Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение в курсКафедра педагогики КГМУ
Доцент Степашов Н.С.
Материалы лекций для аспирантов по курсу: Концептуальные основы технологий совершенствования учебно-воспитательного процесса и социальной поддержки студентов в медицинском вузе Курск – 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ Введение в курс........................................ I. Педагогические технологии: содержание, научные основы проек- II. Диагностика внешних и внутренних факторов совершенствования III. Концептуальные основы проектирования технологий совершен- IV. Концептуальные основы проектирования Социальной защиты V. Тематика рефератов VI. Вопросы к зачёту Литература................................................
Введение в курс В лекциях раскрываются основные понятия, содержание и классификация педагогических технологий, диагностика взаимодействия внешних и внутренних факторов совершенствования современного медицинского образования, обучения, воспитания и социальной защиты студентов. Лекции предназначены для преподавателей вуза, подготовки аспирантов и служат методическим ориентиром в освоении новых социальных технологий, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и социальной защиты студентов в медицинском вузе. Лекции подготовлены в соответствии с решением Совета КГМУ о разработке современных концептуальных основ совершенствования обучения и воспитания студентов. Целью данных лекций является знакомство преподавателей и аспирантов медицинского вуза с основными проблемами модернизации высшего образования, наиболее распространёнными педагогическими технологиями, направленными на совершенствование учебно-воспитательного процесса и социальной защиты студентов. Особый акцент сделан на выявлении концептуальных основ педагогических технологий и их проектирования в деятельности руководства и преподавателей по основным направлениям: обучение, воспитание и социальная защита. Проблемы, которые затрагиваются в лекциях, носят масштабный характер и требуют обстоятельного анализа. Автор ограничивается конспективным характером постановки проблем и технологий их разрешения. Делается это сознательно с целью формирования устойчивого интереса преподавателей и аспирантов к концептуальному осмыслению технологий своей педагогической деятельности, самостоятельному повышению квалификации и проявлению инициативы и творчества. В первом и втором разделах лекций анализируются педагогические технологии, их основные качества, научные и социальные основы. Проводится классификация, описание и анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на педагогические технологии в медицинском вузе. Рассматривается диагностика адаптации студентов. В третьем разделе лекций представлены концептуальные основы проектирования технологий совершенствования воспитательной работы среди студентов в новых социально-экономических условиях. В четвертом разделе лекций показаны основные направления социальной поддержки студентов и механизмы ее реализации. Лекции будут полезны преподавателям, аспирантам, всем, кто интересуется проблемами технологизации современного учебно-воспитательного процесса и социального управления.
РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОДЕРЖАНИЕ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
1. Материалы к лекции: Понятие педагогических технологий Проблемы педагогических инноваций требуют постоянных обобщений и систематизации. В качестве основы, системообразующего каркаса, целесообразно использовать новое для педагогики понятие - «технология» и новый - «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов. В настоящее время в педагогический лексикон вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его употреблении существуют большие разночтения. Приведем только некоторые определения: - Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). - Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (БТ. Лихачев). - Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). - Технология - искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). - Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). - Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). - Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998). Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: 1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. 2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы воспитателя. 3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология лекции, практического занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). 4. Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Терминологические нюансы. В литературе и практике работы термин «педагогическая технология» часто применяется как синоним понятия «педагогическая система». Понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности. Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методика обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый преподаватель, если способные студенты).
2. Материалы к лекции: Основные качества современных педагогических технологий.
Педагогические технологии имеют свою структуру. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью преподавателя и студента, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности студентов; - методы и формы работы преподавателей; - деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса и контроль. Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, социологическое, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполо-гания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования, как сущностная часть образовательной технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга. Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство - учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. Технология и мастерство. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, соетав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется. Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются: - социальные преобразования и новое педагогическое мышление; - наука - педагогическая, психологическая, общественные науки; - передовой педагогический опыт; - опыт прошлого, отечественный и зарубежный; - народная педагогика (этнопедагогика).
