Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединенийСтр 1 из 2Следующая ⇒ Практическая работа №1 Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений
Цель работы: Научиться вести расчет полей допусков и посадок. Рекомендуемая литература 1. Кирилюк Ю.Є. Справочник Допуски и посадки. К.: Вища шк. Головное изд-во 1987. – 120с. 2. Козловский Н.С., Виноградов А.Н., Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения – М.: Машиностроение 1982 – 284 с. 3. Козловский Н.С., Ключников В.М., Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». М.: Машиностроение, 1983 – 304 с.
Методические указания Поверхности, размеры, отклонения и допуски. Поверхности деталей бывают сопрягаемыми и несопрягаемыми, или свободными. При этом они могут быть цилиндрическими, плоскими, коническими, эвольвентными, сложными (шлицевые, винтовые) и др. Сопрягаемыми называют поверхности, по которым детали соединяются в сборочные единицы, а сборочные единицы — в механизмы. Несопрягаемыми, или свободными, — конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей. Внутренние цилиндрические поверхности, а также внутренние поверхности с параллельными плоскостями (отверстия в ступицах, шпоночные пазы и пр.) являются охватывающими (их условно называют отверстиями; диаметры отверстий обозначают буквой D). Наружные отверстия (цилиндрическая поверхность вала, боковые грани шпонок) являются охватываемыми (их условно называют валами и обозначают буквой d). Размеры — это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.д.), они делятся на номинальные, действительные и предельные. В машино- и приборостроении все размеры в технической документации задают и указывают в миллиметрах. Номинальный размер (D) — размер, относительно которого определяют предельные размеры и отсчитывают отклонения. Номинальные размеры являются основными размерами деталей или их соединений. Сопрягаемые поверхности имеют общий номинальный размер. Действительный размер (Dr, dr) — размер, установленный измерением с допустимой погрешностью. Погрешностью измерения называется отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины. Погрешность измерения, а следовательно, и выбор измерительных средств необходимо согласовывать с точностью, которая требуется для данного размера. Предельные размеры — два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер. Больший из двух предельных размеров называют наибольшим предельным размером (Dmax, dmax), а меньший — наименьшим предельным размером (Dmin, dmin) Предельные размеры позволяют оценивать точность обработки деталей.
, (1) , (2)
Где D, d – номинальный размер, мм; ES, es – верхнее отклонение, мм; EI, ei – нижние отклонение, мм. Отклонение — это алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальными размерами. Отклонения отверстий обозначают буквой E, валов — e. Действительное отклонение (Er, er) равно алгебраической разности действительного и номинального размеров
(3) Предельное отклонение равно алгебраической разности предельного и номинального размеров. Различают верхнее, нижнее и среднее отклонения. Верхнее (ES, es) равно алгебраической разности наибольшего предельного и номинального размеров: (4) Нижнее отклонение (EI, ei) равно алгебраической разности наименьшего предельного и номинального размеров:
(5) Допуск (T — общее обозначение, TD — отверстия, Td — вала) равен разности наибольшего и наименьшего предельных размеров:
, (6) . (7) Допуск всегда является положительной величиной независимо от способа его вычисления. На чертежах допуск указывают только через предельные отклонения, например: 10. Графическое изображение допусков и отклонений. Для наглядности допуски и отклонения на деталях и соединениях изображают графически (рисунок 1). Рисунок 1 - Типовые примеры графического изображения допусков и отклонений Для графического построения полей допусков и посадок проводят горизонтальную линию 0-0, называемую нулевой. Нулевая линия — это линия, положение которой соответствует номинальному размеру и от которой откладываются предельные отклонения размеров. Положительные отклонения — вверх от нулевой линии, отрицательные — вниз. Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Оно определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поля допусков показывают зоны, которые ограничены двумя линиями, проведенными на расстояниях, соответствующих верхнему и нижнему отклонению. На схемах указывают номинальный D и предельные (Dmax, Dmin, dmax, dmin) размеры, предельные отклонения (ES, EI, es, ei) поля допусков и другие параметры. Механизмы всех машин и приборов состоят из взаимосоединяемых деталей и сборочных единиц. Характер соединений должен обеспечивать точность положения или перемещения деталей и сборочных единиц, надежность эксплуатации, простоту ремонта машин и приборов, поэтому конструкции соединений могут быть различными и к их характеру могут предъявлять различные требования. Зазором S называют разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, т.е. S=D-d. Натягом N называют разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Зазоры и натяги обеспечиваются не только точностью размеров отдельно взятых деталей, но главным образом соотношением размеров сопрягаемых поверхностей – посадкой. Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадки с зазором обеспечивают зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала). Посадки с зазором характеризуются предельными зазорами – наибольшим и наименьшим. Наибольший зазор Smax равен разности наибольшего предельного размера отверстия и наименьшего предельного размера вала (рисунок 2)
(8)
Наименьший зазор Smin равен разности наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного размера вала
(9)
Рисунок 2 – Схема допусков посадки с зазором Посадки с натягом обеспечивают натяг в соединении (поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия). Посадки с натягом характеризуются предельными натягами. Наибольший натяг Nmax равен разности наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера отверстия; наименьший натяг Nmin равен разности наименьшего предельного размера вала и наибольшего предельного размера отверстия
(10)
Предельные натяги, как и предельные зазоры, удобно вычислять через предельные отклонения:
(11)
Рисунок 3 – Схема допусков посадки с натягом
Переходные посадки дают возможность получать в соединении как зазора, так и натяга). Переходные посадки характеризуются наибольшими зазорами и наибольшими натягами (формулы 8, 10). Для переходных посадок поля допусков отверстия и вала частично или полностью перекрываются (рисунок 4). При наибольшем предельном размере вала и наименьшем предельном размере отверстия получается наибольший натяг, а при наибольшем предельном размере отверстия и наименьшем предельном размере вала – наибольший зазор. Рисунок 4 – Схема допусков переходной посадки Допуск посадки ТП равен сумме допусков отверстия и вала, составляющих соединение
(12)
Для посадок с зазором допуск посадки равен допуску натяга или разности натягов
(13) Для посадок с натягом допуск посадки равен допуску натяга или разности натягов
(14)
Для переходной посадки допуск посадки равен
(15)
|