Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орловский филиал

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»

Орловский филиал

 

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов IV курса специальности 080105 «Финансы и кредит» (первое и второе высшее образование)

Финансово-кредитный факультет Кафедра финансового менеджмента

 

ББК 65.261

 

Методические указания разработала

кандидат экономических наук, доцент Л.М. Бурмистрова

Методические указания обсуждены на заседании кафедры финансового менеджмента Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор И.Я. Лукасевич

 

Финансы организаций. Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов IV курса специальности 080105 «Финансы и кредит» (первое и второе выс­шее образование). — М.:, 2011


1. Общие положения

В соответствии с учебным планом студенты специальности «Финансы и кредит» выполняют курсовую работу по дисциплине «Финансы организаций», состоящую из двух частей — теоретичес­кой и расчетной.

Подготовка курсовой работы является завершающим этапом изу­чения курса «Финансы организаций» и имеет целью систематиза­цию, закрепление и расширение теоретических знаний студентов, а также приобретение ими практических навыков самостоятельно­го исследования и решения комплекса взаимосвязанных финансо­вых проблем.

Выполнение работы должно продемонстрировать готовность сту­дента квалифицированно решать теоретические и практические задачи, делать аргументированные выводы и формулировать обо­снованные предложения по рассматриваемым проблемам.

Основные требования к курсовой работе:

1) соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность;

2) логическая последовательность изложения материала, базиру­ющаяся на теоретических знаниях по выбранной теме;

3) необходимая глубина исследования и убедительность аргумен­тации;

4) конкретность представления практических результатов работы;

5) квалифицированный анализ динамики финансовых показате­лей для обоснования результатов работы;

6) корректное изложение материала и грамотное оформление работы.

Законченная и соответствующим образом оформленная курсовая работа подлежит рецензированию. Содержание курсовой работы, сроки ее представления, порядок защиты и критерии оценки уста­навливаются кафедрой финансового менеджмента.

2. Выбор темы курсовой работы

Студент выбирает тему курсовой работы в соответствии с после­дней цифрой номера личного дела (студенческого билета).

Выбор вариантов курсовых работ
Последняя цифра номера личного дела студента Номер сметы по составлению баланса доходов и расходов предприятия Вариант сметы Тема, освещаемая в теоретической части работы
  I    
  I    
  II    
  II    
  I    
  II    
  II    
  I    
  I    
  II    

 

Студент может по согласованию с руководителем предложить собственную тему, предварительно обосновав целесообразность и актуальность ее исследования практическими потребностями кон­кретного объекта исследования (организации), а также подготовить научно-теоретическую разработку по дополнительной тематике.

Список дополнительных тем приведен на с. 17, 18.

Внимание! Тематика курсовых работ вывешена на сайте кафедры финансового менеджмента и может ежегодно дополняться и кор­ректироваться. Кроме того, будут вноситься изменения и дополне­ния в расчетную часть. Следите за изменениями!

3. Структура курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Теоретическая часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения (если на них имеются ссылки в тексте).

8. Расчетная часть.

4. Требования к содержанию курсовой работы

Титульный лист является первой страницей и оформляется в соответствии с установленной формой (см. приложение).

Оглавление должно включать введение, названия глав и парагра­фов, расчетную часть, заключение, список литературы, приложения (если они имеются в работе) с указанием страниц, с которых они начинаются. Название глав и параграфов в оглавлении должно со­ответствовать их названию в тексте работы. Сокращение названий глав и параграфов не допускается.

Введение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается ее практическая значимость, определяется цель, формулируются задачи исследования и способы их решения, конкретизируются объект и предмет исследования, а также времен­ной период. Кроме того, необходимо определить теоретическую и методическую основы курсовой работы, указать используемые ме­тоды анализа, назвать основные группы информационных источни­ков (включая бухгалтерскую и статистическую отчетность, предла­гаемые экономико-математические методы и информационные тех­нологии). Кроме того, во введении необходимо дать краткую харак­теристику исследуемого объекта — предприятия, на примере кото­рого будет выполнена курсовая работа. Особое внимание уделите виду деятельности и наличию проблем в исследуемой области.

Объем введения — 2-3 страницы.

Теоретическая часть должна отражать сущность рассматрива­емых вопросов и подтверждаться анализом фактических и статис­тических материалов. Теоретическая часть курсовой работы, как правило, состоит из трех глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы. Каждую главу целесообразно завершать краткими выводами, что способствует усилению логики проводи­мого исследования.

Главы и параграфы курсовой работы должны иметь примерно равный объем и быть логически взаимосвязаны.

Содержание глав теоретической части должно точно соответство­вать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоять из ключевых слов и нести основную смысловую нагрузку.

При написании курсовой работы следует использовать данные, полученные студентом в процессе его практической деятельности, статистические материалы, специальную литературу, статьи из про­фессиональных периодических изданий.

Теоретическую часть необходимо проиллюстрировать при­мерами из практики хозяйствования предприятия, на котором работает студент. При их отсутствии можно привести практи­ческие примеры по материалам периодической печати и статисти­ческих сборников. Отсутствие практических примеров в работе рассматривается как существенный недостаток и приводит к сни­жению оценки.

Редактирование курсовой работы осуществляется самостоятель­но студентом — автором работы.

Исследование может иметь следующий алгоритм.

1. Рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, связанные с изучением теории и практики проблем, анализируемых в курсовой работе, и возможных направлений их решения, дается их оценка и обосновываются собственные позиции студента.

2. Приводится технико-экономическая характеристика объекта, на материалах которого выполняется курсовая работа, проводится анализ изучаемой проблемы с использованием информационных технологий и современных методов исследования, в том числе эко­номико-математических. Студент не должен ограничиваться кон­статацией фактов. Его основная задача — выявить тенденции раз­вития объекта, вскрыть недостатки и проанализировать причины, их обусловившие, а также наметить пути их возможного устране­ния.

3. Определяются пути решения рассматриваемых проблем, разра­батываются предложения по совершенствованию деятельности ис­следуемого объекта, улучшению его характеристик и экономических показателей и т.д. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и быть практически реализуемыми.

Студенту необходимо продемонстрировать знание экономичес­кой политики Российской Федерации по финансовым вопросам, способность анализировать возможности экономического развития конкретного предприятия, оценивать эффективность производства и финансовые результаты, умение проводить финансово-экономи­ческие расчеты.

Студент должен излагать материал курсовой работы четко, ясно, последовательно, соблюдая логичность перехода от одной главы к другой и от одного параграфа к другому. В тексте работы закончен­ную мысль необходимо выделять в самостоятельный абзац.

В курсовой работе изложение материала ведется от третьего лица. Не употребляется форма первого и второго лица местоиме­ний единственного числа.

Объем теоретической части курсовой работы, как правило, со­ставляет 25 страниц машинописного текста.

Заключение. В заключении кратко и последовательно излагают­ся теоретические и практические выводы и предложения, которые должны логически вытекать из содержания работы и носить обоб­щающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Последова­тельность изложения выводов соответствует порядку представле­ния материала в курсовой работе. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Заключение не должно принимать форму своеобразного реестра или библиографического описания представляемой работы — это должен быть связный, четкий, компактный текст.

Объем заключения — 3-4 страницы. На последней странице заключения студент проставляет дату окончания работы и ставит подпись.

Список литературы должен оформляться в соответствии с при­нятыми стандартами и содержать не менее 15 литературных источ­ников.

В список включаются только те источники, которые использова­лись при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссыл­ки в основной части работы.

Приложения содержат вспомогательный материал, не включен­ный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, рисунки, графики, методики расчетов, заполненные формы отчетности и т.д.). Указанный материал выносится в приложения с целью сокра­щения объема основной части курсовой работы (объем приложе­ний не учитывается при подсчете общего объема курсовой работы).

Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок (например: (см. приложение 8)).

Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстра­ции, определяются по согласованию с руководителем курсовой работы.

Расчетная часть является самостоятельной частью курсовой работы и выполняется по предлагаемым вариантам. Все расчеты должны сопровождаться пояснениями хода их выполнения. Фор­мы расчетов следует перенести на отдельные листы. Рекомендует­ся выполнять расчетную часть курсовой работы с применением системы электронных таблиц Microsoft Excel.

5. Оформление курсовой работы

Текстовая часть. Курсовая работа должна быть выполнена с помощью компьютера и распечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297мм). Рекомендуемый шрифт при рабо­те в Microsoft Word — Times New Roman 14 кг, межстрочный интер­вал — полуторный. Размеры полей: левое — 30 мм, правое — 15, верхнее — 20, нижнее — 20 мм. Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, причем плотность вписанного текста должна соот­ветствовать плотности основного текста. Опечатки или графичес­кие неточности допускается исправлять с помощью специальных корректирующих средств. На странице не должно быть более пяти исправлений.

Необходимые сноски и подстрочные примечания помещаются в нижней части страницы и заканчиваются до границы нижнего поля.

Номера страниц проставляют в середине верхнего поля листа, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Точка в номере страницы не ставится. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация начинается со второй страницы.

Каждая глава и другие структурные элементы работы — введе­ние, заключение, список литературы, приложения (кроме парагра­фов, входящих в состав глав) — начинаются с новой страницы. Абзацный отступ составляет 15 мм (5 печатных знаков).

Между названием главы и последующим текстом необходимо пропустить одну строку. Расстояние между последней строкой пре­дыдущего параграфа и заголовком следующего составляет две стро­ки. Расстояние между строками заголовка остается таким же, как в тексте.

Заголовки структурных элементов курсовой работы (глав, введе­ния, заключения, списка литературы) следует располагать в середи­не строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Перенос слов в заголовках не допускается.

Заголовки (названия) глав и параграфов должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк).

Заголовок параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами. При этом главы нумеруются одной цифрой с точкой (например, 1., 2, 3.). Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в преде­лах каждой главы и нумероваться двумя цифрами с точкой (на­пример, 1.1, 2.3., 3.2), первая цифра в номере параграфа отражает номер главы.

При подготовке курсовой работы следует использовать тексто­вый редактор, а также методы математической обработки цифро­вых данных, интерпретировать полученные результаты в виде гра­фиков и диаграмм.

Допускается аккуратное выполнение курсовой работы в рукопис­ном виде. Все иные требования к оформлению курсовой работы, представленной в рукописном виде, сохраняются.

Иллюстрации. Курсовую работу необходимо проиллюстриро­вать. При этом следует руководствоваться тщательно продуманным тематическим планом, который поможет избавиться от случайных иллюстраций и позволит уделить должное внимание иллюстраци­ям к важнейшим положениям работы. Каждая иллюстрация долж­на соответствовать тексту.

Цифровой материал с целью его компактности, наглядности и сопоставимости следует оформлять в виде таблиц. Таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономер­ности. После таблицы располагается обобщающий абзац (напри­мер, «Из таблицы 4 видно, что...»).

Таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами. По­рядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. Знак «№» перед номером и точка после номера не ставятся (например, Таблица 4). Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру над таблицей ниже надписи «Таблица» и печатают с пропис­ной буквы. При переносе таблицы на следующую страницу нумера­цию граф таблицы следует повторить, а справа — поместить над­пись «Продолжение (или окончание) таблицы».

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Не допускается помещать в текст курсовой работы без ссылки на источник те таблицы, которые уже были опубликованы в печати.

Это замечание относится и к другим статистическим данным, при­водимым в работе, а также к цитатам.

Другие иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы) обо­значают надписью «Рис....», которую располагают под ними перед названием рисунка (например, Рис. 13.).

Иллюстрации могут располагаться либо непосредственно в тек­сте, либо на отдельных листах.

Примечания следует использовать в тексте работы, если необхо­димо сделать какие-либо пояснения, дать определения или перевод терминов. Примечания могут быть внутритекстовыми (помещают­ся в круглых скобках) или подстрочными (оформляются как под­строчная сноска). Подстрочное примечание располагается в ниж­ней части страницы, набирается меньшим размером шрифта и от­деляется от основного текста прямой линией.

Список литературы является частью курсовой работы, отража­ющей самостоятельную творческую работу студента.

В список литературы включаются только те источники, на кото­рые есть ссылки в тексте и которые фактически были использова­ны при подготовке курсовой работы.

В начале списка помещают законодательные и нормативные ис­точники. Последовательность расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нор­мативно-правовых актов федерального назначения в Собрании за­конодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-пра­вовые акты располагаются в соответствии с их иерархической при­надлежностью.

Прочие источники даются в алфавитном порядке. Иностранные источники приводятся в алфавитном порядке после перечня источ­ников, изданных на русском языке. В конце списка указываются электронные средства массовой информации.

Список литературы имеет общую нумерацию, то есть каждый источник имеет свой порядковый номер, который указывается в ссылке на странице курсовой работы.

Указание в тексте работы номера и страницы источника заклю­чается в квадратные скобки. Например, ссылка [12, с. 55] означает источник под номером 12 в вашем списке литературы и 55-ю стра­ницу источника. Размещать ссылки на литературный источник в виде сносок не следует.

Ниже приведены примеры библиографического описания раз­личных видов изданий:

■нормативные документы:

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. (в редакции от 18 декабря 2006 г.);

■книги (учебники, учебные пособия, словари, справочники и др.):

Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): учеб­ное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009;

Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Финансовый словарь. — М.: ИНФРА-М, 2005;

■книги авторских коллективов:

Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007;

■ статьи в газетах и журналах:

Ефимова О.В. Годовой отчет как инструмент создания стоимос­ти компании // Экономика и жизнь. — 2009. — № 5. — С. 16;

■электронные средства массовой информации:

http://www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финан­сов РФ);

http://www.eg-online.ru (сайт еженедельника «Экономика и жизнь»).

Приложения располагаются после списка литературы. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с соответствующим порядко­вым номером (например: ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Страницы приложе­ний нумеруют в общем порядке.

В оглавление (план) курсовой работы приложения включаются в виде самостоятельной рубрики одной строкой «Приложения».

Готовая курсовая работа, в которую внесены исправления с учетом замечаний преподавателя, оформленная согласно установ­ленным требованиям, отредактированная и подписанная студен­том, представляется преподавателю для окончательного контроля и подготовки рецензии.

6. Подготовка к защите

Преподаватель дает свое разрешение на допуск к защите в форме письменной рецензии на курсовую работу.

В случае нарушения студентом требований преподавателя при написании курсовой работы, а также при обнаружении заимствова­ний из работ, защищенных ранее, курсовая работа не допускается к защите, при этом рецензент представляет аргументацию своего ре­шения в письменном виде.

Не допускаются к защите любые варианты курсовых работ по совпадающей тематике, найденные в сети Интернет, сканирован­ные варианты учебников и учебных пособий, а также копии ранее написанных студенческих работ.

Если работа не допущена к защите, то при представлении повтор­но выполненной работы следует приложить рецензию на ее преды­дущий вариант.

Преподаватель имеет право заменить тему при повторном напи­сании работы.

Текст рецензии вкладывается в курсовую работу. В рецензии оце­нивается работа студента, содержится анализ основных положений курсовой работы, подходов к раскрытию темы, обоснованность выводов, даются замечания и т.п.

7. Защита курсовой работы

Защита курсовой работы проходит в соответствии с расписанием.

Студент в день защиты представляет оформленную курсовую работу, рецензию и электронный вариант работы на дискете.

Студент должен свободно ориентироваться в своей курсовой ра­боте — уметь отразить актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, кратко изложить суть проведенного исследования, отме­тить выявленные в процессе анализа недостатки и сформулировать предложения по их устранению, показать возможные направления совершенствования, а также привести методику расчета показате­лей расчетной части работы.

При подготовке к защите следует внимательно ознакомиться с рецензией. Особое внимание следует уделить отмеченным замеча­ниям и заранее подготовиться к ответу на них.

В процессе защиты студенту задаются вопросы по теме защища­емой работы. Ответы должны быть краткими и исчерпывающими. При выставлении общей оценки учитывается ряд факторов:

■ содержание и оформление курсовой работы;

■ полнота реализации цели и задач исследования;

■ оценка выполнения расчетной части работы;

■ доклад студента;

■ использование математических методов и информационных технологий;

■содержание рецензии и предварительная оценка преподавателя;

■ ответы студента на замечания, содержащиеся в рецензии, и во­просы преподавателя.

Оценка «отлично» ставится, если:

■ глубоко и всесторонне изучены научная и учебная литература по теме курсовой работы;

■ работа содержит элементы творческого подхода;

■ предложения и выводы достаточно обоснованы;

■ широко освещен практический аспект рассматриваемых вопросов;

■ сформулированы конкретные рекомендации для практики;

■ расчетная часть выполнена без ошибок;

■ при оформлении курсовой работы не допущено нарушений;

■ даны обстоятельные и верные ответы на все вопросы препода­вателя.

Оценка «хорошо» ставится, если:

■ курсовая работа выполнена на высоком теоретическом уровне, но элементы творческого подхода отсутствуют;

■ тема курсовой работы получила полное и всестороннее теорети­ческое освещение, но недостаточно отражена ее связь с практикой;

■ допущены неточности в оформлении курсовой работы;

■ допущены неточности в расчетной части, а также при ответе на устные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

■ студент правильно осветил основные разделы темы, но в рабо­те не прослеживается творческий и самостоятельный подход;

■ отсутствует логичность и стройность в изложении материала;

■ имеются ошибки и неточности положений, незначительные ошибки и неточности в расчетной части работы, затруднения или ошибки в ответах на устные вопросы;

■ нарушены требования к оформлению курсовой работы. Студент, не защитивший курсовую работу, к экзамену не допус­кается.

8. Темы для выполнения теоретической части курсовой работы

Тема 1. Доходы от реализации продукции

1. Роль выручки от реализации продукции в формировании фи­нансовых результатов предприятия.

2. Планирование и распределение выручки от реализации про­дукции.

3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организа­ция работы финансовых служб предприятия по выполнению пла­на выручки от реализации продукции.

Тема 2. Планирование и распределение прибыли

1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике.

2. Методы планирования прибыли.

3. Распределение и использование прибыли на предприятии.

Тема 3. Организация финансов предприятий

1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях.

2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение.

3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятия.

Тема 4. Затраты на производство и реализацию продукции

1. Планирование себестоимости производства и реализации про­дукции предприятия.

2. Источники финансирования затрат на производство и реализа­цию продукции.

3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции.

Тема 5. Финансы малого бизнеса

1. Сущность и критерии малого бизнеса.

2. Организация финансов предприятия малого безнеса.

3. Способы государственной поддержки малого безнеса.

Тема 6. Финансирование воспроизводства основных фондов

1. Прямые инвестиции, их состав и структура.

2. Источники финансирования прямых инвестиций.

3. Особенности инвестиционной политики на современном эта­пе развития экономики.

Тема 7. Финансовое планирование на предприятии

1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана.

2. Методы финансового планирования.

3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Тема 8. Оборотный капитал предприятий

1. Экономическое содержание и основы организации оборотного капитала.

2. Методы определения плановой потребности в оборотном капи­тале.

3. Показатели, характеризующие эффективность использования оборотного капитала, и методика их исчисления.

9. Рекомендуемая литература

Основная

Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009.

Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Дополнительная

1. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. — М.: Книжный мир, 2005.

2. Бочаров В.В. Корпоративные финансы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.

3. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предпри­ятий). — М.: КНОРУС, 2007.

4. Ковалева А.М. Финансы: учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Кондрашова А.В. Финансы предприятий в вопросах и ответах. — М.: Лига, 2006.

6. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предпри­ятий: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007.

7. http://books.efaculty.kiev.Ua/finpd/1/ Буряковский В. В. Фи­нансы предприятий: электронный учебник, 2008.

10. Дополнительная тематика курсовых работ по дисциплине «Финансы организаций»

1. Планирование расходов организации.

2. Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия.

3. Планирование доходов организации.

4. Система цен и порядок ценообразования.

5. Сущность выручки от реализации продукции и основные фак­торы ее роста.

6. Использование выручки от реализации продукции.

7. Сущность и функции прибыли предприятия.

8. Основные резервы роста прибыли предприятия.

9. Планирование прибыли организации.

10. Распределение и использование прибыли на предприятии.

11. Денежные фонды и резервы организации.

12. Финансовые ресурсы организации.

13. Налогообложение организаций.

14. Сущность оборотных средств предприятия и основные прин­ципы их организации.

15. Основные источники формирования оборотных средств пред­приятия.

16. Определение потребности в оборотных средствах организации.

17. Методы нормирования оборотных средств предприятия.

18. Оценка эффективности использования оборотного капитала предприятия.

19. Пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.

20. Состав и оценка основных фондов организации.

21. Пути повышения эффективности использования основных средств предприятия.

22. Амортизация основных фондов, способы ее начисления и методы планирования.

23. Нематериальные активы организации.

24. Инвестиционная политика организации.

25. Финансовые инвестиции организации.

26. Финансовое планирование в организации.

27. Бюджетирование и порядок его организации на предприятии.

28. Финансовые службы организации.

29. Финансовый анализ.

30. Оценка финансового состояния: оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

31. Оценка финансового состояния: оценка кредитоспособности и ликвидности баланса организации.

32. Оценка финансового состояния: оценка финансовых резуль­татов организации.

33. Оценка финансового состояния: оценка угрозы потенциаль­ного банкротства организации.

34. Система показателей рентабельности предприятия.

35. Управление финансовыми рисками организаций.

36. Денежные расчеты в организации.

37. Особенности финансов организаций различных организаци­онно-правовых форм.

38. Отраслевые особенности организации финансов.

39. Финансы организаций малого бизнеса.

11. Указания по выполнению расчетной части курсовой работы

Расчетная часть является самостоятельной частью курсовой ра­боты и выполняется по вариантам, предусмотренным методически­ми указаниями. Ко всем расчетам необходимо дать пояснения хода их выполнения. Формы расчетов следует скопировать на отдельные листы бумаги. Расчетную часть курсовой работы рекомендуется вы­полнять с применением системы электронных таблиц Microsoft Excel.

Составление баланса доходов и расходов (финансового плана) промышленного предприятия осуществляется по следующему ал­горитму.

1. Исчислите и распределите амортизационные отчисления (табл. 4). Сумма амортизационных отчислений определяется ис­ходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведенных в исходных данных (табл. 3).

2. Рассчитайте смету затрат на производство продукции (табл. 1 или табл. 2). При определении производственной себестоимости товарной продукции необходимо обратить внимание на особенно­сти учета изменения остатков незавершенного производства и ос­татков расходов будущих периодов при их увеличении или сокра­щении. Изменение остатков незавершенного производства опреде­ляется после расчета потребности предприятия в оборотных сред­ствах (табл. 13), где прирост (+) или снижение (-) норматива по не­завершенному производству и является изменением по строке 8 сметы.

3. Рассчитайте потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года и их прирост (табл. 13), используя дан­ные табл. 12.

Потребность в оборотных средствах по статьям «Производствен­ные запасы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (пла­нового) оборота по соответствующим статьям затрат на производ­ство на IV квартал. Используя данные по сметам I и II, рассчитай­те величину однодневного (планового) оборота:

■ по производственным запасам — исходя из величины матери­альных затрат;

■ по незавершенному производству — исходя из себестоимости валовой продукции;

■ по готовой продукции — исходя из производственной себесто­имости товарной продукции.

Величину остатков по счету «Расходы будущих периодов» на конец периода исчислите на основе данных сметы, где в строке 9 указано изменение этих остатков. Данные о величине остатков на начало года приведены в табл. 12.

Если при расчете потребности в оборотных средствах выявляет­ся ее снижение на конец года, то средства, высвобождающиеся из оборота, направляются на покрытие расходов, осуществляемых из прибыли.

4. Определите объем реализуемой товарной продукции и прибы­ли от продаж (табл. 6) на основе данных табл. 5. Остатки готовой продукции на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях по условию задания (табл. 5) и данных сметы затрат на произ­водство на IV квартал. Используя данные об отпускных ценах и производственной себестоимости товарной продукции, исчислите однодневный оборот.

5. Определите источники капитальных вложений на производ­ственное и непроизводственное строительство (табл. 11). Дополни­тельные данные приведены в табл. 10, 14 и смете затрат.

6. Составьте проект отчета о прибылях и убытках (табл. 8). Дан­ные для расчета представлены в табл. 6, 7.

При расчете прибыли (убытков) планируемого года исходите из того, что в ее состав входит прибыль от реализации продукции и про­чих доходов за минусом прочих расходов. Примените классифика­цию доходов и расходов, данную в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) с учетом требований главы 25 Налогового кодекса РФ.

При составлении табл. 8 следует учесть, что не все прочие дохо­ды и расходы расшифровываются. Вы имеете право расширить таб­лицу и дополнить соответствующие сводные строки расшифровка­ми всех или наиболее значимых видов доходов и расходов.

Выручка от реализации выбывшего имущества отражается как прочие доходы (строка 7), расходы по реализации выбывшего иму­щества — как прочие расходы (строка 8).

По строке 4 «Проценты к получению» отражаются прочие дохо­ды в виде процентов по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам и т.п., за предоставление в пользование денежных средств организации, использование кредитной организацией де­нежных средств, находящихся на счете организации.

При этом организация, имеющая финансовые вложения в цен­ные бумаги других организаций, отражает доходы, подлежащие получению по акциям по сроку в соответствии с учредительными документами, по строке 6 «Доходы от участия в других организаци­ях». Эти доходы облагаются налогом на прибыль по ставке 9%.

По строке 5 «Проценты к уплате» раздела «Прочие доходы и рас­ходы» отражаются расходы, в сумме причитающиеся в соответ­ствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Значение строки 7 «Проценты к уплате» в табл. 7 определяется на основании расчетов строки 9 табл. 11.

7. Рассчитайте налог на прибыль (табл. 9) в соответствии с дей­ствующими ставками, определенными ст. 284 Налогового кодекса РФ.

8. Заполните таблицу «Распределение прибыли планируемого года» (табл. 15), используя данные, приведенные в других таблицах. При недостаточности прибыли на плановые мероприятия примите решение о корректировке показателей распределения прибыли и аргументируйте принятое решение. Самостоятельно примите реше­ние о суммах выплачиваемых дивидендов и погашаемых долго­срочных ссуд.

9. Составьте баланс доходов и расходов — финансовый план (табл. 18). Предварительно проверьте соответствие расходов и до­ходов, используя «шахматку» (табл. 17). При расчете средств на содержание объектов социальной сферы и расходов на НИОКР воспользуйтесь данными, приведенными в табл. 16.

Заполнение «шахматки» производится по данным разработан­ных таблиц. По вертикали расположены строки расходов, по гори­зонтали — графы источников финансирования этих расходов. Рас­четы в «шахматке» допускают двойной счет, так как цель составле­ния этой таблицы — сбалансирование расходов с источниками. Поскольку прибыль включает выручку от продаж и прочие доходы и, в свою очередь, является источником расходов организации, она указана и в доходах (по горизонтали), и в расходах (по вертикали).

Высвобождение средств из оборота показывается как снижение потребности в оборотных средствах по строке «Прирост собствен­ных оборотных средств» (со знаком минус) и как дополнительный источник прибыли по строке «Прибыль» (со знаком плюс).

Разделы баланса доходов и расходов предприятия заполняются на основе данных условия задания и проведенных студентом расчетов.

Все расчеты должны производиться с точностью до целых чисел.

10. Составьте краткую пояснительную записку к финансовому плану, в которой необходимо:

■ охарактеризовать величину и структуру доходов и расходов организации, ее взаимоотношения с кредитными организациями и бюджетом, источники финансирования капитальных вложений и распределение прибыли;

■ сделать выводы об обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования;

■ дать подробные объяснения проведенных расчетов.

Без составления пояснительной записки в соответствии с указан­ными требованиями курсовая работа не может быть оценена поло­жительно.


12. Расчетная часть курсовой работы

Смета I затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс. руб.

Формы расчетов для составления баланса доходов и расходов организации

Таблица 1
Стр. Статья затрат Вариант сметы
1.1 1.2
Всего на год В том числе на IV квар­тал Всего на год В том числе на IV квар­тал
           
  Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) 36 540 9 135 33 000 8 250
  Затраты на оплату труда 17 608 4 402 17 440 4 360
  Амортизация основных фондов*        
  Прочие расходы — всего* В том числе:        
4.1 Уплата процентов за крат­косрочный кредит        
4.2 Налоги, включаемые в се­бестоимость* В том числе:        
4.2.1 Взносы в государственные внебюджетные фонды (30%)*        
4.2.2 Прочие налоги        
4.3 Арендные платежи и дру­гие расходы        
  Итого затрат на производ­ство*        
  Списано на непроизводст­венные счета 10 238 2 560    
  Затраты на валовую про­дукцию*        
  Изменение остатков неза­вершенного производства*        

Окончание таблицы 1
           
  Изменение остатков по расходам будущих перио­дов -12 -3    
  Производственная себе­стоимость товарной про­дукции*        
  Внепроизводственные (коммерческие) расходы 5 261 1 315 5 266 1 413
  Полная себестоимость то­варной продукции*        
  Товарная продукция в от­пускных ценах (без НДС и акцизов) 85 200 21 550 88 000 24 000
  Прибыль на выпуск товар­ной продукции*        
  Затраты на 1 рубль товар­ной продукции*        
* Определить.
Смета II затрат на производство продукции открытого акционерного общества, тыс. руб.

 

 

Таблица 2
Стр. Статья затрат Вариант сметы
2.1 2.2
Всего на год В том числе на IV квар­тал Всего на год В том числе на IV квар­тал
           
  Материальные затраты (за вычетом возвратных отхо­дов) 10 520 2 630 9 650 2 413
  Затраты на оплату труда 17 300 4 325 16 800 4 200
  Амортизация основных фондов*        
4. Прочие расходы — всего* В том числе:        
4.1 Уплата процентов за крат­косрочный кредит        

 

Окончание таблицы 2
           
4.2 Налоги, включаемые в се­бестоимость* В том числе:        
4.2.1 Единый социальный налог (26%)*        
4.2.2 Прочие налоги        
4.3 Арендные платежи и дру­гие расходы        
  Итого затрат на производ­ство*        
  Списано на непроизводст­венные счета        
  Затраты на валовую про­дукцию*        
  Изменение остатков неза­вершенного производства*        
  Изменение остатков по расходам будущих перио­дов     -27 -7
  Производственная себе­стоимость товарной про­дукции*        
  Внепроизводственные (коммерческие) расходы 1 463   1 215  
  Полная себестоимость то­варной продукции*        
  Товарная продукция в от­пускных ценах (без НДС и акцизов) 81 560 20 390 81 250 20 310
  Прибыль на выпуск товар­ной продукции*        
  Затраты на 1 рубль товар­ной продукции*        
* Определить.

 

Таблица 3

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды

К смете I

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортиза­ция, на начало года — 15 530 тыс. руб.

  Февраль Май Август Ноябрь
Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб. 4 100     3 600
Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.   6 360 1 070  

 

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного обору­дования (в действующих ценах) — 1030 тыс. руб.

Средневзвешенная норма амортизационных отчислений:

■ для варианта 1.1 — 13,5%;

■ для варианта 1.2 — 14,0%.

К смете II

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортиза­ция, на начало года — 22 420 тыс. руб.

  Февраль Май Август Ноябрь
Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.   5 200 10 450  
Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.       9 890

 

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного обору­дования (в действующих ценах) — 2780 тыс. руб.

Средневзвешенная норма амортизационных отчислений:

■ для варианта 2.1 — 12,5%;

■ для варианта 2.2 — 14,5%.

Таблица 4

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

Стр. Показатель Сумма, тыс. руб.
     
  Стоимость амортизируемых основных производствен­ных фондов на начало года  
  Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов  
  Среднегодовая стоимость выбывающих основных про­изводственных фондов  
  Среднегодовая стоимость полностью амортизирован­ного оборудования (в действующих ценах)  
  Среднегодовая стоимость амортизированных основ­ных фондов (в действующих ценах) — всего  
  Средняя норма амортизации  
  Сумма амортизационных отчислений — всего  
  Использование амортизационных отчислений на капи­тальные вложения  
Таблица 5

 

Данные к расчету объема реализации продукции и прибыли

Стр. Показатель Вариант сметы, тыс. руб.
1.1 1.2 2.1 2.2
           
  Фактические остатки нереализованной продукции на начало года
1.1 В ценах базисного года без НДС и акцизов 2 500 2 500 2 430 2 430
1.2 По производственной себестои­мости 1 950 1 950 1 460 1 460
  Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года
2.1 В днях запаса        
2.2 В действующих ценах (без НДС и акцизов)*        
2.3 По производственной себестои­мости*        
* Определить.

 

Таблица 6

Стр. Показатель Сумма, тыс. руб.
     
  Фактические остатки нереализованной продукции на нача­ло года  
1.1 В ценах базисного года без НДС и акцизов  
1.2 По производственной себестоимости  
1.3 Прибыль  
  Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)  
2.1 В действующих ценах без НДС и акцизов  
2.2 По полной себестоимости  
2.3 Прибыль  
  Планируемые остатки нереализованной продукции на ко­нец года  
3.1 В днях запаса  
3.2 В действующих ценах без НДС и акцизов  
3.3 По производственной себестоимости  
3.4 Прибыль  
  Объем продаж продукции в планируемом году  
4.1 В действующих ценах без НДС и акцизов  
4.2 По полной себестоимости  
4.3 Прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)  
Расчет объема реализуемой продукции и прибыли от продаж

Таблица 7

Данные к расчету прибыли

Стр. Показатель Вариант сметы, тыс. руб.
1.1 1.2 2.1 2.2
           
Прочие доходы и расходы
  Выручка от реализации выбывшего имущества 7 600 7 600 8 200 8 200
  Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)     2 040 2 860
  Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий     3 442 3 001
  Расходы от реализации выбывшего имущества 5 340 5 340 4 900 4 900
  Проценты к уплате*        
  Расходы на оплату услуг банков        
  Доходы от прочих операций 10 876 10 960 17 942 18 321
  Расходы по прочим операциям 9 100 9 100 12 460 12 460
  Налоги, относимые на финансовые результаты 1 534 1 504 2 658 2 279
  Содержание объектов социальной сферы — всего* В том числе:        
12.1 Содержание учреждений здравоохранения        
12.2 Содержание детских дошкольных учреждений        
12.3 Содержание пансионата        
  Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ     1 000 1 000
* Определить.

Таблица 8

Стр. Показатель Сумма, тыс. руб.
     
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
  Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году  
  Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году  
  Прибыль (убыток) от продаж  
2. Прочие доходы и расходы
  Проценты к получению  
  Проценты к уплате  
  Доходы от участия в других организациях  
  Прочие доходы  
  Прочие расходы — всего В том числе:  
8.1 Содержание учреждений здравоохранения  
8.2 Содержание детских дошкольных учреждений  
8.3 Содержание пансионата  
8.4 Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ  
8.5 Налоги, относимые на финансовый результат  
8.6 Прочие расходы  
  Прибыль (убыток) планируемого года  
Проект отчета о прибылях и убытках

 

Таблица 9

Расчет налога на прибыль

Стр. Показатель Сумма, тыс. руб.
     
  Прибыль — всего В том числе:  
1.1 Прибыль, облагаемая по ставке 9%  
1.2 Прибыль, облагаемая по ставке 20%  
  Сумма налога к уплате по ставке 20% — всего  
  Сумма налога к уплате по ставке 9% — всего  
  Итого сумма налога на прибыль (по ставкам 20% и 9%)  
  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль  

 

 

Таблица 10

Показатели по капитальному строительству

Стр. Показатель Вариант сметы
Смета I Смета II
       
  Капитальные затраты производственного назначения, тыс. руб. В том числе: 8 100 16 725
1.1 Объем строительно-монтажных работ (СМР), выполняемых хозяйственным способом, тыс. руб. 3 500 8 100
  Капитальные затраты непроизводственного назначения, тыс. руб. 3 120 6 000
  Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, % 9,4 8,2
  Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве, тыс. руб.   1 000
  Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %    

 

Таблица 11

Расчет источников финансирования капитальных вложений

Стр. Источник Капитальные вложения, тыс. руб.
производ­ственного назначения непроизвод­ственного назначения
       
  Ассигнования из бюджета    
  Прибыль, направляемая на капитальные вложения    
  Амортизационные отчисления на основные производственные фонды    
  Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом    
  Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия    
  Прочие источники    
  Долгосрочный кредит банка    
  Итого вложений во внеоборотные активы    
  Проценты по кредиту к уплате (по ставке 18% годовых)    

 

 

Таблица 12

Стр. Показатель Вариант сметы, тыс. руб.
1.1 1.2 2.1 2.2
           
  Изменение расходов будущих периодов -12     -27
  Прирост устойчивых пассивов        
  Норматив на начало года:  
3.1 Производственные запасы 3 935 3 935 1 416 1 416
3.2 Незавершенное производство       1 122
3.3 Расходы будущих периодов        
3.4 Готовая продукция     1 567 1 567
  Нормы запаса в днях:  
4.1 Производственные запасы        
4.2 Незавершенное производство        
4.
<== предыдущая | следующая ==>
VI. Ситуационные задачи | А.Р. Бикмурзина

Date: 2015-06-11; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию