Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Орловский филиалФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве Российской Федерации» Орловский филиал
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов IV курса специальности 080105 «Финансы и кредит» (первое и второе высшее образование) Финансово-кредитный факультет Кафедра финансового менеджмента
ББК 65.261
Методические указания разработала кандидат экономических наук, доцент Л.М. Бурмистрова Методические указания обсуждены на заседании кафедры финансового менеджмента Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор И.Я. Лукасевич
Финансы организаций. Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов IV курса специальности 080105 «Финансы и кредит» (первое и второе высшее образование). — М.:, 2011 1. Общие положения В соответствии с учебным планом студенты специальности «Финансы и кредит» выполняют курсовую работу по дисциплине «Финансы организаций», состоящую из двух частей — теоретической и расчетной. Подготовка курсовой работы является завершающим этапом изучения курса «Финансы организаций» и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студентов, а также приобретение ими практических навыков самостоятельного исследования и решения комплекса взаимосвязанных финансовых проблем. Выполнение работы должно продемонстрировать готовность студента квалифицированно решать теоретические и практические задачи, делать аргументированные выводы и формулировать обоснованные предложения по рассматриваемым проблемам. Основные требования к курсовой работе: 1) соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность; 2) логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на теоретических знаниях по выбранной теме; 3) необходимая глубина исследования и убедительность аргументации; 4) конкретность представления практических результатов работы; 5) квалифицированный анализ динамики финансовых показателей для обоснования результатов работы; 6) корректное изложение материала и грамотное оформление работы. Законченная и соответствующим образом оформленная курсовая работа подлежит рецензированию. Содержание курсовой работы, сроки ее представления, порядок защиты и критерии оценки устанавливаются кафедрой финансового менеджмента. 2. Выбор темы курсовой работы Студент выбирает тему курсовой работы в соответствии с последней цифрой номера личного дела (студенческого билета).
Студент может по согласованию с руководителем предложить собственную тему, предварительно обосновав целесообразность и актуальность ее исследования практическими потребностями конкретного объекта исследования (организации), а также подготовить научно-теоретическую разработку по дополнительной тематике. Список дополнительных тем приведен на с. 17, 18. Внимание! Тематика курсовых работ вывешена на сайте кафедры финансового менеджмента и может ежегодно дополняться и корректироваться. Кроме того, будут вноситься изменения и дополнения в расчетную часть. Следите за изменениями! 3. Структура курсовой работы Структурными элементами курсовой работы являются: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Теоретическая часть. 5. Заключение. 6. Список литературы. 7. Приложения (если на них имеются ссылки в тексте). 8. Расчетная часть. 4. Требования к содержанию курсовой работы Титульный лист является первой страницей и оформляется в соответствии с установленной формой (см. приложение). Оглавление должно включать введение, названия глав и параграфов, расчетную часть, заключение, список литературы, приложения (если они имеются в работе) с указанием страниц, с которых они начинаются. Название глав и параграфов в оглавлении должно соответствовать их названию в тексте работы. Сокращение названий глав и параграфов не допускается. Введение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается ее практическая значимость, определяется цель, формулируются задачи исследования и способы их решения, конкретизируются объект и предмет исследования, а также временной период. Кроме того, необходимо определить теоретическую и методическую основы курсовой работы, указать используемые методы анализа, назвать основные группы информационных источников (включая бухгалтерскую и статистическую отчетность, предлагаемые экономико-математические методы и информационные технологии). Кроме того, во введении необходимо дать краткую характеристику исследуемого объекта — предприятия, на примере которого будет выполнена курсовая работа. Особое внимание уделите виду деятельности и наличию проблем в исследуемой области. Объем введения — 2-3 страницы. Теоретическая часть должна отражать сущность рассматриваемых вопросов и подтверждаться анализом фактических и статистических материалов. Теоретическая часть курсовой работы, как правило, состоит из трех глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы. Каждую главу целесообразно завершать краткими выводами, что способствует усилению логики проводимого исследования. Главы и параграфы курсовой работы должны иметь примерно равный объем и быть логически взаимосвязаны. Содержание глав теоретической части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоять из ключевых слов и нести основную смысловую нагрузку. При написании курсовой работы следует использовать данные, полученные студентом в процессе его практической деятельности, статистические материалы, специальную литературу, статьи из профессиональных периодических изданий. Теоретическую часть необходимо проиллюстрировать примерами из практики хозяйствования предприятия, на котором работает студент. При их отсутствии можно привести практические примеры по материалам периодической печати и статистических сборников. Отсутствие практических примеров в работе рассматривается как существенный недостаток и приводит к снижению оценки. Редактирование курсовой работы осуществляется самостоятельно студентом — автором работы. Исследование может иметь следующий алгоритм. 1. Рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, связанные с изучением теории и практики проблем, анализируемых в курсовой работе, и возможных направлений их решения, дается их оценка и обосновываются собственные позиции студента. 2. Приводится технико-экономическая характеристика объекта, на материалах которого выполняется курсовая работа, проводится анализ изучаемой проблемы с использованием информационных технологий и современных методов исследования, в том числе экономико-математических. Студент не должен ограничиваться констатацией фактов. Его основная задача — выявить тенденции развития объекта, вскрыть недостатки и проанализировать причины, их обусловившие, а также наметить пути их возможного устранения. 3. Определяются пути решения рассматриваемых проблем, разрабатываются предложения по совершенствованию деятельности исследуемого объекта, улучшению его характеристик и экономических показателей и т.д. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и быть практически реализуемыми. Студенту необходимо продемонстрировать знание экономической политики Российской Федерации по финансовым вопросам, способность анализировать возможности экономического развития конкретного предприятия, оценивать эффективность производства и финансовые результаты, умение проводить финансово-экономические расчеты. Студент должен излагать материал курсовой работы четко, ясно, последовательно, соблюдая логичность перехода от одной главы к другой и от одного параграфа к другому. В тексте работы законченную мысль необходимо выделять в самостоятельный абзац. В курсовой работе изложение материала ведется от третьего лица. Не употребляется форма первого и второго лица местоимений единственного числа. Объем теоретической части курсовой работы, как правило, составляет 25 страниц машинописного текста. Заключение. В заключении кратко и последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые должны логически вытекать из содержания работы и носить обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Последовательность изложения выводов соответствует порядку представления материала в курсовой работе. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом. Заключение не должно принимать форму своеобразного реестра или библиографического описания представляемой работы — это должен быть связный, четкий, компактный текст. Объем заключения — 3-4 страницы. На последней странице заключения студент проставляет дату окончания работы и ставит подпись. Список литературы должен оформляться в соответствии с принятыми стандартами и содержать не менее 15 литературных источников. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в основной части работы. Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, рисунки, графики, методики расчетов, заполненные формы отчетности и т.д.). Указанный материал выносится в приложения с целью сокращения объема основной части курсовой работы (объем приложений не учитывается при подсчете общего объема курсовой работы). Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок (например: (см. приложение 8)). Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрации, определяются по согласованию с руководителем курсовой работы. Расчетная часть является самостоятельной частью курсовой работы и выполняется по предлагаемым вариантам. Все расчеты должны сопровождаться пояснениями хода их выполнения. Формы расчетов следует перенести на отдельные листы. Рекомендуется выполнять расчетную часть курсовой работы с применением системы электронных таблиц Microsoft Excel. 5. Оформление курсовой работы Текстовая часть. Курсовая работа должна быть выполнена с помощью компьютера и распечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297мм). Рекомендуемый шрифт при работе в Microsoft Word — Times New Roman 14 кг, межстрочный интервал — полуторный. Размеры полей: левое — 30 мм, правое — 15, верхнее — 20, нижнее — 20 мм. Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, причем плотность вписанного текста должна соответствовать плотности основного текста. Опечатки или графические неточности допускается исправлять с помощью специальных корректирующих средств. На странице не должно быть более пяти исправлений. Необходимые сноски и подстрочные примечания помещаются в нижней части страницы и заканчиваются до границы нижнего поля. Номера страниц проставляют в середине верхнего поля листа, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Точка в номере страницы не ставится. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация начинается со второй страницы. Каждая глава и другие структурные элементы работы — введение, заключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) — начинаются с новой страницы. Абзацный отступ составляет 15 мм (5 печатных знаков). Между названием главы и последующим текстом необходимо пропустить одну строку. Расстояние между последней строкой предыдущего параграфа и заголовком следующего составляет две строки. Расстояние между строками заголовка остается таким же, как в тексте. Заголовки структурных элементов курсовой работы (глав, введения, заключения, списка литературы) следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Перенос слов в заголовках не допускается. Заголовки (названия) глав и параграфов должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Заголовок параграфа не должен быть последней строкой на странице. Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами. При этом главы нумеруются одной цифрой с точкой (например, 1., 2, 3.). Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы и нумероваться двумя цифрами с точкой (например, 1.1, 2.3., 3.2), первая цифра в номере параграфа отражает номер главы. При подготовке курсовой работы следует использовать текстовый редактор, а также методы математической обработки цифровых данных, интерпретировать полученные результаты в виде графиков и диаграмм. Допускается аккуратное выполнение курсовой работы в рукописном виде. Все иные требования к оформлению курсовой работы, представленной в рукописном виде, сохраняются. Иллюстрации. Курсовую работу необходимо проиллюстрировать. При этом следует руководствоваться тщательно продуманным тематическим планом, который поможет избавиться от случайных иллюстраций и позволит уделить должное внимание иллюстрациям к важнейшим положениям работы. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту. Цифровой материал с целью его компактности, наглядности и сопоставимости следует оформлять в виде таблиц. Таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. После таблицы располагается обобщающий абзац (например, «Из таблицы 4 видно, что...»). Таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами. Порядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. Знак «№» перед номером и точка после номера не ставятся (например, Таблица 4). Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру над таблицей ниже надписи «Таблица» и печатают с прописной буквы. При переносе таблицы на следующую страницу нумерацию граф таблицы следует повторить, а справа — поместить надпись «Продолжение (или окончание) таблицы». На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Не допускается помещать в текст курсовой работы без ссылки на источник те таблицы, которые уже были опубликованы в печати. Это замечание относится и к другим статистическим данным, приводимым в работе, а также к цитатам. Другие иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы) обозначают надписью «Рис....», которую располагают под ними перед названием рисунка (например, Рис. 13.). Иллюстрации могут располагаться либо непосредственно в тексте, либо на отдельных листах. Примечания следует использовать в тексте работы, если необходимо сделать какие-либо пояснения, дать определения или перевод терминов. Примечания могут быть внутритекстовыми (помещаются в круглых скобках) или подстрочными (оформляются как подстрочная сноска). Подстрочное примечание располагается в нижней части страницы, набирается меньшим размером шрифта и отделяется от основного текста прямой линией. Список литературы является частью курсовой работы, отражающей самостоятельную творческую работу студента. В список литературы включаются только те источники, на которые есть ссылки в тексте и которые фактически были использованы при подготовке курсовой работы. В начале списка помещают законодательные и нормативные источники. Последовательность расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального назначения в Собрании законодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью. Прочие источники даются в алфавитном порядке. Иностранные источники приводятся в алфавитном порядке после перечня источников, изданных на русском языке. В конце списка указываются электронные средства массовой информации. Список литературы имеет общую нумерацию, то есть каждый источник имеет свой порядковый номер, который указывается в ссылке на странице курсовой работы. Указание в тексте работы номера и страницы источника заключается в квадратные скобки. Например, ссылка [12, с. 55] означает источник под номером 12 в вашем списке литературы и 55-ю страницу источника. Размещать ссылки на литературный источник в виде сносок не следует. Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов изданий: ■нормативные документы: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. (в редакции от 18 декабря 2006 г.); ■книги (учебники, учебные пособия, словари, справочники и др.): Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009; Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Финансовый словарь. — М.: ИНФРА-М, 2005; ■книги авторских коллективов: Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007; ■ статьи в газетах и журналах: Ефимова О.В. Годовой отчет как инструмент создания стоимости компании // Экономика и жизнь. — 2009. — № 5. — С. 16; ■электронные средства массовой информации: http://www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ); http://www.eg-online.ru (сайт еженедельника «Экономика и жизнь»). Приложения располагаются после списка литературы. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с соответствующим порядковым номером (например: ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Страницы приложений нумеруют в общем порядке. В оглавление (план) курсовой работы приложения включаются в виде самостоятельной рубрики одной строкой «Приложения». Готовая курсовая работа, в которую внесены исправления с учетом замечаний преподавателя, оформленная согласно установленным требованиям, отредактированная и подписанная студентом, представляется преподавателю для окончательного контроля и подготовки рецензии. 6. Подготовка к защите Преподаватель дает свое разрешение на допуск к защите в форме письменной рецензии на курсовую работу. В случае нарушения студентом требований преподавателя при написании курсовой работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, курсовая работа не допускается к защите, при этом рецензент представляет аргументацию своего решения в письменном виде. Не допускаются к защите любые варианты курсовых работ по совпадающей тематике, найденные в сети Интернет, сканированные варианты учебников и учебных пособий, а также копии ранее написанных студенческих работ. Если работа не допущена к защите, то при представлении повторно выполненной работы следует приложить рецензию на ее предыдущий вариант. Преподаватель имеет право заменить тему при повторном написании работы. Текст рецензии вкладывается в курсовую работу. В рецензии оценивается работа студента, содержится анализ основных положений курсовой работы, подходов к раскрытию темы, обоснованность выводов, даются замечания и т.п. 7. Защита курсовой работы Защита курсовой работы проходит в соответствии с расписанием. Студент в день защиты представляет оформленную курсовую работу, рецензию и электронный вариант работы на дискете. Студент должен свободно ориентироваться в своей курсовой работе — уметь отразить актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, кратко изложить суть проведенного исследования, отметить выявленные в процессе анализа недостатки и сформулировать предложения по их устранению, показать возможные направления совершенствования, а также привести методику расчета показателей расчетной части работы. При подготовке к защите следует внимательно ознакомиться с рецензией. Особое внимание следует уделить отмеченным замечаниям и заранее подготовиться к ответу на них. В процессе защиты студенту задаются вопросы по теме защищаемой работы. Ответы должны быть краткими и исчерпывающими. При выставлении общей оценки учитывается ряд факторов: ■ содержание и оформление курсовой работы; ■ полнота реализации цели и задач исследования; ■ оценка выполнения расчетной части работы; ■ доклад студента; ■ использование математических методов и информационных технологий; ■содержание рецензии и предварительная оценка преподавателя; ■ ответы студента на замечания, содержащиеся в рецензии, и вопросы преподавателя. Оценка «отлично» ставится, если: ■ глубоко и всесторонне изучены научная и учебная литература по теме курсовой работы; ■ работа содержит элементы творческого подхода; ■ предложения и выводы достаточно обоснованы; ■ широко освещен практический аспект рассматриваемых вопросов; ■ сформулированы конкретные рекомендации для практики; ■ расчетная часть выполнена без ошибок; ■ при оформлении курсовой работы не допущено нарушений; ■ даны обстоятельные и верные ответы на все вопросы преподавателя. Оценка «хорошо» ставится, если: ■ курсовая работа выполнена на высоком теоретическом уровне, но элементы творческого подхода отсутствуют; ■ тема курсовой работы получила полное и всестороннее теоретическое освещение, но недостаточно отражена ее связь с практикой; ■ допущены неточности в оформлении курсовой работы; ■ допущены неточности в расчетной части, а также при ответе на устные вопросы. Оценка «удовлетворительно» ставится, если: ■ студент правильно осветил основные разделы темы, но в работе не прослеживается творческий и самостоятельный подход; ■ отсутствует логичность и стройность в изложении материала; ■ имеются ошибки и неточности положений, незначительные ошибки и неточности в расчетной части работы, затруднения или ошибки в ответах на устные вопросы; ■ нарушены требования к оформлению курсовой работы. Студент, не защитивший курсовую работу, к экзамену не допускается. 8. Темы для выполнения теоретической части курсовой работы Тема 1. Доходы от реализации продукции 1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия. 2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции. 3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятия по выполнению плана выручки от реализации продукции. Тема 2. Планирование и распределение прибыли 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике. 2. Методы планирования прибыли. 3. Распределение и использование прибыли на предприятии. Тема 3. Организация финансов предприятий 1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях. 2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение. 3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятия. Тема 4. Затраты на производство и реализацию продукции 1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия. 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции. 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции. Тема 5. Финансы малого бизнеса 1. Сущность и критерии малого бизнеса. 2. Организация финансов предприятия малого безнеса. 3. Способы государственной поддержки малого безнеса. Тема 6. Финансирование воспроизводства основных фондов 1. Прямые инвестиции, их состав и структура. 2. Источники финансирования прямых инвестиций. 3. Особенности инвестиционной политики на современном этапе развития экономики. Тема 7. Финансовое планирование на предприятии 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана. 2. Методы финансового планирования. 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием. Тема 8. Оборотный капитал предприятий 1. Экономическое содержание и основы организации оборотного капитала. 2. Методы определения плановой потребности в оборотном капитале. 3. Показатели, характеризующие эффективность использования оборотного капитала, и методика их исчисления. 9. Рекомендуемая литература Основная Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Дополнительная 1. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. — М.: Книжный мир, 2005. 2. Бочаров В.В. Корпоративные финансы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. 3. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). — М.: КНОРУС, 2007. 4. Ковалева А.М. Финансы: учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. 5. Кондрашова А.В. Финансы предприятий в вопросах и ответах. — М.: Лига, 2006. 6. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007. 7. http://books.efaculty.kiev.Ua/finpd/1/ Буряковский В. В. Финансы предприятий: электронный учебник, 2008. 10. Дополнительная тематика курсовых работ по дисциплине «Финансы организаций» 1. Планирование расходов организации. 2. Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия. 3. Планирование доходов организации. 4. Система цен и порядок ценообразования. 5. Сущность выручки от реализации продукции и основные факторы ее роста. 6. Использование выручки от реализации продукции. 7. Сущность и функции прибыли предприятия. 8. Основные резервы роста прибыли предприятия. 9. Планирование прибыли организации. 10. Распределение и использование прибыли на предприятии. 11. Денежные фонды и резервы организации. 12. Финансовые ресурсы организации. 13. Налогообложение организаций. 14. Сущность оборотных средств предприятия и основные принципы их организации. 15. Основные источники формирования оборотных средств предприятия. 16. Определение потребности в оборотных средствах организации. 17. Методы нормирования оборотных средств предприятия. 18. Оценка эффективности использования оборотного капитала предприятия. 19. Пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия. 20. Состав и оценка основных фондов организации. 21. Пути повышения эффективности использования основных средств предприятия. 22. Амортизация основных фондов, способы ее начисления и методы планирования. 23. Нематериальные активы организации. 24. Инвестиционная политика организации. 25. Финансовые инвестиции организации. 26. Финансовое планирование в организации. 27. Бюджетирование и порядок его организации на предприятии. 28. Финансовые службы организации. 29. Финансовый анализ. 30. Оценка финансового состояния: оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организации. 31. Оценка финансового состояния: оценка кредитоспособности и ликвидности баланса организации. 32. Оценка финансового состояния: оценка финансовых результатов организации. 33. Оценка финансового состояния: оценка угрозы потенциального банкротства организации. 34. Система показателей рентабельности предприятия. 35. Управление финансовыми рисками организаций. 36. Денежные расчеты в организации. 37. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм. 38. Отраслевые особенности организации финансов. 39. Финансы организаций малого бизнеса. 11. Указания по выполнению расчетной части курсовой работы Расчетная часть является самостоятельной частью курсовой работы и выполняется по вариантам, предусмотренным методическими указаниями. Ко всем расчетам необходимо дать пояснения хода их выполнения. Формы расчетов следует скопировать на отдельные листы бумаги. Расчетную часть курсовой работы рекомендуется выполнять с применением системы электронных таблиц Microsoft Excel. Составление баланса доходов и расходов (финансового плана) промышленного предприятия осуществляется по следующему алгоритму. 1. Исчислите и распределите амортизационные отчисления (табл. 4). Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведенных в исходных данных (табл. 3). 2. Рассчитайте смету затрат на производство продукции (табл. 1 или табл. 2). При определении производственной себестоимости товарной продукции необходимо обратить внимание на особенности учета изменения остатков незавершенного производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении. Изменение остатков незавершенного производства определяется после расчета потребности предприятия в оборотных средствах (табл. 13), где прирост (+) или снижение (-) норматива по незавершенному производству и является изменением по строке 8 сметы. 3. Рассчитайте потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года и их прирост (табл. 13), используя данные табл. 12. Потребность в оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям затрат на производство на IV квартал. Используя данные по сметам I и II, рассчитайте величину однодневного (планового) оборота: ■ по производственным запасам — исходя из величины материальных затрат; ■ по незавершенному производству — исходя из себестоимости валовой продукции; ■ по готовой продукции — исходя из производственной себестоимости товарной продукции. Величину остатков по счету «Расходы будущих периодов» на конец периода исчислите на основе данных сметы, где в строке 9 указано изменение этих остатков. Данные о величине остатков на начало года приведены в табл. 12. Если при расчете потребности в оборотных средствах выявляется ее снижение на конец года, то средства, высвобождающиеся из оборота, направляются на покрытие расходов, осуществляемых из прибыли. 4. Определите объем реализуемой товарной продукции и прибыли от продаж (табл. 6) на основе данных табл. 5. Остатки готовой продукции на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях по условию задания (табл. 5) и данных сметы затрат на производство на IV квартал. Используя данные об отпускных ценах и производственной себестоимости товарной продукции, исчислите однодневный оборот. 5. Определите источники капитальных вложений на производственное и непроизводственное строительство (табл. 11). Дополнительные данные приведены в табл. 10, 14 и смете затрат. 6. Составьте проект отчета о прибылях и убытках (табл. 8). Данные для расчета представлены в табл. 6, 7. При расчете прибыли (убытков) планируемого года исходите из того, что в ее состав входит прибыль от реализации продукции и прочих доходов за минусом прочих расходов. Примените классификацию доходов и расходов, данную в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) с учетом требований главы 25 Налогового кодекса РФ. При составлении табл. 8 следует учесть, что не все прочие доходы и расходы расшифровываются. Вы имеете право расширить таблицу и дополнить соответствующие сводные строки расшифровками всех или наиболее значимых видов доходов и расходов. Выручка от реализации выбывшего имущества отражается как прочие доходы (строка 7), расходы по реализации выбывшего имущества — как прочие расходы (строка 8). По строке 4 «Проценты к получению» отражаются прочие доходы в виде процентов по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам и т.п., за предоставление в пользование денежных средств организации, использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации. При этом организация, имеющая финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, отражает доходы, подлежащие получению по акциям по сроку в соответствии с учредительными документами, по строке 6 «Доходы от участия в других организациях». Эти доходы облагаются налогом на прибыль по ставке 9%. По строке 5 «Проценты к уплате» раздела «Прочие доходы и расходы» отражаются расходы, в сумме причитающиеся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов). Значение строки 7 «Проценты к уплате» в табл. 7 определяется на основании расчетов строки 9 табл. 11. 7. Рассчитайте налог на прибыль (табл. 9) в соответствии с действующими ставками, определенными ст. 284 Налогового кодекса РФ. 8. Заполните таблицу «Распределение прибыли планируемого года» (табл. 15), используя данные, приведенные в других таблицах. При недостаточности прибыли на плановые мероприятия примите решение о корректировке показателей распределения прибыли и аргументируйте принятое решение. Самостоятельно примите решение о суммах выплачиваемых дивидендов и погашаемых долгосрочных ссуд. 9. Составьте баланс доходов и расходов — финансовый план (табл. 18). Предварительно проверьте соответствие расходов и доходов, используя «шахматку» (табл. 17). При расчете средств на содержание объектов социальной сферы и расходов на НИОКР воспользуйтесь данными, приведенными в табл. 16. Заполнение «шахматки» производится по данным разработанных таблиц. По вертикали расположены строки расходов, по горизонтали — графы источников финансирования этих расходов. Расчеты в «шахматке» допускают двойной счет, так как цель составления этой таблицы — сбалансирование расходов с источниками. Поскольку прибыль включает выручку от продаж и прочие доходы и, в свою очередь, является источником расходов организации, она указана и в доходах (по горизонтали), и в расходах (по вертикали). Высвобождение средств из оборота показывается как снижение потребности в оборотных средствах по строке «Прирост собственных оборотных средств» (со знаком минус) и как дополнительный источник прибыли по строке «Прибыль» (со знаком плюс). Разделы баланса доходов и расходов предприятия заполняются на основе данных условия задания и проведенных студентом расчетов. Все расчеты должны производиться с точностью до целых чисел. 10. Составьте краткую пояснительную записку к финансовому плану, в которой необходимо: ■ охарактеризовать величину и структуру доходов и расходов организации, ее взаимоотношения с кредитными организациями и бюджетом, источники финансирования капитальных вложений и распределение прибыли; ■ сделать выводы об обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования; ■ дать подробные объяснения проведенных расчетов. Без составления пояснительной записки в соответствии с указанными требованиями курсовая работа не может быть оценена положительно. 12. Расчетная часть курсовой работы
Формы расчетов для составления баланса доходов и расходов организации
Таблица 3 Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды К смете I Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация, на начало года — 15 530 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) — 1030 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений: ■ для варианта 1.1 — 13,5%; ■ для варианта 1.2 — 14,0%. К смете II Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация, на начало года — 22 420 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) — 2780 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений: ■ для варианта 2.1 — 12,5%; ■ для варианта 2.2 — 14,5%. Таблица 4 Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение
Данные к расчету объема реализации продукции и прибыли
|