Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К практическому занятию №12Стр 1 из 5Следующая ⇒
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии ФФМО специальность «лечебное дело»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №12
Тема: «Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечных тканей. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, механизм мышечного сокращения, регенерация».
Красноярск
1. Тема занятия: «Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечной ткани. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, механизм мышечного сокращения, регенерация» 2. Форма организации учебного процесса – практическое занятие. 3. Значение темы: С мышечными тканями связаны разнообразные формы движения организма и его функции: передвижение тела в пространстве, сердечные сокращения и передвижение крови по сосудам, передвижение пищевых масс по кишечнику, мочеиспускание, роды и др. Кроме того, мышечные ткани депонируют энергетический материал: при нарушении структуры и функции мышечных тканей возникают тяжелые заболевания. Это делает необходимым подробное изучение мышечных тканей будущим врачом. 4. Цели обучения: 4.1 Общая цель: Изучить гистофизиологию гладкой, скелетной и сердечной мышечной ткани, источники развития, морфофункциональную характеристику, механизм мышечного сокращения, регенерацию мышечных тканей. 4.2 Учебные цели: · Студенты должны иметь представление о гистогенезе и источниках развития мышечных тканей. · Уметь определять в препаратах мышечные ткани в соответствии с их классификацией. · Знать классификацию, морфофункциональную характеристику гладкой, поперечно-полосатой скелетной и сердечной мышечных тканей. 4.3 Психолого-педагогическая цель: · Воспитать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал (на примере высказывания «Мертвые учат живых»). · Показать влияние физических нагрузок на развитие мышечных тканей. · Рассказать о пользе здорового образа жизни и занятии спортом.
5. Место проведения занятия – учебная комната. 6. Оснащения занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты №123а, 77, 66, компьютерные версии гистологических атласов.
7. Хронокарта занятия (общая продолжительность занятия 135 минут):
8. Аннотация: Обсуждение мышечных тканей целесообразно начать с характеристики важнейшего свойства живого - сократимости. Необходимо отметить тесную филогенетическую связь мышечных и нервных образований. Обратить внимание на многообразие функций мышечной ткани (сократительная, термопродукция, депонирование кислорода и т.д.). Далее необходимо рассмотреть генетическую и морфологическую классификацию мышечных тканей. Конкретное рассмотрение мышечной ткани удобно начать с гладкомышечной ткани, обратив внимание на форму клетки, ядра, особенности органоидов общего типа, на наличие специализированных органелл - миофибрилл. Остановиться на расположении клеток в пучках, разделенными прослойками соединительной ткани, распространении этой ткани в организме, способности к регенерации. Далее следует перейти к изучению структуры, ультраструктуры поперечно-полосатого мышечного волокна на примере скелетной мышцы. Студенты должны увидеть симпластический характер ее структуры и вспомнить определение симпласта. Разобрать схему структурно-функциональной единицы миофибриллы - саркомера. Студенты должны уяснить причину оптической неоднородности его дисков. Пользуясь электронограммой и схемой, следует разобрать ультраструктуру поперечно-полосатой мышцы. Отметить особенности регенерации и условия, при которых возможна регенерация скелетной мышцы как органа. После этого можно перейти к вопросу о механизме мышечного сокращения. Студенты должны составить впечатления о сократительных белках - актине и миозине, о роли гликогена, АТФ, миоглобина. При рассмотрении сердечной мышечной ткани обратить внимание на особенности строения типических и атипических кардиомиоцитов. Подчеркнуть отсутствие клеточной регенерации. В заключении необходимо остановиться на вопросах эмбриогенеза и указать особенности строения мышечной ткани у новорожденных, показать возрастные изменения.
9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)
10. Тестовые задания по теме (приложение №2)
11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)
12. Рекомендации по УИРС: · Темы рефератов:
1. Общая характеристика эволюционной динамики мышечных тканей. 2. Механизм сокращения гладкой мышечной ткани. 3. Молекулярные основы сокращения поперечно-полосатых мышечных волокон. 4. Механизм регуляции сокращения и расслабления поперечно-полосатой мышечной ткани. 5. Рост и регенерация гладкой мышечной ткани.ж · Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов. 13. Перечень практических умений: (смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).
14. Список литературы: Основная литература: 1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с. Дополнительная литература: 1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.
Методические пособия, рекомендации: 1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с. 2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с. 3. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с. 4. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с. Date: 2015-06-11; view: 484; Нарушение авторских прав |