Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение сведений, которые могут содержат коммерческую информацию и разглашение которой недопускается
Общие положения 1.1. Настоящая методика предназначена для специальной комиссией (в крупных фирмах) либо секретарем-референтом фирмы (специальным сотрудником) (Далее по тексту - "комиссии"), создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях (Далее по тексту - "учреждения (предприятия), при подготовке предложений о включении сведений, составляющих коммерческую информацию (Далее по тексту - "сведения") в проект Перечня информации, составляющую коммерческую тайну (ПИКТ). 1.2. Содержащиеся в Методике положения направлены на облегчение подхода к определению сведений, составляющих коммерческую тайну, и повышение обоснованности принимаемых по этому вопросу решений. Методика позволяет в дальнейшем динамично пересматривать ПИКТ в зависимости от потребностей предприятия. 1.3. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, производится для установления и последующего нормативного закрепления в ПИКТ, утверждаемым начальниками отделов, служб и руководителем предприятия, сведений которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании. 1.4. Коммерческую тайну составляют сведения, разглашение (передача, утечка и т.п.), которых может оказать отрицательное воздействие на экономическое, репутационное, деловое и другое состояние предприятия. А также сведения, которые неизвестны третьим лицам и в силу своей неизвестности могут давать преимущества предприятию в экономической, иммиджевой и других сферах. 1.5. При отнесении к коммерческой тайне необходимо кроме ущерба интересам предприятию, учитывать затраты на обеспечение режимных мероприятий и возможные потери от ограничений в использовании информации в интересах создания рекламы продуктов и услуг, оказываемых предприятием. 1.6. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, заключается в рассмотрении экспертами целесообразности засекречивания сведений. В результате экспертной оценки рассматриваемые сведения могут быть отнесены к одной из следующих категорий: · Научно-технического характера; · Производственного характера; · Финансового характера; · Делового характера; · не относящиеся к коммерческой тайне, но подлежащие защите мерами режимного характера. 1.7. Работа комиссии включает в себя следующие этапы: 1- й этап - составление списка сведений, подлежащих рас- смотрению комиссией учреждения (предприятия); 2- й этап - определение возможного ущерба предприятия в случае утечки сведений; 3- й этап - определение преимуществ открытого использования сведений; 4- й этап - определение затрат на защиту сведений; 5- й этап - оформление результатов работы.
2. Составление списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией учреждения (предприятия) 2.1. В целях более полного и точного выявления сведений, которые должны быть отнесены к коммерческой тайне, комиссия составляет список сведений, подлежащих рассмотрению. В него включаются сведения по экономическим (кроме госпредприятий), коммерческим, научно-техническим и иным вопросам деятельности учреждения (предприятия). 2.2. Рассмотрению комиссии подлежат все относящиеся к деятельности учреждения (предприятия, организации) сведения, которые предусмотрены в действующем Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну. 2.3. В список сведений, подлежащих рассмотрению комиссией, включаются также сведения, не предусмотренные действующим ПИКТ, если: - существует возможность использования этих сведений для нанесения ущерба предприятия; - имеющиеся данные свидетельствуют о проявлении устремлений конкурента к этим сведениям; - аналогичные сведения на подобных предприятиях (учреждениях) отнесены к коммерческой тайне. 2.4. При формулировании позиций списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией, необходимо обеспечить однозначность толкования сведений в последующем, при сравнении их со сведениями, содержащимися в разрабатываемых в учреждении (предприятии) документах и изделиях. Редакция пунктов списка в максимальной степени должна удовлетворять потребностям практики работы с этими сведениям; 2.5. Все пункты проекта Перечня главнейших сведений, составляющих коммерческую тайну, должны начинаться со слова "Сведения...", и не допускать неоднозначное толкование их содержания. При этом необходимо учитывать, что «.» - знак, разделяющий однородные члены предложения; "и" - соединительный союз; "или" - а) разделительный союз; б) уточнительный союз (например, танк или самолет); " а также" - соединительное словосочетание, дополнительно приравнивающее однородные члены предложения. Вместе с тем, в отдельных сложносочиненных предложениях с неоднократным употреблением вышеуказанных союзов, их основное значение может изменяться. В этой связи, целесообразно использовать только простые предложения, используя союзы "и", "или" ("либо"), "а также" ("а равно") не более одного раза. При необходимости в пункт можно вводить подпункты, абзацы, разделять "точкой с запятой" конкретные сведения.
3. Определение возможного ущерба предприятия в случае утечки рассматриваемых сведений 3.1. На этом этапе необходимо сформулировать возможные виды ущерба, который может быть нанесен коммерческой безопасности, репутации, экономическим, научно-техническим и иным интересам предприятия в случае разглашения (передачи утечки и т.п.) рассматриваемых сведений. Описание возможного ущерба должно сопровождаться соответствующими качественными (см. пункт 1.4.) и количественными показателями, полученными расчетным или экспертным путем. 3.2. Возможные виды ущерба: - срыв или затягивание сроков выполнения планов заказов; - сокращение конкурентом затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); - потеря приоритета в научных исследованиях и возможности патентования и продажи лицензий на научно-техническое достижение; - престижные потери, связанные с утратой лидерства в научных исследованиях; - подрыв торгово-экономических связей предприятия с деловыми партнерами; - создание трудностей в приобретении «сырья» для производства товара или оказания услуг, в том числе повышение цен на него, ограничение объема поставок и т.п.; - компрометация продаваемой предприятием на рынке продукции и снижение цен на нее; - организация и осуществление диверсий на предприятии (разрушение или повреждение взрывом, поджогом или иным способом сооружений, оборудования, продукции и т.д.); - другие виды возможного ущерба предприятия, в том числе в соответствии с основными функциональными задачами, содержащимися в Положении об учреждении (предприятии, организации). 3.3. При определении ущерба в стоимостном выражении следует воспользоваться имеющимися в соответствующих подразделениях учреждения (предприятия): планово-экономических, научно-технических, производственных, внешних связей, ПД ИТР и др. - оценками таких показателей, как: - стоимость непроизведенной продукции при невыполнении плановых заданий в результате срыва поставок импортного оборудования, сырья и материалов; отказа от экономического и научно-технического сотрудничества; - осуществления конкурентом диверсий и других подрывных действий; - непосредственный материальный ущерб и затраты на ликвидацию его последствий; - стоимость НИОКР (определяет экономию затрат конкурентом на проведение собственных научных исследований); - эффект от внедрения результатов НИОКР (определяет получаемые конкурентом преимущества); - стоимость ноу-хау оборудования и технологии и эффект от его применения; - возможные цены и объемы продажи продукта или услуги предприятия на рынке; - затраты на организацию производства оборудования в случае невозможности его приобретения у конкурента; - затраты на НИОКР в случае прекращения научно-технического сотрудничества с конкурентами; - другие показатели, количественно характеризующие возможный ущерб. 3.4. В случае отсутствия готовых расчетов приведенных показателей их оценка может быть поручена одному из подразделений предприятия (организации, учреждения). При необходимости к определению величины возможного ущерба привлекается основной заказчик. Если есть опасения в сложности и трудоемкости этих расчетов целесообразно произвести стоимостную оценку ущерба экспертным путем. При отсутствии специалистов, способных оценить возможный ущерб в стоимостном выражении, допускается ограничиться его качественной оценкой в соответствии с положениями п.1.4. настоящей методике. 3.5. Если, по мнению комиссии, возможный ущерб в стоимостном выражении, конфиденциальных сведений, не превышает затраты на их защиту, то рассматриваемые сведения не подлежат отнесению к коммерческой тайне и из дальнейшего рассмотрения исключаются.
4. Сведения, которые не должны входить в ПИКТ
В проект ПИКТ не включаются следующие категории сведений:
4.1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 4.2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 4.3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4.4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 4.5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 4.6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 4.7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 4.8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 4.9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 4.10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 4.11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
5. Определение затрат на защиту рассматриваемых Сведений 5.1. На этом этапе с учетом возможностей разведок конкурента следует оценить принципиальную возможность защиты рассматриваемых сведений и определить материальные, трудовые и финансовые затраты, необходимые для организаций и осуществления мероприятий по обеспечению режима коммерческой тайны в обращении с ними. 5.2. Для обеспечения защиты рассматриваемых сведений могут потребоваться: - организация необходимого числа работников, работающих в службе информационной безопасности (СИБ) и другие дополнения в штаты учреждений (предприятий); - оформление на разрешение к документам и работам, связанными с конфиденциальной информацией предприятия необходимого числа работников; - организация секретной связи в отдельных учреждениях (предприятиях, организациях); - проведение необходимых инженерно-технических работ; -организация охраны материалов, содержащих конфиденциальную информацию предприятия; - осуществление других мероприятий в зависимости от объема работы по обеспечению требуемого режима коммерческой тайны. 5.3. При оценке затрат необходимо установить: - категории и численность лиц, которые в силу должностной необходимости должны иметь доступ к данным сведениям; - особенности и количество разрабатываемых документов и изделий, содержащих (раскрывающих) данные сведения; - возможные каналы утечки сведений; - разведывательные возможности коммерческой разведки конкурента по добыванию этих сведений; - осведомленность конкурента в этих сведениях; - затраты на содержание штата СИБ, оборудование, техническое оснащение, материалы и др.; - затраты, связанные с выделением контрольно-пропускных постов, караулов для охраны объектов, на которых обращается конфиденциальная информация предприятия, а также отчуждением территорий под эти объекты, оборудованием систем охраны и сигнализации, организацией ПД ИТР и обеспечением безопасности связи; - затраты на подготовку и переподготовку кадров СИБ и др.; - отчисления соисполнителям (контрагентам) на обеспечение режима коммерческой тайны проводимых работ. 5.4. Для определения необходимых защитных мероприятий и затрат на их осуществление привлекаются специалисты СИБ, ПД ИТР, охраны, планово-экономических и других подразделений учреждения (предприятия). 5.5. В случав принципиальной невозможности скрыть от разведок конкурента рассматриваемые сведения (например, некоторые географические, геологические данные, летные характеристики, внешний вид изделий и т.д.), а также если затраты на защиту этих сведений превышают возможный ущерб в случае их утечки, то они не подлежат отнесению к коммерческой тайне и из дальнейшего рассмотрения исключаются.
Определение сведений, которые могут содержат коммерческую информацию и разглашение которой недопускается
6.1. На данном этапе, исходя из соотношения порученных оценок возможного ущерба, преимуществ открытого использования и затрат на защиту, определяется возможность отнесения сведений в ПИКТ. 6.2. Сведения, подпадающие под действие пунктов 3.5, 5.5. и раздела 4 не подлежат отнесению к коммерческой тайне. 6.3. К сведениям, которые необходимо вносить в список относятся сведения для которых оценки ущерба соответствуют: качественная - содержанию п.1.4.; стоимостная – Сведения должны приносить прибыль предприятию больше чем их защита, а также ущерб от разглашения таких сведений может быть много больше, чем затраты на защиту сведений. 6.4. В приложениях к проекту ПИКТ необходимо указать контрольный срок пересмотра сведений, содержащих конфиденциальную информацию, либо обстоятельства, при наступлении которых сведения могут быть рассекречены.
7. Оформление результатов работы и утверждение ПИКТ 7.1. В целях накопления и систематизации материалов по определению информации, составляющую коммерческую тайну, проведение анализа обстоятельств, требующих пересмотра и последующего возможного рассекречивания сведений, результаты работы экспертной комиссии могут оформляться: по прилагаемой ниже форме (таблица).
Перечень информации, составляющих коммерческую тайну ______________________________________________________ (наименование учреждения, предприятия, организации)
7.2. Данный перечень рассматривается комиссией с оформлением соответствующего протокола, подписывается её председателем, (или на основании протокола – начальником службы безопасности, заместителем руководителя по безопасности) и утверждается (вводится в действие) приказом или распоряжением руководителя организации (учреждением, предприятием). 7.3. Приказом руководителя должны быть определены мероприятия по обеспечению функционирования перечня и контролю его выполнения. После чего с приказом и перечнем необходимо ознакомить под роспись всех сотрудников (работников), работающих со сведениями, составляющих коммерческую тайну. Копии перечня или выписки из него должны быть направлены конфидентам данной коммерческой тайны.
Date: 2015-06-11; view: 375; Нарушение авторских прав |