3.Материалы к лекции: Научные основы педагогических технологий. Философские основы технологии. Вуз, как социальный институт, отражает состояние всего общества и общественного сознания. Он не может жить вне общества и не исповедовать никакой философии. Так и любая технология, общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Достаточно определенно философские позиции прослеживаются в содержании образования, в содержании учебных дисциплин. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по направленности. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе. В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не представляется возможным. Выделим лишь несколько альтернативных философских основ, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм и природосообразность, гуманизм и антигуманизм, антропософия и теософия, прагматизм и экзистенциализм. Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе. К философии гуманизма примыкают такие направления, как антропософия, педоцентризм, свободное воспитание, природосообразность, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм. Идеи гуманизма лежат в основе всех религиозных систем. Теософия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская гуманистическая парадигма имеет глубокие корни в народной педагогике, достаточно правильно формирует у молодежи представления о добре и зле, добродетельном поведении. Для антропософии важнее не божественная, а человеческая мудрость. Антропософия ничего общего не имеет ни с фанатическими построениями, ни с сектантством, она преследует цель строго ориентированного миросозерцания, направленного на исследование не материальных, а духовных ценностей, дает ответы на вопросы о смысле, о целях жизни. Близка к антропософии философия педоцентризма. Педоцентризм - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей. Философская концепция экзистенциализма исходит из тезиса «человек есть то, что он сам из себя делает». Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нравственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, отчаяние), а неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гуманистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнятости, хладнокровие, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру. Концепция прагматизма (к которой примыкают и философские течения неопозитивизма, неофрейдизма) исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано прежде всего с индивидуальным опытом человека. Отсюда задачу образования представители прагматизма видят не в формировании определенных моральных качеств, принципов, ценностей, ориентации личности, а лишь в количественном росте данных ей от природы способностей, качеств и её индивидуального опыта как главного условия самореализации. Ставя достижения успеха главной целью жизни человека, сторонники прагматической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к общественному идеалу. Современная неопрагматическая философия примиряет противоречия индивидуалистической позиции личности и гуманистической ее ориентации. Альтернативой гуманистическому направлению являются сциентистско-технократические концепции, рационализм, откровенно антигуманные теории (расовые, националистические и др.). Сциентизм как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизация роли науки и техники в системе культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внешнем подражании точным и техническим наукам: в искусственном применении математической символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации. Альтернативой сциентизму являетсяприродосообразность, природосообразие - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.
3. Материалы к лекции: Социальные основы технологий Рассматривая перспективы развития технологий медицинского образования, необходимо исходить из социального заказа общества медвузам. Это воплощается в моделях специалиста. До настоящею времени существовали две модели специалиста. Но ни одна из этих моделей не могла гарантировать развитие самореализующейся личности, так как в их основе лежала исключительно естественнонаучная картина мира, в которой не было места мировоззренческим ценностям культуры, формирующим альтернативность мышления. Видимо, следует ориентироваться на новую, гуманитарно-ориентированную модель специалиста, вытекающую из потребностей XXI века. В ней предполагается выделение следующих составляющих специалиста: - видение социальных профессиональных проблем здоровья и болезни; - умение формулировать социальные и профессиональные задачи и решать их; - рассматривать эти задачи с точки зрения науки, социокультурного и нравственного опыта, который является критерием оценки при принятии тех или иных профессиональных решений; - личность специалиста и влияние её качеств на эффективность профессиональной деятельности. Соответственно этим характеристикам в качестве функциональных особенностей вуза выступают оснащение личности специалиста методологией творческого мышления и действия, профессиональной и межкультурной коммуникации. Образование должно опираться на фундаментальные концепции социологии личности, которые были заложены классиками мировой науки. Эти четыре образа человека существуют и сегодня: 1." Человек ощущающий " (М. Вебер в XIX в, Д. Келли в XX в). 2." Человек, осознающий знания", "Человек потребляющий " (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс), для которого обучение и воспитание - это создание условий для реализации потребностей и мотивов. 3. "Человек запрограммированный ", для которого характерно развёртывание генетической программы (социобиология, необихевиоризм). 4." Человек-деятель ", в основе которого лежит культурно-историческая психология Л. Выготского и системно-деятельностный подход А. Леонтьева. В этих «образах» представлены различные грани человеческого бытия. Постижение этих граней, их формирование требует широкого использования различного рода технологий. При этом следует заметить, что в вузах слабо готовятся студенты к решению профессиональных, социальных, нравственных и жизненных проблем на уровне социальных технологий. Наши выпускники имеют низкий уровень социально-технологической культуры. А ведь социальная технология обеспечивает "очеловечеивание", и тем самым усиление самых различных медицинских технологий. Условием формирования социально-технологической культуры специалиста является его включение в социокультурное пространство вуза. Последнее существует: 1.Как общение (единение и обособление) основных субъектов образовательной деятельности (преподаватель, студент, администрация, обслуживающий персонал). 2.Как пространственное расположение учреждений и организаций. Онтологический статус социально-культурного пространства характеризуется двумя основными процессами, обеспечивающими включение в него субъектов социального действия - социальной и индивидуальной идентификации посредством адаптации и социализации. Частью социокультурного пространства является воспитательно-образовательное пространство с присущими ей параметрами. К ним относятся: 1. Степень развитости воспитательного пространства: - какую часть общества охватывает; - какие сферы их жизнедеятельности она охватывает; - насколько развиты другие компоненты социокультурного пространства; - насколько сформированы и педагогически целесообразны связи между его компонентами.
2. Потенциал образовательного пространства характеризуется: - уровнем информационного обеспечения; - характером информации; - степенью её доступности; - совокупностью включенных в образовательно-воспитательный процесс интеллектуальных качеств его участников. 3. Управляемость воспитательного пространства определяется: - наличием или отсутствием управляющей подсистемы; - существованием концепции и программы управления; - наличием механизмов управления; - характером имеющихся ресурсов управления; - господствующей образовательной парадигмой. Мы являемся свидетелям перехода от парадигмы "образование на всю жизнь" к парадигме "образование через всю жизнь", основанную на инновационном обучении и воспитании. Такой подход к образованию должен обеспечивать: междисциплинарное содержание образования; системное мышление, отражающее взаимодействие человека с обществом и природой; инновационное развитие способностей, умений и навыков медицинских специалистов. Основные контуры такой системы начинают обозначаться уже сейчас: - общество осознало приоритетность образования для своего развития; - вводится и методически прорабатывается концепция непрерывного образования; - образование наполняется гуманистическими ценностями; - признаётся тот факт, что в центре современного вуза должна стоять формирующаяся личность, что предполагает совершенствование учебно-воспитательной деятельности и её технологий; - в вузах стали развиваться и внедряться новые педагогические технологии, значительно способствующие совершенствованию обучения и воспитания студентов. Формируются и взаимодействуют между собой модели целей образования, которые имеют первостепенное значение в профессиональном становлении личности врача: - экстенсивная модель: передача накопленного медицинского опыта, достижений культуры, помощь студентам в самоопределении, раскрытии внутреннего потенциала личности; - продуктивная: подготовка студентов к тем видам деятельности, которыми им придётся заниматься; - интенсивная: формирование готовности студентов не только к освоению определённых знаний, умений и навыков, но и к их постоянному совершенствованию, развитию собственных творческих возможностей. В сочетании этих трёх моделей, видимо, и возможна реализация общей функции образования - усвоение культурного наследия, зафиксированного в общей и профессиональной культуре медицинского работника.
Факторы психического развития и технология В зависимости от основного ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить: - биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственные данные; - социогенные, представляющие личность как «tabula rasa», на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения; - психогенные, результат развития в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования; - идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.
5.Материалы к лекции: Классификация педагогических технологий В теории и практике работы сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например целевой ориентации, характеру взаимодействия преподавателя и студента, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий: •По уровню применения выделяются общепедагогические, частномето-дические (предметные) и локальные (модульные) технологии. •По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентиские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. •По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным. В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагоги- •По научной концепции усвоения опыта выделяются; ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интери,рризованные, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные техдодцгии ней-ролингвистического программирования и суггестивные.;, -t.., •По ориентации на личностные структуры: информационные,технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН);,рперационные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП). •По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии. В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими. •По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена следующая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько -дидактических систем): 1). классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); 2). обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); 3). система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); 4). обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; 5). система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения; 6). компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); 7). система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение; 8). «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются: - традиционная классичесая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография); - современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; - программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция студента в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий: 1. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией вузовской жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. 2. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. 3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие студента. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания. 4. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. 5.Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Преподаватель и студент совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. 6.Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление студенту свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, студент наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. 7. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. 8. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др. 9. По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются: - массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного ученика; - технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназичеркого, лицейского, специального образования и др.); - технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); - различные виктимологцческие технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); - технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы. 10. И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в нихподвергается существующая традиционная система. Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий. Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий: 1.Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания предмета, формирующего человека (Е.Н. Ильина) и др. 2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др. 3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. 4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др. 5. Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.П. Толстому, воспитание грамотности но А. Кушниру, технология М. Мон-тессори и др. 6. Альтернативные: Вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология Свободного труда С. Френе, технология Вероятностного образования A.M. Лобка. 7. Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа парк» М. Балабана и др.
6.Материалы к лекции: Описание и анализ педагогических технологий Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение. Педагогическую технологию можно представить в следующей структуре. 1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой). 2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса. 3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования): - целевые установки и ориентация; - основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения); - позиция студента в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования: - ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП); - объем и характер содержания образования; - дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. 5. Процессуальная характеристика: - особенности методики, применения методов и средств обучения; - организационно-мотивационная характеристика; - организационные формы образовательного процесса; - управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); - категория учащихся, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение: - учебные планы и программы; - учебные и методические пособия; - дидактические материалы; - наглядные и технические средства обучения; - диагностический инструментарий. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности. Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность, оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность, результативность (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М, 1998).
РАЗДЕЛ II. ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
7.Материалы к лекции: Диагностика внешних и внутренних факторов совершенствования современного медицинского образования. Когда реализуется технология социальной диагностики как некоторое цельное и самостоятельное исследование, то выявляется некий комплекс социальных явлений, которые определяют все основные стороны жизнедеятельности социальной общности. В социологии их принято называть социальными факторами. Любое цельное образование, каким является коллектив вуза, учебно-воспитательный процесс, можно описать некоторым количеством показателей, отражающих жизненно важные позиции в его развитии с точки зрения решения задач. Примером может служить диагностика взаимодействия внешних и внутренних факторов совершенствования современного медицинского образования. При совершенствовании высшего медицинского образования как социального института следует учитывать внешний и внутренний аспекты влияния. К внешнему влиянию больше подвержены: - профессиональная, культурная и личностная подготовка специалистов; - включение молодого специалиста в социальные институты общества; - сопоставление его личностных качеств и уровня профессиональной деятельности с требованиями общества; - порядок выявления и анализа причин несоответствия подготовки и требований практики; - характер воздействия на систему образования экономических, политических, социально-культурных систем, затруднений жизнедеятельности населения. Накопление несоответствия требованиям общественной жизни, с одной стороны, и разбалансированность деятельности вуза (отсутствие систематического исследования судьбы выпускников, творческой связи с ними, учреждениями, где они работают и т.д.) с другой, неизбежно ведет к кризису медицинского образования. Такая обратная связь значима не только в идеологии «социализации» -приспособление выпускников к требованиям сегодняшних социальных институтов, но и в идеологии «инновационного образования», где выпускникам предстоит роль творческих инициаторов и революционизирования рутинных процессов. Внутренний аспект системы медицинского образования развертывается преимущественно в: - формировании контингента студентов; - целях и задачах образования, порядке их определения, соответствии реального и декларируемого, соответствии общих целей и локальных образовательных задач (например, на факультетах, кафедрах); - формах и методах обучения и воспитания - все, что касается профессионального и личностного развития, мировоззрения специалистов; - содержании образования, принципах сопоставления учебных планов, принятии ресурсных решений в смысле распределения учебного времени, финансов и т. п.; - организации учебного процесса и ее характере; - аттестации деятельности преподавателей, служб и подразделений (правила и критерии); - порядке распределения специалистов. Проектирование общих концептуальных направлений совершенствования образовательного процесса в медицинском вузе 1. Медицинский университет должен стать стабильной, кризисно- 2. Реформирование вуза должно носить системный характер и охватывать все стороны вузовской жизни при сочетании традиционного и хозрасчетного финансирования. 3. Повышение престижа высшего медицинского образования за счет гармонизации развития всех вузовских структур. Для этого необходимо: - недопущение девальвации вузовского обучения, деградации образовательных структур вуза; - расширение вспомогательных и дополнительных образовательных услуг; - совершенствование рекламно-просветительской деятельности служб и подразделений университета; - обеспечение научной и методической литературой студентов и преподавателей за счет собственной издательской деятельности и полиграфических возможностей Всероссийского учебно-научно-методического Центра Министерства здравоохранения РФ и региона; - устранение причин неоправданного сокращения высококвалифицированного состава преподавателей. 4. Создание модели медицинского университета нового типа: - соответствие традициям отечественного медицинского образования и мировым образовательным стандартам; - органическая самодостаточность в воплощении единства медицинских, организационно-педагогических, экономико-правовых, социально-культурных и управленческих систем. 5. Расширение возможностей в самостоятельном решении проблем своего материально-технического, финансового обеспечения и относительной независимости в стратегических вопросах внутренней жизни вуза в рамках требований государственных образовательных стандартов и нормативных положений федеральных и региональных управленческих структур. Для этого требуется учет соответствия с: - сложившейся в России экономической и политической ситуацией; - особенностями формирования российского и международного рынка медицинского труда и рынка образовательных услуг; - возможностями функционирования высших медицинских учебных заведений, обусловленными современной правовой и нормативной базой; - традициями российского академического медицинского образования; - современными мировыми тенденциями развития медицинских образовательных систем. Исходя из перечисленных направлений (далеко не полных), складывается миссия медицинского университета в современных условиях: - медицинский университет должен быть медико-образовательным, медико-научным и социально-духовным центром формирования личности специалиста; - отличаться особой привлекательностью для абитуриентов в силу высокого качества подготовки специалистов; - иметь практическую ориентацию на реальные потребности рынка труда в сфере медико-социального обслуживания населения; - нацеленностью на высокие уровни особой медико-духовно-нравственной атмосферы и на личностные системы духовно-нравственных референтов, что позволит интегрировать медико-образовательные и воспитательные основы деятельности вуза. Мировоззренческой основой новой образовательной парадигмы университета должна стать медико-социо-культуроцентрическая концепция. В рамках этой концепции медицинское образование рассматривается не только как медико-научно-образовательный институт, но и как социально-культурная система, гуманизирующая отношения между людьми в регионе на основе ценностей здоровья. Сущность деятельности вуза на основе медико-социо-культуроцентрической концепции определяют принципы организации образовательного и воспитательного пространства: 1.Принцип единства структуры и функции: - изменение структуры политических, экономических, культурных и социальных отношений в обществе влечет за собой изменение социальных функций медицинского образования; - изменение структуры медицинского знания и практики детерминирует функциональную направленность учебно-воспитательного процесса; - изменение системы структурных отношений во внутренней среде университета определяет функциональную нагрузку служб и подразделений. 2. Принцип целостности реализуется в единстве подходов «от простого к сложному» и «от целого к части», что позволяет раскрыть всю совокупность жизненных сил пациентов, их индивидуальную и социальную субъектность, а также всестороннее, гармоничное и целостное видение человека и мира, социальной и культурной среды, здоровья и болезни. 3. Принцип многоуровневой оптимизации «зоны ближайшего развития» предполагает целенаправленное формирование образовательного пространства вуза как медико-социально-культурной среды: - расширение в вузе возможностей усвоения студентами профессиональной этики и деонтологии; - экономики здравоохранения; - социальных проблем; - продуктивное взаимодействие с органами практического здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями; - создание единых комплексов взаимодействия средних и средне-специальных медицинских учебных заведений по подготовке специалистов; - взаимодействие с социальными институтами культуры, духовными институтами в формировании общей культуры и духовности выпускников; - привлечение к чтению лекций, проведению бесед крупнейших специалистов и ведущих ученых, религиозных деятелей различного профиля страны и региона; - проведение на базе университета различного рода научных конференций, научных сессий Центрально-Черноземного академического центра не только по медицинским, но и социальным, культурологическим и философским проблемам. 4. Принцип референтации образовательного пространства университета предполагает обогащение университетской жизни личностями (деятелями медицины, культуры и искусства), которые должны стать для студентов духовно-нравственными и профессиональными референтами. Этот принцип реализуется в различных формах: - празднование дней открытия института и рождения университета с актуализацией лиц, стоящих у их истоков; - участие в региональных праздниках, посвященных дням славянской культуры и письменности, поэтам, художникам, уроженцам города Курска и Курской области; - создание галереи (стенда) профессоров университета; - присвоение (в виде исключения) звания «профессора университета» плодотворно и творчески работающим в учебно-воспитательном процессе преподавателям, имеющим высокий авторитет у студентов; - учреждение института Почетных докторов Университета; - проведение встреч и бесед со студентами в Музее истории университета; - заключение договора с Курской православной семинарией о совместной работе по нравственному и духовному воспитанию студентов. Субъктивно-адаптационная предрасположенность студентов к технологиям совершенствования учебного процесса Внедрение технологии совершенствования учебной деятельности требует учета состояния процесса социальной адаптации студентов к вузовской жизни. Социальная адаптации является итогом управленческого действия со стороны администрации, кафедр, профессорско-преподавательского состава вуза. Это позволяет конкретизировать концептуальную модель и включить в нее адаптационные технологии по видам учебной деятельности. Анализ и статистическое ранжирование факторов адаптационного процесса в соотнесении их с функциями управления выявили наиболее нужные из функций: планирования и координации (регулирования) времени в образовательном цикле. В качестве исходных позиций для создания механизма управления отмечаются следующие наиболее значимые закономерности процесса: одновременно протекающая адаптация студентов к учебно-познавательной, научно-творческой, и практико-познавательной деятельности. Различаются групповые и личностные социально-приспособительные усилия и этапы процесса. Выделяются следующие наиболее значимые динамические закономерности процесса адаптации: 1.Этап пассивного приспособления. Поступивший в вуз абитуриент лишен права выбора - принимать внутривузовскую организационную систему обучения и воспитания, вуз как организацию, как органически целое, или не принимать. Вне зависимости от наличия у него какого-либо предварительного информационного базиса он пытается в наиболее сжатые сроки принять ту систему, которая существовала до его прихода в вуз, и будет продолжать существовать (возможно с незначительными изменениями) и после его выпуска. Продолжительность данного периода - обычно первый, иногда и второй курсы. 2.Этап негативизма, кризисный, переходный. На этом этапе начинают появляться критические замечания, касающиеся учебного процесса (преподавателей, дисциплин), стиля управления, происходит постепенное разделение эмоционального и интеллектуального оценивания экологии образования, определяется сравнительный рейтинг вуза. Обычно это происходит на втором, реже - на третьем курсе. 3. Этап пассивно-активного принятия. На третьем-четвертом курсах практически абсолютное число студентов «примиряются» с «негативными», по их мнению, явлениями в технологической организации учебного процесса, приспосабливаются к ним, учатся их «компенсировать» или даже извлекают для себя пользу, вырабатывая в себе навыки компромиссного поведения и общения (при этом каждый опирается либо на силу и поддержку группы, либо на собственные личностные качества). 4.Этап попыток пассивно-активного преобразования. Он чаще всего связан или с отстаиванием своих интересов (материальных или интеллектуальных), решение которых невозможно без определенного рода административных подвижек, или с необходимостью введения новаций. В зависимости от множества условии, сложившихся до этого периода, их пытаются решать на разных уровнях, формально или неформально, спонтанно или в запланированном порядке. В результате влияния различных факторов существующего механизма формирования и управления, возникают различные виды социальной адаптированное™ к учебной деятельности студенческой молодежи: 1.Общая (выходящая за пределы организации, но основанная на опыте, полученном во внутривузовской среде) социальная адаптированность, то есть способность адаптироваться в широком спектре высокотехнологичных, интеллектуальных и культурных социальных ситуаций. 2.Устойчивая (стабильная, постоянная) ситуативная социальная адаптированность, то есть надежная долговременная адаптированность в основном в определенных, учебных, типично повторяющихся ситуациях, в которых обучающиеся чувствуют себя наиболее комфортно, но за пределы которых самостоятельно выходить не стремятся. 3.Формальная или ситуативная социальная адаптированность, характеризующаяся превалированием в действиях личности идеи положительного решения часто встречающейся учебной ситуации, без определяющей направленности на конечные результаты. 4.Временная дезадаптированность, то есть неспособность личности к соотнесению собственных потребностей и притязаний с реальностью, наблюдается как вследствие индивидуальных психологических изменений, так и в результате перемен определенных аспектов организации учебного процесса. Основные проблемы мотивационного характера относятся к стратегии адаптационного средообразования. Существующие характерные проблемные ситуации связаны с выбором профессиональной деятельности. Для их разрешения необходима разработка адаптационных технологий, направленных на поддержание уверенности у студентов в правильности выбора вуза, специальности, профессии и обеспечение значимости статуса студента. Траектории технологий адаптационного средообразования формируют вузовские программы социальной адаптации, основным содержанием которых следует считать адаптационные технологии информационного типа, то есть оцениваемые по степени неопределенности информации. К основным источникам проблемных ситуаций адаптационого средообразования в вузе следует отнести: информационное обеспечение молодежи по содержанию процесса обучения, порождающее такие социальные проблемы, как недостаточный уровень профессиональной ориентации абитуриентов и студентов и снижение общего и профессионального уровня подготовки специалистов. Комфортность инфраструктры вуза учащиеся характеризуют следующими основными проблемами: недостатками в разрешении личных, социально-бытовых, организационных вопросов, недостатками в организации временного режима, образовательного процесса и сервисного обслуживания. Разрешение проблемных ситуаций, реализуемых стратегией адаптационной координации, возможно только посредствам разработки и реализации комплексных (формируемых на общегосударственном уровне) программ социальной адаптации, состоящих из элементарных технологий адаптационной координации, средообразования, регулирования и мотивации. К основным проблемным ситуациям относятся: личная организация труда и распределение бюджетного времени по отношению к режиму и ритму учебного процесса; систематичность посещения занятий студентами; активность в учебной деятельности; самостоятельность в научно-творческой деятельности; полнота усвоения учебного материала; эффективность учебно-производственных практик (стажировок); групповая корпоративность; взаимоотношения с преподавателями; взаимоотношения с администрацией. Проблемные ситуации, разрешаемые на базе стратегии адаптационного регулирования, имеют, как правило, тенденцию к усилению (или снижению) в течении периода обучения.
Алгоритм формирования структуры управления адаптационной технологией.
Подбор соответствующих адаптационных стратегий для разрешения проблемной ситуации. Анализ и оценка стратегий Оптимизация определяющих факторов управления процессом социальной адаптации молодежи к учебной деятельности. Формирование адаптационной технологии. Динамика ориентации студентов в оценке современного учебно-воспитательного процесса С целью выявления ориентации в отношении к современному учебно-воспитательному процессу в Курском государственном медицинском университете проведен покурсовой опрос студентов лечебного факультета. Оценка студентами факторов, влияющих на их жизнедеятельность, показала, что в учебном процессе (по степени убывания значимости) для них наиболее важны: практические (семинарские) занятия, учебная и производственная практика, самостоятельная работа, лекции, индивидуальные консультации, элективные курсы. Во внеучебное время наиболее значимо общение с друзьями, чтение книг, посещение театра, кинотеатра, концертов популярных артистов, занятие спортом, просмотр телепередач, получение дополнительного образования. Подготовка к занятиям и участие в художественной самодеятельности наименее предпочтительны для студентов. Разнообразна оценка студентами преподавателей. Важным, с их точки зрения, является умение преподавателей организовать учебный процесс, уважительное отношение к студентам, порядочность преподавателей и их бескорыстие. Видимо, по этой причине для студентов менее важны такие качества как заинтересованность преподавателей в судьбе студентов, гуманность и умение вести беседу на самые сокровенные темы, что косвенно свидетельствует о недоверии преподавателям. На вопрос: "Когда больше всего студенты нуждаются в помощи преподавателей?» - в зависимости от времени обучения в вузе ответы студентов (по степени значимости) распределились следующим образом: при возникновении затруднений в учебном процессе, особенно на первых и выпускных курсах. Менее рассчитывают студенты на помощь преподавателей при семейных затруднениях, в общении с друзьями. К приоритетным ценностям студенты относят друзей, получение профессии, семью. Учеба стоит на четвертом, а деньги на пятом местах. Выявлена покурсовая динамика предложений студентов по организации учебно-воспитательного процесса в вузе. На первом и втором курсах больше обращать внимания на организацию учебного процесса, проведение разъяснительных и инструктивных бесед и нейтрализацию негативного влияния среды. На третьем и четвертом курсах - на создание жизненных и профессиональных перспектив, организацию учебного процесса, нейтрализацию негативного влияния среды. На пятом и шестом курсах - на создание жизненных и профессиональных перспектив, оказание помощи в разрешении личностных проблем и организацию учебного процесса. Условия внедрения информационных технологий в систему медицинского образования. Важной проблемой в современном медицинском образовании является встраивание его в информационное общество. На это влияет: - неуклонное увеличения объема передаваемой информации; - возрастание скорости передачи и обработки информации;
- увеличение объема новой информации и ускорение ее внедрения; - устранение политических и идеологических барьеров на пути информационного распространения медицинских знаний. Это облегчает, но и усложняет учебный процесс, поскольку нарастает противоречие между информацией и знанием. Возникает реальная возможность замены роли знаний господством данных, перенасыщение ими. Чтобы обилие информации не воспринималось как избыток, не оказывало давления на студента, очень важно развить у них способности не просто запоминать информацию (что важно для медицины), но и творчески перерабатывать ее. Информационные технологии могут оказывать противоречивое влияние на развитие личности студента: - открывают неограниченные творческие возможности, освобождают от рутинного труда, дают широкий доступ к новейшим методам коммуникации в жизнедеятельности студентов; - могут разрушать личность студента, превращая ее в безумного исполнителя, не способного к владению и использованию знания и информации. Чтобы обилие информации не воспринималось как избыток и не оказывало негативного давления на человека, процесс овладения информацией в учебном процессе должен быть творческим, влияющим на развитие личности. Интеллектуальная система обучения, которая господствует сейчас, должна дополняться творческой, социальной, ценностной, эмоциональной составляющей. Это подтверждает установку, что обучение неотделимо от процесса воспитания. С этой точки зрения обучение не сводится к приобретению общих и конкретных медицинских знаний, а включает также овладение общественными позициями, групповым сознанием, ценностями и моральными нормами, стереотипами, установками, эмоциональными реакциями, манерами поведения врача. Это должно формироваться в учебном процессе, а не относить
|