Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические процессы в малой группе





Причины возникновения малой группы можно условно разделить на социологические и психологические.

В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.

Неформальная группа возникает спонтанно. Возникновение организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:

1) объявление ее как цемента более общей системы:

2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи.

Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);

2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. п.);

3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);

4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);

5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);

6) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений);

7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);

8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)

Уровни групповой структуры

Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры

1. Формально-статусное измерение. Оно дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений малой группы и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании организации. Например, студент —> преподаватель —> декан —> ректор.

2. Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтении и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы предпочитают в общении, имеет статус эмоционального лидера в социометрическом измерении внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается – статус неизбираемого.

Внимание ряда исследователей привлекло соотношение между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы, т. е. конформностью. В настоящее время можно говорить лишь о многозначной трактовке данного соотношения, проявляющегося в том, что:

а) высокостатусный участник группы более конформен, чем низкостатусный;

б) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами:

в) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе;

г) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели.

3. Коммуникативное измерение реализуется в коммуникативных сетях, фиксирующих соподчиненность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной информации, касающейся группы. Известно, что обладание информацией положительно связано с величиной официального статуса индивида в группе; высокостатусным членам группы адресуют больше сообщений и эти сообщения носят более дружеский характер, чем те, которые посылаются низкостатусным субъектам.

4. Важным измерением групповой динамики является отношение власти. Позиции социальной власти отражают, субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе.

Согласно материалам эмпирических исследований, наиболее влиятельный по тому или иному параметру социальной власти субъект часто воспринимается другими участниками группы в качестве своеобразного центра ее коммуникации.

Лидерство является еще одним из выделенных выше измерений структуры малой группы. Оно определяется иерархией позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы. Наиболее рельефно это измерение групповой структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.

Межличностные отношения в групповом процессе, влияние темперамента участников общения на его характер

В межличностных отношениях применительно к групповому процессу можно выделить три основных аспекта:

- межличностное восприятие,

- совместимость,

- конфликтность.

Межличностное восприятие затрагивает такую область социально-перцептивной проблематики, как феномен каузальной атрибуции (приписывание причин поведения). На это восприятие оказывает влияние фактор межгруппового взаимодействия (имеется в виду социальный план жизнедеятельности группы).

Межличностная совместимость - аспект анализа отношений, складывающихся между членами группы, главным образом в "пространстве" парного взаимодействия.

На характер общения в группе оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.

Заключение

В концептуальном плане центральной составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовых явлений.

Социальная психология тесно связана с другими отраслями психологии, такими, как: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т. п.

Социальная психология стала независимой отраслью психологической науки отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые узкопрофилированные психологические проблемы.

Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологические образования как: социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический климат, общественное мнение, умонастроения; такие групповые феномены как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т.д.

 

Основными разделами социальной психологии являются:

1) психология совместной деятельности и общения;

2) социальная психология личности;

3) психология межличностных отношений;

4) психология социальных групп.

Список использованных источников:

 

1)Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 440 с.

2)Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996, 435 с.

3)Фролов С. С. Основы социологии, Юристъ, М. – 1997 г., 423 с.

4)Р.С. Немов, Психология. Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.

5)Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник.

 

Date: 2015-07-01; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию