Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семья наркомана
Обобщение опыта работы с семьями наркоманов подросткового и юношеского возраста показывает, что семья может выступать: – как фактор формирования преднаркотической личности; – как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков; – как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков; – как фактор эффективности психотерапевтической и реабилитационной работы. Говоря о семье как о факторе формирования преднаркотической личности, мы имеем в виду следующее. Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов проблемных семей: – это может быть деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах); – это может быть неполная семья (где один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений, иногда принимающих негативный характер); – это может быть ригидная, псевдосолидарная семья (где наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи; жесткая регламентация семейной жизни); – это может быть распавшаяся семья (т. е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней ряд функций). Характерными особенностями таких семей являются: – чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, не эмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту; – нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующие наркотизации наблюдается конформизм родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка; – чаще всего такое поведение родителей – своеобразный способ избегания эмоционально–близких отношений с подростком: "Я сделаю как ты хочешь, только отстань.." или "что еще тебе нужно? У тебя все есть..." – использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом ("Не кричи на меня: видишь ребенок от этого страдает!"); – непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения; – невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта); – директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение. Изучение и анализ ретроспективных материалов, отчетов, биографии семей наркотизирующихся подростков и юношей показывает, что момент обнаружения у подростка наркомании является принципиально важным с точки зрения изменений семейных отношений, вплоть до изменения исходного типа семьи. После обнаружения наркомании у подростка, его болезнь становится общесемейной реальностью. В связи с этим наркомания подростка является своего рода сообщением о кризисных процессах, от которых страдает вся семья. При этом, чем сильнее закамуфлированы, чем глубже вытесняются, подавляются и прячутся факт и причины семейного кризиса, тем острее проявляется неблагополучие детей. С позиций семейной психологии наркоманию у подростков и юношей можно рассматривать как крайнюю форму разрешения семейного кризиса. Даже если исходной ситуацией для начала наркотизации является обычное подростковое любопытство, чаще связываемое с особенностями возраста, нежели с особенностями семьи, обнаружившийся факт наркомании будет по–разному переживаться и использоваться разными членами семьи. Их отношение к наркомании будет во многом определяться их зачастую неосознаваемыми отношениями. Во многих случаях это приводит к тому, что семейное взаимодействие или поведение кого–то из членов семьи выступает как фактор, запускающий наркотическое поведение. В жизни это выглядит так: пролечившийся и освободившийся от физиологической зависимости подросток в какой–то момент срывается и начинает снова употреблять наркотики. Сколь бы сильно не отличались друг от друга подобные семьи, их объединяет общая черта, заключающаяся в том, что супруги и остальные домочадцы говорят, думают, рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают – на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жизни, своеобразный подтекст семейных отношений. Именно в этом подтексте и может скрываться причина, фиксирующая наркотизацию подростка. Внешние стимулы, запускающие цепочку наркотического поведения могут выглядеть по–разному. Это могут быть: – непоследовательность в ожиданиях, выражающаяся то в уверенности в успехе терапии и реабилитации, то в высказываниях о бесперспективности и бесполезности терапии, фатальной обреченности подростка; – упреки в неблагодарности, в слабоволии; – вербальные и невербальные сообщения, подчеркивающие вину подростка за происходящее. В динамике отношений в семьях наркоманов подросткового и юношеского возраста можно выделить три стадии: 1) семья до момента обнаружения факта наркотизации (стадия латентной наркотизации); 2) семья в период "открытой" наркотизации (от момента обнаружения факта наркотизации, до обращения за психологической помощью); 3) семья в период терапии, реабилитации и после него. Наши наблюдения показывают, что каждый из этих этапов обладает своей спецификой. Мы уже говорили о том, что в подавляющем большинстве случаев наркотизирующихся подростков и юношей мы имеем дело с одним из типов проблемных семей. На стадии латентной наркотизации подростки могут прибегать к наркотикам как средству ухода от давления семейных конфликтов, других психотравмирующих ситуаций. Профилактика наркомании в работе с проблемными семьями заключается в управляемом разрешении подавленного семейного кризиса. Однако реальность такова, что в поле зрения психологов такие семьи попадают уже, как правило, в период открытой наркотизации подростка, когда в большинстве случаев психологическая зависимость от наркотика сочетается с мощной физиологической зависимостью. Типичными чертами родительско–детских отношений в этот период становятся: – делегирующая позиция родителей (когда ответственность и вина за наркоманию приписывается исключительно подростку); – тотальный контроль, недоверие и подозрительность; – патологическая лживость, манипулирование самыми святыми чувствами; – чувство вины родителей перед подростком и друг другом. Часто родители склонны воспринимать ситуацию как семейную трагедию, что автоматически распределяет роли: виновник – жертвы. Неизбежными становятся тотальное недоверие и конфликтность, манипуляции и лживость. Часто в семьях наркоманов наблюдается преимущественная активность матерей и растерянность и пассивность отцов. Семейный кризис на этом этапе максимально обостряется. И даже если в этот период наркоман проходит курс медицинского лечения, ремиссия, как правило, не бывает продолжительной. Обращение наркомана или его родителей за психологической помощью является моментом перехода к третьей стадии, на которой собственно и разворачивается семейная терапия. Задача минимум – изменить семейную ситуацию и сделать принципиально невозможным возврат к прежней системе отношений. Задача максимум – нормализовать и реконструировать основные функции семьи. Все более широкое вовлечение семьи наркомана в терапевтический и реабилитационный процесс обусловлено утверждением нового подхода к решению проблемы наркомании. Суть подхода заключается в переносе акцента с проблемы наркомании к проблемам подростка, употребляющего наркотики, к проблеме личности. Работа с семьей является важной составляющей системного воздействия на личность наркомана, включающего все три вида психологической работы: – индивидуальную; – групповую; – семейную. Date: 2015-07-01; view: 311; Нарушение авторских прав |