Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника джазового аккомпанемента В. Молоткова и В. Манилова





 

По словам авторов: «Цель данного пособия – научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре».

Изданные в нашей стране пособия по обучению игре на электрогитаре, рассчитанные на начинающих музыкантов, при всех их достоинствах имеют, на наш взгляд, ряд существенных недостатков. По ним в лучшем случае можно научиться читать с листа партию аккомпанемента, записанную буквенно-цифровыми обозначениями, но аппликатурные связи аккордов гитарист вынужден находить сам, полагаясь на свой собственный слух и музыкальный вкус.

По мнению автора «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре» П. Вещицкого: «опытный гитарист, руководствуясь правилами гармонии или слуховым восприятием, всегда следит, чтобы последования аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков аккорда, которые в сочетании со звуками других инструментов оркестра или ансамбля не нарушают правил перехода от аккорда к аккорду». Однако сведения о том, какими техническими приемами это достигается и как практически осуществляется на гитаре, в данном пособии отсутствуют.

Гитарист, играющий в трио, совмещает роли солиста и аккомпаниатора, а это удается далеко не всем музыкантам. Для сольной игры в джазовом стиле и особенно импровизации необходимо освоить определенные приемы аккомпанемента, что невозможно без специального обучения.

Какие же требования предъявляются к гитаристу-аккомпаниатору? Прежде всего, ему необходимо хорошо разбираться в исполняемом произведении, уметь определять его стиль и на основе этого подбирать аккомпанемент, составляющий единое целое с содержанием пьесы и сольной партией. При выборе характера аккомпанемента следует учитывать состав ансамбля, уровень профессиональной подготовки партнеров, технические н музыкальные возможности солиста. Аккомпаниатор должен стремиться к достижению общего ансамбля с солистом. Играя в джазовом коллективе, нужно чутко следовать за импровизатором, помогать ему в раскрытии музыкальных образов, создавая гармонический фон на ритмическую основу в соответствии со стилем солирующего музыканта.

Многие из названных качеств, приобретаются в процессе многолетней исполнительской практики и развиваются тем успешнее, чем ярче специфические профессиональные способности музыканта. Но известны случаи, когда опытный, талантливый солирующий гитарист оказывался посредственным аккомпаниатором, и, вероятно, причина этого кроется не столько в отсутствии некоего особого дара, сколько в. незнании технических приемов и отсутствии навыков аккомпанемента. Большинство исполнителей ищут способы овладения этим искусство и сугубо практическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Между тем большую помощь, а об овладении техникой аккомпанемента могут оказать различные школы и методические пособия, но, к сожалению, они редко издаются, и поэтому не могут удовлетворить повышенный спрос на литературу подобного рода.

Анализируя «Технику джазового аккомпанимента» были выявлены основные закономерности джазовой гармонии в прогрессивных аккордовых формах:

1. Классификация септаккордов.

2. Прогрессивная аппликатура септаккордов.

3. Септаккорды на ступенях мажорного лада.

4. Способы игры мажорной гаммы септаккордами.

5.Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах.

6.Основные функции септаккордов.

7.Изучение гармонических моделей в различных тональностях с помощью поворотной схемы

Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанемента: Надстройки и альтерации ступеней. Пропуски тонов в аккордах. Обращенные формы аккордов. Первый класс — мажорные аккорды и их обращения. Второй класс — минорные аккорды и их обращения. Третий класс — доминант септаккорд. Четвертый класс — полууменьшенный септаккорд и его обращения. Пятый класс — уменьшенный септаккорд и его надстройки. Усложненные гармонические модели.

Использование прогрессивной аппликатуры в практике джазового аккомпанемента. Анализ песенной формы периода свинга.

1. Применение поворотной схемы при анализе отклонений и модуляций.

2. Роль кадансов в песенной форме.

3. Особенности анализа гармонических схем песен, написанных в миноре.

4. Интродукции и постлюди и в песнях.

5. Характерная мелодия блюзов.

6. Метод гармонических замен.

7. Применение поворотной схемы при тритоновой замене.

8. Составление партии аккомпанемента для гитары.

Авторы «Техники джазового аккомпанемента» довольно подробно рассматривают основные закономерности джазовой гармонии, приводят многочисленные таблицы, подробно касаются вопроса об аппликатурных формах септаккордов разных классов. Подробно излагается процесс усложнения гармонических моделей, взаимосвязь надстроек септаккордов с мелодической линией. Но обилие схем предлагаемых авторами, на мой взгляд, несколько усложняет усвоение материала. К недостаткам также можно отнести и сравнительно не большое число нотных примеров по каждой конкретной теме.


В главе, касающейся ритмических рисунков джазового аккомпанемента авторы предлагают всего по одному рисунку для каждого стиля, на наш взгляд, это существенное упущение, поскольку именно ритм является одним из важнейших выразительных средств в джазовой музыке. В целом «Техника джазового аккомпанемента» предназначена для серьезно подготовленных гитаристов и будет довольно сложна для начинающих и музыкальных школ.

2.2 Авторская методика А. Виницкого «Джаз на классической гитаре»

 

Виницкий Александр Иосифович (род. 1950), – российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподает в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер - классы по теме «Классическая гитара в джазе». Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов. Записал семь дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Примерный тематический план авторского семинара Виницкого А.И. «Классическая гитара в джазе»:

Классическая гитара и джаз. Основы джазовой гармонии. Джазовые каденции, модуляции и секвенции. Игра по буквенным символам. Основы аранжировки. Аккомпанемент. Аккордовые замены и обогащенные гармонии. Игра аккордовых последовательностей с «шагающим» басом. Для современных джазовых гитаристов очень характерно использование так называемого «шагающего» баса при игре аккомпанемента, что создает иллюзию игры двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль. Использование аккомпанемента с шагающим басом в сочетании с мелодией, является довольно сложным приемом для гитаристов, и А. Виницкий предлагает серию упражнений и этюдов, позволяющих последовательно нарабатывать навык. Приведем несколько примеров:

Этюд № 1 написан в технике аккомпанемента с «шагающим» басом; нижний голос имитирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации.

Этюд № 2 имеет очень интересное строение, начинается этюд 4-ех тактовой басовой линией, далее к рифовой фигуре баса добавляются аккомпанирующие интервалы и созвучия, исполняющиеся остро и стаккатировано в свойственной свинговой манере. Этюд№1 и №2 предназначены для отработки независимых движений большого пальца правой руки от указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки (которые должны остро играть аккорды, но не влиять на ровное звукоизвлечение большого пальца).


Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций. По мнению А. Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это основа.

Латинская Америка и, конечно Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Так как для бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт- это важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом, а не только ухом. Танцевальность. свобода тела, импровизационность – это качества, которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально. Непонятно каким образом. Это мы называем музыкальные данные. Но если сам педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».

Для изучения характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей Виницкий создал серию упражнений и этюдов различной степени сложности. Приведем некоторые из них:

Этюд №5 написан в ритме самбы с характерным двухтактовым ритмическим рисунком и использовании сочетания открытых и закрытых струн при игре аккордов.

Экзерсиз №1, предназначен для развития характерной свинговой пульсации. Фактура экзерсоза очень проста, что позволяет концентрировать внимание на ритмической стороне упражнения.

Этюд №3 написан в характерной синкопированной латиноамериканской манере, может служить отличным упражнением на развитие чувства ритма.

Этюд № 4 написан в манере медленного свинга. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восьмых в басовой линии и аккомпанементе.

Этюд в форме самбы «Желтый верблюд» является продолжением серии этюдов на развитие латиноамериканских ритмов.

Блюз. Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза. Минорный и мажорный блюз. Блюзовая гамма. Пьесы в форме блюза и анализ аранжировок. Учитель и ученик – игра в дуэте (аккомпаниатор и импровизатор меняются местами). Использование блюзовой гаммы в импровизации. Игра блюзовых модуляций.

Для изучения блюзов Александр Виницкий написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», а также зтюды в форме блюза. Этюд №7(блюз) в ми-мажоре пример сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В Этюде №7 отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).


Этюд в форме блюза превосходное упражнение на обыгрывание блюзовой гармонической прогрессии. Мелодия (тема) как таковая отсутствует, но мелодичность сохраняется за счет обыгрывания блюзовых тонов.

Блюз №1 содержит две мелодические линии: верхний голос (терциями) и басовую линию, эмитирующую контрабас или бас гитару.

Этюд №6 из «Детского джазового альбома» демонстрирует пример удачной дидактической композиции направленной на ознакомление детей с элементами блюза. Этюд технически не сложен, и может использоваться в начальных классах ДМШ.

Босса - нова. Бразильская музыкальная культура. Африканские истоки ритма. Ритмическая волна – основа игры музыки в стиле босса нова. Правая рука может играть как ансамбль из трех инструментов. Аккомпанемент в стиле босса - нова. Особенности гармонии бразильской босса - нова. Аранжировка мелодий (в качестве примеров используются аранжировки А. Виницкого известных мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, Ж. Жильберто, а также его сочинений в стиле босса нова и самба).

Вообще, Бразильская музыка это главная страница в творческой деятельности А. Виницкого. Ритмы босса – новы одни из самых сложных в бразильской музыке.

Прелюдия №4 из цикла «Джазовые прелюдии» пример отличной аранжировки босса - новы для соло гитары. В прелюдии автор демонстрирует превосходное понимание фактурных особенностей босса - новы (полиметрическое сочетание мелодического голоса с аккомпаниментом). Прелюдия предназначена для изучения характерной «босса-новской» ритмики.

Этюд №5 из «Детского джазового альбома» - отличная дидактическая пьеса для детского возраста. Технически простая, эта босса содержит довольно сложную фактуру (бас+мелодия+аккомпанемент).

За последнее время интерес к произведениям Александра Виницкого в джазовом стиле значительно возрос. К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А. Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого. Можно привести несколько примеров:

Журнал «Classical Guitar». Англия.

«Не часто услышишь «Эврика!» от обозревателя, но я чуть не воскликнул «Эврика!», просматривая этот восхитительный сборник «On the Way to Jazz» Александра Виницкого, изданного французским издательством «Lemoine». Вот он, наконец: джаз на классической гитаре, и звучит по-настоящему…»

А вот, что написал главный редактор авторитетнейшего «Classical Guitar»

«Примером интеллектуального джаза и поэтического джаза было выступление Александра Виницкого, который играет джаз на классической гитаре, подтверждая, что сам инструмент обладает богатейшими выразительными возможностями».

Уместно также привести высказывание редакции американского издательства Mel Bay в предисловии к сборнику «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары Александра Виницкого»: «Виницкий – композитор, Виницкий – исполнитель создает сложную классическо - джазовую конструкцию, имеющую прочный фундамент и вместе с тем изящную, почти невесомую надстройку. Он досконально изучает музыку разных народов, постоянно ищет, пробует, экспериментирует, стремясь заглянуть за пределы дальних горизонтов».








Date: 2015-06-11; view: 1571; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию