Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности применения психологических методов управления рисками
В основе психологических методов управления лежит воздействие руководителя на личность работника. Понимание личности имеет очень большое значение, как для теории, так и для практики современного менеджмента. В первую очередь такое положение вещей обусловлено тем, что личность, с точки зрения менеджмента, может выступать в двух основных качествах: как субъект управления и как объект управления. В качестве субъекта управления личность представляет собой совокупность основных психологических характеристик руководителя-практика, а в качестве объекта — совокупность индивидуальных качеств подчиненного ему работника. Однако, несмотря на всю важность и значимость понятия "личность", в современной управленческой психологии до сих пор нет единого подхода к определению этого термина. Большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся индивидуальная совокупность черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека. Такое определение на первый взгляд кажется исчерпывающим, но при этом вызывает существенное сомнение утверждение о прижизненном формировании основных характеристик человека как личности. Ведь общеизвестно, что ряд качеств и способностей человек получает "по наследству" от своих предков в виде генетического кода. Исходя из этого, можно с полной уверенностью говорить о том, что часть параметров личности формируется прижизненно, а часть имеет наследственный, врожденный, характер. Таким образом, личность можно определить как индивидуальную совокупность прижизненно формирующихся и врожденных черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека. В основе личности лежит ее структура, т. е. связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят его реакции на окружающий мир. Характер определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно переживания людей и побуждение к деятельности и общению. В системе мотивационных установок большое значение имеют потребности человека. Одним из первых потребности человека изучил психолог А. Маслоу. Он выделил пять основных групп потребностей и расположил их, согласно принципу иерархии, от "низших" (материальных) до "высших" (духовных): ♦ физиологические — потребности в еде, одежде, крыше над головой и т.п.; ♦ экзистенциональные — потребности в безопасности, уверенности в завтрашнем дне; ♦ социальные — потребности в принадлежности к коллективу; ♦ престижные — потребности в уважении и самоуважении; ♦ духовные — потребности в самовыражении в творчестве. В основе механизма действия психологических методов управления лежит целенаправленное воздействие менеджера на потребности исполнителей. Указанное воздействие осуществляется посредством применения мер нематериального стимулирования. Основными формами нематериального поощрения работников являются: ♦ объявление благодарности; ♦ выдача премии; ♦ награждение ценным подарком; ♦ награждение почетной грамотой; ♦ занесение в Книгу почета, на Доску почета. Вышеприведенный перечень мер поощрения не является исчерпывающим. Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, а также уставами и положениями могут быть предусмотрены и другие нематериальные меры поощрения. Этими же актами могут вводиться и свои почетные звания типа "Лучший работник по той или иной профессии", "Почетный ветеран труда" и т.д. Практике известна и такая мера поощрения, как вручение личного клейма, дающего работнику право сдавать изготовленную им продукцию без проверки отделом технического контроля. Существуют и другие формы нематериального поощрения, такие как продвижение по службе, предоставление возможностей для дальнейшего обучения, поручение более ответственных заданий Все эти способы основаны на принципе повышения заинтересованности работника в своем труде. Вышеперечисленные способы стимулирования работников составляют основу мобилизационных и седативных методов управления. Сущность мобилизационных методов состоит в побуждении работника к активным действиям, направленным на достижение целей организации. Седативные методы направлены на нейтрализацию деятельности работника с целью предоставления ему рекреационных возможностей (т.е возможностей для наиболее полного восстановления своего трудового потенциала в процессе отдыха).
Выводы ♦ Методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления. ♦ В общей совокупности методов управления рисками можно выделить семь основных групп: юридические, административные, экономические, социальные, психологические, производственные, научно-прикладные. ♦ Сущность юридических методов управления рисками состоит в использовании основных положений действующего законодательства с целью профилактики рисков и нейтрализации их негативных последствий. В их состав входят уголовно-правовые, административно-правовые и гражданско-правовые методы управления. ♦ Группа административных методов управления рисками основана на силовом принуждении и включает в себя организационные, распорядительные и дисциплинарные методы. ♦ Экономическими методами управления, с точки зрения риск-менеджмента, можно считать методы, основанные на рациональном распределении финансовых ресурсов организации с целью минимизации потенциальных потерь и максимизации возможных доходов, возникающих в ситуациях риска. Диапазон экономических методов управления рисками включает в себя методы компенсации, спекулирования, стимулирования и сдерживания. ♦ Основной целью применения социальных методов управления рисками является формирование в организации единого сплоченного трудового коллектива (социума), ориентированного на достижение общей цели. В рамках социального управления рисками можно выделить три основных направления. Первое направление предполагает формирование реальной власти и лидерства в организации. Второе тесным образом связано с рационализацией формальной и не- формальной структуры трудового коллектива. Третье заключается в создании и развитии единой корпоративной культуры. ♦ В основе психологических методов управления лежит воздействие руководителя на личность работника. Механизм действия психологических методов управления основан на применении мер нематериального стимулирования. ♦ Система производственных методов управления рисками направлена на минимизацию потерь от брака, производственных травм и иных внештатных ситуаций, возникающих в процессе осуществления основной деятельности организации. Она включает в себя две основные подгруппы: подгруппу технических методов управления и подгруппу технологических методов. ♦ Сущность научно-прикладных методов состоит в применении передовых достижений теории менеджмента в практическом управлении рисками. В число указанных методов входят: методы исследования, методы анализа и синтеза, методы прогнозирования. Date: 2015-07-01; view: 903; Нарушение авторских прав |