Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советский Союз в середине 1950 - начале 1960-х гг
1)Государственное и общественно-политическое развитие СССР в середине 1950 - начале 1960-х гг.
После смерти Сталина наметились процессы десталинизации общества, выразившиеся в либерализации внутренней и внешней политики. Они проходили на фоне острейшей борьбы за политическое лидерство в верхних эшелонах власти. Сама десталинизация стала инструментом этой борьбы. В течение 1954 г. влияние Хрущева в новом составе руководства страны становится преобладающим. Им был изменен весь стиль и содержание работы партийных органов. Заседания Президиума ЦК и пленумы стали регулярными. На них рассматривались важные народно-хозяйственные проблемы, например, освоение целины, призыв молодежи на стройки народного хозяйства и т. д. Под руководством Хрущева был взят курс на реабилитацию жертв сталинского террора. С этой целью формируется специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. К 1956 г. было снято обвинение с 16 тысяч невинно осужденных. Среди реабилитированных оказались АВ. Косарев, С.В. Косиор, М.Н. Тухачевский и др. Серьезным тормозом в реабилитации стал вопрос об ответственности ближайшего окружения «вождя» за необоснованные репрессии.
В Президиуме ЦК росли противоречия между приверженцами сталинизма (В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым и Л.М. Кагановичем), с одной стороны, и Н.С. Хрущевым и поддерживавшим его большинством членов обновленного ЦК партии, новым руководством МВД, КГБ и армии - с другой. В результате сложных закулисных комбинаций в январе 1955 г. Г.М. Маленков по решению пленума ЦК, утвержденному Президиумом Верховного Совета СССР, был освобожден от обязанностей Председателя Совета Министров страны и назначен министром электростанций. Председателем Совмина стал Н.А. Булганин, а министром обороны вместо Булганина был назначен Г.К. Жуков.
Огромную роль в десталинизации страны сыграл XX съезд КПСС (14 - 25 февраля 1956 г.). Сам съезд проходил как обычно. На нем обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана, звучали традиционные здравицы в адрес ЦК и его руководства. Минутой молчания делегаты почтили память видных деятелей партии, в том числе И.В. Сталина. Но на закрытом заседании, без гостей и прессы, с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С. Хрущев. В нем содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей, о депортации в 30 - 40-е годы целых народов. В докладе Хрущева не было полной картины репрессий и преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти. «Сталинские преступления» не распространялись на коллективизацию, голод начала 1930-х годов. Оценка происшедшего была дана в духе времени: ответственность за репрессии возлагалась на Сталина и Берию. Политическое руководство, оставшееся у власти, не несло ответственности за прошлое, и оказывалось вне критики. Пороки командно-административной системы были в конечном счете сведены к культу личности. Его причины видели в отступлении от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории, в отрицательных чертах характера Сталина. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя. При этом правильность социалистического выбора для России под сомнение не ставилась. Интересно, что текст выступления Н.С. Хрущева тогда не был опубликован в печати (впервые открыто его напечатали лишь в 1989 г.). Его чтение проходило на закрытых партийных собраниях. Но даже это дало толчок обновлению общества, вызвало глубокие перемены в общественном сознании, положило начало разрушению системы страха.
Период, начавшийся после ХХ съезда КПСС, до начала 1960-х годов получил название «оттепели» (по одноименной повести И.Г. Эренбурга). По словам И.Г. Эренбурга, «оттепель» пришла на смену трескучим морозам послевоенной поры. Это название как нельзя лучше характеризует противоречивость времени. С одной стороны, проводилась политика восстановления законности, реформировалась судебная система, вводилось новое уголовное законодательство. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Существенно сокращался список правонарушений, по которым дети 14 - 16 лет могли быть подвергнуты уголовному наказанию. В качестве основопологающего принципа судопроизводства была признана презумпция невиновности. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. В конце 1950-х годов необоснованные обвинения были сняты с большинства депортированных народов, и они смогли вернуться на историческую родину (чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы, балкарцы). Началась репатриация граждан Польши, Венгрии, Болгарии, находящихся в советских лагерях и спецпоселениях. Но вместе с тем реабилитация коснулась не всех невинно осужденных. Было отказано в возвращении на прежнее место жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 1930-е годы корейцев и выселенных в годы войны крымских татар.
«Оттепель» привела к серьезным изменениям в духовной жизни общества. Заметно ослабел идеологический пресс на творческую интеллигенцию, культура перестала быть синонимом идеологии. Были оправданы многие деятели культуры (В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, И.И. Катаев). Стали издаваться произведения ранее запрещенных авторов (И.Э. Бабеля, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.М. Зощенко). В литературе и искусстве появились имена молодых авторов (А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко). Складывается новое поэтическое течение - авторская песня, признанными лидерами которого были Б.Ш. Окуджава и А.Я. Галич. Стали выходить новые журналы («Юность», «Наш современник», «Москва», «Нева», «Иностранная литература»). Огромную популярность приобрел в эти годы журнал «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским. В творчестве многих авторов советская действительность стала изображаться честно, без прикрас (В. Овечкин, Ф. Абрамов, В. Дудинцев, А. Солженицын, В. Шукшин и др.). Положительные изменения происходят в киноискусстве: растет число снятых фильмов, в кинематограф приходят молодые, талантливые актеры, появляется интеллектуальное кино. В историю мирового искусства вошли снятые в эти годы такие фильмы, как «Тихий дон», «Летят журавли», «Идиот» и др. В Москве был открыт новый театр «Современник», основу труппы которого составили выпускники школы-студии МХАТ (О. Табаков, О. Ефремов, Г. Волчек и др.). Эти изменения породили культурный феномен «шестидесятников», которые стали главными носителями в обществе идей десталинизации и обеспечили им общественную поддержку.
Но общество в процессе демократизации стихийно пошло дальше, чем это было разрешено сверху. Стремление некоторых представителей интеллигенции углубить дозированную критику культа личности Сталина вызывало раздражение партийного руководства, которое само было продуктом той эпохи и соучастником сталинских злодеяний. За попытку переосмыслить историю КПСС к различным срокам тюремного заключения (от 6 до 10 лет) были приговорены несколько студентов и аспирантов исторического факультета МГУ. К длительному сроку тюремного заключения были приговорены два молодых ленинградских историка за написание и распространение комментариев к «секретному» докладу Н.С. Хрущева. Конечно, масштаб этих репрессий несопоставим с репрессиями сталинских времен, но и они противоречили провозглашенному курсу на соблюдение законности и демократизацию. Н.С. Хрущев и его окружение по-прежнему вмешивались в творчество работников искусства, навязывая им свое некомпетентное и категоричное мнение. В 1958 г. был подвергнут травле талантливый советский писатель Б.Л. Пастернак за роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии в области литературы. Его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. Доведенный до отчаяния, он умер. 1 декабря 1962 г. Хрущев устроил разнос художникам-абстракционистам, приказав уничтожить их выставку бульдозерами.
В годы «оттепели» не допускалась даже мысль об отказе от командно-административной системы, поэтому изменения в ней носили незначительный характер. Сохранялась политическая монополия партии. Все основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии. 1956 - 1964 гг. был временем некоторого расширения демократии в КПСС. Существенно возросла роль пленумов ЦК КПСС, что имело большое значение во внутрипартийной борьбе за власть между Хрущевым и его противниками.
В отношении рядового состава произошло немало изменений. Пытаясь найти поддержку в борьбе против партократии, Хрущев стимулировал внутрипартийную демократию. Повысилось значение партсобраний и ответственность перед ними выбранных делегатов (хотя все по-прежнему определял аппарат). Увеличилось количество конференций и съездов (с 1956 по 1961 г. прошло три съезда). Увеличилось число членов КПСС, выдвигавшихся на руководящую работу из низовых организаций. Для ослабления позиций номенклатуры в 1962 г. была осуществлена перестройка партийных органов по производственному принципу: создавались самостоятельные промышленные и сельские партийные организации. Происходила частая смена руководящих кадров. Однако в целом демократизация коснулась партии меньше, чем общества в целом, партийная бюрократия крепко держала в своих руках власть и не собиралась ее отдавать. Хотя эти меры были направлены на упрочение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.
Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем партии. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 г. в ведение республик были передано руководство судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем было упразднено Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми сессиями Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г., расширялись права союзных республик в области законодательства. К их ведению было отнесено: законодательство об устройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов (при сохранении за центром установления основ соответствующего законодательства, обязательного для всех республик); вопросы областного, краевого, административно-территориального устройства.
Демократизации государственной власти способствовали изменения в составе советских органов. К работе в них стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса Хрущева. Сторонники десталинизации, чувствуя сопротивление консерваторов, постоянно апеллировали к широким общественным слоям, ища у них поддержку и стремясь с их помощью усилить свой авторитет. В 1957 г. ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выборов для избирателей, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Одновременно стимулировалось усиление элементов самоуправления, предполагалось, что на низовом уровне со временем они заменят все административно-бюрократические институты. Вторая половина 50 - начало 60-х гг. были периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны, возникло большое количество общественных организаций, которые стали решать отдельные местные вопросы. Среди них были уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др. В них зарождались элементы коммунального самоуправления.
Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1956 г. его председателем стал Н.А. Булганин, в 1958 г. - Н.С. Хрущев. Весной 1957 г. по инициативе Н.С. Хрущева стала проводиться реформа органов управления, суть которой заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчинявшийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность. Ограничивался объем его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов взамен упраздненным (141) министерствам. При этом Госплан СССР отвечал за проведение единой централизованной политики, разработкой текущих и перспективных планов и контролем за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции. Для обеспечения научно-технического руководства отраслями промышленности в 1957-1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов (по авиационной технике, судостроению, химии и др.).
Реформа управления 1957 г. не вносила качественных изменений в экономические условия хозяйствования, планирования и управления. Она сводилась к формальной, организационно-структурной перестройке аппарата государственного управления. Но все же реорганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Однако вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР. Усложнялась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. В конечном счете, все же вернулись к отраслевому принципу управления на каждой из территорий. После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в 1964 г. реформа стала еще более активно сворачиваться, и к началу 70-х гг. была полностью восстановлена прежняя структура исполнительной власти.
Реорганизация аппарата управления промышленности стала поводом выступления консерваторов против Н.С. Хрущева. Оппозиция против него стала складываться еще после ХХ съезда КПСС. Ее возглавили В.М. Молотов, Г.М. Маленков и Л.М. Каганович. Постепенно созрел план отстранения его от власти. 18 июня 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущеву были предъявлены обвинения в экономическом волюнтаризме, в формировании культа его личности, в подрыве авторитета КПСС в международном коммунистическом движении из-за разоблачений культа личности Сталина. Президиум 7 голосами против 3 принял решение о смещении Хрущева и назначении Молотова на пост Первого секретаря ЦК. Однако Хрущева поддержала значительная часть обновленного аппарата ЦК КПСС, армия, возглавляемая Г.К. Жуковым, и КГБ. Созванный с их помощью пленум ЦК (22-29 июня) осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Молотов, Маленков, Каганович и «примкнувший к ним» Шепилов были выведены из Президиума и ЦК КПСС. Булганину был объявлен строгий выговор, впоследствии он был смещен с поста Председателя Совмина СССР и выведен из состава Президиума ЦК. Новый состав Президиума был расширен до 15 человек. В него вошли сторонники Хрущева, в том числе Брежнев, Суслов, Микоян, Фурцева и др. После отставки Булганина в 1958 г. Хрущев получает пост председателя Совета Министров СССР и начинает совмещать руководство партией и государством.
Реальную угрозу единоличной власти Хрущева теперь представлял Г.К. Жуков. Прославленный маршал имел огромные заслуги перед страной и был единственным из высшего руководства, кого не касался вопрос о вине за организацию массовых репрессий. Хрущев опасался его популярности и влияния. Он обвинил Жукова в переоценке своих воинских заслуг и в «бонапартизме». В октябре 1957 г. на пленуме ЦК говорилось, что Жуков «нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооруженными Силами, проводил линию на свертывание работы партийных организаций, политорганов и Военных Советов, на ликвидацию руководства и контроля над Армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, ее ЦК и правительства». В результате Г.К. Жуков был смещен с поста министра обороны и выведен из Президиума ЦК.
В 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, созванный для рассмотрения и утверждения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Съезд констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Выводом из этого тезиса стало утверждение, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Семилетний план рассматривался как важный шаг на пути создания материально-технической базы коммунизма.
Логическим развитием идей предыдущего съезда стал XXII съезд КПСС, состоявшийся в октябре 1961 г. На XXII съезде была утверждена новая Программа КПСС, нацеленная на построение коммунизма. В ней были поставлены задачи достижения в течение 10-20 лет превосходства по производству продукции на душу населения над ведущими капиталистическими странами, ликвидации тяжелого физического труда, создания изобилия материальных и культурных благ. Многим, в том числе Хрущеву, они казались реальными. Выступая на съезде, он заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Страна переживала эйфорию «оттепели». Нацеленность на повышение уровня жизни, на демократизацию общества, на перерастание государственного управления в общественное самоуправление поднимала экономическую и политическую активность широких слоев народа. В то же время провозглашенные на XXI и XXII съездах КПСС реформы не затрагивали основ командно-административной системы. Качественно новые задачи внутренней и внешней политики, партийного строительства предлагалось решать с помощью старого политического и экономического механизма, нередко волюнтаристскими методами. В результате было совершено немало субъективистских ошибок, осложнивших выход страны на новый этап развития и во многом скомпрометировавших начинания Хрущева.
Проводимый Н.С. Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали растущее недовольство партийно-государственного аппарата, а также хозяйственных руководителей, директорского корпуса. Даже незначительное ограничение власти бюрократии вызвало ее возмущение. Из-за бездумных и многочисленных реорганизаций и сокращений силовых ведомств оппозиционно настроены к Хрущеву были кадровые офицеры и генералитет, а также многие авторитетные работники органов государственной безопасности. Непродуманность и волюнтаризм многих решений Хрущева вызывали недоумение и разочарование в обществе, что неизбежно вело к сужению социальной базы его курса. Авторитет Хрущева особенно упал после событий в Новочеркасске (июнь 1962 г.). Многие историки считают, что с конца 1962 г. Хрущев просто не знает, что делать, и потенциал его решений исчерпывается. Не помогают и попытки углубления десталинизации (решение ХХII съезда КПСС о выносе гроба с телом Сталина из Мавзолея и захоронение его у Кремлевской стены). Общество устало от разоблачений, и действия Хрущева расценивались как сведение счетов. Он планирует новые административные преобразования системы управления, выдвигает идею перехода на восьмилетнее планирование, но получает все меньше поддержки.
В стране не существовало четкого законодательного механизма смены руководства, поэтому смещение Хрущева готовилось тайно группой партийно-государственной элиты с начала 1964 г. Наиболее активную роль в организации заговора против партийного лидера играли секретарь ЦК КПСС А.Н. Шелепин, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Г. Игнатов, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный и руководитель КГБ В.Е. Семичастный. Ставший в 1960 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев, одновременно являвшийся секретарем ЦК КПСС, занимал выжидательную позицию и непосредственно включился в подготовку заговора уже на заключительной стадии.
Когда в октябре 1964 г. Н.С. Хрущев находился на отдыхе в Крыму, в Кремле на расширенном заседании Президиума ЦК М.А. Суслов и А.Н. Шелепин поставили вопрос о смещении его со всех занимаемых постов за отход от принципов коллективности руководства, волюнтаризм и грубое администрирование. 14 октября состоялся пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК партии, Председателя Совета Министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». На октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК было признано нецелесообразным дальнейшее совмещение обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР - А.Н. Косыгин.
2)Изменения в социально-экономической сфере
С 1953 г. начинается изменение экономического курса, которое выразилось в перенесении акцента с тяжелой промышленности на сельское хозяйство и легкую промышленность. Преобразования были вызваны пониманием перемен, крайне низким, буквально кризисным положением этих отраслей и исчерпанием прежних ресурсов. Огромную роль при этом играли политические амбиции лидеров. У руководства страны отсутствовала цельная концепция развития экономики. Существовало два варианта аграрной политики. Первый был предложен Г.М. Маленковым. Он заключался в ослаблении налогового пресса и административного давления на личное подсобное хозяйство, в увеличении материальной заинтересованности крестьян в результатах своего труда и в предоставлении им элементарных социальных прав (свобода передвижения, социальное и пенсионное обеспечение, гарантированная заработная плата и т.п.). Второй вариант, инициатором которого был Хрущев, заключался в «индустриализации» сельского хозяйства, в превращении колхозов в крупные хозяйства, оснащенные мощной технической базой. Механизация и автоматизация, отказ от личного подсобного хозяйства, по мнению Хрущева, должны были максимально сблизить условия труда и жизни города с селом и ускорить переход к коммунизму.
Перемены в аграрной политике начинаются с сентябрьского (1953 г.) Пленума. На нем декларируется переход от административно-бюрократического управления к экономическим методам. Практические шаги в этом направлении предполагали повышение в несколько раз закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличение капиталовложений в аграрный сектор, значительное снижение налогов с крестьянства, аннулирование всех прежних долгов колхозов. Изменялась система планирования. Отныне централизованно определялся лишь объем поставок государству. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы в зависимости от местных условий. Оплата услуг МТС ставилась в зависимость от урожая. Увеличились поставки колхозам и совхозам сельскохозяйственных машин. После проведения этих мероприятий ситуация в сельском хозяйстве заметно улучшилась. Впервые после коллективизации оно стало рентабельным. Заметно возросли объемы производства и доходы колхозников.
Позитивные изменения в сельском хозяйстве проходили в условиях борьбы за власть между Маленковым и Хрущевым. С 1954 г. последний начинает постепенно одерживать верх и получает возможность определять экономическую политику страны. Для ускорения развития сельского хозяйства он предлагает существенно расширить посевные площади, распахав степи Северного Казахстана, Урала, Западной Сибири и Алтая. Февральско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС по его предложению принял постановление о начале освоения целинных и залежных земель. С этого времени можно говорить о фактической победе аграрного плана Хрущева.
Освоение целины превращается в широкомасштабную плановую кампанию, якобы способную в одночасье решить продовольственную проблему и утвердить новый образ жизни. Экономика здесь тесно переплетается с идеологией и коммунистическим прожектерством. Всего предполагалось освоить около 26 млн. гектаров земель. На восток выехало более 300 тыс. целинников. В основном это была молодежь, отправившаяся на освоение целины по комсомольским путевкам. В результате в сельскохозяйственный оборот было введено 32 млн. гектаров пашни. Валовой сбор зерна увеличился в 1953-1956 гг. с 82,5 до 125 млн. тонн. Особенностью целины была высокая товарность зернового хозяйства. На целине создавалась мощная материально-техническая база. К концу 50-х гг. здесь выращивалось почти 40% зерновых в СССР.
Однако освоение целины породило ряд очень серьезных проблем. Во-первых, целина обошлась стране дороже, чем могла бы обойтись при должной предварительной подготовке. Ее освоение началось при полном отсутствии инфраструктуры (дороги, зернохранилища, ремонтная база, кадры, жилье для них и т.п.). Случалось даже, что из-за отсутствия элеваторов, собранное зерно гнило на полях. Чтобы покрыть недостаток кадров на время страды, сюда посылали студентов и рабочих, специально обученных профессии механизатора. Это обусловило высокую себестоимость целинного хлеба. Рентабельность целинных хозяйств начинает расти только с середины 1960-х годов. Во-вторых, освоение шло форсированными темпами, ценой напряжения всех материальных ресурсов страны. Вся сельскохозяйственная техника, производимая в стране, направлялась в целинные районы, что неизбежно консервировало отсталость и застой сельского хозяйства в остальной части страны. В-третьих, процветали авралы и штурмовщина. Не принимались во внимание природные условия степей, не были разработаны щадящие способы обработки почв. В результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв урожайность здесь была крайне низкой. Только в Казахстане около 35% пахотных земель были разрушены эрозией. Настоящей бедой в этих районах стали пыльные бури. С середины 1960-х годов часть освоенных земель в Сибири и Казахстане вновь была переведена на пастбища.
Помимо расширения посевных площадей, решить аграрную проблему в СССР, по мнению Хрущева, было призвано повсеместное разведение наиболее эффективных сельскохозяйственных культур, в первую очередь кукурузы. Вернувшись из своей поездки по стране в 1958 г., он настаивает на широком разведении этого ценного корма для животноводства, за счет которого предполагался его резкий скачок. В начале 1960-х годов почти четверть всех пахотных земель оказалась засеянной кукурузой - «царицей полей». Посевы ржи и пшеницы сократились, сбор зерновых снизился. Но практика показала, что без внесения минеральных удобрений высоких урожаев кукурузы не будет. Начинается новая кампания по созданию производства минеральных удобрений, выдвигается лозунг «химизации сельского хозяйства». Хрущеву казалось, что положение может спасти какое-либо универсальное средство. Как панацея от всех бед использовался квадратно-гнездовой метод посадки растений, беспривязное содержание скота, раздельная уборка хлебов и ликвидация чистых паров.
Для улучшения положения в сельском хозяйстве широко применялись организационные методы. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у них технику. Это могло привести к укреплению их материально-технической базы, но фактически привело к разорению колхозов, так как даже устаревшая техника продавалась им по неоправданно высоким ценам. Экономической стабильности в сельском хозяйстве не способствовал и процесс укрупнения колхозов, начавшийся в конце 1950-х годов. Тысячи сел и деревень объявлялись неперспективными и уничтожались. Многие колхозы перестали существовать. Вновь появились колхозы-гиганты, управление которыми было крайне неэффективно. Сокращение числа колхозов и ослабление их материально-технической базы проходило на фоне наступления на личные подсобные хозяйства, которое никак не вписывалось в традиционные административно-бюрократические методы управления. Хрущев считал, что личное подсобное хозяйство способствует воспитанию индивидуалистической психологии и отвлекает людей от коммунистической перспективы.
Для улучшения положения в сельском хозяйстве Хрущев в 1962 г. предпринял попытку реорганизации управления колхозной системой на территориальном уровне. В районах были созданы колхозно-совхозные управления (КСУ), а в областях и республиках аналогичные вышестоящие органы. Вскоре КСУ наделяются функциями сельских райкомов партии, а сами райкомы ликвидируются. Обкомы КПСС были разделены при этом на промышленные и сельскохозяйственные. Это преобразование Хрущева стало одним из самых абсурдных. Вместо сокращения партийного аппарата оно привело к его разбуханию, а партийные органы официально заменили государственные.
Уже с начала 1960-х годов во всех регионах страны стал ощущаться дефицит продовольствия. В 1963 г. СССР был вынужден впервые закупить хлеб за границей, а впоследствии делал это постоянно. Сельское хозяйство все более не справляется с поставленными перед ним задачами. По итогам семилетки (1959 - 1965 гг.) рост объемов продукции сельского хозяйства составил 14% вместо 70% по плану. Обострение продовольственной проблемы означало крах аграрной политики Хрущева, не сумевшей осуществить модернизацию сельского хозяйства и отказаться от экстенсивного пути развития.
В промышленности также предпринимались попытки модернизации. Развитие советской экономики середины 50-х гг. проходило под знаком возрастания роли технического прогресса. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции (НТР) в СССР. Промышленность страны поднимается на качественно новую ступень. В ней насчитывается около 300 отраслей и видов производства. Расширилась металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Приоритет по-прежнему отдавался развитию отраслей тяжелой промышленности (группа А). В 1960 г. на долю предприятий группы «А» приходилось уже почти 73% общего объема производимой в стране продукции. По сравнению с пятой пятилеткой (1951-1955 гг.) возросли темпы капитального строительства: если каждый год в среднем в строй вступало по 600 новых предприятий, то в шестой пятилетке (1956-1958 гг.) - по 800. Темпы развития промышленности в 1956-1958 гг. составили 10-15% против планового задания в 7,6%.
Характерной чертой экономической политики в эти годы стало увеличение средств на реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих предприятий. Размещение промышленности становится более рациональным, приближенным к источникам сырья. Особенно быстро шло развитие машиностроения. Велись работы по созданию единой энергетической системы в европейской части СССР. Были введены в строй такие гигантские электростанции, как Куйбышевская, Сталинградская, Каховская. Рост энерговооруженности позволил сократить долю ручного труда. Увеличилась протяженность железных дорог, выросла их пропускная способность. С 1957 г. было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод на электрическую и тепловую тягу. В годы семилетки (1959-1965 гг.) эта тенденция сохранилась. Опережающими темпами увеличивалось производство электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической промышленности, добывались нефть и газ. Качественно изменился топливный баланс страны: в 1965 г. доля нефти и газа в нем составила 52% вместо 32% в 1958 г. Шло интенсивное строительство новых нитей нефте- и газопроводов.
Что касается легкой промышленности, то здесь развитие шло значительно медленнее. С одной стороны, хронически ощущался недостаток финансовых средств, выделяемых из бюджета, а с другой - будучи тесно связанной с сельскохозяйственным производством, она напрямую зависела от переживаемых сельским хозяйством трудностей. Причиной отставания легкой промышленности были также экономические воззрения руководства страны.
Хрущев и его окружение считали, что производство средств производства должно значительно опережать производство предметов потребления, поэтому технический прогресс не распространялся на группу Б, а в условиях «холодной войны» приобрел военно-промышленную направленность. Советские ученые занимали лидирующее положение в мире в области физики и других точных наук, что позволило осуществить прорыв в ряде отраслей и добиться впечатляющих успехов. В «приоритетных» отраслях сосредоточивались лучшие кадры и ресурсы. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин», в 1954 г. построена первая в мире атомная электростанция, 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. Советский Союз стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет человека в космос совершил советский летчик-космонавт Ю.А. Гагарин на корабле-спутнике «Восток».
Качественные сдвиги в структуре промышленности потребовали изменения форм и методов руководства ею. Для руководства внедрением в народное хозяйство достижений науки, техники и новейших технологий в 1955 г. вновь был образован Государственный комитет Совета Министров по новой технике (Гостехника СССР). В 1957 г. проводится реформа управления промышленностью и строительством. Как уже отмечалось выше, переход от отраслевого принципа к территориальному не дал ожидаемых результатов, поскольку не позволил проводить единую техническую и технологическую политику внутри отраслей. Система директивного планирования не могла оперативно реагировать на изменения, порожденные научно-технической революцией. Для этого она была слишком громоздкой и неповоротливой. Это становится тормозом индустриального развития страны.
Поиски эффективного механизма хозяйственного развития неизбежно приводили к экономическим методам управления (прибыль, цена, рентабельность). Вопрос о материальном стимулировании труда также неоднократно ставился в эти годы, в том числе и самим Хрущевым. В 1962 г. была даже создана специальная комиссия под руководством А.Н. Косыгина для анализа тенденций экономического роста и поиска путей обновления хозяйственного механизма. Однако принцип материальной заинтересованности вступал в явное противоречие с идеологическими воззрениями партийного руководства страны и пропагандистской риторикой. Считалось, что материальное стимулирование порождает «частнособственническую психологию» и «шкурные интересы».
В условиях «оттепели» возросла трудовая активность советских граждан. Инициативой снизу была рождена новая форма соревнования - движение за коммунистический труд. Начало ему было положено в октябре 1958 г. молодежным коллективом депо Москва - Сортировочная на железной дороге. Девизом движения стало - «Учиться, работать и жить по-коммунистически». Новаторы наряду с чисто производственными задачами ставили перед собой задачи социального характера, в том числе повышение уровня образования, квалификации, участие в художественной самодеятельности и т.п. «За коммунистическое отношение к труду» боролись не в одиночку, а целыми бригадами, цехами и предприятиями. В стране развернулось соревнование за звание «бригад коммунистического труда». Движение превратилось в мощную пропагандистскую кампанию. Число его участников быстро увеличивалось. Если в конце 1958 г. в соревновании за звание «бригады коммунистического труда» участвовало 35 тыс. человек, то в 1961 г. - более 20 млн. Беспрецедентный рост числа участников движения привел к его профанации и выхолащиванию. В условиях роста дефицита продуктов и товаров народного потребления моральное поощрение победителей соревнования утрачивало свои стимулирующие функции и перестало что-либо значить.
В мае 1957 г. Н.С. Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР сможет догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Поставленная задача преследовала не только экономические, но и социальные цели. Предполагалось на практике доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Поэтому одной из основных задач социальной политики в годы «оттепели» становится «повышение благосостояния народа». В январе 1957 г. была повышена заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих. В среднем повышение произошло на 35%. Был также установлен необлагаемый минимум заработной платы и снижены налоги на доходы рабочих и служащих. Прекратилась практика проведения принудительных внутренних займов. В 1956 г. в два и более раза увеличились размеры пенсий подавляющему большинству пенсионеров. Теперь пенсию по старости могли получать мужчины с 60 лет, а женщины с 55. Настоящей революцией в пенсионном деле было введение летом 1964 г. пенсий для колхозников. Реальные доходы населения за 1950-е годы увеличились в 1,6 раза. С 1956 г. продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16 - 18 лет. В течение 1956 -1960 гг. завершился перевод всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах - на 6-часовой рабочий день. Рост благосостояния имел однобокий характер. Уровень жизни советских граждан в городах был по-прежнему выше, чем в сельской местности. Но и здесь произошли положительные перемены. В 1956 г. было принято решение об авансировании оплаты труда колхозников. Теперь они получали заработную плату ежемесячно, а не только в конце года, как раньше. Возросли натуральные и денежные доходы крестьян. В 1958 г. были отменены обязательные поставки продовольствия из личных подсобных хозяйств. О росте благосостояния свидетельствует увеличение потребления промышленных и продовольственных товаров с конца 1950-х годов. Началась продажа населению товаров длительного пользования (мебель, телевизоры, холодильники и т.п.) в кредит. Рост денежной массы у населения при низких темпах производства товаров народного потребления усилил инфляцию. Поэтому в 1960 г. прошла денежная реформа, установившая курс новых денег к старым 1:10.
Годы «оттепели» ознаменовались настоящим прорывом в жилищной сфере. Нехватка жилья при бурных темпах промышленного развития вела к социальной напряженности в городах. Выход был найден в индустриальном методе строительства. В 1954-1957 гг. была принята серия постановлений о переходе к типовому домостроению. При этом осуждались «парадность и украшательство» в архитектуре. В проектах типовых домов до физиологического минимума сокращались «дополнительные площади» (коридоры, ванны, кухни). Значительно опускались потолки и сужались лестничные клетки. Кладовки, мусоропроводы и лифты не предусматривались как «удорожающие» факторы. Это были неудобные квартиры с плохой звукоизоляцией. Они вошли в историю под названием «хрущоб». Все же следует помнить, что с помощью этих типовых застроек удалось в короткий срок снять жилищный кризис в стране. На более комфортное жилье в стране не было средств. Люди, ютившиеся в общежитиях, коммуналках и бараках, мечтали даже об этих отдельных квартирах. С 1955 по 1964 гг. новоселье справили около 54 млн советских граждан.
Однако иллюзии, вызванные у широких слоев населения продекларированной руководством страны программой, нацеленной на создание высокого уровня жизни советского народа и на демократизацию советского общества, довольно быстро развеялись. С 1962 г. провал экономической политики Хрущева стал очевидным. Прилавки магазинов опустели, на часть продуктов были введены карточки. В июне 1962 г. правительство приняло решение о повышении розничных цен на мясо, молоко, масло, мотивируя его необходимостью быстро увеличить продукцию животноводства. Это постановление вызвало в стране взрыв возмущения. Донесения КГБ, непрерывно поступавшие в ЦК КПСС, сообщали о призывах к митингам и забастовкам в знак протеста против повышения цен в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске, Челябинске, Иванове, Донецке, Фрунзе, Риге, Тбилиси и других городах. Основное требование людей состояло в том, что государство не должно решать экономические проблемы за счет народа.
Но самой внушительной демонстрацией протеста против внутренней политики правительства стали события в Новочеркасске. Здесь повышение цен совпало с очередным снижением расценок, фактически означавшим уменьшение зарплаты на крупнейшем в городе предприятии - электровозостроительном заводе (НЭВЗ). Первого июня на НЭВЗе начался стихийный митинг. С красными флагами и портретами Ленина под лозунгом «Мяса, молока, повышения зарплаты!» рабочие двинулись к зданию горкома партии. Их поддержали рабочие других предприятий города. Местные власти представили экономическую забастовку как антисоветское выступление. В «бунтующий» город срочно вылетели члены Президиума ЦК и секретари ЦК Козлов, Микоян, Ильичев, Полянский, Кириленко, Шелепин. По согласованию с Хрущевым на них были двинуты танки и войска. Число жертв составило 24 человека и десятки людей ранены. В течение недели в Новочеркасске шел «открытый судебный процесс», на котором поочередно присутствовали около 5 000 представителей различных заводов. Семеро «преступников» были приговорены к расстрелу, остальные получили по 10 - 15 лет лишения свободы. В июне 1962 г. была принята 70-я статья УК РСФСР, восстановившая политические репрессии.
Внешняя политика СССР в период «оттепели» (середина 1950 - первая половина 1960-х гг.)
К середине 1950-х гг. на международной арене существовала достаточно напряженная обстановка. Продолжалась жесткая «холодная война». Шло создание военных блоков, направленных на сдерживание влияния «социалистического лагеря» (СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС). После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными странами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивало геополитические интересы СССР. ФРГ отказывалась признать послевоенные границы с Польшей и Чехословакией. Перед лицом реальной военной угрозы 14 мая 1955 г. социалистические страны (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистических стран была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В ее рамках существовало объединенное военное командование и велась координация внешнеполитической деятельности. Присутствие советских войск на территории Центральной и Юго-Восточной Европы получило юридическое основание. Создание военно-политических блоков накаляло международную обстановку, способствовало усилению конфронтации. В США с начала 1950-х годов существовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими странами. В свою очередь социалистические страны максимально ограничили контакты с капиталистическим миром. Вся их внешнеторговая деятельность проходила в рамках СЭВ.
Либерализация внутренней жизни после 1953 г. приводит к серьезным изменениям и в международной политике Советского государства. Обновленное советское руководство (в 1956 г. получил отставку министр иностранных дел В.М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28 лет этот пост занимал А.А. Громыко) руководство понимало, что «холодная война» с ее гонкой вооружений ведут мировое сообщество в тупик. Оно отказывается от нереалистичной и опасной сталинской внешней политики. Приостановке «холодной войны» способствовало успешное испытание в СССР в августе 1953 г. водородной бомбы. Оно создало временное военно-стратегическое преимущество Советского Союза и заставило западные державы изменить политику в отношении его. Начинается поиск новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Среди важнейших задач советской дипломатии на международной арене: снижение военной угрозы, завершение «холодной войны», расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире в целом.
Положительные сдвиги на международной арене начались уже с 1953 г. 27 июня этого года было наконец подписано соглашение о прекращении огня в Корее. Успехом закончилась Женевская конференция 1954 г., решения которой урегулировали ситуацию в Индокитае. Франция вывела свои войска и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. 15 мая 1955 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, парламент которой принял решение о постоянном нейтралитете.
Путь к разрядке напряженности новое руководство СССР видит и в урегулировании двухсторонних связей со многими странами. В 1955 г. дипломатические отношения были восстановлены с Австрией и Югославией. После визита в сентябре 1955 г. в Москву канцлера К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В октябре 1956 г. в результате переговоров нормализовались отношения с Японией. СССР отказался от репарационных претензий и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирного договора так и не было подписано из-за территориальных разногласий. К концу 1950-х годов Советский Союз имел торговые и дипломатические отношения более чем с 70 странами мира. В 1954 - 1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, Италии и многих других стран мира. Советским Союзом в это время была предложена новая форма внешнеполитической деятельности - публичная дипломатия.
Влияние СССР растет после вступления его в 1954 г. в ЮНЕСКО - организацию по вопросам образования, науки и культуры при ООН - и в Международную организацию труда (МОТ). В 1958 г. Советский Союз возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Импульс внешнеполитическому курсу Хрущева дал XX съезд КПСС в феврале 1956 г. На нем была сформулирована новая внешнеполитическая доктрина Советского государства, в которой провозглашался возврат к политике мирного сосуществования государств с различным общественным строем, возможность предотвращения войн в современную эпоху и признавались различные формы перехода стран к социализму. Провозглашенный курс отличался достаточной противоречивостью. С одной стороны, декларировались уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела других стран, а с другой - подчеркивалась необходимость оказания помощи как странам социалистического лагеря, так и мировому коммунистическому и национально-освободительному движению, т.е. фактически речь шла о вмешательстве во внутренние дела капиталистических и развивающихся стран. СССР не отказывался от противостояния с Западом. Мирное сосуществование понималось как специфическая форма классовой борьбы. Доктрина имела ярко выраженную классовую направленность. Она допускала использование различных способов воздействия на классовых противников на международной арене от силового давления до мирных инициатив.
В качестве главного направления в деле обеспечения мира на планете Хрущев предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил. Сокращения армии, проведенные в 1955 - 1960 гг., позволили уменьшить ее почти на 4 млн человек и довести численный состав советских войск до 2,5 млн. Значительные сокращения своих армий провели также и другие страны социалистического лагеря. Наконец, в 1957 г. СССР внес в ООН предложения о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе от применения атомного и водородного оружия, а также об одновременном сокращении вооруженных сил СССР, США и Китая до 2,5 млн, а затем до 1,5 млн человек. В 1958 г. советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на проведение ядерных испытаний и обратилось к парламентам всех стран поддержать эту инициативу. Однако разорвать порочный круг гонки вооружений в 50-е гг. так и не удалось. Западные страны скептически относились к советским предложениям и выдвигали неприемлемые условия. Осенью 1959 г. Н.С. Хрущев первым из советских руководителей посетил США. Большой резонанс в мире вызвало его выступление на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. В своей знаменитой речи он предложил полностью ликвидировать национальные армии и флот и оставить у государств лишь полицейских силы. Эта инициатива резко повысила авторитет и престиж нашей страны на международной арене и способствовала ослаблению напряженности в советско-американских отношениях.
Однако советское руководство не было искренним в своем стремлении к миру. Видимо, правильнее считать, что оно старалось выиграть время в гонке вооружений. Мирные инициативы Советского государства выдвигались на фоне значительных успехов советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР были успешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Одновременно началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской Армии, но и создание нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (с 1962 г.). Помимо этого, ракетно-ядерное оружие получил и подводный флот ВМФ СССР. Давление на противника «с позиции силы» по-прежнему оставалось главным инструментом советской внешней политики. Как заявлял Хрущев, «другой политики не может быть, другого языка наши противники не понимают». Именно благодаря угрозе советского «ядерного возмездия» в 1956 г. удалось предотвратить объединенную агрессию стран Запада против Египта в период Суэцкого кризиса. СССР значительно укрепил, а затем последовательно расширил сферу советского влияния в странах, освободившихся от колониальной зависимости как в Азии, так и в Африке.
Расширение многосторонних отношений с социалистическими странами являлось одним из приоритетных направлений внешней политики СССР. Новым в отношениях с социалистическими странами стала десталинизация - разоблачение культа личности, отказ от теории и практики сталинизма. Из Москвы прозвучал призыв к лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения, объединявшего противников сталинской модели социализма. Ослабление цензуры и реабилитация политзаключенных усилили критику режимов и привели к радикализации населения. Летом 1956 г. в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Лишь благодаря гибкой политике вновь пришедшего к власти Генерального секретаря Польской объединенной рабочей партии В. Гомулки удалось предотвратить широкомасштабное военное «умиротворение» Польши с помощью советских войск.
Под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре - октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе с Имре Надем попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы, разорвать союзнические отношения с СССР и другими странами народной демократии, добиться вступления в НАТО. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона. Был прекращен тотальный контроль над всеми сторонами жизни венгерского общества со стороны карательных органов. По требованию правительства Надема части советских войск, расквартированные в Будапеште и других городах, были выведены из страны. Одновременно была открыта граница с Австрией. Апогеем венгерской «октябрьской революции» стали события 23 октября 1956 г., когда собравшиеся на митинге в Будапеште вооруженные студенты и рабочие разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальное обращение «временного рабоче-крестьянского правительства» Я.Кадара). В ночь на 4 ноября Будапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено. Погибло около 2,5 тыс. повстанцев, десятки тысяч венгров были ранены, многие эмигрировали из страны. Власть компартии и союзнические обязательства ВНР по отношению к СССР и странам ОВД были восстановлены.
После событий в Венгрии тенденция некоторой либерализации была прекращена, усилился идеологический нажим и более жестким стал контроль над политической обстановкой в странах социалистического лагеря. Единство в нем теперь держалось на войсках ОВД.
Вторая половина 1950-х годов ознаменована резким ухудшением отношений с КНР. С 1957 г. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Mao Цзэдун открыто начал претендовать на роль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китай уже больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в семье социалистических народов. Попытки Москвы сгладить советско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР: В 1960 г. Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, которая поддержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В 1962 г. советско-албанские отношения были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы «оттепели» начинается нарушение единства стран социализма.
Конец 1950 - начало 1960-х годов стал временем крушения колониальной системы. Укреплению связей со странами «третьего мира» («развивающимися» странами) СССР уделял большое внимание по двум причинам. Во-первых, привлечением освободившихся стран на свою сторону он пытался удержать баланс сил на мировой арене. Как только ослабевала помощь Советского Союза, в них автоматически росло влияние США. Во-вторых, ХХ съезд КПСС причислил национально-освободительное движение, наряду с коммунистическим и рабочим движениями, к составным частям мирового революционного процесса. Поэтому расширение сотрудничества с этими странами рассматривалось как форма борьбы с мировым империализмом. «Развивающиеся» страны получали от СССР серьезную дипломатическую поддержку, но самое главное, огромную финансовую помощь. Особенно тесные контакты сложились с Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительстве промышленных предприятий и других объектов. С помощью советских специалистов в Индии был возведен Пхилайский металлургический комбинат, а в Египте Асуанская плотина. Всего же за это время при финансовой и технической поддержке СССР было построено в разных странах мира около 6 тыс. промышленных объектов.
Важнейшей проблемой международной обстановки в Европе этого периода являлось урегулирование германского вопроса, который теперь заключался в определении статуса Западного Берлина. Согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г., столица Германии, как и вся территория страны, была разделена на оккупационные зоны. Советская зона в 1949 г. превратилась в ГДР, а Берлин стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом. Целью являлась ликвидация «форпоста империализма на социалистической немецкой земле». Принципиальное решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено (в соответствии с договоренностями между Хрущевым и Эйзенхауэром) на май 1960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет - разведчик У-2 (пилот Ф.Пауэрс был задержан на месте приземления и дал показания, обличавшие его как шпиона). Отношения Восток - Запад резко обострились. Между тем берлинский кризис углублялся. Западный сектор города быстро восстановился с помощью инвестиций из США (план Маршалла). Уровень жизни в здесь был несравненно выше, чем в восточном секторе. Весной - летом 1961 г. значительная часть населения, в основном молодежь и студенчество в крупных городах, открыто выступила за изменение политического строя. В связи с этим после предварительного согласования с Москвой по инициативе руководителя ГДР В.Ульбрихта вокруг Западного Берлина в ночь на 13 августа 1961 г. была возведена стена из бетона и колючей проволоки. Эта мера позволила предотвратить «голосование ногами» против социалистического строя. Берлинский кризис отрицательно сказался на развитии международных отношений в Европе. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные испытания в атмосфере и провел серию ядерных взрывов.
Противостояние Восток - Запад вскоре поставило человечество на грань мировой войны, когда в октябре 1962 г. разразился Карибский кризис. Причина его заключалась в том, что США, пытаясь свергнуть режим Кастро, в апреле 1961 г. организовали высадку десанта в районе Плайя - Хирон. Для защиты от американской экспансии Ф.Кастро весной 1962 г. добился от Советского Союза размещения на Кубе ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Поскольку Куба провозгласила себя социалистической страной, Хрущев считал своим долгом защитить «остров свободы». Соблазняла также возможность разместить военную базу в непосредственной близости от США. С весны 1962 г. СССР начал тайно осуществлять переброску ракет. В октябре 1962 г. это стало известно американцам. Президент Д. Кеннеди объявил военно-морскую блокаду Кубы и потребовал немедленного вывоза советских ракет с острова. В полную боевую готовность были приведены не только войска США и СССР, но и НАТО и ОВД. Политические амбиции лидеров поставили мир на порог ядерной катастрофы. Но все же спасительный компромисс был найден. В ходе интенсивных переговоров по прямому проводу между Н.С. Хрущевым и Д. Кеннеди стороны договорились, что СССР уберет ракеты с Кубы, а США - из Турции и Италии. Кроме того, Кеннеди гарантировал безопасность режима Кастро. При разрешении Карибского кризиса возникла новая эффективная форма межгосударственных отношений - личные контакты глав государств. Они позволили добиться некоторого смягчения международной напряженности. Однако убийство Д. Кеннеди в ноябре 1963 г. и отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. прекратили этот процесс. С середины 1960-х годов начинается новый виток гонки вооружений.
Эмоции, пережитые в дни Карибского кризиса, со всей очевидностью показали миру необходимость договора об ограничении ядерного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США, Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Вскоре к этому договору присоединилось более ста государств.
В период «оттепели» СССР удалось добиться снижения накала «холодной войны» и упрочить свое положение одной из мировых держав.
Date: 2015-06-11; view: 5427; Нарушение авторских прав |