Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение сведений, которые могут содержат коммерческую информацию и разглашение которой недопускается

Общие положения

1.1. Настоящая методика предназначена для специальной комиссией (в крупных фирмах) либо секретарем-референтом фирмы (специальным сотрудником)

(Далее по тексту - "комиссии"), создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях (Далее по тексту - "учреждения (предприятия), при подготовке предложений о включении сведений, составляющих коммерческую информацию (Далее по тексту - "сведения") в проект Перечня информации, составляющую коммерческую тайну (ПИКТ).

1.2. Содержащиеся в Методике положения направлены на облегчение подхода к определению сведений, составляющих коммерческую тайну, и повышение обоснованности принимаемых по этому вопросу решений. Методика позволяет в дальнейшем динамично пере­сматривать ПИКТ в зависимости от потребностей предприятия.

1.3. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, производится для установления и последующего нормативного закрепления в ПИКТ, утверждаемым начальниками отделов, служб и руководителем предприятия, сведений которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании.

1.4. Коммерческую тайну составляют сведения, разглашение (передача, утечка и т.п.), которых может оказать отрицательное воздействие на экономическое, репутационное, деловое и другое состояние предприятия.

А также сведения, которые неизвестны третьим лицам и в силу своей неизвестности могут давать преимущества предприятию в экономической, иммиджевой и других сферах.

1.5. При отнесении к коммерческой тайне необходимо кроме ущерба интересам предприятию, учитывать затраты на обеспечение режимных мероприятий и возможные потери от ограничений в использовании информации в интересах создания рекламы продуктов и услуг, оказываемых предприятием.

1.6. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, заключается в рассмотрении экспертами целесообразности засекречивания сведений.

В результате экспертной оценки рассматриваемые сведения могут быть отнесены к одной из следующих категорий:

· Научно-технического характера;

· Производственного характера;

· Финансового характера;

· Делового характера;

· не относящиеся к коммерческой тайне, но подлежащие защите мерами режимного характера.

1.7. Работа комиссии включает в себя следующие этапы:

1- й этап - составление списка сведений, подлежащих рас­-

смотрению комиссией учреждения (предприятия);

2- й этап - определение возможного ущерба предприятия в случае

утечки сведений;

3- й этап - определение преимуществ открытого использования

сведений;

4- й этап - определение затрат на защиту сведений;

5- й этап - оформление результатов работы.

 

 

2. Составление списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией учреждения (предприятия)

2.1. В целях более полного и точного выявления сведений, которые должны быть отнесены к коммерческой тайне, комиссия составляет список сведений, подлежащих рассмотрению.

В него включаются сведения по экономиче­ским (кроме госпредприятий), коммерческим, научно-техническим и иным вопросам деятельности учреждения (предприятия).

2.2. Рассмотрению комиссии подлежат все относящиеся к деятельности учреждения (предприятия, организации) сведения, которые предусмотрены в действующем Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.

2.3. В список сведений, подлежащих рассмотрению комиссией, включаются также сведения, не предусмотренные действующим ПИКТ, если:

- существует возможность использования этих сведений для нанесения ущерба предприятия;

- имеющиеся данные свидетельствуют о проявлении устремлений конкурента к этим сведениям;

- аналогичные сведения на подобных предприятиях (учреждениях) отнесены к коммерческой тайне.

2.4. При формулировании позиций списка сведений, подлежащих рассмотрению комиссией, необходимо обеспечить однозначность толкования сведений в последующем, при сравнении их со сведениями, содержащимися в разрабатываемых в учреждении (предприятии) доку­ментах и изделиях. Редакция пунктов списка в максимальной степени должна удовлетворять потребностям практики работы с этими сведениям;

2.5. Все пункты проекта Перечня главнейших сведений, состав­ляющих коммерческую тайну, должны начинаться со слова "Сведения...", и не допускать неоднозначное толкование их содержа­ния.

При этом необходимо учитывать, что

«.» - знак, разделяющий однородные члены предложения;

"и" - соединительный союз;

"или" - а) разделительный союз;

б) уточнительный союз (например, танк или самолет);

" а также" - соединительное словосочетание, дополнительно приравнивающее однородные члены предложения.

Вместе с тем, в отдельных сложносочиненных предложениях с неоднократным употреблением вышеуказанных союзов, их основное значение может изменяться.

В этой связи, целесообразно использовать только простые предложения, используя союзы "и", "или" ("либо"), "а также"

("а равно") не более одного раза. При необходимости в пункт можно вводить подпункты, абзацы, разделять "точкой с запятой" конкретные сведения.

 

3. Определение возможного ущерба предприятия в случае утечки рассматриваемых сведений

3.1. На этом этапе необходимо сформулировать возможные виды ущерба, который может быть нанесен коммерческой безопасности, репутации, экономическим, научно-техническим и иным интересам предприятия в случае разглашения (передачи утечки и т.п.) рассматриваемых сведений.

Описание возможного ущерба должно сопровождаться соответ­ствующими качественными (см. пункт 1.4.) и количественными пока­зателями, полученными расчетным или экспертным путем.

3.2. Возможные виды ущерба:

- срыв или затягивание сроков выполнения планов заказов;

- сокращение конкурентом затрат на проведение научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

- потеря приоритета в научных исследованиях и возможности патентования и продажи лицензий на научно-техническое достижение;

- престижные потери, связанные с утратой лидерства в научных исследованиях;

- подрыв торгово-экономических связей предприятия с деловыми партнерами;

- создание трудностей в приобретении «сырья» для производства товара или оказания услуг, в том числе повышение цен на него, ограничение объема поставок и т.п.;

- компрометация продаваемой предприятием на рынке продукции и снижение цен на нее;

- организация и осуществление диверсий на предприятии (разрушение или повреждение взрывом, поджогом или иным способом сооружений, оборудования, продукции и т.д.);

- другие виды возможного ущерба предприятия, в том числе в соот­ветствии с основными функциональными задачами, содержащимися

в Положении об учреждении (предприятии, организации).

3.3. При определении ущерба в стоимостном выражении следует воспользоваться имеющимися в соответствующих подразделениях учреждения (предприятия): планово-экономических, научно-техниче­ских, производственных, внешних связей, ПД ИТР и др. - оценками таких показателей, как:

- стоимость непроизведенной продукции при невыполнении плано­вых заданий в результате срыва поставок импортного оборудования, сырья и материалов; отказа от экономического и научно-технического сотрудничества;

- осуществления конкурентом диверсий и других подрывных действий;

- непосредственный материальный ущерб и затраты на ликвида­цию его последствий;

- стоимость НИОКР (определяет экономию затрат конкурентом на проведение собственных научных исследований);

- эффект от внедрения результатов НИОКР (определяет получае­мые конкурентом преимущества);

- стоимость ноу-хау оборудования и технологии и эффект от его применения;

- возможные цены и объемы продажи продукта или услуги предприятия на рынке;

- затраты на организацию производства оборудования в случае невозможности его приобретения у конкурента;

- затраты на НИОКР в случае прекращения научно-технического сотрудничества с конкурентами;

- другие показатели, количественно характеризующие возмож­ный ущерб.

3.4. В случае отсутствия готовых расчетов приведенных показателей их оценка может быть поручена одному из подразделений предприятия (организации, учреждения). При необходимости к определению величины возможного ущерба привлекается основной заказчик.

Если есть опасения в сложности и трудоемкости этих расчетов целесообразно произвести стоимостную оценку ущерба экспертным путем.

При отсутствии специалистов, способных оценить возможный ущерб в стоимостном выражении, допускается ограничиться его качественной оценкой в соответствии с положениями п.1.4. настоящей методике.

3.5. Если, по мнению комиссии, возможный ущерб в стоимостном выражении, конфиденциальных сведений, не превышает затраты на их защиту, то рассматриваемые сведения не подлежат отнесению к коммерческой тайне и из дальнейшего рассмотрения исключаются.

 

4. Сведения, которые не должны входить в ПИКТ

 

В проект ПИКТ не включаются следующие категории сведений:

 

4.1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

4.2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

4.3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4.4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

4.5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

4.6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

4.7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

4.8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

4.9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

4.10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

4.11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

 

5. Определение затрат на защиту рассматриваемых Сведений

5.1. На этом этапе с учетом возможностей разве­док конкурента следует оценить принципиальную возможность защиты рассматри­ваемых сведений и определить материальные, трудовые и финансовые затраты, необходимые для организаций и осуществления мероприятий по обеспечению режима коммерческой тайны в обращении с ними.

5.2. Для обеспечения защиты рассматриваемых сведений могут потребоваться:

- организация необходимого числа работников, работающих в службе информационной безопасности (СИБ) и другие дополнения в штаты учреждений (предприятий);

- оформление на разрешение к документам и работам, связанными с конфиденциальной информацией предприятия необходимого числа работников;

- организация секретной связи в отдельных учреждениях (предприятиях, организациях);

- проведение необходимых инженерно-технических работ;

-организация охраны материалов, содержащих конфиденциальную информацию предприятия;

- осуществление других мероприятий в зависимости от объема работы по обеспечению требуемого режима коммерческой тайны.

5.3. При оценке затрат необходимо установить:

- категории и численность лиц, которые в силу должностной необходимости должны иметь доступ к данным сведениям;

- особенности и количество разрабатываемых документов и изделий, содержащих (раскрывающих) данные сведения;

- возможные каналы утечки сведений;

- разведывательные возможности коммерческой разведки конкурента по добыванию этих сведений;

- осведомленность конкурента в этих сведениях;

- затраты на содержание штата СИБ, оборудование, техниче­ское оснащение, материалы и др.;

- затраты, связанные с выделением контрольно-пропускных постов, караулов для охраны объектов, на которых обращается конфиденциальная информация предприятия, а также отчуж­дением территорий под эти объекты, оборудованием систем охраны и сигнализации, организацией ПД ИТР и обеспечением безопасности связи;

- затраты на подготовку и переподготовку кадров СИБ и др.;

- отчисления соисполнителям (контрагентам) на обеспечение режима коммерческой тайны проводимых работ.

5.4. Для определения необходимых защитных мероприятий и затрат на их осуществление привлекаются специалисты СИБ, ПД ИТР, охраны, планово-экономических и других подразделений учреждения (предприятия).

5.5. В случав принципиальной невозможности скрыть от разведок конкурента рассматриваемые сведения (например, некоторые географические, геологические данные, летные характеристики, внешний вид изделий и т.д.), а также если затраты на защиту этих сведений превышают возможный ущерб в случае их утечки, то они не подлежат отнесению к коммерческой тайне и из дальнейшего рассмотрения исключаются.

 

 

Определение сведений, которые могут содержат коммерческую информацию и разглашение которой недопускается

 

6.1. На данном этапе, исходя из соотношения порученных оценок возможного ущерба, преимуществ открытого использования и затрат на защиту, определяется возможность отнесения сведений в ПИКТ.

6.2. Сведения, подпадающие под действие пунктов 3.5,

5.5. и раздела 4 не подлежат отнесению к коммерческой тайне.

6.3. К сведениям, которые необходимо вносить в список относятся сведения для которых оценки ущерба соответствуют:

качественная - содержанию п.1.4.;

стоимостная – Сведения должны приносить прибыль предприятию больше чем их защита, а также ущерб от разглашения таких сведений может быть много больше, чем затраты на защиту сведений.

6.4. В приложениях к проекту ПИКТ необходимо указать контрольный срок пересмотра сведений, содержащих конфиденциальную информацию, либо обстоятельства, при наступлении которых сведения могут быть рассекречены.

 

 

7. Оформление результатов работы и утверждение ПИКТ

7.1. В целях накопления и систематизации материалов по определению информации, составляющую коммерческую тайну, проведение анализа обстоятельств, требующих пересмотра и последующего возможного рассекречивания сведений, результаты работы экспертной комиссии могут оформляться: по прилагаемой ниже форме (таблица).

 

Перечень информации, составляющих коммерческую тайну

______________________________________________________

(наименование учреждения, предприятия, организации)

 

№ п/п Наименование сведений, относящихся к конфиденциальным Должностные лица (подразделения), имеющие право распоряжения сведениями Срок конфиденциальности
       
  Проект устройства, генерирующий из воздуха электричество НИОКР, генеральный директор, заместитель главного директора, начальник службы безопасности. Пока не будет выдан патент
       

 

 

7.2. Данный перечень рассматривается комиссией с оформлением соответствующего протокола, подписывается её председателем, (или на основании протокола – начальником службы безопасности, заместителем руководителя по безопасности) и утверждается (вводится в действие) приказом или распоряжением руководителя организации (учреждением, предприятием).

7.3. Приказом руководителя должны быть определены мероприятия по обеспечению функционирования перечня и контролю его выполнения. После чего с приказом и перечнем необходимо ознакомить под роспись всех сотрудников (работников), работающих со сведениями, составляющих коммерческую тайну. Копии перечня или выписки из него должны быть направлены конфидентам данной коммерческой тайны.


<== предыдущая | следующая ==>
ОТ 26 ИЮНЯ 1998 Г. N 39-П | Методика организации и проведения подвижной игры

Date: 2015-06-11; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию