Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые и коллективные формы работы





В последние годы перед обществом встали новые проблемы гуманизации, демократизации. А в связи с этим новые задачи перед школой. Прежде всего, это развитие личности, а значит приоритет целей воспитания и развития. При этом более эффективно осуществляются цели обучения. Изменение целей несет изменение других компонентов. Поэтому необходимы изменения в формах работы с учащимися, совершенствования традиционных методов в направлении активизации обучения. В последние годы много говорят о недостаточной эффективности процесса обучения. Главная причина в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Традиционная технология не решает задачи такой организации учебной деятельности учащихся. Сохраняются нерешенными противоречия: между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным методом обучения и деятельностным характером учения, которое способствовало бы развитию ученика; между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом усвоения знаний каждым человеком, индивидуальным темпом его учебно-познавательной деятельности.

Начиная с 70-х годов и до настоящего времени учебный процесс в школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный (словесно-наглядный) метод обучения: элементы объяснения происхождения знаний, иллюстрация содержания обучения. Новый подход в обучении состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель — осуществлять мотивационное управление, т.е. мотивировать, координировать, контролировать, консультировать.

Поэтому перед школой стоит задача найти такую педагогическую технологию, которая бы обеспечивала ученику развитие самостоятельности, коллективизма, умения управлять учебно-познавательной деятельностью.

Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей реализовывать цели развивающего обучения, является технология коллективного способа обучения или групповая работа.

Групповая форма обучения применяется не часто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект как в обучении, так и в воспитании учащихся. В каждой группе со временем выделяется лидер, который обычно становится консультантом. От того, насколько авторитетен и серьезен будет этот ученик, зависит учебный настрой всей группы.

Обучение в группе дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми — критичность к мнениям, словам и поступкам. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, умение дискутировать, отстаивать свои суждения или соглашаться, т.е. иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, при этом развивая свои познавательные и исследовательские умения, повышая культуру общения.

Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать неизбежные сложности общения, которые глубоко переживают все подростки. Кроме того, сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те, в свою очередь, охотно принимают оказываемую им поддержку и стараются показать себя с лучшей стороны. Таким образом, создаются оптимальные условия для самовыявления ребенка, а значит для самопознания и самооценки.

Педагогическая мысль о том, что для истинного владения знанием, ученик должен побывать в роли учителя, сам преподавать кому-то знания, наставлять, получила положительные результаты. Когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решении задач, в упражнении навыков наблюдаются следующие положительные стороны:

- возрастает объем, глубина понимания учебного материала;

- тратится меньше времени на формирование понятий, умений и навыков;

- ученики более добросовестно относятся к работе на уроке и при выполнении домашнего задания;

- ученики более комфортно себя чувствуют в школе, получая большее удовольствие от учения;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- во взаимодействиях между детьми преобладает более доброжелательный климат, что приводит к сплочению класса;

- у детей появляется самокритичность, умение более точно оценить свои возможности;

- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывать их способности, темп работы, возможности;

- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, т.к. группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Для групповой работы, на мой взгляд, подходит далеко не каждый урок. Наиболее оптимальное развитие сотрудничества способствует проведение групповых самостоятельных работ. Для этого класс разбивается на группы по 4-6 учащихся. Их возглавляют консультанты, назначаемые учителем или избираемые самими учащимися. Составы групп бывают одинаковыми или смешанными по уровню подготовленности учащихся. Задания же, выполняемые в группах, могут быть как общими, так и дифференцированными. Возможно предъявление требований к материалу для групповой работы:

- задания должны создавать определенное познавательное затруднение, представлять возможность для активного использования имеющихся знаний;

- материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы.

Date: 2015-06-11; view: 1012; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию