Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
в учебной деятельности в рамках реализации проектаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Формирование социальной активности школьников «Безопасная школа – школа будущего»
Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Что понимается под социальной активностью? Существует множество определений данного понятия. Вот некоторые из них: «Социальная активность - степень проявления сил, возможностей и способностей человека как члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто). «Социальная активность - готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность» (Т. В. Тищенко). «Неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями - это и есть социальная активность». (Л. Н. Жилина). Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности на наш взгляд является определение, данное В. З. Коганом: «Социальная активность— это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека». Ключевое слово в данном определении – «деятельность». Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность. Однако не любая деятельность может быть проявлением социальной активности. Добросовестный ученик, получающий только отличные отметки, не обязательно социально-активная личность. Социальная активность проявляется только в активной жизненной позиции. Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. В образовательном процессе – это система ценностей. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в той или иной деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в деятельности, необходимо развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Таким образом, формируется активная жизненная позиция школьника, проявляющаяся в социальной активности. Для формирования социальной активности обучающихся необходимы следующие условия: 1. Развитие самостоятельности, стимулирование активности обучающихся. 2. Развитие мотивации. 3. Включенность обучающегося в коллектив, организация совместной деятельности. 4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся. 5. Выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образовательной деятельности. 6. Создание благоприятного социального пространства. 7. Гуманистические отношения в коллективе. Мы сегодня говорим о социальной активности в контексте реализации проекта МБОУ «СОШ № 1» «Безопасная школа – школа будущего», который стал победителем муниципального конкурса проектов «Школа будущего». В рамках данного проекта в нашей школе к системе ценностей относятся также ценность жизни, здоровья, гуманного отношения к людям. «Задачей школы является формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося и педагога к обеспечению Безопасного общеобразовательного учреждения, формирование у каждого ученика активной жизненной позиции в отношении собственной безопасности, сознательного понимания ценности жизни и здоровья, гуманного отношения к людям» (цитата из проекта). Под безопасностью жизнедеятельности мы понимаем все виды безопасности ребенка в школе:психологическую, физическую, социально-правовую, информационную, экологическую, экономическую, коммуникативную безопасности независимо от сферы деятельности ребенка. В основу деятельности безопасной школы положены следующие принципы образования: 1. Принцип природосообразности. Вся система образования и воспитания строится в соответствии с природой ребенка, с законами его развития. Этот принцип реализуется через содержание образования, методы и технологии, через способы взаимодействия ребенка с педагогом, с другими детьми. 2. Принцип индивидуального подхода к личности ребенка. В безопасной школе детей не делают одинаковыми, не усредняют их, не сравнивают друг с другом, провоцируя агрессию и нездоровье детей, сохраняют индивидуальную траекторию развития ребенка. 3. Принцип социальной направленности образования. Суть принципа в том, что без взаимодействия с другими людьми человек не может познать себя и реализовать свои сущностные силы. 4. Принцип гуманизации образовательного процесса и педагогической поддержки ребенка. 5. Принцип единства обучения, воспитания и развития ребенка. Не менее важнымиявляются такие принципы, как законность, демократичность, рациональность, непрерывность, систематичность и целостность образования. Данные принципы созвучны механизму и условиям формирования социальной активности. Одна из важнейших задач школы состоит в том, чтобы сформировать компетентность школьников в области безопасности. На двух следующих слайдах вы видите, что включает в себя данная компетентность. · означает осознание личной ответственности за собственное здоровье; · означает осознание личной ответственности за благополучие окружающего мира и базирующееся на нем собственное благополучие; · позволяет обеспечить безопасность при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества; · представляет собой способность действовать, предотвращая опасные и чрезвычайные ситуации, рационально вести себя в случае их возникновения; · свидетельствует о готовности человека к позитивному выбору в политической, экономической, профессиональной, культурной жизни; · соответствует базовым целям развития России в XXI веке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации к постиндустриальной эпохе. Компетентность обучающихся в области безопасности, социальная активность формируются во время уроков, во внеклассной и внеурочной деятельности. Я остановлюсь на учебной деятельности. Учебный процесс можно считать безопасным лишь тогда, когда достигнутые результаты не требуют от организма ребенка чрезмерной цены и не достигаются за счет здоровья. Все, что делается на уроке только в том случае будет безопасным для ребенка, если превратить его всубъекта учебного процесса, если содержание, формы, приемы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересам, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. С этой целью в школе обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации обучающихся. В нашей школе мы активно используем здоровьесберегающие технологии и технологии развивающего обучения, в частности, систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. На сегодняшний день вся начальная школа обучается по данной системе обучения. Мы работаем над внедрением развивающей системы обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в основную и старшую школу. Почему именно эта система обучения? В основе развивающего обучения лежит системно-деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности. Знания не даются в готовом виде. Обучение ведется в «зоне ближайшего развития детей», что способствует превращению ребенка в активного субъекта собственного учения. Урок в системе развивающего обучения предполагает постоянное обращение к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика, применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Обучение способствует внутреннему раскрепощению, делает ребенка внутренне свободным. Он должен обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к безопасной деятельности. Система развивающего обучения способствует формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. То, что эта задача актуальна на сегодняшний день, не вызывает сомнений. Умение безопасно вести диалог в группе, паре, проявлять инициативу, высказывать свою мысль, умение найти нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач. В системе развивающего обучения контроль результатов деятельности – это не только контроль усвоения знаний, умений и навыков. Успехи оцениваются по отношению к самому себе, а не в сравнении с достижениями других. Система контроля предполагает поэтапный переход школьников к самоконтролю. Школьники учатся определять круг своих проблем, затруднений, имеют возможность, вернувшись к материалу, решить самостоятельно эти проблемы. Осуществление системно-деятельностного подхода требует изменений в работе учителя. Он – не транслятор знаний, а дирижер на уроке. Безопасная школа формирует социальную мобильность выпускника. Умея реально оценивать свои возможности, он имеет больше шансов на лучшее устройство своей профессиональной судьбы. В школе организовано профильное обучение на старшей ступени обучения и предпрофильная подготовка в 9 классе. Мы пошли по пути организации гибкой системы профилей, т.е. профиль формируется с учетом интересов, склонностей, способностей обучающихся. На протяжении 6 лет в школе работали классы социально-гуманитарного, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического профиля. Следует отметить, что 87% выпускников школы поступают в ВУЗы в соответствии с выбранным профилем обучения. Реализация идеи школы осуществляется в том числе за счет изменений в содержании образования. Аспект безопасности присутствует в содержании каждого учебного предмета, при этом разрозненные фрагменты из разных областей систематизированы и увязаны между собой. В связи с этим в содержание рабочих программ по всем учебным предметам в нашей школе включены вопросы безопасности, формирования основ здорового образа жизни, ценностей радости, счастья и здоровья, формирования умений избежать болезней, предвидеть грозящие опасности и предупреждать их. В заключении хочется сказать, что миссия школы «путем предоставления качественных образовательных услуг и использования развивающих и здоровьесберегающих технологий содействовать формированию успешной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной свободно адаптироваться в социальных условиях, ответственной за свое здоровье» соответствует задачам и основным направлениям модернизации Российского образования.
Date: 2015-07-17; view: 326; Нарушение авторских прав |