Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация, конструктивные особенности и эксплуатационные характеристики ударных стендов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
3.1. Классификация ударных стендов Средства испытаний изделий на ударные нагрузки очень разнообразны по назначению, виду воспроизводимого ударного нагружения, принципу действия, способу получения требуемой скорости соударения или разгона, конструктивному исполнению, способу крепления испытываемого изделия. Они различаются также грузоподъемностью (массой и габаритами испытываемых изделий) и характеристиками воспроизводимого ударного импульса (максимальным ускорением, длительностью и формой импульса). Чаще всего ударные испытания проводят на специальных ударных стендах, однако в некоторых случаях ударное нагружение воспроизводят на вибростендах. В общем случае в состав ударного стенда входят: ударная установка, системы управления и питания, контрольно-измерительная аппаратура, а также вспомогательные принадлежности и приспособления. В зависимости от характера испытаний ударные стенды разделяют на четыре основные группы. 1. Ударные стенды как средство проведения испытаний на прочность, при которых точное воспроизведение уровней ударных нагрузок и длительности их воздействия, характерных для реальных условий эксплуатации, не требуется. 2. Ударные стенды как средство воспроизведения заданных законов изменения ударных сил или ускорений. 3. Ударные стенды как средство проведения модельных испытаний с последующим использованием результатов для оценки параметров законов изменения сил и ускорений, действующих на натурные изделия в реальных условиях эксплуатации. 4. Ударные стенды как средство определения в лабораторных условиях частотных характеристик изделий методом ударного возбуждения. По виду воспроизводимого ударного нагружения различают: стенды для воспроизведения одиночных ударных импульсов; стенды для воспроизведения многократных ударных нагрузок; стенды для воспроизведения сложных видов ударного нагружения; стенды для воспроизведения специфических условий соударения. Основным элементом ударного стенда является ударная установка. В зависимости от принципа создания ударного нагружения на испытываемое изделие ударные установки, а следовательно, и ударные стенды в целом разделяют на два основных вида: установки, действие которых основано на принципе торможения, и установки, действие которых основано на принципе разгона. В ударных установках, действие которых основано на принципе торможения, ударное нагружение создается при соударении подвижной и неподвижной частей. При этом подвижная часть предварительно разгоняется до требуемой скорости соударения, а затем соударяется через тормозное устройство с неподвижной частью. Ударное нагружение формируется при взаимодействии соударяющихся частей с тормозным устройством. Передний фронт ударного импульса создается при торможении подвижной части ударной установки за счет деформирования тормозного устройства. Задний фронт ударного импульса формируется за счет восстанавливающих свойств тормозного устройства. В установках, действие которых основано на принципе разгона, ударное нагружение создается за счет импульсного приложения нагрузки по заданному закону к подвижной ударной платформе. При этом платформа с изделием до начала работы стенда остается неподвижной. Ударное нагружение формируется при передаче платформе аккумулированной в стенде энергии по требуемому закону. К концу ударного воздействия платформа приобретает скорость, которая затем гасится демпфирующим устройством. Основное преимущество указанного метода состоит в том, что путь разгона при формировании переднего фронта ударного воздействия в большинстве случаев меньше, чем путь торможения. Однако, несмотря на это преимущество, наибольшее распространение в практике ударных испытаний получили установки, действие которых основано на принципе торможения. Это объясняется сложностью конструктивного решения устройств ударного нагружения установок, действие которых основано на принципе разгона; трудностью передачи с испытываемого изделия измерительной информации о протекающем ударном процессе вследствие высоких скоростей ударной платформы в конце разгона; необходимостью гасить кинетическую энергию, приобретенную платформой с изделием при разгоне. 3.2. Связь между параметрами ударных нагрузок и условиями их воспроизведения. Выбор условий воспроизведения При проведении ударных испытаний обычно задают лишь основные параметры ударных нагрузок: максимальное (пиковое) ударное ускорение а п и длительность фронта нарастания ускорений τф. В ряде случаев задают также и закон изменения ударного ускорения во времени a(t). Очевидно, что заданные параметры ударной нагрузки определяют и условия ее воспроизведения. Ударная нагрузка на практике чаще всего создается, как уже отмечалось выше, на ударных стендах, действие которых основано на принципе торможения. При этом изменение основных величин, характеризующих ударное нагружение и условия его воспроизведения, в процессе деформирования тормозного устройства определяется уравнениями: где v — скорость подвижной части стенда в процессе торможения, v0 — начальная скорость соударения; t — время, х — деформация тормозного устройства. Для тормозных устройств, деформации которых носят упругий и упругопластический характер, справедливы следующие соотношения: где х — максимальная деформация тормозного устройства (максимальный путь торможения); А, В — коэффициенты, зависящие от формы переднего фронта ударного импульса. Из приведенных соотношений следует, что между заданными характеристиками ударного импульса (максимальным ударным ускорением, временем его достижения и формой переднего фронта) и условиями воспроизведения (начальной скоростью соударения и максимальным путем торможения) существует вполне определенная функциональная взаимосвязь. Это означает, что, зная предельные эксплуатационные возможности ударного стенда, можно определить и возможность воспроизведения заданного ударного нагружения: где v пр — предельная скорость подвижной части ударного стенда; х пр — предельно допустимая деформация тормозного устройства. Очевидно, что при воспроизведении ударного нагружения следует различать две предельные области. В одной области ограничивающим условием будет требование соблюдения скорости подвижной части стенда, а в другой — пути торможения, соответствующего максимальной деформации тормозного устройства. Предельные эксплуатационные характеристики ударного стенда можно построить, воспользовавшись следующими зависимостями: где tv — длительность переднего фронта воспроизводимого ударного импульса с учетом ограничения по предельной скорости подвижной части; tx — длительность переднего фронта воспроизводимого ударного импульса с учетом ограничения по предельному пути торможения. Максимальное ударное ускорение ах,v и длительность переднего фронта tх,v воспроизводимого ударного импульса, удовлетворяющего одновременно ограничениям по скорости и пути торможения ударного стенда, можно определить из зависимостей (2.9), приравняв длительности tv и tx: На рис. 2.4 приведены предельные эксплуатационные характеристики ударного стенда, где приняты следующие обозначения: (аv) max— максимальное ударное ускорение при ограничении по скорости соударения; (ах)тiп — минимальное ударное ускорение при ограничении по пути торможения; (tv)min — минимальная длительность переднего фронта ударного импульса; (tх)max — максимальная длительность переднего фронта ударного импульса; tv = f1(a) — зависимость изменения длительности переднего фронта ударного импульса от ударного ускорения при ограничении по скорости соударения; tх = f2(a) — зависимость изменения длительности переднего фронта ударного импульса от ударного ускорения при ограничении по пути торможения. Заштрихованная область показывает, какие длительности переднего фронта ударного импульса и максимальное ударное ускорение можно воспроизводить на данном ударном стенде. Длительность заднего фронта ударного импульса и его форма определяются упругими свойствами применяемого тормозного устройства. Выбор условий воспроизведения. Основные этапы подбора необходимых условий воспроизведения ударных импульсов в лаборатории сводятся к следующему: 1. Ориентировочная оценка необходимых условий воспроизведения заданного ударного импульса. Если форма импульса не регламентирована, целесообразно предположить, что в пределах переднего фронта (О < t < τ ф) ударный импульс может быть приближенно представлен как линейный: Тогда необходимые условия воспроизведения ударного импульса (начальная скорость соударения и путь торможения) находятся по формулам: В том случае, когда задан и закон изменения ударного ускорения во времени a(t), необходимые условия воспроизведения ударного импульса однозначно определяются в результате интегрирования зависимости a(t), согласно уравнениям (2.6). 2. Сопоставление расчетных условий воспроизведения ударного импульса с предельными эксплуатационными характеристиками ударного стенда. Располагая семейством предельных 3. Уточнение расчетных условий воспроизведения и выбор конкретного типа тормозного устройства (деформируемого элемента, среды). Если существующие тормозные устройства не обеспечивают необходимые условия воспроизведения заданного ударного импульса, проектируют специальное тормозное устройство с целью увеличения предельного пути торможения х пр. В некоторых случаях целесообразным может оказаться увеличение мощности разгонного устройства ударного стенда с целью обеспечения более высокой начальной скорости соударения v пр Особенно просто осуществляется выбор тормозного устройства в том случае, если расчетные условия воспроизведения заданного ударного импульса могут быть обеспечены за счет упругопластического деформирования устройства. Применение такого простейшего тормозного устройства возможно, если требуемые пути торможения измеряются несколькими миллиметрами Более сложным образом уточняются условия воспроизведения в тех случаях, когда либо требуемые пути торможения хмах превышают возможности простейших деформируемых элементов (т.е. измеряются десятками и сотнями миллиметров), либо заданный закон a(t) не соответствует по форме воспроизводимому с помощью этих элементов закону изменения ударного ускорения во времени. Задача в принципе становится менее определенной, и основными критериями при выборе условий воспроизведения будут величины v0 и хмах, найденные в результате интегрирования зависимости a(t). Правильный выбор тормозного устройства будет во многом зависеть от интуиции инженера-испытателя и имеющихся в его распоряжении технических средств. Наиболее трудоемок процесс подготовки к ударным испытаниям, когда непременным условием является максимально возможная точность соблюдения закона изменения ударного ускорения во времени a(t). При этом величины v0 и xmах определяются довольно жестко, а для обеспечения зависимости a(t) необходимо проектировать специальное тормозное устройство, основанное на наиболее целесообразном для этого случая принципе действия (пневматическом или гидравлическом). 4. Окончательное уточнение условий воспроизведения на основе пробных экспериментов в лаборатории. Ударный эксперимент следует считать полностью подготовленным, если в результате анализа исходных данных [ a(t), а п, τф] определен способ создания требуемой скорости v0, выбрана и реализована конструкция тормозного устройства, обеспечивающая предельный путь торможения х пр и заданный закон изменения ударного ускорения во времени a(t), а также имеются необходимые вспомогательные устройства, контрольно-измерительная и регистрирующая аппаратура. После того как условия эксперимента в результате пробных опытов окончательно уточнены и установлено полное соответствие получаемых параметров ударного импульса заданным, можно переходить к основным испытаниям. 3.3. Ударные стенды Требования, предъявляемые к ударным стендам. Стендовое оборудование для проведения ударных испытаний должно обеспечивать: — широкие диапазоны воспроизводимого ударного ускорения — максимальное соответствие воспроизводимого закона изменения ударного ускорения во времени заданному закону; — стабильность параметров воспроизводимого ударного процесса; — минимальные побочные воздействия на испытываемое изделие; — воспроизводимость процесса испытаний, исключающую неоднозначность получаемых результатов; — простоту перемонтажа стенда для различных режимов имитации воздействующих факторов; — простоту и удобство в управлении заданным испытательным режимом, возможность ручного и автоматического управления; — максимальную автоматизацию и механизацию операций, — проведение испытаний в короткие сроки и с минимальны Принципиальная схема ударного стенда. В общем виде принципиальная схема ударного стенда, действие которого основано на принципе торможения, включает в себя следующие элементы (рис. 2.5): ударную установку, состоящую из платформы 1 с закрепленным на ней испытываемым изделием 2; средство разгона платформы 3; тормозное устройство 4; систему управления 5; первичные преобразователи 6; регистрирующую аппаратуру 7 для записи исследуемых параметров изделия и закона ударного ускорения; вспомогательные приборы 8 для регулировки электрического режима испытываемого изделия или иного режима его функционирования, измерения скорости соударения и т. д.; источники питания 9, необходимые для работы испытываемого изделия и регистрирующей аппаратуры. Данная схема предназначена для испытания изделия на ударную устойчивость, когда производится оценка функционального отклонения того или иного параметра изделия в процессе ударного воздействия, а также после него. В других случаях, когда оценивается ударная прочность изделия, схема стенда несколько упрощается, так как исключаются вспомогательные приборы для регулировки режимов функционирования изделия и источник питания. Классификация и конструктивные особенности ударных стендов, действие которых основано на принципе торможения. Основным элементом ударного стенда является ударная установка. Ударные установки классифицируют в зависимости от принципа создания ударного нагружения, месторасположения испытываемого изделия, способа получения требуемой скорости соударения и т. д. В зависимости от месторасположения испытываемого изделия ударные установки разделяют на установки с размещением изделия на подвижной части и установки с размещением изделия на неподвижной части. При размещении испытываемого изделия на подвижной части на него в процессе предварительного разгона действует ударная перегрузка, которая в зависимости от пути разгона и требуемой скорости соударения может быть значительной. Эта перегрузка может оказывать на испытываемое изделие нежелательное, а в отдельных случаях — недопустимое воздействие. Поэтому в технических требованиях предусматривается ограничение ударной перегрузки на этапе предварительного разгона. Как правило, она не должна превышать 10% от максимальной воспроизводимой ударной перегрузки. Основными узлами таких установок являются подвижная ударная платформа, тормозное устройство и ударная наковальня. Ударная платформа может быть выполнена в виде сварной, литой или кованой конструкции из алюминиевых, магниевых, бериллиевых, титановых сплавов или других материалов с отверстиями на рабочей поверхности для крепления испытываемого изделия или монтажного приспособления. Форму и размеры ударной платформы следует выбирать из условий максимальной прочности и жесткости, с учетом габаритных размеров и массы испытываемого изделия. Конструкция ударной платформы должна обеспечивать передачу воспроизводимого ударного импульса на испытываемое изделие с минимальными искажениями. Кованые платформы имеют более высокие собственные резонансные частоты по сравнению с литыми и сварными конструкциями; их применяют при воспроизведении ударных импульсов с малыми длительностями и большими перегрузками. Ударная наковальня представляет собой массивную конструкцию, воспринимающую через тормозное устройство удар предварительно разгоняемой платформы с испытываемым изделием. В зависимости от способа крепления наковальни к основанию различают установки с жестким креплением ударной наковальни и с упругой подвеской ударной наковальни. Установки с жестким креплением наковальни (рис. 2.6—2.8) размещаются, как правило, на фундаменте, изолированном от строительных конструкций сооружения, в котором находится установка. Установки с упругой подвеской наковальни (рис. 2.9) можно использовать без специального фундамента. В установках этого типа имеется возможность изменять характеристики ударного импульса, воздействующего на ударную платформу, не только за счет изменения начальной скорости соударения и характеристик тормозного устройства, но и за счет изменения соотношения масс ударной платформы и наковальни и их абсолютных значений. В установках с размещением испытываемого изделия на неподвижных частях (рис. 2.10) оно остается неподвижным до соударения. Перемещение изделия в процессе удара незначительно по сравнению с его перемещением в установках первой группы и не вносит существенных искажений в показания измерительной аппаратуры.
Основными узлами таких установок являются: ударник, тормозное устройство и неподвижная платформа. Ударник предварительно разгоняется до требуемой скорости соударения, а затем через тормозное устройство соударяется с неподвижной ударной платформой, соединенной упругим подвесом с основанием ударной установки. При этом возможно изменение характеристик ударного импульса, воздействующего на ударную платформу, за счет изменения соотношения масс подвижной части и ударной платформы и их абсолютных значений. Ударные установки, действие которых основано на принципе торможения, по способу получения требуемой скорости соударения разделяют на установки со свободным падением подвижной части и установки с принудительным разгоном подвижной части. Установки со свободным падением подвижной части отличаются простотой конструкции и могут быть с вертикально падающей подвижной частью (см. рис. 2.6), с подвижной частью, падающей по наклонной плоскости (см. рис. 2.7), и маятникового типа (см. рис. 2.10). Основным достоинством таких устано вок является постоянство ударного ускорения, равного ускорению свободного падения g, действующего на подвижную часть с испытываемым изделием на участке предварительного разгона, при получении требуемой скорости соударения. Недостаток установок — трудность получения значительных скоростей соударения, что связано со сложностью конструкции большой высоты. В состав установок с принудительным разгоном подвижной части (см. рис. 2.8) входят устройства ускоренного разгона подвижной части. В зависимости от принципа действия этих устройств различают установки механического, электромеханического, пневматического и гидропневматического типа. На таких установках можно получать ударные импульсы с высокими перегрузками, однако они имеют существенный недостаток: в случае размещения испытываемого изделия на подвижной части в процессе предварительного разгона на него действует ударная перегрузка. Кроме того, необходимо иметь графики изменения начальной скорости соударения в зависимости от массы подвижной части. Ударные установки, действие которых основано на принципе торможения (см. рис. 2.6—2.10), могут включать в себя следующие элементы: подвижную и неподвижную части; направляющее устройство; стопорное устройство; устройство принудительного разгона подвижной части; тормозное устройство; основание; демпфирующие устройства; фундамент. В зависимости от типа установки подвижная часть может представлять собой либо ударную платформу для крепления испытываемого изделия, либо ударник, а неподвижная часть, соответственно, — ударную наковальню на жестком или упругом основании либо ударную платформу для крепления испытываемого изделия. Направляющее устройство обеспечивает соосность подвижной и неподвижной частей ударной установки и используется для перемещения подвижной части. Стопорное устройство предназначено для удержания подвижной части в заданном положении перед разгоном, а также для предохранения подвижной части от повторного соударения после воспроизведения основного ударного импульса (одновременно может выполнять функции пускового устройства при включении в работу ударной установки). Устройство принудительного разгона подвижной части используется в тех случаях, когда необходимо обеспечить большие скорости соударения. Тормозное устройство предназначено для формирования заданного ударного нагружения на испытываемое изделие. Основание служит для соединения узлов установки в единое целое. Демпфирующие устройства используются для торможения подвижной и неподвижной частей после воспроизведения основного ударного импульса. 4. Тормозные устройства От тормозных устройств во многом зависит возможность воспроизведения ударным стендом заданных импульсов, так как именно эти устройства определяют основные характеристики ударного импульса (форму, пиковое значение ускорения, длительность его нарастания и спада). Тормозные устройства должны обеспечивать необходимый для заданного ударного нагружения путь торможения подвижной части ударной установки; формировать на этом пути торможения заданный закон нарастания и спада перегрузки (ускорения), действующей на изделие, за счет сил сопротивления деформированию в процессе соударения; обладать достаточной прочностью и жесткостью при взаимодействии с подвижной частью установки. По принципу действия тормозные устройства разделяют на необратимо деформируемые и упругодеформируемые устройства. К первым относят устройства, в которых ударный импульс формируется за счет сил упругопластического деформирования тормозного устройства; ко вторым — устройства, в которых ударный импульс формируется за счет сил упругого деформирования тормозного устройства. Основной характеристикой каждого типа тормозного устройства является зависимость изменения контактной силы от деформации или ударной перегрузки от пути торможения. Эту зависимость называют силовой характеристикой тормозного устройства. Она определяет вид и характеристики воспроизводимого ударного нагружения. На характер силовой характеристики существенное влияние оказывают форма деформируемого элемента и физико-механические свойства его материала. Когда силовые характеристики на активном и пассивном этапах удара одинаковы, тормозное устройство воспроизводит ударную нагрузку симметричных форм. Если силовые характеристики тор мозного устройства на активном и пассивном этапах различны, воспроизводятся ударные нагрузки несимметричных форм. Необратимо деформируемые тормозные устройства. Характерной особенностью этих устройств является наличие деформируемого элемента, который при соударении изменяет свою форму в зоне контакта в пределах упругопластических деформаций. По виду деформирования элемента эти устройства разделяют на устройства смятия, внедрения и проникания. Передний фронт воспроизводимого ударного импульса формируется на этапе активного нагружения тормозного устройства в процессе соударения за счет упругопластических деформаций; максимальная упругопластическая деформация определяет максимальный путь торможения подвижной части ударной установки. Задний фронт воспроизводимого ударного импульса формируется при разгрузке тормозного устройства в процессе соударения за счет восстановления упругих деформаций. Такая схема работы необратимо деформируемых тормозных устройств показывает, что силовая характеристика устройств нелинейна и обеспечивает в основном воспроизведение несимметричных ударных импульсов с максимальным значением ударной перегрузки, сдвинутым к концу ударного импульса. Динамическая силовая характеристика необратимо деформируемых тормозных устройств при нагружении в процессе соударения может быть аппроксимирована эмпирической зависимостью В тормозных устройствах смятия ударный импульс формируется за счет смятия деформируемого элемента 1 (например, пластины или прокладки) жестким профилированным в основании ударником 2 (рис. 2.11, а) либо за счет смятия профилированной части деформируемого элемента 1 (например, конического элемента) жестким основанием 2 платформы или установки (рис. 2.11, б). Пути торможения невелики, поэтому эти устройства используют для воспроизведения ударных импульсов небольшой длительности (до нескольких миллисекунд), но с большими пиковыми значениями ударного ускорения (до нескольких десятков тысяч единиц g). Характеристики воспроизводимых ударных импульсов существенно зависят от физико-механических свойств материала деформируемого элемента. Деформируемые элементы могут быть изготовлены из различных материалов (стали, латуни, меди, свинца и т. д.). В тормозных устройствах внедрения (рис. 2.11, в) ударный импульс формируется в результате внедрения в деформируемый элемент 1 (плиту, шайбу) жесткого ударника 2 с профилированным участком. Силовая характеристика устройства внедрения зависит от материала деформируемого элемента, а также от конфигурации профилированной части ударника. В устройствах этого типа можно получить значительные пути торможения (до нескольких десятков миллиметров), что позволяет воспроизводить ударные импульсы с длительным временем нарастания пикового значения перегрузки. Тормозные устройства смятия и внедрения характеризуются тем, что максимальному пути торможения соответствует максимальная ударная перегрузка. Они применяются для воспроизведения ударных импульсов несимметричных форм. В тормозных устройствах проникания (рис. 2.11, г) ударный импульс формируется за счет проникания жесткого цилиндрического ударника 2 с профилированным наконечником в пластически деформируемую среду 1 (например, свинец). Силовая характеристика устройства проникания состоит из двух участков и зависит от формы профилированной части, диаметра ударника и материала деформируемой среды. Пути торможения могут быть значительными и зависят от скорости соударения. Характерной особенностью устройств проникания является достижение максимальной ударной перегрузки на участке внедрения в деформируемую среду профилированного наконечника ударника, а затем обеспечение постоянства этого значения на участке проникания в деформируемую среду цилиндрической части ударника. Применение тормозных устройств этого типа может обеспечить получение ударных перегрузок в широком диапазоне значений форм закона изменения во времени с большим временем нарастания, доходящим до десятков миллисекунд. Основные недостатки необратимо деформируемых тормозных устройств: невозможность их повторного использования в связи с изменением формы деформируемого элемента в процессе соударения; необходимость большого объема экспериментальных работ по определению геометрических форм и выбору материалов соударяющихся элементов, определяющих требуемую для воспроизведения заданного нагружения силовую характеристику тормозного устройства. Для каждого типоразмера ударного импульса необходимо свое тормозное устройство. К преимуществам необратимо деформируемых тормозных устройств следует отнести простоту их конструкции. Упругодеформируемые тормозные устройства. Характерной особенностью этих устройств является наличие упругодеформируемого элемента, который при соударении изменяет свою форму в пределах упругих деформаций, а по окончании ударного процесса восстанавливает свои первоначальные свойства. Это достигается за счет соответствующей силовой характеристики, по виду которой упругодеформируемые тормозные устройства разделяют на устройства с постоянной и переменной силовой характеристикой. Тормозные устройства с постоянной силовой характеристикой (рис. 2.12), как правило, обеспечивают воспроизведение ударных импульсов симметричных форм; при этом максимальному пути торможения соответствует максимальная ударная перегрузка. В качестве упругодеформируемого элемента используют прокладки и различного рода пружины, обеспечивающие линейную зависимость пути торможения от ударной нагрузки, что позволяет воспроизводить ударные импульсы постоянной длительности; при этом пиковые значения ударной перегрузки определяются скоростью соударения. Упругодеформируемые тормозные устройства разделяют условно на устройства с "жесткой" и "мягкой" силовой характеристикой. Тормозные устройства с "жесткой" силовой характеристикой используются для воспроизведения ударных импульсов с высокими пиковыми значениями ударного ускорения (до нескольких десятков тысяч g) и малыми длительностями (до нескольких миллисекунд). Ударный импульс в таких устройствах (рис. 2.12, а) создается в результате упругого деформирования элемента 1 жестким профилированным в основании ударником 2 при ударе о жесткое основание 3 ударной установки. "Жесткая" силовая характеристика обеспечивается за счет применения в качестве упругодеформируемого элемента различных прокладок из высокоплотного войлока, высокопрочного пластика или эластомера. Тормозные устройства с "мягкой" силовой характеристикой используются для воспроизведения ударных импульсов с малыми пиковыми значениями ударного ускорения (до нескольких сотен g) и с большими длительностями их нарастания (до нескольких десятков миллисекунд). "Мягкую" силовую характеристику можно получить в тормозных устройствах, выполненных в виде набора прокладок либо в виде пружин. Один из вариантов конструктивного исполнения упругодеформируемого устройства с "мягкой" силовой характеристикой представлен на рис. 2.12, б. В этом тормозном устройстве ударный импульс создается за счет деформирования упругодеформируемого элемента 1 в виде рессоры или тарельчатой пружины, закрепленного на подвижной части 2 ударной установки, при взаимодействии с жестким профилированным основанием 3. Тормозные устройства с переменной силовой характеристикой обеспечивают воспроизведение ударных импульсов с различными длительностями и пиковыми значениями ударной перегрузки, а в отдельных случаях и разных форм за счет конструктивных или других возможностей изменения силовой характеристики тормозного устройства. Структурная схема тормозного устройства с переменной силовой характеристикой показана на рис. 2.13. Ударный импульс создается при взаимодействии ударной платформы 1 через ударную подушку 2 с тормозным устройством 3, установленным на основании 4. Тормозное устройство состоит из цилиндра 5 со штоком 6. Верхняя часть цилиндра может быть герметизирована, сообщена с атмосферой или через трубопроводы соединена с источниками 7 сжатого газа (например, азота). Нижняя часть цилиндра соединена с резервуарами 8 электровязкой жидкости через электрогидравлические клапаны 9. Резервуары можно герметизировать, соединять с атмосферой или источниками сжатого газа. Электрогидравлические клапаны соединены электрически с блоком управления 10, который формирует выходной импульсный сигнал в соответствии с заданной формой и характеристиками ударного воздействия. Управляющий сигнал изменяет напряженность электрического поля в электрогидравлических клапанах в таких пределах, что электровязкая жидкость 11 может превращаться из маловязкой жидкости в практически твердое тело. Схема управления электрогидравлическими клапанами обеспечивает возможность изменения давления рабочего газа 12 в цилиндре таким образом, чтобы можно было воспроизвести ударные импульсы любой заданной формы. Основным недостатком упругодеформируемых устройств является сложность их конструкции, особенно гидравлических, пневматических, гидропневматических устройств. Достоинство — возможность их многократного применения и регулировки формы и основных характеристик ударного воздействия. 5.1. Используя формулу (2.6) определить скорость подвижной части стенда v и деформацию тормозного устройства x используя значения таблицы 1. Закон изменения ударного ускорения во времени а(t)=3t2+4t-7. Таблица 1
5.2. Используя формулы (2.11), (2.12) и (2.6) определить скорость подвижной части стенда v, деформацию тормозного устройства x и путь торможения xмах используя значения таблицы 2. Таблица 2
6. Отчетность по лабораторной работе
Для защиты лабораторной работы занятий студент должен представить отчет, выполненный согласно ГОСТ. Объем отчета должен быть не более 10 листов формата А4, графически он может быть выполнен от руки или напечатан на принтере. В отчете должны быть представлены: - титульный лист; - введение; - изученный материал; - практическая часть; - заключение (вывод); - список литературы. Контрольные вопросы:
1. Цели ударных испытаний. 2. Ударный процесс и его характеристики. 3. Когда ЛА подвергается интенсивным ударным нагрузкам в процессе эксплуатации? 4. Методы проведения ударных испытаний. 5. Основные виды ударных стендов. 6. Принципиальная схема и состав ударного стенда (в общем случае). 7. Выбор условий воспроизведения ударных импульсов в лабораторных условиях. 8. Моделирование ударных волн на конструкцию КЛА. 9. Испытания на ударную прочность и ударную устойчивость при многократном воздействии. 10. Испытания на ударную прочность и ударную устойчивость при воздействии одиночных ударов большой интенсивности. 11. Испытания на прочность при транспортировании и падении. 12. Классификация ударных стендов. 13. Тормозные устройства, основные виды и характеристики. 14. Конструктивные элементы ударных стендов. Литература
1. С.Г. Парафесь, И.К. Туркин «Методы и средства динамических испытаний конструкций летательных аппаратов», М., МАИ, 2002 г. 2. «Экспериментальная отработка космических аппаратов» под ред. Н.В. Холодкова, М., МАИ, 1994 г.
Date: 2015-06-11; view: 2931; Нарушение авторских прав |