Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов





 

Как уже подчеркивалось выше, существует большое коли­чество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Даже если абстрагироваться от проб­лем теоретических основ проективных методик, встает много вопросов, связанных с пониманием проективных рисунков как психологического теста или оценочного инструмента.

Многим исследователям даже и в голову не приходит от­носить проективные рисунки к разряду психологических тес­тов, поскольку они не имеют ничего общего с формальной процедурой конструирования теста и его стандартизацией. Критика сосредотачивалась на том, что процедура подсчета результатов является неопределенной, непостоянной. Нормы для интерпретации неясны, несистематичны, статические дан­ные, которые должны помогать практикам, редки и разброса­ны. Объективность в оценках минимальна. Характеристики надежности и валидности практически отсутствуют. Очень часто исследователю приходится использовать нечеткую экс­периментальную гипотезу, сочетать ее с клиническим опы­том или опираться на “мифы и предания”, как на основное руководство при интерпретации. Часто интерпретации основы­ваются на предполагаемой изоформности между знаками-символами, представленными на рисунке, и здравым смыслом.

Кроме того, исследователь, интерпретирующий проективный рисунок, подвергается большому риску спроецировать собствен­ные личностные проблемы в интерпретацию, точно также, как испытуемый спроецировал свои — в рисунок.

Таким образом, многие психологи чувствуют, что имеющи­еся работы по данному вопросу можно рассматривать с по­зиций слишком общего руководства, и интерпретация рису­ночных тестов должна проводиться с большой осторожностью.

Несмотря на все эти ограничения, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проб­лем. Рисуночные задания дают возможность человеку выра­зить в полной мере при минимальном влиянии состороныэкспериментатора.

Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при выполнении этого задания. Кроме то­го, они часто помогают “растопить лед” во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне по­нятно каким образом эти рисунки могут быть использованы, и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то русло, определенное русло, бессознатель­ный материал легко проявляется в обход защитных механиз­мов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.

Многие практики используют рисуночные тесты в про­цессе психотерапии как метод, способствующий самовыраже­нию, самопониманию и личностному росту. Для оценки лич­ностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

Date: 2015-06-11; view: 1065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию