняющемся поведением (лат. deviatio - отклонение). В широком смысле таковым является всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, и соответственно, девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными.

По Э. Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - "отсутствие регуляции", "безнормность". По сути, аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, к разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считал девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Как специальная социологическая теория, концепция отклоняющегося поведения как следствия социальной дезорганизации была разработана в структурном функционализме. Р. Мертон, используя категорию аномии, объясняет отклоняющееся поведение как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социально-организованными средствами их достижения. Неодинаковая для различных групп возможность легального достижения целей обусловлена официальной структурой общества, функциональные недостатки которой приводят к образованию неофициальных структур, служащих для достижения целей. Различное отношение к целям и средствам определяет возможные типы поведения: 1) подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей, отрицание средств); 3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств); 4) ретретизм (отрицание целей и средств); 5) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми).

В западной феноменологической социологии внимание сосредотачивается на процессе "наклеивания ярлыков", поскольку отклонение понимается не как внутренне присущее определенному действию качество, а как результат социальной оценки и применения санкций.

Зачастую также культурные образцы поведения в социальной системе являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить следующим образом. На одном его полюсе - группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение, например, революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе - группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, - группами риска. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством.

Исследователи современных процессов обращают внимание на то, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества оно может приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением. Массовое чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности, приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является нарастание пессимистичных настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах. Например люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение.

В социологии выделяются следующие основные типы неформального контроля:

- социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более серьезных проявлениях (например, повышении в должности);

- наказание - "недовольный взгляд", критические замечания и даже угроза физической расправой непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить;

- убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Например, тренер может убедить спортсмена, пропускающего тренировки в необходимости поддерживать свою спортивную форму;

- переоценка норм (наболее сложный тип социального контроля), в результате которой поведение, считавшееся девиантным, оценивается как нормальное.

Формальный контроль осуществляют организации и правила, предназначенные для защиты порядка: милиция и другие правоохранительные органы, а также суды, пенитенциарные учреждения, психиатрические больницы и пр. В этих органах социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления. Таким образом можно говорить о системе выявления, отторжения, санкций и ресоциализации носителей девиантного и делинквентного поведения. Следует иметь в виду, что негативные санкции (наказание) - не единственные методы социального контроля. Критика абсолютизации наказания как метода социального контроля с нравственных позиций дополнена в настоящее время экспериментальными выводами, согласно которым, во-первых, применение негативных санкций ведет только к временному прекращению нежелательного социального поведения; во-вторых, подавляемые формы социального поведения имеют тенденцию к появлению в том же качестве после прекращения воздействия негативных санкций; и в третьих, подавление нежелательных форм социального поведения с неизбежностью ведет к общему снижению социальной активности индивида. Гуманистическое отрицание правомерности насилия как преобладающего метода социального контроля подтверждено экспериментально. Доказано, что с точки зрения регулирования социального взаимодействия индивидов более эффективно а) применять моральные санкции (это могут быть, например, социальное неодобрение, моральное осуждение, которые "срабатывают" в случае, если индивид ценит данную социальную общность, не отчужден от нее); б) поощрять желаемые виды индивидуального поведения, а не подавлять нежелательные. Применение подобных методов социального контроля возможно лишь в общности с высокой степенью социальной сплоченности.


Date: 2015-07-01; view: 663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию