Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предыстория науки управленияСтр 1 из 4Следующая ⇒ Английский термин «manadgement» (от лат. manus — рука) не имеет аналога в русском языке, хотя часто его используют как синоним понятий «управление» и «научная организация труда». Как социальное явление и сфера человеческой практики управление возникло задолго до того, как оно стало предметом научного исследования. Людям свойственны способность и потребность к совместной работе, а это требует координации их действий, согласования, кооперации, т.е. управления совместной деятельностью. В Древнем Египте за тысячи лет до нашей эры признавалась необходимость планирования, организации, контроля, централизации процессов управления. Без этого было бы невозможно создание таких грандиозных архитектурных сооружений, как египетские пирамиды, древние ацтекские города, успешное функционирование таких сложных и разветвленных религиозных организаций, как, например, римско-католическая церковь. Общую картину эволюции управленческой мысли и ее основные этапы иллюстрирует понятие «управленческий континуум» (по К. С. Джорджу); в нем выделяют те события, которые вносили революционные изменения в представления об управлении. Такими событиями считаются: В это же время возникает теория управления как самостоятельная дисциплина. Ее развитие — процесс прежде всего эволюционный, несмотря на всю важность отмеченных революционных преобразований. Он непрерывен и влияет на все изменения общества: социально-политические, производственные, экономические и многие другие. Один из примеров такого воздействия — возникновение камералистики, своеобразной описательной административной дисциплины, регулирующей практику управления. Она способствовала отделению административного управления от судопроизводства, в дальнейшем разделившись на науку административного управления и науку административного права. Процесс развития науки об управлении сопровождается внутренними противоречиями, которые сдерживают развитие теории управления. Факторы, способствующие этому развитию, связаны с интенсивным развитием производства, с поиском путей его совершенствования и интенсификации как основы увеличения прибыли. Знание всех этих причин необходимо для правильного представления об истории развития управленческой науки. Лишь последние десятилетия стали наиболее плодотворным этапом развития ее теории, хотя этого можно было бы ожидать много лет назад, учитывая важность данного вопроса. Коммерческая деятельность на протяжении столетий не пользовалась уважением, считалась занятием унизительным. Аристотель называл куплю-продажу «противоестественным деланием денег». Негативное отношение к такой деятельности оказалось очень стойким, дойдя до нашего времени. Это одна из причин торможения прогресса управленческой мысли. Другая причина заключается в том, что ученые, занимавшиеся экономическими и социальными науками, в своих исследованиях пренебрегали изучением вопросов административного управления, ограничиваясь экономическими вопросами производства и политическими аспектами. Существуют также трудности в использовании данных других наук, в частности психологии, для улучшения управления. Длительное время управление считалось только искусством, но никак не наукой. Внимание самих управленцев было направлено на такие понятия, как «технология», «цена», «прибыль». Появление специалистов в области теории управления и признание за ними важной и самостоятельной роли в организации производства означало бы ограничение власти хозяев этих организаций, предпринимателей, что их, конечно, не устраивало. Прорывом к оформлению теории управления стала публикация книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления» (1911).Тейлор считается основателем научного управления. Появление управления как науки было ответом на потребности большого бизнеса, попыткой использования преимуществ современной техники и достижением небольшой группы любознательных людей, стремящихся открыть наиболее эффективные способы выполнения работы. Школа научного управления (1885-1920). Ее возникновение явилось ключевым событием, благодаря которому наука управления приобрела не только самостоятельность, но и широкое общественное признание. Наиболее известными ее представителями, наряду с Ф. Тэйлором, были Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Уже с момента своего возникновения наука об управлении неразрывно связана с анализом трудовой деятельности в целом. Более того, она в значительной мере явилась результатом объективного развития научных методов анализа содержания и условий трудовой деятельности. Благодаря ей было наглядно и убедительно показано, что цель – повышение производительности – может быть достигнута не только путем совершенствования производства, техники, но и путем лучшей организации труда. Основные принципы: 1. научный подход к выполнению каждого элемента работы; 2. научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих; 3. кооперация с рабочими; 4. разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Административная («классическая») школа в управлении (1920-1950, А. Файоль). Основной целью «классической» школы являлась разработка некоторых универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования. А. Файоль обосновал точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций (целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др.), а также разработал систему универсальных принципов управления: Разделение труда. Полномочия и ответственность. Дисциплина. Единоначалие. Единство направления. Подчиненность личных интересов общим. Вознаграждение персонала. Централизация. Скалярная цепь. Порядок. Справедливость. Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива. Корпоративный дух. «Классическая» школа не была свободна от некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например, социальные аспекты управления. Явно недостаточное внимание уделялось ею важной категории факторов работы организации — собственно психологическим, поведенческим. Поэтому данную школу обычно рассматривают как реализацию рационалистического подхода в теории управления. Школа «человеческих отношений» – подход с точки зрения науки о поведении (1950 г. – по настоящее время). Начало этому направлению было положено знаменитыми хотторнскими экспериментами Э. Мэйо на заводе «Уэстерн Электрик». Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями. Работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф. Фидлера и др. показали, что не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникации, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации – все это выступает мощными факторами эффективной работы и управления. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора. Возникла психология управления. Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. – по настоящее время). Основная заслуга школы состоит в предложенной ею методологии исследования операций. Вначале разрабатывается модель организационной ситуации, характеризующаяся известным упрощением реальности и сокращением числа переменных до контролируемого уровня. Затем переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно оценить и понять каждую из них, а также взаимосвязи между ними. Наконец, формализованная таким образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии» ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий. Современная ситуация в теории и практике мирового управления характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Основные управленческие культуры.Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и советской. Американская управленческая культурарассматривает управление как специализированный вид деятельности, а менеджер представляется профессионалом, обладающим специальным образованием. В основе американской управленческой культуры – рационализм, индивидуализм, расчетливый конкурентный прагматизм. Японская управленческая культура. Японские специалисты построили собственную модель управления. В основу японского подхода положены идеи самоуправления и самоконтроля. Упор делается на поощрение способностей работников и стимулирование их развития, партнерство и сотрудничество, взаимопомощь, формирование у работников приверженности философии «корпоративного духа», т.е. на воспитание у них чувства патриотизма к компании, в которой они трудятся, преданности ее целям. В центре внимания – забота о моральном состоянии работников. Европейская управленческая культуразанимает промежуточную позицию между американской и японской культурами. Большое значение придается изучению практических дисциплин по различным видам производственной деятельности, международных проблем бизнеса и управления, а также социологическим вопросам. Для советской управленческой культуры наиболее характерным было не получение специального управленческого образования, а приобретение основательного управленческого опыта и личная преданность рекомендующему. Управленческую деятельность отличал не всегда научный и обоснованный характер. Приоритетность государственных проблем стояла на первом месте. Советскую управленческую культуру отличали высокая эффективность и результативность в экстремальных условиях и относительно низкая в «нормальные» времена. Управленческой деятельности придавался авральный характер. Был актуален лозунг первых пятилеток «Даешь!». Деятельность по принципу «это надо было сделать вчера» позволили выявить ряд жизнеспособных черт: относительную гибкость, умение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, непредсказуемость поведения и деятельности, готовность пойти на нестандартные решения. Для России синонимом управленческой культуры стал бюрократизм. Произошла канонизация принципа «начальству видней». Будущее управленческих культур. Сегодня каждый из нас существует не только внациональном духовном пространстве, но и в общем культурно-информационном поле человечества. Это ведет к становлению принципиально новой управленческой культуры. В ходе этого противоречивого процесса важно избежать двух крайностей: Во-первых, замыкания в рамках национально-этнических подходов к решению актуальных проблем, абсолютизации явных преимуществ нашего менталитета. Во-вторых, ориентация исключительно на зарубежный управленческий опыт, превозносимый как кладезь мудрости на все случаи жизни. Жизнь показывает бесперспективность слепого переноса и приспособления управленческих рецептов, годных для одной страны, для одной ситуации, к потребностям и нуждам другой страны, другой ситуации. Важно помнить, что у каждого народа своя сверхценность. У американцев это преуспевание и задор молодой нации, у европейцев – прочность, устойчивость жизни, у японцев – верность традициям, «японскому духу». Наша сверхценность – эмоциональное восприятие окружающего мира, всемирно известная «русская душа» с ее противоречиями и нравственными исканиями, бытовая философичность.
|