Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность





Среди личностных особенностей, влияющих на формирова­ние субъективного отношения к болезни, в первую очередь сле­дует отметить мировоззрение и философскую позицию по пово­ду смысла жизни и жизни после смерти. Психологические реак­ции на заболевание разнятся также у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов. Так, первые более адекватно, психологически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти («бог дал, бог взял»). Атеисты же нередко реагируют на появившуюся болезнь, кото­рая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновников заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологи­чески неадекватно реагируют на болезни.

Выделяется еще несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний:

Первая связывает причины возникновения болезней с пове­дением человека, его нравственностью:

- болезнь как кара;

- болезнь как испытание;

- болезнь как назидание другим;

- болезнь как расплата за грехи предков.

При таком подходе подчеркивается пассивная роль индиви­да. Считается, что он не способен противостоять болезни и у него нет другой возможности, кроме как кардинально изменить свое поведение, искупить вину, замолить грехи, вся его актив­ность будет направлена именно в эту сторону.

Другой мировоззренческой установкой является представ­ление о болезнях, как вызванных наследственными или средовыми причинами:

- болезнь как неизбежность;

- болезнь как стечение обстоятельств;

- болезнь как роковая ошибка.

В рамках этого мировоззрения все процессы в организме (в том числе и происхождение болезней) рассматриваются в русле наследственной обусловленности. Так, многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является главным фактором в генезе заболеваний. Все, что происходит с человеком, тракту­ется с точки зрения наследственно-конституциональных факто­ров («И твой отец так хромал», «Вся в мать - дальнозоркая»).

Однако существует и противоположная тенденция, которая полностью отрицает значение наследственности и объясняет позникновение болезней исключительно внешними факторами и поведением человека («Говорила тебе — не жуй жвачку — вот и заболел СПИДом»). Обе представленные позиции отражают обывательскую точку зрения, являются крайне стойкими и консервативными.

Позиция «Сам виноват» обычно связана с интернальным «локусом контроля» человека, а «Виновата наследственность» — с экстернальным.

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистическом подхо­де к процессам патогенеза:

- болезнь вследствие зависти;

- болезнь вследствие ревности.

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в предвзятом отношении близких и окружающих (соседей, знако­мых, родственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негатив­ной энергии» ревнующего или завидующего на реципиента.

К особенностям личности, влияющим на выбор типа психо­логического реагирования на заболевание, относятся и околоме­дицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков их болезни: «сглазили», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т. д. Мистическая концепция болезни носит характер убежденности: пациент не способен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и тому подоб­ных мистических манипуляций.

К числу личностных параметров, важных для понимания психического реагирования на болезнь, относится так называе­мая «антиципационная состоятельность».

Антиципационная состоятельность - это способность больного предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции на течение болезни.

К антиципационной состоятельности относится способность построения программы собственных действий, к примеру, в случае появления тяжелой болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти.

В антиципационную программу включается готовность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному или луч­шему, желательному). Пациент, обладающий антиципационной состоятельностью, создает несколько программ и готовит себя ко всем. Его размышления носят характер предположений типа: «Что я буду делать, если у меня выявят рак?», «Учитывая, что у меня возможно тяжелое заболевание, которое не позволит мне в дальнейшем профессионально заниматься моим любимым де­лом, чем я буду заниматься?» и т. д.


Если пациент не вырабатывает антиципационной програм­мы, нацеливается лишь на один - желанный - исход событий («это не онкологическое заболевание, врачи ошибаются»), то реальный факт болезни может стать для него серьезной психи­ческой травмой и вызвать неадекватный тип психологического реагирования на болезнь вплоть до психоза.

Уровень образования человека и уровень его культуры, как личностные свойства, также оказывает влияние на оценку субъ­ективной тяжести болезни. Особо это касается уровня медицинской образованности и культуры. Причем негативными в психо­логическом отношении оказываются обе крайности: как низкая медицинская культура, так и высокая, которые с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые реак­ции. Однако механизмы их будут разниться. В одном случае, это будет связано с недостатком, в другом - с избытком информа­ции о болезнях, их объективной тяжести, течении и исходах.

4. Типы психологического реагирования на болезнь.

Принятая в отечественной клинической психологии типоло­гия реагирования на заболевания создана А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым на основе оценки влияния трех факторов:

1) природы самого соматического заболевания;

2) типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера;

3) отношения к данному заболеванию в референтной для больного группе.

Схожие типы реагирования объединены в блоки.

Первый блок включает типы отношения к болезни, при ко­торых социальная адаптация существенно не нарушается (гар­моничный, эргопатический и анозогнозический типы).

Во второй блок входят типы реагирования, приводящие к психической дезадаптации преимущественно с интрапсихической направленностью (ипохондрический, тревожный, меланхолический и апатический). Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в болезнь, отказе от борьбы — «капитуляции» перед заболеванием и т.п.

Третий блок включает типы реагирования с нарушением психической адаптации по интерпсихическому варианту, кото­рое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенно­стей личности больных (эгоцентрический, неврастенический, обсессивно-фобический, сенситивный, эйфорический, параной­яльный). Больные с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования

В целом классификация типов психического реагиро­вания на заболевание представлена на рисунке.

Рис. Типы психического реагирования на болезнь по А. Е. Личко и И. Я. Иванову.

 







Date: 2015-07-01; view: 487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию