Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально – перпецептивнная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия





Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. При взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. В расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я++), т. е. то, каким вас видит партнер по общению.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и ϲам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Понять, познать другого человека, его поступки помогают нам различные способы, механизмы.
Механизмы социальной перцепции – это способы посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются: эмпатия, аттракция, идентификация, социальная рефлексия, казуальная атрибуция.
Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимание внутреннего состояния другого. Механизм эмпатия в определенной мере схож с механизмом идентификации.
Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не означает отождествления себя с этим человеком. При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строятся исходя из стратегии собственного поведения.
Аттракция (привлечение) быть может рассмотрена как особая форма познания другого человека. Она основана на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Идентификация – такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место, т.е. отождествляя себя с ним, уподобление себя ему. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, формы поведения, вкусы, привычки.
Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение партнер по общению.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной перцепции.
Социальная перцепция – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. При рефлексии происходит осмысление того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека;
приписывание причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.
Субъективная характеристика объекта восприятия быть может искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первичного впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.
Эффект первичного впечатления (установки) формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Как правило, при первой встрече обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.
Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное поведение.
Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого – эффект новизны.
Эффект стереотипизации заключается в том, что при первичном восприятии человека, мы испытываем по отношению к нему эмоции в зависимости от своего предыдущего опыта по стереотипу (национальность, внешность, мимика и пр.).
Стереотипизация восприятия – это оценка другого путем распространения на него характеристик какой-нибудь соц.группы.
Зная об этих эффектах восприятия, человек может использовать эти знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж.







Date: 2015-07-01; view: 616; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию