Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хроника российского балета (1824-1941)

 

В первой половине XIX века формируется национальная театральная культура России.

Реформаторские тенденции коснулись музыкального театра. Углубление и развитие сложившихся ранее национальных традиций оперного искусства наиболее ярко воплотились в творчестве А. Н. Верстовского, а позднее в музыке М. И. Глинки — основоположника русской классической школы. На развитие отечественного балета повлиял французский романтический балет, представителями которого в России были Ш. Дидло и Ф. Гюллень-Сор, а также итальянские балерины, гастролировавшие в России и оставившие наиболее значительный след в русской культуре: М. Тальони и Ф. Эльслер.

И. Н. Иванов. Эскиз занавеса к открытию Большого театра в Москве. 1824

Большой художественной высоты достигло искусство актеров как драматического, так и музыкального театров. На сцене блистали Е. С. Семенова, А. Я. Воробьева-Петрова, А. И. Истомина, Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, О. А. Петров, А. П. Глушковский и многие другие.

Художественному оформлению драматических спектаклей в этот период еще не придавалось большого значения, действовал принцип «подборки» декораций из разных спектаклей. Постановки же опер и балетов оформлялись с большой пышностью и роскошью, с использованием различных сценических эффектов. Декорационное искусство связано с именами П. Гонзаго, А. Коноппи, А. Роллера, К. Ф. Вальца, К. О. Брауна и других.

Е. А. Телешова. Гравюра по рисунку О. А. Кипренского. Первая пол. XIX века

В январе в Москве на Петровской площади архитектором О. Бове построено здание театра, названного Малым. Театр был создан на основе московской драматической труппы. Изначально Малый театр отдавал предпочтение драматическим спектаклям, а затем и полностью был отдан драме.

На сцене петербургского Большого театра впервые выступила Екатерина Александровна Телешова, любимая ученица Ш. Дидло, исполнительница главных партий в его балетах: «Дезертир» П. Моисиньи (Луиза), «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца (Волшебница), и других. Образ Телешовой запечатлел в стихах А. Грибоедов; она послужила моделью К. Брюллову для картины «Итальянка у фонтана».

6 января в Москве открылся Большой театр (архитектор О. Бове по проекту академика А. Михайлова), построенный на месте сгоревшего в 1805 году Петровского театра. Театр открылся прологом «Торжество муз» на сборную музыку. Лучшие московские актеры изображали бога искусств Аполлона и его спутниц: муз трагедии, комедии, музыки, пения. «Обширность сцены, великолепие и удобное расположение зала для зрителей — все это превосходно, и даже напоминает знаменитые памятники древних», — писали газеты.

К. А. Кавос. Литография 1 пол. XIX в.

На сцене московского Большого театра Адам Павлович Глушковский, танцовщик и балетмейстер, поставил балет К. Кавоса «Рауль де Крике, или Возвращение из крестовых походов». По окончании Петербургской балетной школы Глушковский танцевал сначала на петербургской сцене, затем в 1812 году был переведен в Москву, где долгое время являлся ведущим балетмейстером. Он первым обратился к творчеству А. Пушкина: еще в 1821 году поставил балет Ф. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Вскоре балет был перенесен и на петербургскую сцену. В последующие годы создал ряд балетов, среди которых: «Три пояса, или Русская Сандрильона» по поэме В. Жуковского на музыку Д. Штейбельта (1826), «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Кавоса (1827), «Черная шаль» на стихи А. Пушкина и сборную музыку разных композиторов (1831). В 1831 году покинул театр.

А. П. Глушковский в роли Рауля де Крике в балете К. А. Кавоса «Рауль де Крике, или Возвращение из крестовых походов». Гравюра 1 пол. XIX в.

Должность инспектора музыки московских театров занял Алексей Николаевич Верстовский, композитор, певец, актер-любитель, обладающий блестящим административным даром.

Шарль-Луи Дидло, шведский балетмейстер, работавший в России, поставил балет К. Кавоса «Федра и Ипполит». Во время своего второго приезда в Россию Дидло создал ряд балетов на мифологические сюжеты: «Ацис и Галатея» (1816, музыка К. Кавоса), «Тезей и Ариадна, или Поражение Минотавра» (1817, музыка Ф. Антонолини), «Кавказский пленник, или Тень невесты» (1823, по поэме А. Пушкина на музыку К. Кавоса), «Сумбике, или Покорение Казанского царства» (1829, музыка И. Сонне). Оставил службу в 1831 году.

Умер Дмитрий Степанович Бортнянский, знаменитый русский композитор и первый «Директор вокальной музыки» (управляющий придворной певческой капеллы). В этой должности он оставался до самой смерти. Бортнянский многое сделал для развития русской инструментальной музыки; им написаны первые в России лирические оперы «Сокол» и «Сын-соперник».

В Нижнем Новгороде закрыт крепостной театр, принадлежавший князю Н. Шаховскому. Большинство крепостных театров закрылось еще до отмены крепостного права, а имущество и актеры были распроданы. Некоторые труппы полностью или частично вошли в состав императорских театров.

Покинула сцену трагическая актриса Екатерина Семеновна Семенова, выйдя замуж за князя Гагарина. Талант актрисы в полной мере раскрылся в трагедиях В. Озерова. «Семенова не имеет соперницы. Пристрастные толки и минутные жертвы, принесенные новости прекратились; она осталась единодержавною царицею трагической сцены», — писал о ней А. Пушкин в статье «Мои замечания об русском театре».

1 июля в Петербурге состоялось торжественное открытие театра на Каменном острове комедией А. Шаховского «Казак-стихотворец». Зал был рассчитан на 750 мест. Сцена театра для того времени имела нетипично большие размеры, позволявшие постановку различных спектаклей: опер, драм, балетов, комедий. Более 400 спектаклей было представлено Каменноостровским театром с момента открытия по 1839 год. В 1840 году театр закрылся.

Начал выходить журнал «Московский вестник», в котором публиковалось множество произведений драматического искусства. В первом номере был напечатан отрывок из трагедии «Борис Годунов» А. Пушкина. С 1828 года отдел театра вел С. Аксаков. В 1830 году «Московский вестник» прекратил свое существование.

Вышел в отставку Пьетро-Гоппардо Гонзаго, ведущий декоратор и художник императорских театров в Петербурге.

Л. О. Дюрова в водевильной роли. Петербург

В труппу Петербургского театра был принят Николай Осипович Дюр. С 1831 года выступал преимущественно в водевилях (сыграл свыше 250 ролей), одном из самых распространенных жанров первой половины XIX века. Содержание большинства водевилей — комедия положений, незатейливый анекдот. Существовала и особая разновидность жанра — «водевиль с переодеванием». Талант Дюра сочетал в себе качества комедийного актера, профессионального танцовщика и незаурядного певца, что позволяло ему выступать в «водевилях с переодеванием» с исключительным успехом. «Водевиль погиб бы без возврата, если бы у нас не было Дюра», — писала впоследствии «Северная пчела».

В декабре в Большом театре в Петербурге была дана «интермедия-дивертисмент» под названием «Сцена позади сцены» — представление театральной репетиции картин из комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

Летом в Москве в Нескучном саду, в котором до 1826 года находилось имение князя Л. Шаховского, устроили «воздушный» (открытый) театр на 1500 мест с обширной сценой из натуральной зелени и деревьев, рядом лож, партером и даже райком. Просуществовал театр в Нескучном саду недолго, так как оказался крайне неудобен и для актеров, и для публики. М. Щепкин в письме к И. Сосницкому писал: «… вообрази, театр весь открыт как над зрителями, так и над сценой; зад сцены не имеет занавеса и примыкает прямо к лесу… к тому же карканье ворон и галок служит в помощь оркестру… у меня сердце рвется, боюсь сойти с ума или взбеситься…

Н. Семенова в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г. Сапонтини «Весталка». Худ. О. Кипренский. 1 пол. XIX в.

С этого года и по 1842-й московскими театрами управлял Михаил Николаевич Загоскин, писатель и драматург. По его историческим романам поставлены оперы А. Верстовского «Пан Твардовский» и «Аскольдова могила».

Ушла со сцены Нимфодора Семеновна Семенова (по сцене — Семенова-младшая), сестра Екатерины Семеновой. Актриса обладала прекрасной внешностью, умела «носить костюм», была «замечательнее всех по красоте и таланту». Сделала блестящую театральную карьеру, отчасти благодаря покровительству знатного мецената (была гражданской женой придворного вельможи графа В. Мусина-Пушкина). Играла роли в комических операх, а позже исполняла партии в героическом репертуаре.

31 августа спектаклем «Пожарский, или Освобожденная Москва» по драме М. Крюковского открылся Александринский театр, созданный на основе петербургской драматической труппы. Свое название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. История театра связана с драматургией Грибоедова, Гоголя, Островского, Тургенева. На сцене театра блистали Е. Семенова, В. Каратыгин, В. Асенкова, А. Мартынов, И. Сосницкий и другие выдающиеся актеры.

25 сентября директором императорских театров стал Александр Михайлович Гедеонов. Новый директор утвердил правило, согласно которому актер был обязан выучивать в день по 25 строк текста роли.

8 ноября состоялось открытие Михайловского театра в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Брюллова. Назван в честь брата царя Николая I — Михаила. С конца 1870-х годов до февраля 1917 года на сцене театра играла постоянная французская труппа. Михайловский театр был предназначен для придворно-аристократических кругов и живших в Петербурге иностранцев. Репертуар театра определялся модными новинками парижской сцены.

11 декабря в Большом театре в Москве и 25 декабря в Петербурге в Зимнем дворце, на празднованиях 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия, состоялись первые публичные слушания гимна «Молитва русского народа», созданного по указанию императора Николая I композитором князем А. Львовым.

В октябре Николай I, совершавший поездку по России, посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где в 1612 году представители земского собора встретились с Михаилом Романовым. Император «изъявил желание», чтобы в Костроме был воздвигнут памятник Сусанину. В ноябре-декабре В. Жуковский предложил М. Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин».

Впервые в России на сцене петербургского Большого театра поставлена опера Дж. Мейербера «Роберт-дьявол», написанная в 1821 году и приобретшая европейскую известность.

Сцена из балета «Восстание в серале» с участием М. Тальони. Неизв. худ. 1 пол. XIX в.

В Петербурге балетмейстером А. Титюсом поставлен балет Ф. Тальони «Восстание в серале» на музыку Т. Лабара. Балет был сочинен Тальони для дочери, Марии Тальони; премьера состоялась в парижской Опере в 1833 году. В Петербурге спектакль оформлял А. Роллер, танцевали Е. Андреянова, Т. Смирнова, Н. Никитина.

20 января покинула сцену выдающаяся танцовщица пушкинской эпохи, ученица и сподвижница балетмейстера Ш. Дидло Авдотья Ильинична Истомина. Особое место в творчестве балерины занимал образ богини цветов Флоры в балете на музыку К. Кавоса «Зефир и Флора». Образ Истоминой увековечил А. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

27 ноября на сцене петербургского Большого театра дано первое представление оперы М. Глинки «Жизнь за царя». На премьере присутствовал император. Н. Кукольник впоследствии вспоминал: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины, даже сам царь прослезился». «… Здесь все было ново: национальный склад музыки и типов, своеобразность художественных задач, оригинальность их выполнения… Представления «Ивана Сусанина» были рядом торжеств для Глинки, но также и для двух главных исполнителей — Осипа Афанасьевича Петрова, исполняющего роль Сусанина, и для Анны Яковлевны Воробьевой, исполнившей роль Вани… Сам Глинка сразу оценил все достоинства двух этих исполнителей и с сочувствием занялся их высшим художественным образованием…» — писал В. Стасов. Воробьева-Петрова пела партию Вани с 1836 по 1846 год, а Петров не расставался с партией Сусанина до середины 1860-х годов, исполнив ее в течение 30 лет немногим менее 300 раз.

М. Тальони в работах неизв. худ. 1 пол. XIX в. в роли Феи в балете «Фея» в роли Флоры в балете К. А. Кавоса «Зефир и Флора» в танце «Мазурка» О. Т. Шлейфохт в балете А. Адана «Морской разбойник» Литография 1 пол. XIX в.

10 февраля в Петербурге в своей квартире на набережной Мойки скончался Александр Сергеевич Пушкин, смертельно раненный на дуэли Жоржем Дантесом, французским подданным, состоявшим на русской военной службе.

В июне в Петергофе под Петербургом открылся театр.

6 сентября в балете «Сильфида» на музыку Ж. Шнейцгоффера в постановке Филиппо Тальони дебютировала его дочь Мария Тальони. Ф. и М. Тальони работали в России до 1842 года и за это время показали все свои основные постановки. Благодаря их творчеству в хореографии сформировался романтический стиль, а балет «Сильфида» стал символом нового направления, которое характеризовалось введением танца на пальцах, поддержками в воздухе, обновлением танцевального костюма. Итальянский балет оказал огромное влияние на создание отечественной школы танца. Русские балерины Е. Санковская, О. Шлейфохт, Т. Карпакова, Е. Андреянова органично восприняли и развили новый стиль, обогатив его психологической глубиной и душевной теплотой.

6 сентября в Москве состоялся дебют Екатерины Александровны Санковской в партии Сильфиды в одноименном балете. Молодой студент с восхищением писал: «Роли ее отличались именно тем, чего большею частью недостает у балетных артисток: идеею, характером… Венцом ее репертуара, конечно, была Сильфида… То — женщина, то — дух, то — невеста, то — Сильфида — перед зрителем постоянно носился кроткий, задумчивый образ воплощенной грезы… Она была знаменем, под влиянием которого мы шли на всякое благородное великодушное дело».

23 ноября на сцене Большого театра в Петербурге состоялась премьера балета на музыку Д. Обера и Ф. Шмидта «Гитана, испанская цыганка». Балетмейстер Ф. Тальони.

Началось издание газет «Губернские ведомости», которые широко публиковали критические и информационные статьи и заметки о театре. В первый же год газеты стали выходить в 42 губерниях России.

Вышло «Положение об артистах императорских театров», согласно которому утверждалось деление артистов по занимаемому амплуа на три разряда. К первому относились: главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматического искусства, режиссеры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, балета, главный костюмер и дирижеры оркестра. Ко второму: исполнители вторых и третьих ролей (2-е амплуа), суфлеры, гардеробмейстеры, музыканты, скульпторы и др. К третьему: хористы, актеры для выходов (3-е амплуа), парикмахеры, нотные певцы, певчие, надзиратель нотной конторы и др.

17 июня после посещения театра в городе Черкасске М. Лермонтов писал: «… оркестр состоит из четырех кларнетов, двух контрабасов и одной скрипки, на которой пилит сам капельмейстер, и этот капельмейстер примечателен тем, что глух, и когда надо начать, или кончать, то первый кларнет дергает его за фалды, а контрабас бьет такт смычком по его плечу». Таков был уровень профессионализма многих бродячих трупп в провинции.

15 июля в Пятигорске на дуэли с Н. Мартыновым был убит Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, едва успев издать при жизни сборник своих стихотворений и роман «Герой нашего времени». Однако драму «Маскарад», величайшее произведение для театра, так и не удалось поставить при жизни поэта несмотря на усилия любимого им актера П. Мочалова.

27 ноября в Петербурге в Большом театре поставлена опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Спектакли музыкальных театров в основном оформлял Андрей Адамович Роллер — театральный художник, главный машинист и декоратор императорских петербургских и московских театров (1834–1879), педагог, академик живописи.

Е. И. Андреянова. Литография 1 пол. XIX в.

12 апреля издан указ об учреждении особого негласного органа для цензуры над цензорами — «Комитета высочайше утвержденного в 2-й день апреля 1842». Комитет был облечен чрезвычайными полномочиями. «Вы будете — я», — заявил Николай I членам комитета.

9 декабря в Александринском театре Петербурга прошла премьера комедии Н. Гоголя «Женитьба».

18 декабря петербургский Большой театр представил первую в России постановку балета «Жизель» на музыку А. Адана. Балетмейстер А. Титюс. Имя первой русской Жизели — Елены Ивановны Андреяновой — в 1840–1850 годах гремело в Петербурге, Москве, в городах русской провинции, а также в ряде европейских столиц.

«От меня больше ничего не дождетесь: я не могу и не буду писать ничего для театра», — сказал Н. Гоголь М. Щепкину. Действительно, с этого года Николай Васильевич пьес не писал.

Проводы М. Тальони. Литография

До 1842 годав России работали Ф. и М. Тальони и за это время показали все свои основные постановки. Благодаря их творчеству в хореографии сформировался романтический стиль, а балет «Сильфида» стал символом нового направления, которое характеризовалось введением танца на пальцах, поддержками в воздухе, обновлением танцевального костюма.

В Россию на гастроли приехала балерина из Дании Люсиль Гран, представительница школы романтического балета.

Петербургская балерина Татьяна Петровна Смирнова первой из русских балерин дебютировала на сцене парижской Оперы в лучшей роли Марии Тальони — Сильфиде в одноименном балете на музыку Ж. Шнейцгоффера.

В «Литературной газете» напечатан фельетон Н. Некрасова «Выдержка из записок старого театрала», подписанный «Ник. Нек.». «Русская театральная публика в ту пору, когда я пустился в театральство, разделялась на две публики… Первая — большею частью образованная, непременно приличная… Вторая — шумная, многочисленная, нестройная — посещала театр ради того, чтоб пошуметь и похлопать», — отмечал поэт.

После двухлетнего перерыва на сцену Александринского театра возвратился Яков Григорьевич Брянский. Актер старался обогатить репертуар русского театра лучшими произведениями литературы. Страстно увлекался В. Шекспиром, перевел «Ричарда III». Брянский не знал английского языка, поэтому просил балетмейстера Ш. Дидло ежедневно переводить ему вслух по одному акту. Затем он записывал услышанное и перерабатывал в пятистрочные нерифмованные стихи. Иногда брал на себя и обязанности режиссера.

Е. А. Санковская. Худ. Н. Федоров. 1 пол. XIX в.

12 февраля в Москве в Большом театре «в первый раз по возобновлении» показан балет на музыку Л.-Ж.-Ф. Герольда «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность». Балетмейстер И. Никитин (по редакции Ш. Дидло). Первые исполнители: А. Прихунова — Лиза; И. Никитин — Колен; Е. Санковская в одном из балетных номеров во второй картине. 11 мая 1850 года балет был возобновлен с Ф. Эльслер в роли Лизы.

Начались гастроли за границей петербургской балерины Е. Андреяновой. Она с успехом выступала в Гамбурге, Лондоне, Париже, Милане.

В Петербурге на сцене Большого театра состоялся дебют Анны Ивановны Прихуновой в балете на музыку К. Н. Лядова «Две волшебницы». Постановку осуществил балетмейстер А. Титюс.

Л. Петипа в балете «Танцомания». Худ. Ж. Годешарт М. Петипа в балете «Танцомания». Худ. Ж. Годешарт
Ф. Эльслер в танце «Краковяк». Неизв. худ. 1 пол. XIX в. К. Гризи в роли Жизели. Неизв. худ. 1 пол. XIX в. К. Гризи и Ж. Перро в танце «Полька». Неизв. худ. 1 пол. XIX в.

В Россию в качестве танцовщика приехал Мариус Петипа. Петипа родился в Марселе в семье известного в провинции балетмейстера. Работал в провинциальных театрах на родине, в 1839 году гастролировал в Нью-Йорке. В 1841-м танцевал с Терезой и Фанни Эльслер и братом Люсьеном в парижской Опере. В 1847 году вместе с отцом приехал в Петербург. Вскоре в качестве балетмейстера начал ставить сначала одноактные, а затем и многоактные балеты. Известность приобрел постановками балетов «Дон Кихот» и «Баядерка» на музыку Л. Минкуса. Вершиной творчества Петипа стали балеты на музыку П. Чайковского «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1894) и поставленный совместно с Л. Ивановым «Щелкунчик» (1894). Петипа явился создателем многоактного спектакля, в котором гармонично сочетались пантомима, классический и характерный танцы. На балетах Петипа выросла целая плеяда артистов балета второй половины XIX века. Его спектакли составили основу репертуара русского балетного театра, а лучшие из них дошли до наших дней.

На гастролях в России впервые побывала итальянская балерина Карлотта Гризи. Позднее, в 1850–1853 годах, она снова приезжала в Россию.

В эти же годы в России гастролировала еще одна балерина из Италии, венгерка по происхождению, Ирка Матиас.

В Петербурге на сцене Большого театра поставлен балет «Фауст» на музыку Ц. Пуньи. Балетмейстер — французский хореограф и танцовщик Жюль Перро, работавший в Петербурге в 1848–1859 годах. С его творчеством связан важный период в истории русского балета. Перро привез в Россию постановочные версии балетов, созданных им для театров Парижа, Вены, Лондона. Среди них: «Эсмеральда» и «Катарина — дочь разбойника» Ц. Пуньи, «Корсар» и «Питомица фей» А. Адана.

М. Н. Муравьева. Литография Ф. Стелловского. 1 пол. XIX в.

20 ноября в Большом театре Петербурга по редакции Ш. Дидло поставлен балет «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» на музыку Л. Герольда. В роли Лизы выступила Фанни Эльслер, австрийская балерина, гастролировавшая в России в 1848–1850 годах. Танцовщица потрясла зрителей своим искрометным талантом в исполнении харaктерных танцев, эмоциональностью и непосредственностью.

Управляющим московской конторой императорских театров стал А. Верстовский. «Все артисты жаждали его замечаний, боялись и с доверием и благодарностью выслушивали их», — вспоминал А. Островский.

Дебютировала замечательная танцовщица Марфа Николаевна Муравьева. Впоследствии о ее исполнении в 1862 году на сцене Мариинского театра партии Жизели в одноименном балете на музыку А. Адана Аполлон Григорьев писал, что его потрясли «душа и жизнь в каждой черте девственной улыбки; страстность порывов, соединенная с изумительно усовершенствованной техникой, изящная отделка самых мелких па и вместе отсутствие мелочности и битья на эффект».

3 декабря Александр Николаевич Островский впервые прочитал свою первую большую пьесу «Свои люди — сочтемся!». Чтение состоялось в доме Михаила Петровича Погодина, историка, писателя, академика петербургской Академии наук, редактора журнала «Москвитянин». В числе слушателей был Николай Васильевич Гоголь.

16 марта во втором номере журнала «Москвитянин» была напечатана комедия А. Островского «Свои люди — сочтемся!». После публикации посыпались жалобы от оскорбленного купечества. Николай I поставил на донесении резолюцию: «Напрасно печатано, играть же запретить».

В мае закончена постройка театра в Красном селе под Петербургом. 3 июля состоялось его открытие.

На Петербургской императорской сцене впервые выступала варшавская балетная труппа. Особенное одобрение зрителей вызывали первая танцовщица Каролина Штраус и танцовщик Феликс Кшесинский. После гастролей Кшесинский остался в столице и был зачислен в балетную труппу. Кшесинский был выдающимся танцовщиком, балетмейстером, пантомимическим артистом, непревзойденным исполнителем народно-харaктерных танцев.

В труппу московского Малого театра была принята Александра Ивановна Колосова. Первоначально играла преимущественно в водевилях и комедиях. Наиболее полно ее дарование раскрылось в пьесах Островского.

Творчество М. Петипа стало вершиной развития балета второй половины XIX века. Благодаря его содружеству с П. И. Чайковским появились такие шедевры как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

В связи с общим подъемом театрального искусства совершенствовалось и оформление спектаклей. И хотя по-прежнему действовал метод так называемой «подборки» декораций, театр постепенно переходил к созданию большей жизненной достоверности, к отказу от условности на сцене. А. Н. Островский подчеркивал, что «декорации необходимы не только для блеска обстановки, но и для правдоподобия изображаемой в пьесе жизни». В Москве и Петербурге спектакли оформляли Н. Ф. Гельцер, П. А. Исаков, М. И. Богданов, М. А. Шишков и другие художники.

В январе в Малом театре Москвы состоялся и бенефис Михаила Щепкина. «Первый комический актер» в «Скупом рыцаре» А. Пушкина блестяще сыграл главную роль — Барона.

В Москве в Большом театре дебютировала Прасковья Лебедева в балете Ф. Тальони «Гитана, испанская цыганка» на музыку Д. Обера и Ф. Шмидта.

Композитор А. Верстовский писал: «Сколько ни припоминаю дебюта здешних воспитанниц-танцовщиц, не исключая Санковской, все были слабее Лебедевой… В этой девочке проглянула прекрасная будущность русскому балету».

7 марта опубликованы «высочайше утвержденные» «Правила о публичных маскарадах, концертах, балах с лотереями и других увеселениях в столицах». По этим «Правилам» проведение публичных увеселительных представлений разрешалось исключительно Дирекции императорских театров.

Ф. Черрито в работах неизв. худ. 1 пол. XIX в. в балете «Дочь огня» в танце «Полька» в балете Ц. Пуньи «Маркитанка»

В сезонах 1855–1856 годов в России проходили гастроли итальянской балерины Фанни Черрито.

В Петербурге начал выходить журнал «Музыкальный и театральный вестник» (1856–1860) под редакцией одного из самых выдающихся русских критиков Аполлона Григорьева.

На сцене Большого театра в Москве была поставлена опера А. Верстовского «Громобой» по первой части поэмы В. Жуковского «Двенадцать спящих дев». «Музыкальный и театральный вестник» писал: «В новом своем произведении А. Н. Верстовский остался твердо верным общему характеру всех своих прежних произведений… и в отношении обилия прекрасных мелодий и родных русских мотивов, искусно перефразированных и проведенных в его новой опере, хотя вообще стиль нового произведения значительно отличался от прежнего более острою ученою формою». Либретто написал Д. Ленский, оформил постановку художник И. Браун, создавший декорации ко многим операм композитора.

5 февраля высочайшим указом отменялось рассмотрение статей о театре III отделением, однако все статьи об императорских театрах, выходившие в журналах и газетах, подвергались предварительной цензуре Министерства императорского двора.

По приглашению Дирекции императорских театров в Россию прибыл французский балетмейстер Артюр Сен-Леон. Для Петербургского театра он поставил несколько балетов. Самым известным был «Конек-Гобунок» на музыку Ц. Пуньи по одноименной сказке П. Ершова (1864). Этот балет продержался в русском репертуаре до 1912 года. Балет «Золотая рыбка» Л. Минкуса, по мотивам одноименной сказки А. Пушкина, поставлен Сен-Леоном в 1866 году в декорациях художника Карла Федоровича Вальца. Примечателен балет был лишь чудесами машинерии: полетом на ковре-самолете, появлением алмазного дворца. В 1869 году Сен-Леон уехал из России.

В Петербурге начал выходить театральный журнал «Искусство». В 1860-е годы о драме и театре писали такие известные критики как Н. Добролюбов, А. Григорьев, А. Баженов, П. Боборыкин, М. Салтыков-Щедрин, А. Урусов.

2 октября в Петербурге открылся Мариинский театр (назван по имени императрицы Марии Александровны) премьерой оперы на музыку М. Глинки «Жизнь за царя». Театр был построен на месте сгоревшего Театра-цирка, в котором давала представления русская опера. Новый театр освещался газом, а не свечами, что потребовало декораций иного типа, выполненных М. Шишковым, П. Исаковым и А. Бредовым. А. Серов писал: «Декорации весьма хороши, почти художественны, особенно польский зал (Исаков), изба Сусанина (Аккерман), обе картины эпилога (Исаков)».

П. А. Исаков. Эскизы декораций к балету Ц. Пуньи «Фауст». Москва. 1861

В Москве на сцене Большого театра был поставлен балет на музыку Ц. Пуньи «Фауст». Декорации для спектакля создали Павел Александрович Исаков и Михаил Ильич Бочаров. Исаков, ученик Андрея Роллера, блестящий знаток законов перспективы и театральной машинерии, с 1858 года был декоратором императорских театров.

А. Собещанская в роли Одетты в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Бочаров стал декоратором императорских театров в 1864 году; умелое использование возможностей сценического освещения, знание археологии и этнографии помогали ему создавать на сцене атмосферу реальной жизни.

На Московской сцене начала выступать молодая танцовщица Анна Собещанская, ставшая примой московской балетной труппы. О ее танце «Московские ведомости» писали: «… не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики».

А. Шарлемань. Эскизы костюмов к балету Пуньи «Ливанская красавица, или Горный дух». Мариинский театр. Петербург. 1863 А. Шарлемань. Эскизы костюмов к балету Ц. Пуньи «Флорида». Мариинский театр. Петербург

12 декабря на сцене Мариинского театра в Петербурге на музыку Ц. Пуньи поставлен фантастический балет в 3-х действиях, 7-и картинах, с прологом и апофеозом «Ливанская красавица, или Горный дух». Балетмейстером был М. Петипа. Главную роль исполнила М. Суровщикова-Петипа, с которой Петипа сочетался браком в 1854 году. Как он писал в своем дневнике, для нее он сочинил балеты на музыку Ц. Пуньи: «Парижский рынок», «Голубая георгина», «Брак во времена регентства», «Флорида» и многие другие. Художником спектакля был Адольф Иванович Шарлемань, живописец-баталист, автор исторических и жанровых полотен, оформивший ряд балетных спектаклей в Петербурге.

Штатным балетным композитором» московских театров назначен Л. Минкус, скрипач и композитор. Работал в России до 1890 года. Им написана музыка к «Золотой рыбке», «Дон Кихоту», «Баядерке» и многим репертуарным балетам русского театра. Музыка его была мелодична, танцевальна, доходчива и эффектна.

В Петербурге начал выходить театральный журнал «Русская сцена» (1864–1865, редактор-издатель Н. Михно). «Русская сцена» писала о неудовлетворительном состоянии провинциальных театров. Зависимость его от уровня культуры общества было очевидной. По воспоминаниям актрисы А. Шуберт, в Казани она не приехала на бал к одному из театралов. За это в ее бенефис ей отомстили — «все первые ряды, бельэтаж и бенуар были пусты».

14 ноября в Москве состоялось открытие театрально-литературного клуба «Артистический кружок». Основали кружок А. Островский, Н. Рубинштейн, В. Одоевский, П. Садовский и другие. В его состав входили артисты, музыканты, писатели, художники, идейным вдохновителем и художественным руководителем стал Островский. На сцене кружка начинали свою сценическую деятельность такие актеры как М. и О. Садовские, Н. Рыбаков, Ф. Горев, В. Макшеев, П. Стрепетова.

20 января в Мариинском театре Петербурга балетмейстером М. Петипа был поставлен балет «Флорида» в 3-х действиях, 5-и картинах на музыку Ц. Пуньи в декорациях А. Роллера, Г. Вагнера и С. Гвалио. Костюмы были сделаны по рисункам А. Шарлеманя. «Флориде» — балету, характерному для стиля Петипа, — присущи фантастический сюжет, стройность хореографического ансамбля, виртуозная разработка сольных партий, дивертисментная система развития танца. Подобные спектакли положили начало развитию симфонического танца, который затем нашел свое выражение в балетах на музыку П. Чайковского.

В сезоне 1867–1868 годов в Петербурге начал издаваться театральный журнал «Музыка и театр» под редакцией композитора А. Серова.

30 апреля Дезире Арто, французская певица, ученица и продолжательница традиций П. Виардо, во время своих гастролей в Москве исполнила инструментованные для нее П. Чайковским романсы «Жаворонок» М. Глинки и «Я все еще его безумная люблю» А. Даргомыжского (в сцене урока Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»). С гастролями Арто побывала также в Петербурге и на Кавказе.

Эдуард Францевич Направник, дирижер, композитор, истолкователь и пропагандист русской музыки, возглавил оркестр Мариинского театра. Под его руководством были поставлены оперы «Вражья сила» А. Серова, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, почти все оперы П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова. Направник сыграл выдающуюся роль в повышении музыкального уровня спектаклей и создании творческого ансамбля.

В Мариинском театре впервые прошла опера Ш. Гуно «Фауст». До этого опера ставилась в Петербурге только итальянской труппой (1864). Первыми русскими исполнителями были Е. Лавровская — Зибел, Ф. Комиссаржевский — Фауст, Г. Кондратьев и О. Палечек — Мефистофель.

В России в начале 1870-х годов существовало 44 театра. Из них четыре императорских (казенных) в Петербурге: Большой (открыт в 1783, опера и балет), Мариинский (открыт в 1860, опера с 1860 и балет с 1885–1886), Александринский (открыт в 1832, русская драма) и Михайловский (открыт в 1833, русская и французская драма); два императорских в Москве: Большой («в настоящем виде» открыт в 1856, опера и балет) и Малый (принадлежащий казне с 1824, русская драма); три театра, получавших государственную субсидию, в Варшаве, Вильно и Тифлисе, и 35 театров в провинции.

В Петербурге в Мариинском театре состоялась постановка оперы на музыку Б. Сметаны «Проданная невеста». Идея принадлежала О. Палечеку и Э. Направнику и была ответом на постановку опер М. Глинки в Праге. Д. Столыпин — публицист, музыкант-любитель, увидел в опере новое художественное явление. В своей обширной статье во «Всемирной иллюстрации» он пишет: «Справедливость требует отдать Сметане должную честь за то, что он первый из всех новейших славянских композиторов решился смело и откровенно вступить на тот широкий путь, который открыт славянскому искусству творениями Глинки».

16 марта на сцене Мариинского театра была поставлена опера А. Даргомыжского «Каменный гость». В один вечер с «Каменным гостем» исполнялись II и IV действия оперы Дж. Мейербера «Гугеноты». Позднее спектакль «дополнялся» одноактным балетом «Крестьянская свадьба, или Парижский рынок», а также хореографическим дивертисментом. Первыми исполнителями оперы были Ф. Комиссаржевский — Дон Гуан, О. Петров — Лепорелло, Ю. Платонова — Донна Анна, И. Мельников — Дон Карлос, М. Ильина — Лаура. «Каменный гость» оставался для Комиссаржевского любимейшим. Он писал: «Высший образец речитативно-мелодического пения для русского, понимающего красоту русского слова, представляет опера Даргомыжского «Каменный гость».

4 июня в Москве на Политехнической выставке, устроенной в связи с 200-летием со дня рождения Петра I, состоялось открытие Народного (частного) театра. Его руководителем стал Александр Филиппович Федотов, в 1862–1873 годах служивший в Малом театре и с успехом выступавший в пьесах Грибоедова, Островского, Мольера. Субсидируемый крупными промышленниками театр собрал лучших провинциальных и столичных актеров: Н. Рыбакова, В. Макшеева, М. Писарева, П. Стрепетову, А. Ленского, В. Андреева-Бурлака и других. Деятельность Федотова сыграла значительную роль в привлечении к театральному искусству широких демократических масс. Несмотря на успех у зрителей, театр не получил разрешения на постоянную работу и в этом же году был закрыт.

П. А. Исаков. Стандартная декорация для русских пьес. 1873.

1 января в Петербурге состоялась премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка». В «Дневнике писателя» Ф. Достоевский записал: «Сегодня, 1 января, на Мариинской сцене в бенефисе г-жи Платоновой исполнена, наконец, ожидаемая с таким нетерпением и по велению какого-то злого рока так часто откладывавшаяся опера г. Римского-Корсакова «Псковитянка». Уж теперь, после первого представления, можно обещать блестящий успех этому замечательному произведению, несмотря на все старания музыкальных рутинеров…»

27 января прошло первое представление оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра. Опера была написана в 1868–1869 годах, в 1871–1872-м осуществлена вторая редакция, но постановка ее в те годы была отклонена Дирекцией императорских театров и осуществилась лишь теперь благодаря энергичным требованиям артистической общественности.

3 октября в Москве в Малом театре прошла пьеса Александра Дюма-сына «Красавец» («Господин Альфонс»). Из спектакля в русский обиход перешло понятие, «термин» для презрительного обозначения мужчины, находящегося на содержании у любовницы, — альфонс (по имени героя комедии).

13 января в Мариинском театре состоялась премьера оперы А. Рубинштейна «Демон». Композитор обратился к поэме М. Лермонтова. Его произведение предвосхищает образы лирико-психологических опер П. Чайковского, особенно «Евгения Онегина».

7 марта в Малом театре состоялся первый бенефис знаменитой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой. Была сыграна пьеса Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»), где актриса исполняла роль Лауренсии — испанки, ведущей народ на борьбу с тираном. На втором представлении зал был полон агентов полиции. Вскоре пьесу запретили. Позднее, характеризуя творчество Ермоловой, ее первый биограф Н. Эфрос утверждал, что она «вобрала в себя смелые идеи и идеалы своего времени и сделалась самым страстным их адептом».

23 января в Петербурге Мариинский театр представил первую в России постановку балета в четырех актах с апофеозом «Баядерка» на музыку Л. Минкуса в хореографии М. Петипа по либретто М. Петипа и С. Худекова. Оформили спектакль художники М. Бочаров, Г. Вагнер, И. Андреев, А. Роллер. Первыми исполнителями были: Е. Вазем — Никия, Л. Иванов — Солор, М. Горшенкова — Гамзатти, Х. Иогансон — Дугманта, Н. Гольц — Великий брамин.

1 октября первую серьезную статью о театре поместил в «Русской газете» 19-летний студент Московского университета Владимир Немирович-Данченко. Его заметки под псевдонимами Гобой, Никс, Кикс и другими публиковались в журналах «Артист», «Будильник», газете «Новости дня». В блестящих по форме и содержанию статьях студент проявил тонкое, глубокое понимание драматургии и актерского искусства. Уже в это время Немировича-Данченко начала увлекать идея создания общедоступного театра.

5 мая Михаил Валентинович Лентовский — антрепренер, актер, театральный деятель — открыл в Москве в летнем саду «Эрмитаж», взятом им в аренду, театр оперетты, что сыграло большую роль в закреплении жанра на русской сцене. Вслед за театром Лентовского частные опереточные труппы появились в Петербурге и провинциальных городах России. Лентовский привлек в театр лучших актеров, среди которых были С. Бельская, В. Зорин, А. Давыдов, и прекрасных художников, в частности Карла Вальца, мастера театральной машинерии, создававшего на сцене фантастические эффекты. «Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте», — писал о Лентовском К. Станиславский.

При Академии художеств благодаря усилиям Матвея Андреевича Шишкова открылся класс театрально-декорационной живописи, положивший начало развитию театрально-декорационного искусства, появлению подлинного интереса к народному быту. На сцене воссоздавались правдивые и выразительные интерьеры купеческой, мещанской и крестьянской среды. Искусство театрального художника стало приобретать больший вес.

Состоялся дебют певца московского Большого театра Павла Акинфиевича Хохлова в партии Валентина в опере Ш. Гуно «Фауст». С творчеством Хохлова связаны лучшие страницы истории Большого театра конца XIX — начала XX века. Талант актера сочетал красивый, широкого диапазона и силы баритон со сценическим обаянием и художественной простотой.

22 февраля на сцене Мариинского театра поставлена опера А. Рубинштейна «Купец Калашников». Премьерный спектакль неожиданно приобрел злободневность в связи с политическими событиями в России. Народоволец Млодецкий покушался на жизнь министра внутренних дел М. Лорис-Меликова. Суд приговорил Млодецкого к смертной казни, которая состоялась на Семеновском плацу в день премьеры оперы. На спектакле сочувствующие громко выражали поддержку осужденному. Поэтому, по словам И. Всеволожского, «Государю Александру II, вынесшему благодаря указанному совпадению тяжелое впечатление от представления оперы, неуютно было, чтобы продолжали ее давать».

Директором императорских театров назначен Иван Александрович Всеволожский. В новой должности он ориентировался на вкусы придворно-аристократических кругов, занимался в основном оперно-балетным искусством. А. Островский считал, что в период директорства (до 1899 года) этого аристократа отсутствовала «заботливость о драматическом театре».

24 марта особым указом Сенату Александр III отменил монополию императорских театров.

Директор императорских театров И. Всеволожский создал комиссию для пересмотра некоторых положений, действовавших в театральном ведомстве. Был введен ряд новых правил: запрещались все бенефисы (кроме наградных), исполнителям во время действия не разрешалось раскланиваться на аплодисменты, запрещалось подношение актерам цветов и подарков при открытом занавесе (их следовало направлять за кулисы). Но ни одно из этих правил в последние десятилетия XIX века не соблюдалось.

Стали открываться частные театры. В Москве М. Лентовский построил и открыл новый театр на воздухе, названный им «Фантастическим» (позже — театр «Антей»). Прозванный «магом и волшебником» Лентовский ставил феерические представления, поражавшие зрителей грандиозностью, необычными эффектами, богатством декораций и костюмов. Лентовский уделял внимание не только пышному оформлению, он добивался ансамблевости исполнения, высокой музыкальной культуры.

20 апреля был подписан указ о реформе московской балетной труппы. Труппа сократилась в два раза: вместо прежних 225 человек осталось 120. В Москве ставились балеты, уже сошедшие с петербургской сцены, и для поднятия интереса к этим постановкам предлагалось направлять для участия в них артистов и балетмейстеров из столицы. В дни, когда шли балетные спектакли, администрация должна была давать дни отдыха оперной труппе.

21 октября в Петербурге прошло празднование 100-летия Мариинского театра. Юбилейный вечер начался исполнением артистами оперной труппы гимна «Боже, царя храни». После этого даны были опера Глюка «Орфей», комедия императрицы Екатерины II «О, Время», в которой были заняты Александра Шуберт, Варвара Стрельская, Мария Савина и другие. В заключение вечера представили фантастический балет Мариуса Петипа «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона-Бартольди и Минкуса.

4 февраля в Большом театре в Москве прошла премьера оперы П. Чайковского «Мазепа». Опера не получила одобрения властей и быстро сошла со сцены. В ней, по словам Э. Направника, «нагромождены… картины измен, пыток, казней, убийств и сумасшествия».

19 октября в Мариинском театре состоялась постановка оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». Позднее Чайковский заметил: «… если была когда-нибудь написана музыка с искренним чувством, с любовью к сюжету и действующим лицам, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее».

С. И. Мамонтов

В сентябре Савва Иванович Мамонтов, промышленник, меценат, истинный знаток искусства, основал в Москве Частную русскую оперу. Обладая безошибочным вкусом, он объединил в своем театре лучшие силы русского музыкального искусства. Большой вклад Мамонтов внес в пропаганду отечественной оперы, стремился к созданию нового типа спектакля — единству музыки, исполнительского мастерства и яркого художественного оформления. С его театром связано творчество художников М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова, В. Васнецова, В. Поленова. В труппе театра служили певцы Ф. Шаляпин, Н. Забела-Врубель, В. Шкафер. Исполнялись произведения М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Даргомыжского. Мамонтовская опера просуществовала до 1887 года и, не выдержав конкуренции с императорскими театрами, была закрыта.

В. Цукки в балете П. Л. Гертеля «Тщетная предосторожность»

В Петербурге в Летнем саду «Кинь грусть» М. Лентовский представил публике ангажированную им итальянскую балерину Вирджинию Цукки, представительницу виртуозной школы итальянского танца. На сцене петербургского Мариинского театра она выступала в роли Аспиччии в балете Ц. Пуньи «Дочь фараона», Лизы — в балете «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» П. Гертеля.

В Москве в специально отстроенном здании открылся частный театр М. Лентовского «Скоморох» — театр общедоступных и народных представлений.

В Петербурге в Мариинском театре впервые введено электрическое освещение вместо газового или лампового.

На сцене Мариинского театра поставлена опера М. Глинки «Жизнь за царя». Декорации создали художники М. Бочаров и Матвей Андреевич Шишков. Шишков работал в Петербурге под началом А. Роллера, был одним из ведущих художников. К числу значительных его работ относятся декорации к операм М. Глинки «Руслан и Людмила» и А. Серова «Вражья сила» (обе 1871), П. Чайковского «Кузнец Вакула» (1877).

К. Брианца. Худ. Н. Риккарди

На гастроли в Россию приехала итальянская балерина Карлотта Брианца, обладавшая безукоризненной техникой вращений. Усложнение техники танца, привнесенное из Италии, потребовало изменения танцевального костюма — укорачивания юбки танцовщицы до колен и более упругой ткани. Вращательные движения вызывали необходимость уплотнения носка балетной туфли, в который стали вшивать матерчатые подушечки, опиравшиеся на пробковую основу. Увлечение внешней выразительностью в балете вызывало критические замечания в прессе. П. Боборыкин писал: «Если бы в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли бы сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приемов жестикуляции, введенных в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов».

На службу в петербургский Мариинский театр был приглашен итальянский танцовщик Энрико Чекетти, позже занявшийся педагогической деятельностью.

А. Ленский начал преподавательскую деятельность в московском Императорском театральном училище и публикацию статей по различным вопросам сценического искусства. Ленский огромное значение придавал театральному образованию, театральной школе, видя в ней будущее драматического искусства. «Мечтал о создании новых условий сценической работы; готовил из своих учеников целую новую труппу», — писал Вл. Немирович-Данченко.

4 января «Государь Император повелеть соизволил» передать в полное распоряжение Петербургской консерватории Большой Императорский театр.

3 января прошла премьера балета П. Чайковского «Спящая красавица» на сцене Мариинского театра в Петербурге. Балет был поставлен М. Петипа. Партию Авроры танцевала К. Брианца, партию Принца Дезире — П. Гердт. Замысел балета принадлежал И. Всеволожскому, директору императорских театров.

9 февраля в Михайловском театре прошел прощальный спектакль Люсьена Гитри, французского актера и драматурга, в течение ряда лет выступавшего на сцене театра. В этот день Гитри играл роль Гамлета в спектакле по одноименной пьесе В. Шекспира.

В сентябре Дирекцией императорских театров основано периодическое справочное издание «Ежегодник императорских театров», главной, а сначала единственной задачей которого было освещение деятельности казенных театров. В нем публиковались разнообразные данные об императорских театрах: репертуар обеих столиц (с изложением содержания пьес, их сценической историей, указанием дат исполнения и сумм сборов), сведения о деятельности актеров и других работников театров, заметки о юбилеях, некрологи, история театральных зданий. Основной ценностью журнала являлись обширные и точные фактические сведения. В этом он не имел и не имеет себе равных до сих пор. «Ежегодник» выходил в Петербурге до 1915 года.

6 декабря в Мариинском театре поставлены опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик» П. Чайковского (либретто М. Петипа, балетмейстер Л. Иванов). Оба произведения шли в один спектакль. Роль Иоланты исполняла М. Фигнер.

27 апреля в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Алеко» — экзаменационной работы двадцатилетнего выпускника консерватории Сергея Рахманинова.

А. А. Бахрушин

29 октября Алексей Александрович Бахрушин считал датой открытия музея. В этот день состоялся первый показ его коллекции артистам и деятелям искусства. А. Бахрушин — выходец из семьи промышленников и купцов, потомственный почетный гражданин Москвы, почетный член Императорского русского театрального общества, крупный театральный и общественный деятель. На основе собранных им материалов по истории русского театра Бахрушин создал уникальный, первый в России частный литературно-театральный музей. «Отец… понял свое призвание. Вскоре театральное строительство превратилось у него в страсть», — писал в своих воспоминаниях его сын Ю. Бахрушин. В 1913 году коллекционер передал свое детище в дар городу в ведение Академии наук, за что был пожалован орденом святого Владимира IV степени. В 1918 году Театральному музею присвоили имя его основателя. После 1917 года Бахрушин стал председателем музейно-архивной секции театрального отдела Наркомпроса, а с 1919 — пожизненным директором Театрального музея.

На сцене Мариинского театра дебютировала итальянская балерина Пьерина Леньяни в балете «Золушка» на музыку Б. Фитингофа-Шеля, поставленном для нее Л. Ивановым и Э. Чекетти под руководством М. Петипа. Леньяни ввела в танец тридцать два фуэте, которые Петипа использовал в «Лебедином озере» П. Чайковского для характеристики Одиллии. Леньяни была первой исполнительницей ролей Одетты и Одиллии.

Разорился известный антрепренер и режиссер М. Лентовский. Из-за долгов он вынужден был отказаться от театров «Скоморох» и «Эрмитаж».

15 января в Мариинском театре балет П. Чайковского «Лебединое озеро» показан полностью. М. Петипа поставил 1-ю и 3-ю картины, Л. Иванов — 2-ю и 4-ю. Постановка стала классикой балетного симфонизма.

6 декабря на сцене Мариинского театра М. Петипа представил свою постановку балета «Конек-Горбунок» на музыку Ц. Пуньи. Партию Царь-Девицы исполнила П. Леньяни.

5 апреля в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст» дебютировал Федор Иванович Шаляпин в партии Мефистофеля. Русская оперная сцена с появлением на ней Шаляпина обогатилась уникальным талантом, сочетавшим высочайшее вокальное мастерство и неподражаемое актерское дарование.

8 сентября опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» открыла сезон возрожденной Частной русской оперы С. Мамонтова. Новый московский сезон предваряли гастроли в мае–августе в Нижнем Новгороде, где было дано 106 представлений и исполнено 15 опер, в том числе «Жизнь за царя», «Русалка», «Снегурочка» «Евгений Онегин», «Демон», «Фауст», «Аида», «Паяцы». В спектаклях выступал молодой Ф. Шаляпин, чей «обширный по диапазону бас» был отмечен критиками. «Снегурочка» прошла с успехом, газеты писали, что «бисировали не только арии, но и сцену проводов Масленицы».

К. С. Станиславский Вл. И. Немирович- Данченко

22 июня состоялась историческая беседа К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко в отдельном кабинете ресторана «Славянский базар». Беседа продолжалась 18 часов. «Мировая Конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения», — вспоминал Станиславский. Было решено создать «общедоступный театр», приблизительно с теми же задачами, какие ставил А. Островский. Из учеников Немировича-Данченко Московского филармонического училища и членов Общества искусства и литературы, играющих под руководством Станиславского, и возник будущий Московский художественный театр (МХТ).

М. Ф. Кшесинская. Худ. В. Бобров. Петербург

9 ноября в Мариинском театре состоялось первое и единственное представление фантастического балета в 3-х актах «Дочь микадо» на музыку В. Врангеля в постановке балетмейстера Л. Иванова. Заглавную партию танцевала Матильда Кшесинская.

Основан крупнейший еженедельный петербургский театральный журнал предреволюционных десятилетий «Театр и искусство». С момента создания и до 1918 года журнал возглавлял режиссер, драматург, публицист, литературный и театральный критик Александр Рафаилович Кугель.

«Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева познакомили западноевропейского зрителя с творческими достижениями русской музыки, оперного и балетного театра. Для отечественной хореографии период рубежа веков и начала XX столетия являлся временем сложным и противоречивым. С одной стороны, это был момент существования русского балета, когда все художественные итоги академизма уже подведены. С другой — эпоха творческого поиска таких балетмейстеров как М. М. Фокин и А. А. Горский, приведшего в итоге к новой хореографической образности, которая способствовала дальнейшему развитию современного русского и зарубежного балетного театра. На сцене блистали звезды мировой величины: А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина.

Отечественные опера и балет покорили весь мир и оказали мощное влияние на искусство Западной Европы.

Творческий поиск новых направлений в развитии театра периода конца XIX и начала XX века наряду с революционными переменами во всех областях культуры создали основу для возникновения современного отечественного театра, а «система Станиславского» приобрела мировое значение и продолжает развиваться в театральном искусстве до сих пор.

7 января на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Раймонда» на музыку ученика П. Чайковского А. Глазунова. Сюжет разработала писательница Л. Пашкова, спектакль поставил М. И. Петипа. «Раймонда» открыла дальнейшие пути симфонизации танца не только классического, как в «Спящей красавице», но и характерного; дала типовые варианты их взаимодействия на сложной музыкальной основе. Оформили спектакль художники О. Аллегри, К. Иванов и П. Ламбин. Первыми исполнителями были П. Леньяни — Раймонда, С. Легат — Жан де Бриен. Роль Абдеррахмана сыграл один из лучших классических танцовщиков петербургской сцены П. Гердт. Именно Гердта-Абдеррахмана хотел показать С. Дягилев в Париже, задумав открыть «Раймондой» гастроли русского балета, но обстоятельства изменили планы антрепренера. Гердт занимался также и педагогической деятельностью, у него учились А. Павлова, Т. Карсавина, А. Ваганова, М. Фокин, Л. Кякшт, С. Легат, В. Тихомиров.

25 января в Большом театре в Москве прошла премьера фантастического балета «Звезды» на музыку А. Симона. Либретто принадлежало К. Вальцу, балетмейстером был И. Хлюстин, он же исполнил заглавную партию — Графа де Кастро. «Русские ведомости» писали: «В балете «Звезды» почти нет мест, называемых на специальном языке, кажется, «сюжетами», где композитор мог бы иметь простор для симфонической картины, здесь идут непрерывной чередой танцы, танцы, танцы…» Описывая успех первой самостоятельной постановки Хлюстина, критик «Московских ведомостей» заявлял, что «опыт удался блистательно».

В мае должность управляющего московской конторой императорских театров занял В. Теляковский, театральный деятель, человек делового склада и практического ума. Он содействовал постановке на казенной сцене современной западной драматургии, благодаря Теляковскому российский зритель увидел пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка. Он способствовал поднятию художественного уровня казенных театров Москвы и Петербурга, привлекая к работе в них молодых талантливых артистов и режиссеров — Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Вс. Мейерхольда и художников, связанных с объединением «Мир искусства» — К. Коровина, А. Головина и других.

1 сентября в Москве оперой П. Чайковского «Евгений Онегин» открылся Новый театр (филиал Малого и Большого театров). Он состоял из двух трупп: оперной и драматической. Драматическая делилась на две группы, руководимые режиссерами А. Кондратьевым и А. Ленским. В группу Ленского входили молодые актеры Малого театра и выпускники театральной школы — его ученики. Будучи подлинным реформатором в искусстве, Ленский мечтал об общедоступном театре, серьезном классическом репертуаре, о едином художественном методе для всей труппы. Группа Кондратьева не имела постоянного актерского состава, ее репертуар составляли фарсы, водевили, легкие комедии, мелодрамы, феерии и т. п. Новый театр просуществовал до 1907 года.

Л. Рославлева в партии Авроры в балете П. И Чайковского «Спящая красавица». 1899

17 января в Большом театре был показан балет П. Чайковского «Спящая красавица». Постановка этого балета утвердила содружество музыки и танца в русском балетном театре, явилась началом работы в Москве выдающегося хореографа, сценариста и педагога А. Горского, возобновившего постановку М. И. Петипа по «хореографическим записям». Систему записи балетных спектаклей разработал В. Степанов, делая на нотных листах графические изображения человеческих фигурок, представляющих элемент какого-нибудь танцевального движения. Партию Авроры в новом балете исполнила Л. А. Рославлева.

14 февраля в свой бенефис балерина Большого театра А. Джури танцевала партию Авроры в балете на музыку П. Чайковского «Спящая красавица». Среди многих подношений были корзины цветов и от С. Мамонтова, и от художника А. Головина и многих других деятелей искусства.

28 апреля в балете на музыку П. Гертеля «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» на сцене Мариинского театра в па де труа дебютировала А. Павлова. Рецензенты отмечали «грациозность, мягкость и женственность» исполнительницы.

Летом Мария Петипа, популярная артистка петербургского балета, организовала труппу из 22 танцовщиц и отправилась с ней на гастроли в Будапешт. В каждом спектакле должен был даваться дивертисмент с исполнением национальных танцев, в том числе «казачка» и «русской плясовой». Гастроли имели триумфальный успех и повторились летом 1901 года.

Осенью М. Ипполитов-Иванов стал руководителем московской Частной русской оперы, так как С. Мамонтов, оказавшийся жертвой интриг министерских чинов, был арестован по обвинению в «недостаче» нескольких миллионов на сче


<== предыдущая | следующая ==>
Хроника Рино. Fallout of Nevada Год Событие Великая Война | 

Date: 2015-07-17; view: 1764; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию