Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К практическому занятию №12





ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

ФФМО специальность «лечебное дело»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №12

 

 

Тема: «Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и

сердечной мышечных тканей. Источники развития.

Морфофункциональная характеристика, механизм

мышечного сокращения, регенерация».

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: ассистент М.О. Филимонова

 

Красноярск

 

 

1. Тема занятия: «Мышечные ткани. Гистофизиология гладкой, скелетной и сердечной мышечной ткани. Источники развития. Морфофункциональная характеристика, механизм мышечного сокращения, регенерация»

2. Форма организации учебного процесса – практическое занятие.

3. Значение темы:

С мышечными тканями связаны разнообразные формы движения организма и его функции: передвижение тела в пространстве, сердечные сокращения и передвижение крови по сосудам, передвижение пищевых масс по кишечнику, мочеиспускание, роды и др.

Кроме того, мышечные ткани депонируют энергетический материал: при нарушении структуры и функции мышечных тканей возникают тяжелые заболевания. Это делает необходимым подробное изучение мышечных тканей будущим врачом.

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель: Изучить гистофизиологию гладкой, скелетной и сердечной мышечной ткани, источники развития, морфофункциональную характеристику, механизм мышечного сокращения, регенерацию мышечных тканей.

4.2 Учебные цели:

· Студенты должны иметь представление о гистогенезе и источниках развития мышечных тканей.

· Уметь определять в препаратах мышечные ткани в соответствии с их классификацией.

· Знать классификацию, морфофункциональную характеристику гладкой, поперечно-полосатой скелетной и сердечной мышечных тканей.

4.3 Психолого-педагогическая цель:

· Воспитать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал (на примере высказывания «Мертвые учат живых»).

· Показать влияние физических нагрузок на развитие мышечных тканей.

· Рассказать о пользе здорового образа жизни и занятии спортом.

 

5. Место проведения занятия – учебная комната.

6. Оснащения занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты №123а, 77, 66, компьютерные версии гистологических атласов.

 

7. Хронокарта занятия (общая продолжительность занятия 135 минут):

 

№ п/п Описание этапа Время Цель этапа Оснащенность Ответственный
  Организационный этап 3 мин. 1. Отметить отсутствующих 2. Мотивация темы Учебная комната Дежурный группы Преподаватель
  Определение исходного уровня знаний 30 мин.     Разбор основных вопросов теории и практики. 1. Контрольные вопросы 2. Таблицы 3. Компьютер 4. Схемы Преподаватель
  Самостоя тельная работа 65 мин.   1. Изучение гистологических препаратов с зарисовками (карта ООД, приложение №4) 2.Компьютер ные программы 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Альбомы 4. Карандаши 5. Ручки 6. Компьютер     Преподаватель Дежурный группы
  Определение конечного уровня знаний 25 мин.     1. Закрепление изученного материала 1. Вопросы для самоподготовки (приложение №1) 2. Тестовые задания (приложение №2) 3. Ситуационные задачи (приложение №3) Преподаватель
  Подведение итогов 10 мин. 1. Подписание рисунков 2. Коррекция рисунков 3. Проставление оценок   Альбом Преподаватель
  Домашнее задание 2 мин. Тема: Диагностика №2 1. Лекции 2. Учебные пособия 3. Методическая разработка по самоподготовке Преподаватель

 

 

8. Аннотация:

Обсуждение мышечных тканей целесообразно начать с характеристики важнейшего свойства живого - сократимости. Необходимо отметить тесную филогенетическую связь мышечных и нервных образований. Обратить внимание на многообразие функций мышечной ткани (сократительная, термопродукция, депонирование кислорода и т.д.).


Далее необходимо рассмотреть генетическую и морфологическую классификацию мышечных тканей.

Конкретное рассмотрение мышечной ткани удобно начать с гладкомышечной ткани, обратив внимание на форму клетки, ядра, особенности органоидов общего типа, на наличие специализированных органелл - миофибрилл. Остановиться на расположении клеток в пучках, разделенными прослойками соединительной ткани, распространении этой ткани в организме, способности к регенерации.

Далее следует перейти к изучению структуры, ультраструктуры поперечно-полосатого мышечного волокна на примере скелетной мышцы. Студенты должны увидеть симпластический характер ее структуры и вспомнить определение симпласта. Разобрать схему структурно-функциональной единицы миофибриллы - саркомера. Студенты должны уяснить причину оптической неоднородности его дисков. Пользуясь электронограммой и схемой, следует разобрать ультраструктуру поперечно-полосатой мышцы. Отметить особенности

регенерации и условия, при которых возможна регенерация скелетной мышцы как органа.

После этого можно перейти к вопросу о механизме мышечного сокращения. Студенты должны составить впечатления о сократительных белках - актине и миозине, о роли гликогена, АТФ, миоглобина.

При рассмотрении сердечной мышечной ткани обратить внимание на особенности строения типических и атипических кардиомиоцитов. Подчеркнуть отсутствие клеточной регенерации. В заключении необходимо остановиться на вопросах эмбриогенеза и указать особенности строения мышечной ткани у новорожденных, показать возрастные изменения.

 

 

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

 

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

 

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

 

12. Рекомендации по УИРС:

· Темы рефератов:

 

1. Общая характеристика эволюционной динамики мышечных тканей.

2. Механизм сокращения гладкой мышечной ткани.

3. Молекулярные основы сокращения поперечно-полосатых мышечных волокон.

4. Механизм регуляции сокращения и расслабления поперечно-полосатой мышечной ткани.

5. Рост и регенерация гладкой мышечной ткани.ж

· Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).

 

14. Список литературы:

Основная литература:

1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.


4. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.







Date: 2015-06-11; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию