Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к структуре деятельности в спортивной психологии

А.Я. Корх, В. А. Корх, Н. Л. Корх утверждают, что «...деятельность спортсмена - это, как известно, форма целенаправленной внутренней и внешней активности, связанной с интересами, психологической направленностью спортсмена и проявляющаяся как в психофизиологических процессах, так и в двигательных действиях».150

Спортивная деятельность многократно становилась предметом исследований спортивных специалистов. Различным аспектам спортивной деятельности посвящены работы О.В. Дашкевича, Т.Т. Джамгарова, В.А. Демина, Г. Б. Горской, С. Д. Неверковича, А.Ц. Пуни, А.В. Родионова, Н. Б. Стамбуловой и ряда других авторов. Анализ концепций показывает, что исследователи рассматривают структуру деятельности как совокупность операций (техническая подготовка), действий (технико - тактическая подготовка), а также поведенческих комплексов (тактическая подготовка).

Одной из наиболее популярных концепций спортивной деятельности является концепция Н. Н. Стамбуловой. Ее был предложен общий подход в определении психологической структуры спортивной деятельности, в котором выделяется три блока: мотивация, средства и результаты деятельности. 151Рассмотрим каждый компонент структуры спортивной деятельности (см. рис. 3,4,5). Согласно Н. Б. Стамбуловой «...мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.152 Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

По мнению автора «.потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения». «Мотив, - продолжает она далее, — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. В этой конкуренции обычно побеждают мотивы, отражающие доступность для человека определенного вида деятельности (наличие условий) и его представления о собственных способностях к ней. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев. Основные из этих классификаций приведены в рисунке 3. Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, — насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности. Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения результата.

Рис.3. Мотивационный блок структуры спортивной деятельности по Н. Б. Стамбуловой

К средствам спортивной деятельности Н. Б. Стамбулова153 относит способы и условия деятельности. В качестве способов спортивной деятельности ею рассматриваются движения и действия (двигательные и умственные: технические и тактические) или, пользуясь терминологией теории спорта, физические упражнения — тренировочные и соревновательные. Условия спортивной деятельности автор разделяет на объективные (уровень требований к спортсмену) и субъективные (его возможности плюс активность, нацеленная на расширение и повышение этих возможностей) (см. рис. 4).

Интегральной характеристикой блока средств деятельности является индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсмена. ИСД складывается и трансформируется на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешивания объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту известную закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе.

Рис.4. Средства деятельности в структуре спортивной деятельности по Н. Б. Стамбуловой

Результаты спортивной деятельности Н. Б. Стамбулова154 предлагает рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле это конкретные спортивные достижения, а в широком смысле связаны с влиянием спорта на развитие человека (см. рис. 5).

Рис.5. Результаты деятельности в структуре спортивной деятельности по Н. Б. Стамбуловой

Ступени спортивного мастерства, согласно Н. Б. Стамбуловой, определяются сменой привычных форм деятельности на новые. Переход с одной ступени спортивного мастерства на другую определяется спортивными достижениями спортсмена. В свою очередь новые достижения стимулируют возникновение новых целей, то есть происходит самодетерминация развития, воссоздающаяся в спортивной деятельности, отображающаяся в психологической структуре спортивной деятельности в целом.

Были и другие попытки описать структуру спортивной деятельности. Однако, следует отметить, что структуру спортивной деятельности ученые описывали с точки зрения своего вида спорта, например, дзюдо. На наш взгляд, теоретики и практики дзюдо подобные исследования начали еще во второй половине прошлого века. Первую попытку описать двигательную структуру деятельности в спортивной борьбе предпринял Г.С. Туманян.155 Им сделан несомненный шаг вперед в деле осмысления спортивной борьбы. Однако ограниченность взгляда на нее как на предмет обучения, а не как на деятельность не позволила полно описать сущность понятий "техника" и "тактика" и разобраться с ними. Предлагаемая Р.А. Пилояном и Ю.А. Шахмурадовым156 схема двигательного состава спортивной борьбы расписана с позиции двух теорий: деятельности и спорта, а также с точки зрения практики этого вида спорта. Недостатком этой схемы является то, что анализу подвергнута только соревновательная деятельность. Р.А. Пилоян и Ю.А. Шахмурадов выделяют три компонента борьбы и, соответственно, три раздела подготовки: техническую, тактико-техническую и тактическую (см. рис.6). Объясняя схему двигательного состава спортивной борьбы, авторы используют понятие "совокупность операций". В соревновательной деятельности борец при помощи отдельной операции не добивается преимущества над соперником, но, тем не менее, создает для этого предпосылки. Кроме того, в ходе соревнования поставленные задачи не решаются при помощи одной операции. Для решения соревновательных задач необходима совокупность операций, логически связанных между собой.

В процессе освоения деятельности происходит соединение отдельных операций и их совокупностей в целостные действия (атакующие). Любое атакующее действие начинается с подготовительных операций, которые направлены на создание удобной ситуации для проведения атаки. Критерием тактико-технической подготовленности борцов является наличие в их арсеналах различных совокупностей действий, алгоритмы действий, реализуемые в ходе поединка. Таким образом, атакующие действия, их совокупность не только выступает главным элементом, но и иллюстрирует, каким образом техника борца соединяется с тактикой.

Еще одним структурным компонентом двигательного состава спортивной борьбы Р.А. Пилоян и Ю.А. Шахмурадов называют "поведенческие комплексы". Это также совокупность действий, однако, не в поединке, а во время соревнования. Однако спортсмен в ходе решения любой задачи вне поединка постоянно отвлекается и переключается с одного на другое, лишь выдерживая общую линию поведения, поэтому общие целевые установки борца, такие, как взвеситься, подготовиться к поединку, изучить соперника и т.п., более правильным будет назвать "поведенческими комплексами". Более того, их продуманную последовательность, приводящую к достижению цели, поставленной в турнире, можно считать тактикой участия в соревнованиях.157

Завершая анализ схемы двигательного состава спортивной борьбы отметим, что применение теории деятельности в качестве теоретико-методологической основы анализа двигательной структуры спорта является перспективным направлением исследования

14)Проанализировать особенности мотивационных основ занятий физической культурой и спортом. Раскрыть сущность динамики мотивов спортивной деятельности.Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. Как сказал один известный в нашей стране футболист, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта. На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут быть: 1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств). 2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола). 3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии). 4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага) [8]. Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств. И.Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении [10]. Дети пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах ("стоимости") достижения мечты. Их образы будущего ориентированы на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), а не на процесс его достижения. Эта мечтательность детей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления ими высокой активности при занятиях спортом. Задача тренера и состоит в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в активную, действенную. Американский психолог Б.Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет: - стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха -- это один из мощных мотивов спортивной деятельности; - стремление к совершенству; - повышение социального статуса; - потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива; - получение материальных поощрений [10]. Ю.Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной "коллективистами", доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе -- "индивидуалистов" -- ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, -- в личных соревнованиях. Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов. При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или, по крайней мере, большая его самоотдача) возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам [17]. Доминирование мотивов, о чем речь шла выше, подтверждают данные Е.Г. Знаменской; спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований. Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л.П. Дмитриенкова показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л.П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации     Динамики мотивов спортивной деятельности на этапах многолетней подготовки Е. П. Ильин считает, что мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими своё значение на протяжении спортивной карьеры.119 Рассмотрим их. На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, то есть вида спорта) могут быть: стремление к самосовершенствованию; стремление к самовыражению и самоутверждению; cоциальные установки; удовлетворение духовных и материальных потребностей Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки была изучена и Г.И. Польшиной. Результаты ее исследований свидетельствуют, что основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются: потребность в двигательной активности («нравится бегать (прыгать)», «захотелось играть в футбол (гандбол, волейбол)») - 68,5%; совет друзей - 54,3%; желание родителей - 43,7%.120 Однако, среди мотивов, по которым школьники продолжают заниматься спортом, потребность в двигательной активности отодвинулась на пятое место - 35,1% респондентов. Кроме того, дети не считают занятия спортом единственным способом удовлетворения этой потребности. Основными мотивами занятий спортом у детей являются: общение с друзьями (хорошие отношения в коллективе) - 63,4%; отношение к тренеру (ответы типа «хороший тренер, не хочу от него уходить») - 61,2%; содержание тренировочной деятельности («нравится этот спорт», «люблю соревнования», «интересно» и т.п.) - 60,7%; внетренировочные факторы (экскурсии, праздники, походы и т. п.) - 59,6%.121 Г. И. Польшиной была обнаружена зависимость между тем, будут ли в дальнейшем дети заниматься спортом, и отношением к тренеру. Аналогично и негативное отношение к тренеру во многом определяет уход ребенка из спортивной группы (76,3%). Еще одним важным фактором, привлекающим детей в личности тренера, является ряд его профессиональных и личных качеств. Наиболее значимыми Г.И. Польшина считает: личностные качества - доброта (75,3%), понимание и внимание (74,9%), вежливость (72,8%); характер учебно-воспитательной деятельности (64,1 %), активное участие в тренировочном процессе, организация досуговой деятельности. 122 Исследованием Г. И. Польшиной, также установлено, что от специфики вида спорта, которым занимаются школьники, не зависят ни мотивы занятий, ни причины прекращения занятий спортом, ни причины, по которым школьники могли бы прекратить занятия спортом.123 Таким образом, резюмируя результаты осуществленного Г. И. Польшиной исследования, отметим, что дети чаще всего по собственному желанию прекращают заниматься спортом учащиеся в первый год спортивной тренировки, что определяет особую важность закрепления у детей мотивации к спортивной деятельности именно в этот период. Основными мотивами занятий спортом (помимо интереса к самому виду спорта) у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, внетренировочные факторы (разнообразие досуговой деятельности). Г. А. Кузьменко выделяет в мотивации спортивной деятельности юных спортсменов внешние и внутренние мотивы. Она подчеркивает, что формирование внутренних мотивов происходит более сложно. Внешние мотивы, считает Г. А. Кузьменко, имеют деловую и состязательную составляющую. Деловая составляющая мотивации деятельности юных спортсменов заключается в оценивании посредством поощрения и наказания. Состязательная составляющая выражается в стремлении ребенка самоутвердиться на основе успеха по сравнению с другими спортсменами или самим собой. Внутренние мотивы, по мнению Г. А. Кузьменко, заключаются в собственном развитии в процессе учебно - тренировочных занятий, совместных действиях с другими юными спортсменами, в познавательном интересе к выполняемым действиям и деятельности. Помимо внешней и внутренней мотивации Г. А. Кузьменко выделяет мотивы, заложенные в учебной (спортивной) деятельности и мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной (спортивной) деятельности. Мотивы, заложенные в учебной (спортивной) деятельности, побуждают ребенка узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной (спортивной) деятельности Г. А. Кузьменко делит на широкие социальные мотивы, узколичные мотивы, отрицательные мотивы. Под широкими социальными мотивами Г. А. Кузьменко понимает мотивы долга и ответственности перед командой, тренером, родителями и т.д, мотивы профессионального самоопределения, то есть вероятность того, что будущая профессиональная деятельность будет связана со спортом. Узколичные мотивы заключаются в стремлении получить одобрение, хорошие результаты соревновательной деятельности (мотивация благополучия); желание быть лучшим спортсменом (престижная мотивация). Отрицательные мотивы выражаются в стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей и т.д. (мотивация избегания неприятностей).124 А. В. Шаболтас утверждает, что на начальном этапе занятия спортом формирование мотивов детерминируется стремлением к достижению целей деятельности, которые ставятся социальным окружением (родителями, тренером, нормами социального одобрения) - внешний стимул. Мотивы, как проявление побуждающих и направляющих сил удовлетворения потребностей, в определенной степени зависят от особенностей самооценки своих личных качеств молодыми спортсменами. В мотивах спортсмена должны проявляться как высокие, так и низкие самооценки качеств. Самооценка личных качеств является внутренним побудителем актуализации конкретного мотива(ов) - внутренний стимул. 125 А. В. Шаболтас считает, что формирование мотивов занятия спортом проходит ряд этапов:126   Динамика мотивации в соревновательном и тренировочном периоде Е.С. Максимова, анализируя динамику мотивов занятий спортом в тренировочном и соревновательном периодах, пришла к следующим выводам. 139 1. Для взрослых спортсменов характерны следующие мотивы занятий спортом: в тренировочном периоде наиболее значимыми являются мотивы долженствования, самосовершенствования, материального вознаграждения. Наименее значим мотив удовольствия от процесса; в соревновательном периоде наиболее значимыми являются мотивы результата спортивной деятельности, самосовершенствования и долженствования. Наименее значим мотив общения. 2. Для юниоров характерны следующие мотивы занятий спортом: в тренировочном периоде наиболее значимыми являются мотивы удовольствия от процесса, общения и долженствования. Наименее значимым является мотив самосовершенствования; в соревновательном периоде наиболее значимыми являются мотивы результата спортивной деятельности, общения и долженствования. Наименее значим мотив самосовершенствования.
15)Раскрыть основное содержание особенностей общения в условиях занятий физической культурой и спортом. Рассмотреть функции общения в спортивной деятельности.Общение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение ипсихология спорта. С точки зрения философии, общение – это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. (СНОСКА: См.: Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1974.) Социально-психологическое и психолого-педагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение – это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров). Итак, общение – это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение – одна из важнейших форм взаимовлияний людей. В спортивной деятельности общение занимает не последнее место. Непосредственное межличностное общение можно характеризовать как внешнее и внутреннее. Внешнее межличностное общение – это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.). Внутреннюю сторону общения составляют: особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения; эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами; мотивы и цели контактирования; психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров). Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спортеориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия. Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств. Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) (СНОСКА: См.: Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1980) являются: функция социально-психологического отражения (общение возникает как результат и как форма объективированного, сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия); регулятивная функция (в процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) партнеров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений); познавательная функция (вследствие систематических контактов партнеры приобретают самые разные знания о самих себе, о партнерах, о способах деятельности и т.д.); экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности); функция социального контроля (способы решения двигательных задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности); функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности. В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях. Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов. Среди речевых средств общения можно выделить следующие: произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом; краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.); сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.); сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.); указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.; оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.); побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д. Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям. В спортивной практике широко используются и неречевые средства: жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами); звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания); моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация). При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы: принцип экономичности (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их кратко, но емко по информативности); принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения). Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов. По направленности общение можно классифицировать следующим образом: социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом); личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды); подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды). Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов. Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся: подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи; запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения. Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения. Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная). Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров. Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции. Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.). Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся: общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций; зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности; зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге; зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач; зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений; влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.
16)Дать содержательную характеристику особенностям эмоциональной сферы человека в условиях занятий физической культурой и спортом. Рассмотреть их функциональное содержание. Проанализировать возрастные особенности эмоциональной сферы. Эмоционально- мотивационная сфера личности подростка. Для понимания механизмов развития психических свойств ребенка необходимо иметь в поле зрения 2 основных их источника: природные данные /врожденные биологические, включая генетические/ и социальные факторы /особенности семьи, воспитание, обучение и другие формы общественных отношений, формирующие личность/. Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения подростков.18 Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов деятельности, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, отрицательно - наоборот /2119. Среди проблем психологического обеспечения спортивной тренировки поддержание мотива к хорошей, продуктивной, многолетней работе можно считать проблемой № 1. Что может предпринять тренер, руководитель, администратор, психолог, врач, массажист или любой человек, находящийся рядом со спортсменом, для того, чтобы поддерживать как можно более высокую активность, продуктивность и качество тренировочного процесса, как побудить спортсмена к полной отдаче сил, как сохранить эту активность и интерес к спорту на долгие годы - вот некоторые вопросы этой проблемы. Постановка далеко отставленных целей. На каком бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка. Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно прививается мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает новая, более высокая, Поэтапное достижение этих целей обеспечивает спокойное и уверенное состояние спортсмена, формирует и укрепляет так называемый чемпионский характер. На основании материалов, полученных в исследованиях И.С. Кона и других психологов, можно утверждать, что в период подросткового возраста уже складывается определенная, относительно устойчивая направленность личности. Она определяет нравственную сторону его личности, а также многие особенности его поведения в деятельности. Итак, потребности лежат в основе всех других побудителей человеческого поведения, в том числе и самых высоких. Мотивы представляют собой особый ряд побудителей поведения. Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Ее формирование тесно связано с процессом самосознания, которое особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте дети часто ориентируются не столько на оценку окруж24 особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважение   азвитие познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы подростка Возраст с 12-15 лет является периодом рождения гипотетико- дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. Мышление в 11 -12 лет носит конкретно-образный характер /24/. При усвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. Поэтому огромное значение имеет применение при анализе действий четко нарисованных плакатов, кинограмм с важнейшими элементами упражнений. При восприятии предмета большую роль играет первое впечатление. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Поэтому возможно формирование наблюдения как целенаправленное и организованное восприятие. Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет представление о ней. Четкое и правильное двигательное представление упражнения является критерием высокого спортивного мастерства. Для этого необходимо требование правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действия /24/. Умственное развитие детей этого возраста заключается не столько в накоплении знаний и изменение отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения информации. Стиль мышления зависит от типа нервной системы. Поэтому необходим индивидуальный подход, который стимулирует самостоятельность и творчество подростков   ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ И СПЕЦИФИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Физическое развитие подростков Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового созревания взаимосвязаны, подчиняются биологическим законам и отражают общие закономерности роста и развития, но в тоже время существенно зависят от социальных, санитарно-гигиенических и других условий жизни, влияние которых в значительной степени определяется возрастом человека /27/. Организм подростков во многом отличается от организма взрослого человека. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания.. Подростковый возраст - период активного развития мышечной системы двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений.Однако работа сердца еще не совершенна, а условно-рефлекторный механизм, влияющий на сердечно-сосудистую систему, окончательно не сформирован. Поэтому выносливость сердца сравнительно мала и продолжительные физические нагрузки отрицательно сказываются на деятельности сердца. Однако, строгое нормирование физических нагрузок тренирует сердце, повышает его функциональные возможности. Обуславливает предельную экономичность работы сердца, и повышают работоспособность и выносливость. Несовершенство сердечно-сосудистой и дыхательной систем приводит к тому, что у подростков невелик коэффициент полезного действия, то есть прирост энергии, расходуемой на" работу", у них меньше чем у взрослых. Организм затрачивает много энергии помимо - работы на пластические процессы,также на интенсивную деятельность сердца и дыхания. Все это в значительной степе ограничивает. возможности подростков при длительной, интенсивной нагрузке. Физическая подготовленность - это уровень развития таких физических качеств человека как силовые, скоростные, скоростно-силовые, а также выносливость и гибкость

 

17)Раскрыть содержательный аспект основ психогигиены, психопрофилактики и психорегуляции в условиях спортивной деятельности. Дать характеристику приемам, средствам, и методам саморегуляции психических состояний (аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, др.)Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984). Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфической особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым (1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию. Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значение для психики человека "хорошей уравновешенной жизни" подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это "атараксией", спокойствием мудрого человека. Философское мировоззрение практически всегда было связано с поиском способов достижения гармонии внутреннего мира человека. Позднее фактором, стабилизирующим и определенным образом гармонизирующим психическую, внутреннюю жизнь человека, стала религия. Само понятие "психическая гигиена" возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу "Душа, которая нашлась вновь". В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но вне стен больницы. Следует, однако, отметить, что еще до К. Бирса решающий шаг для этого сделал Филип Пинель (1745—1826), снявший 24 мая 1792 года цепи с 49 больных, находившихся в психиатрической больнице Бисетр в Париже. В 1948 году в Лондоне была создана всемирная федерация психического здоровья, которая собирает информацию о состоянии психического здоровья и разрабатывает основы и концепции психического здоровья. Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем: создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентиру ющих условия обеспечения различных видов социального функцио нирования человека; передачи психогигиенических знаний и обучения психогигие ническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психоги гиеническую ситуацию в целом; санитарно-просветительной психогигиенической работы сре ди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигие нических знаний различных общественных организаций. Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. В системе психогигиенических знаний чаще выделяют отдельно психогигиену детства, юношества, зрелого возраста, психогигиену пожилых людей. Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений. Существует также много и специфических разделов психогигиены труда—психогигиена инженерная, спортивная, военная и т.д. Психогигиена воспитания. В.М. Бехтерев (1905) отмечал, что отклонения характера начинаются еще в раннем возрасте, часто в силу тех или иных условий воспитания, которые своевременно могли быть легко устранены. Эта точка зрения получила дальнейшее развитие в работах отечественных психоневрологов. В частности, В. Н. Мясищев отмечал, что изнеживающее воспитание и захваливание содействуют формированию истерического характера, а чрезмерная требовательность способствует становлению психастенических особенностей личности. Неправильное воспитание часто может способствовать формированию у ребенка психопатических черт характера. О. В. Кербиков и В. Я. Гиндикин (1962) на основании своих исследований указывали, что гиперопека и безнадзорность в детстве типичны для возбудимых психопатов. Воспитание же по типу "золушки", т. е. без ласки и внимания, при постоянных унижениях, нередко приводит к нарушениям сна, являющегося важнейшим условием для отдыха и восстановления сил, и ведет к неврозам. Таким образом, соблюдение психогигиенических норм в процессе воспитания является в то же время и психопрофилактикой. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков, не будучи своевременно скорректированы, в дальнейшем могут существенно осложнить их жизнь, являясь фоном для более глубоких душевных расстройств, постоянных конфликтов в семье и на службе и даже преступных действий (Личко А. Е., 1977;ЛеонгардК., 1981). Воспитание представляет вопрос, в основе которого лежит принцип непрерывности. Не только целенаправленные беседы с ребенком, но и игры, сказки несут большую воспитательную нагрузку. О возрастных особенностях ребенка следует помнить, выбирая книжку для чтения, кинофильм, спектакль, так как развитая способность иллюзорно заменять объекты реальности в соответствии с содержанием воображения способствует развитию страхов. Если не направлять некоторые игры, стимулирующие воображение, возбуждение может перейти в агрессию, которая становится характерной чертой в поведении ребенка. По мнению Ц. П. Короленко, для равновесия в психической деятельности человека необходима свежая информация ощущений для воображения. Особенно остро развита эта потребность у подростков. Отсутствие притока новых впечатлений, направляющих воображение, приводит иногда к преступности несовершеннолетних и погоне за "острыми" ощущениями (Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975). В процессе формирования гармонически развитой личности очень важным является воспитание у подрастающего поколения способности к любви. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган (1979) полагают, что врач должен выступать в этом деле как консультант воспитателей, передающий родителям и всем специалистам, работающим с детьми, научно обоснованные сведения о психогигиенических и психопрофилактических аспектах физиологии и психологии пола в динамике развития. Психогигиена обучения. Правильная система обучения обеспечивает гармоническое развитие личности. Дефекты обучения также могут способствовать формированию аномальных черт характера детей. Весьма ответственным моментом для ребенка является первый школьный год. Здесь он впервые сталкивается с новыми требованиями, непривычным режимом и обязанностями. Легче адаптируются к школе дети, посещавшие подготовительную группу в детском саду, чем так называемые "домашние" дети. Правильно подготовить ребенка к школе — задача не из легких. Большую помощь родителям в этом могут оказать детские врачи и клинические (медицинские) психологи детских поликлиник. Зная индивидуальные особенности детей, они могут дать родителям конкретного ребенка соответствующие рекомендации. Важнейшее условие сохранности здоровья состоит в адекватности предъявляемых ученику требований его индивидуальным возможностям, степени зрелости его нервной системы. Речь идет не только о продолжительности учебных занятий, но и о количестве подлежащего усвоению учебного материала. К сожалению, это обстоятельство не всегда в должной мере учитывается учителями и родителями. Утомление после учебных занятий вполне естественно, но важно чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не принимало болезненного характера. Преждевременному утомлению способствуют длительное однообразие, однотипность изучаемого материала. Это особенно важно учитывать при формировании расписания уроков у самых младших школьников. Школьный врач и психолог должны контролировать этот процесс, следить затем, чтобы расписание предусматривало необходимое переключение с одного вида деятельности на другой. Сдвоенные уроки (подряд два урока по одному предмету) утомляют учеников значительно больше, чем обычные. При построении конкретного урока необходимо также помнить, что количество новой информации должно к концу урока уменьшаться. Поскольку учебные занятия всегда вызывают ту или иную степень утомления, чрезвычайное значение имеет правильная организация отдыха учащихся во время школьных перемен и после уроков. Режим дня для школьника крайне необходим: для домашних занятий, чтения, развлечений, пребывания на свежем воздухе, спортивных игр и т. д. должны быть предусмотрены определенные часы. Дополнительные занятия во внеурочное время (занятия в музыкальной, спортивной школах, участие в кружках, изучение иностранных языков и т.п.) могут привести к перегрузке и способствовать переутомлению детей. В отношении внешкольных занятий родителям и воспитателям необходимо вносить известную организованность и не допускать перегрузок в целях достижения внешнего эффекта. Особую значимость выполнение общегигиенических и специально психогигиенических норм приобретает для молодежи, совмещающей труд с учебой в средних и высших учебных заведениях. Эта категория работающих пользуется определенными льготами: дополнительными оплачиваемыми отпусками, выходными днями и т. д. Учебные программы и расписание занятий в вечерних школах, на вечерних и заочных отделениях техникумов и институтов должны 12* 355 составляться с учетом трудовой нагрузки учащихся. Разработка и реализация соответствующих программ психогигиенической подготовки, в которую включены вопросы гигиены труда на промышленных предприятиях, анализ причин и способы профилактики утомления и неврозов, советы по организации умственного труда приобретают особую важность для молодых людей, совмещающих труд и учебу. Психогигиена труда. Труд, деятельность являются органической потребностью человека и при благоприятных условиях — важным фактором для сохранения и укрепления здоровья. Рядом исследований показано, что лишение трудовой занятости, безработица сопровождаются ухудшением психического здоровья и учащением соматических недугов. Трудом можно не только укрепить психическое здоровье, развить способности у здоровых людей, но и лечить психически больных. Трудовая терапия широко применяется в психиатрических клиниках, где, как и всякое лечебное воздействие, строго дозируется в соответствии с тяжестью нервно-психических расстройств.     Основные задачи психопрофилактики Один из основоположников отечественной терапии М.Я. Муд-ров считал профилактику болезней основой деятельности врача: "Долг врача — взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни,...ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить". Психопрофилактика—это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний. Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека: психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство. В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов,психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.). Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства. Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий. Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д. В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития). Реабилитация (лат. rehabilitatio — восстановление в правах) — система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах. Основные принципы реабилитации: 1) партнерство — постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий — указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия — подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий — включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические). Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова — рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь. Основы психорегуляции в спорте Проблема психорегуляции в спорте - одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности. Анализ исследований Г. Д. Бабушкина, Ю. Ф. Назаренко, А. М. Рябкова, В. Н. Смоленцевой показывает, что значимость проблемы психорегуляции, объясняется следующими фактами: Значительная часть спортсменов различной квалификации не могут мобилизоваться в условиях соревновательной деятельности.294 Чем выше у спортсменов уровень развития психорегуляции, тем выше результативность их соревновательной деятельности.295 Поведение спортсменов на соревнованиях и характер предстартового и стартового состояния обусловлены уровнем развития у них способности к психорегуляции.296 Среди большого числа спортсменов довольно значителен процент лиц с недостаточно развитыми навыками психорегуляции.297 Психорегуляция в спорте — это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.298 Исследователи проблемы психорегуляции Г. Д. Бабушкин, Ю. Ф. Назаренко, А. М. Рябков, В. Н. Смоленцева психорегуляцию рассматривают в двух аспектах:299 1) как способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями; 2) как деятельность спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей. Основной целью психорегуляции является формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках.300 Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем. Конкурирующую систему Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов называют субдоминантной. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы. Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.301 Известно, что организм человека не может переходить от одного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс может значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходима высокая активность и значительная быстрота психической реакции. В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции. Как показывают исследования (опрос спортсменов, тренеров) В. Н. Смоленцевой, спортсмены могут овладеть психорегуляцией или самостоятельно (в основном так они и делают), что очень трудно, или при участии тренера, если он, в свою очередь, сам владеет ею и понимает ее значимость и возможности в спорте. Самостоятельное применение спортсменами тех приемов и средств, которые приводятся в методической литературе, не дают должного эффекта, в этом убеждают результаты ее исследований. В этой связи необходимо сначала развить у спортсменов способность к психорегуляции, для этого необходима продолжительная специальная тренировка. И, как показали исследования В. П. Некрасова, наибольший эффект при этом достигается в работе с юными спортсменами.302 Обобщенный опыт исследователей, а также многолетний опыт собственных исследований, позволил В. Н. Смоленцевой сформулировать следующиенаправления развития навыков саморегуляции:303 Формирование позитивного, конструктивного отношения к развитию и совершенствованию психорегуляции и использованию ее в тренировочной и соревновательной деятельности Развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе психорегуляции Развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам объективного и субъективного характера Обучение самоконтролю и саморегуляции психического состояния (успокоению, расслаблению, мобилизации) Обучение управлению направленности сознания на содержание выполняемой деятельности Повышение эмоциональной устойчивости В развитии психорегуляции у юных спортсменов В. Н. Смоленцева выделяется три этапа:304 1-й - ознакомительный. Его цель - формирование у занимающихся положительного, конструктивного отношения к занятиям по развитию психорегуляции 2-й - подготовительный. Его цель - развитие необходимых психических функций, составляющих основу (базис) для развития психорегуляции и овладения ею 3-й - основной. Его цель - развитие саморегуляции, умений управлять своими мыслями, чувствами, действиями Содержание психорегуляции, ее специфика обусловливается самой спортивной деятельностью, а если быть более точным, видом спорта. Спортивная деятельность представлена тренировочной и соревновательной частями, содержание и назначение психорегуляции в которых различаются. Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева указывают, что «...на тренировочных занятиях осваиваются приемы, средства психорегуляции. На соревнованияхосуществляется реализация психорегуляции (способности, средств) с целью формирования и сохранения оптимального предстартового и стартового состояний спортсмена, содействия проявлению накопленных на тренировках физического и технического потенциалов спортсмена. В годичном цикле спортивной тренировки, включающем подготовительный, соревновательный, переходный периоды, содержание и назначение психорегуляции определяется задачами конкретного периода. В подготовительном периоде основная задача сводится к развитию и совершенствованию способности к психорегуляции, овладению средствами, приемами, методами. В соревновательном периоде осуществляется реализация саморегуляции с целью успешного выступления спортсмена. В переходный период психорегуляция используется для восстановления психической работоспособности спортсмена. В содержание работы по психорегуляции входит также развитие и совершенствование у спортсменов способности к психорегуляции на этапах многолетнег
<== предыдущая | следующая ==>
Изготовление неоновых вывесок. Виды неоновых вывесок | Временная ценность денег

Date: 2015-07-01; view: 990; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию