Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пермь 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

 

Кафедра гражданского права

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По написанию и оформлению курсовых работ по дисциплинам кафедры

Гражданского права для студентов, обучающихся

по направлению «Юриспруденция»

Пермь 2014


Составители: доцент Д.А. Формакидов, доцент Т.В. Шершень

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по дисциплинам кафедры гражданского права и процесса / Перм. ун-т; Сост. Д.А. Формакидов, Т.В.Шершень. – Пермь, 2014. - 10 с.

 

Рекомендовано к опубликованию на заседании кафедры гражданского права 30 января 2014 г. (протокол № 6)

 

1. ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

 

Определяясь в выборе темы, следует учесть профиль научной работы (настоящей или предполагаемой в будущем). Тема должна быть актуальна в первую очередь для самого автора. Необходимо продумать аргументацию актуальности избранной темы с позиции доктрины, законодательства и правоприменительной практики.

Научный руководитель окажет помощь в уточнении форму­лировки темы курсовой работы. Следует обратить внимание на то, что выбор и верная формулировка темы предопределяет эффективность научного исследования. Не рекомендуется в название темы включать слова «проблема», «вопрос», «аспект» и т.п., так может называться научная статья, но не курсовая работа.

Студенту важно работать с научным руководителем не эпизодически, а в строгой системе. Желательно, чтобы эти встречи равномерно были распределены в течение года, а не при­ходились на последний месяц перед защитой. К научному руководите­лю студент должен приходить с выписками из соответствующих ис­точников и черновыми набросками своих мыслей.

План работы должен быть тща­тельно продуман студентом и согласован с научным руководителем. От хорошей структуры (плана) многое зависит.

Курсовая работа может состоять из глав, поделенных на параграфы, либо только из параграфов. Постарай­тесь выделить крупные разделы, назвав их главами. Необходимо равномерное распределение материала по главам и параграфам. Параграфы главы должны быть внутренне согласованы.

В построении плана курсовой работы студент демонстрируете логику исследования. Предпоч­тительно, чтобы глав было три, хотя их может быть и две и четыре. Каждая глава может содержать несколько параграфов (не менее двух). В тексте рабо­ты вначале следует поместить заголовок главы, а затем сразу заголовок параграфа. Текста вне определенного параграфа в работе быть не должно. Предварять главы работы всегда должно введение, а замыкать заключение. В самом конце вы помещаете библиографию, состоящую из литературы, нормативных актов, изученной практики. Работа может включать в себя “приложение”. В нем можно поместить графи­ки, фотографии, образцы договоров и других документов.

Таким образом, структура курсовой работы должна выглядеть следующим образом:

титульный лист;

оглавление (содержание);

введение;

основной текст (главы и параграфы, либо только параграфы);

библиографический список (специальная литература, нормативные акты, материалы судебной практики и т.п.);

приложение (если есть).

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТИТУЛЬНОМУ ЛИСТУ

 

На титульном листе курсовой работы в верхней части по центру указывается полное наименование учебного заведения, в котором обучается сту­дент. При подчинении этого учебного заведения какому-либо мини­стерству - указывается также название соответствующего министерст­ва. Далее – юридический факультет и соответствующую кафедру. Строго по центру листа указывается тема работы заглавными буквами. Ниже справа отмечается: курсовая работа студента ___группы, __ курса, ___ отделения, направления подготовки, фамилия, имя и отчество студента; далее следует указание научного руководителя, его фамилии, имени, отчества, ученой степени и ученого звания. В конце листа место и время выполнения работы (год и город). Образец оформления титульного листа курсовой работы в приложении 1.

Курсовая работа представляется на кафедру в папке-скоросшивателе, листы работы должны быть пронумерованы, титульный лист входит в нумерацию, номер на нем не ставится.

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ

 

Во-первых, во введении необходимо четко аргументировать ак­туальность темы, объяснить собственный выбор. Желательно при этом избегать казенных трафаретов и штампов. Студент должен постараться объяснить, чем близка данная тема ему, насколько остро дан­ный вопрос стоит в нашей стране. Обязательно должны быть привле­чены статистические данные.

Во-вторых, автор должен обозначить степень исследованности проблемы. В этой части кратко освещается изученная литература, на­зываются основные работы и авторы. Здесь необходимо объяснить, что опубликованных работ нет или явно недостаточно для разрешения круга назревших проблем. Студентом дается краткая оценка существующей литературе, глубине исследований тех авторов, с работами которых ознакомился и на которых базируется исследование.

В-третьих, необходимо объяснить логику построения и изложения материала работы, ответить на вопрос: почему избрана именно такая последова­тельность изложения материала, какие проблемы опущены, на каких пожелали сделать акцент.

В-четвертых, важно кратко описать эмпирическую базу исследования, отметить собранную практику (где: в каких правоохранительных органах и какую практику удалось собрать и проанализировать. Здесь же дается оценка опубликованной практике, на изучении которой строится работа.)

В-пятых, студент должен четко сформулировать цель и задачи, те кон­кретные результаты, которых он собирается достичь. Например, пред­ложить такую-то теоретическую конструкцию, сформулировать иную диспозицию такой-то статьи или статей, представить проект нормативного акта, разработать его структуру и содержание.

Введение обычно занимает 2-3 страницы текста курсовой работы. Советуем приступать к написанию введения после того, как основная концепция работы уже сложилась.

 

4. РАБОТА НАД ГЛАВАМИ И ПАРАГРАФАМИ

 

Написанию авторского текста всегда предшествует кропот­ливый труд по сбору материала, как практического, так и теорети­ческого, его осмысление. Советуем завести папки, соответствую­щие каждому из параграфов плана. В них студент собирает и систематизирует материал в течение всего времени обучения. Студенту необходимо в ходе написания курсовой работы отслеживать и актуализировать практические материалы, статистические данные, обрабатывать вновь опубликованные научные статьи по теме исследования, делать вы­писки из прочитанных монографий.

Эти выписки можно делать следующим образом. Лист бумаги разделите на две части. Справа в кавычках выписать цитату из изу­ченной книги. Слева - сформулировать отношение к ней, мысли, которые появились по поводу прочитанного текста. Аналогичным обра­зом можно работать со статьями нормативных актов. После того, как объем папок будет значительным, и студент почувствует, что знания стали глубокими, можно приступать к работе над самим текстом.

Старайтесь укладываться в необходимый объем работы. Строгая логика и четкость изложения материала позволит со­блюсти следующее требование: не более 20 машинописных страниц текста курсовой рабо­ты до списка литературы (формат листа - А4; межстрочный интервал 1,5; 14 кегль Time New Roman; поля: 3 см - левое, 2 см - верхнее и нижнее, 1,5 см - правое).

 

5. СНОСКИ В ТЕКСТЕ РАБОТЫ

 

При написании текста курсовой работы надо умело ис­пользовать собранный “цитатный” материал. Сносок должно быть много, поскольку студент демонстрирует в своей работе знание мно­гочисленной литературы и умение сформулировать собственное мне­ние по поводу прочитанного.

Сноски должны быть постраничными и соответствовать следующим требованиям:

1. В тексте работы при упоминании автора необходимо сначала указать его инициалы, затем фамилию.

Например: по мнению Е.А. Суханова; как подчеркивает М.И. Брагинский; следует согласиться с мнением В.В. Витрянского; как отмечает Е.В. Вавилин.

В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.

Например: Суханов Е.А.; Брагинский М.И.; Витрянский В.В.; Вавилин Е.В.

 

2. При использовании научной работы (книги, статьи) в первый раз в сноске даются все выходные данные о ней: фамилия, инициалы автора, название, место издания, издательство, год, страница.

Например: Щенникова Л. В. Гражданско-правовое регулирование: публичные интересы, общие пользы, добрые нравы. М.: НОРМА: Инфра – М, 2013. С.20.

 

При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать: Щенникова Л.В. Указ. соч. С.23.

 

3. При использовании статьи в сноске указываются фамилия и инициалы автора, название, журнал, год, номер, страница (на которой находится соответствующий текст).

Например: Макаров О.В. Организационно-правовые формы удовлетворения жилищных потребностей и их правовой режим // Семейное и жилищное право. 2013. №6. С.38.

 

4. При использовании коллективных работ приводятся название работы, фамилия и инициалы ее ответственного редактора.

Например: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2011. С.234.

 

5. Некоторые из принятых сокращений:

 

§ с. — страница;

§ “Юрид. лит.” — издательство “Юридическая литература”;

§ “Уч. пос.” — учебное пособие;

§ “Сб. ст.” — сборник статей;

§ “СБ. науч. трудов” — сборник научных трудов;

§ “Уч. тр.” — ученые труды;

§ “Практ. пос.” — практическое пособие;

§ “Метод. пос.” — методическое пособие.

§ М., СПб. — г. Москва, г. Санкт-Петербург (названия других городов пишутся полностью).

 

Сноски на нормативные акты должны содержать следующие сведения:

 

1. При первом упоминании об акте следует в тексте или в сноске указать его полное наименование, кем и когда принят; обязательно дать источник.

Пример №1: В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 мая 1992 г. №2872-1 “О залоге”.¹

___________

¹ Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №23. Ст.1239.

 

Пример №2: Российский закон “О залоге” широко регулирует права залогодателя.¹

___________

¹ См: Закон Российской Федерации от 29 мая 1992г. №2872-1 “О залоге” (ред.06.12.2011) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №23. Ст.1239.

 

2. При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название. Однако необходимо назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к вопросу.

Пример №1: В соответствии со ст.3 закона “О Залоге”

Пример №2: В соответствии со ст.3 закона от 29 мая 1992 г.

 

3. Наименование некоторых наиболее распространенных официальных источников опубликования нормативных актов и руководящих указаний высших судебных органов, правила ссылок на них и некоторые из принятых сокращений:

§ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР — год, номер, статья, принятое сокращение — Ведомости СНД и ВС РСФСР;

  • Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ — год, номер, статья, принятое сокращение — Ведомости СНД и ВС РФ;
  • Собрание законодательства Российской Федерации — год, номер, статья, принятое сокращение — СЗ РФ;
  • Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации — год, номер, статья, принятое сокращение — САПиП РФ;
  • Собрание постановлений Правительства РСФСР — год, номер, статья, принятое сокращение — СП РСФСР;
  • Собрание постановлений Правительства Российской Федерации — год, номер, статья, принятое сокращение — СП РФ;
  • Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации — год, номер, страница, принятое сокращение — БНА РФ;
  • Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации — год, номер, страница, принятое сокращение — БВС РФ;
  • Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации — год, номер, страница, принятое сокращение — Вестник ВАС РФ.

 

Обязательно также указание на источники, в которых содержится опубликованная судебная практика.

Например: Вестник ВАС РФ. 2013. № 1. С.75-76.

 

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Обязательным требованием к научной работе студента по циви­листике является использование примеров из практики, собранных самим автором. Выбирая тему, учитывайте данное требование. Фабулу дела необходимо не просто переписать в текст работы. Этого явно не­достаточно. Пример надо использовать умело, объясняя правильность или, наоборот, неточность того или иного решения, вынесенного су­дом. Обязательна сноска на текущий архив конкретного суда.

Например: Дело № 2-215 за 2008 год //Текущий архив Дзержинского районного суда г. Перми.

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В заключении студент не должен снова возвращаться к актуальности и важности темы. Об этом уже было сказано во введе­нии. В этой части работы студент формулиру­ет собственные теоретические выводы и конкретные предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Заключение должно быть предельно четким, лаконичным. Дока­зательства того или иного вывода вы уже изложили в тексте работы, здесь же вы формулируете итоговые выводы всех глав и параграфов. Ваши предложения не обязательно должны быть абсолютно новыми, вполне возможно присоединиться к той или иной позиции, высказан­ной в юридической литературе.

 

 

13. ТРЕБОВАНИЯ К БИБЛИОГРАФИИ

 

Три составные части обязательно здесь должны присутствовать.

Первая часть - это специальная литература, состоящая из монографий, журналь­ных и газетных публикаций. Эта часть может быть единой, а может содержать особый подраздел периодической литературы, если таковой в работе использовано достаточно большое количество. В круг литературных источников могут быть включены все, которые были прочитаны и осмыслены при написании работы. Не обязательно, чтобы на этот источник имелась конкретная сноска в тексте работы. Источники специальной литературы указываются в алфавитном порядке.

Например:

  1. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Волтерс Клувер, 2009. – 360 с.
  2. Виниченко Ю.В. Исторические начала соседского права в России. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского, 2012. – 84 с.
  3. Волочай Ю.А. Приобретение права собственности на недвижимое имущество по договору: сравнительный анализ законодательства России и Германии. М.: Статут, 2013. – 224 с.
  4. Гонгало Б.М. Идеи частного права: должное и сущее // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут, Екатеринбург: Институт частного права, 2004. – 462 с.
  5. Кашанина Т.В. Частное право: учебник. М.: Эксмо, 2009. – 496 с.
  6. Концепция частного и публичного права России: монография / под ред. В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 175 с.
  7. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 240 с.
  8. Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.:Статут, 2007. – 255 с.
  9. Перевалов В.Д., Бублик В.А. Современное гражданское право – баланс частного и публичного // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут, Екатеринбург: Институт частного права, 2004. – 462 с.
  10. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2011.
  11. Сагдеева Л.В. Право на защиту права собственности в актах Европейского Суда по правам человека. М.: Статут, 2014. – 319 с.
  12. Суханов Е.А. О проблемах становления и развития российского частного права // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут, Екатеринбург: Институт частного права, 2004. – 462 с.
  13. Щенникова Л.В. Гражданско-правовая наука о национализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 4. С. 179-186.
  14. Щенникова Л.В. Гражданско-правовое регулирование: публичные интересы, общие пользы, добрые нравы. М.: НОРМА: Инфра – М, 2013. – 144c.
  15. Яковлев В.Ф. О правовой системе современной России // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут, Екатеринбург: Институт частного права, 2004. – 462 с.

 

Вторая часть - нормативные акты. Они перечисляются в опре­деленном порядке: в соответствии с их юридической силой. Вначале - законы, затем подзаконные нормативные акты:

§ Конституция Российской Федерации;

§ Федеральные законы Российской Федерации;

§ Указы Президента Российской Федерации;

§ акты Правительства Российской Федерации;

§ акты министерств и ведомств;

§ решения иных государственных органов и органов местного самоуправления

 

Нормативные акты одинаковой юридической силы перечисляются в хронологическом по­рядке. Необходимо указывать название нормативного акта, орган, его принявший, номер, дату принятия, действующую редакцию и ин­формацию об источнике официального опубликования.

Например:

1. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. 02.11.2013) //СЗ РФ. 28.01.2002. №4. Ст.251.

2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. 28.12.2013) // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

3. Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей: Указ Президента РФ от 29.06.1998 №733 // СЗ РФ. 1998. №27. Ст.3149.

4. О мерах по учету интересов субъектов Российской Федерации при управлении объектами федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 11.10.94 №1151 // СЗ РФ. 1994. №5. Ст.2714.

5. Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом: Постановление Правительства РФ от 05.01.1995 №14 (ред. 24.02.2010)// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.203.

 

Третья часть - это практика. В данном разделе указываются акты Высших судебных органов Российской Федерации, а также решения и конкретные дела, использованные при написании работы. В этой части возможны указания на инфор­мационные письма соответствующих руководящих органов, а также обзоры практики. Если кон­кретный пример уже был опубликован, то указывается источник ин­формации. Если пример взят студентом из текущих архивов правоох­ранительных органов самостоятельно, то указывается название этого органа, год и номер дела. При этом сначала указываются опубликованные дела, а затем неопубликованные.

Например:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // РГ. 2010. № 109.

2. Письмо ВАС РФ от 15.05.95 №с3-8/оп-263 «О правах кредиторов при введении моратория и о правах и обязанностях собственника при его отказе от прав собственности» // документ опубликован не был.

3. Дело № 2-215 за 2013 год // Текущий архив Дзержинского суда г. Перми.

 

Важно отметить, что перечень литературы должен быть доста­точно объемным и свидетельствовать о глубине теоретической подго­товки автора курсовой работы. Если даже ваша тема является совсем неисследованной в конкретной постановке вопроса, то всегда можно найти литературу, тесно с ней связанную, найти общетеоретический, философский, социологический ее аспекты и осветить их.

Список литературы (не считая нормативных актов и правоприменительной практики) не может быть менее 20 литературных источников (учебники, комментарии, монографии, научные статьи и т.д.).

 

  Приложение   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф
  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»  
юридический факультет
Кафедра гражданского права     РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА И ОБ УЧАСТИИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
   
  Курсовая работа студентки 2 курса очного отделения направления "Юриспруденция" Мироновой Юлии Сергеевны  
      Научный руководитель:   кандидат юридических наук, доцент Шершень Тамара Васильевна    

 

ПЕРМЬ - 2014

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по дисциплинам кафедры гражданского права / Перм. ун-т; Сост. Д.А. Формакидов, Т.В. Шершень – Пермь, 2014. - 10 с.

 

 

Составители: Дмитрий Анатольевич Формакидов

Тамара Васильевна Шершень

 

 

Редактор

Технический редактор

Корректор

 

 

Подписано в печать 2014. Формат 60 ´ 84/16. Бум.офс. №1. Печать офсетная. Усл.-печ. л. __. Уч.-изд. л. Тираж 200 экз. Заказ

 

 

Редакционно-издательский отдел Пермского университета

614600. Пермь, ул. Букирева, 15

Типография Пермского университета

614600. Пермь, ул. Букирева,15.

 


<== предыдущая | следующая ==>
от 18 февраля 2002 г. N 18 | Задание 1. Учащиеся выполняют контрольную работу, которая состоит из теоретической и практической части

Date: 2015-06-11; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию