Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек. Индивид. Личность. Основные факторы развития личности. Тема: Социальные качества личности





Тема: Социальные качества личности.

Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую систему, включающую в себя множество переменных, но основной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность. Что же такое личность? Чтобы точнее и правильнее ответить на вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность. Под термином «человек» обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями – определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти и т.д. Когда же употребляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействии с социальными институтами, организациями, культурой, с сообществом в целом, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой степени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявляются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением.

С учетом сказанного можно дать определение личности: личность это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность – это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств; это устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общества. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у человека в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Таким образом, понятия человек, индивид, личность обозначают один и тот же объект, каковым и является человек, но как бы с разных точек зрения

Индивидуальность – 1) сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей;

2) это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Это набор черт, присущих только данной личности.

В момент появления на свет, человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Человек приходит в мир как индивид, т.е единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие «индивид» включает задатки психических контактов, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создадут личность человека.

Социология изучает личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. А это означает, что социология выделяет в личности социально-типичное как целостность социальных и нравственных качеств, знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций. Социальных установок и позиций, особенностей социальной активности в тех или иных сферах общественной жизни, необходимых для выполнения определенных социальных функций и взаимодействий с другими людьми.

При изучении человеческой личности принято выделять следующие ее проявления: 1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; 2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно сопоставимое у человека с животным; 3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; являющееся биологическим, хотя и не все биологическое является наследственным; 4) социальное – приобретаемое человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Когда речь идет о структуре личности, то имеется в виду выделение целостных внутренних комплексов, так называемых субъективного «Я», то есть комплекса представлений индивида о своей выделенности из среды и противопоставленности другим «Я», то есть структурам «НЕ-Я» в целом. Субъективное «Я» формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и особенностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием окружения индивида. Отраженное «Я» характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающихся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки. Ответственность же за реальное самоутверждение человека в мире несет его ролевое «Я», построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры он вынужден ориентироваться на достижение конкретных внешних, видимых другими результатов, реализовывать себя через формирование комплекса черт и свойств, проявления которых от него ожидают другие люди, общности, институты. Наложение структур субъективного, отраженного и ролевого «Я» друг на друга является основой формирования различных моделей и стратегий индивидуального и коллективного поведения человека, выработки определенной «концепции жизни», социальных качеств личности.

Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности? Первым из таких качеств является самосознание. Оно представляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды. Это означает осознание самого себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Вторым важнейшим компонентом социальных качеств личности является ее самооценка. Это – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки - регуляция поведения личности путем самокоррекции своих поступков.

Важным социальным качеством личности является ее активность, т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в личностном общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве. Важной социальной характеристикой личности являются ее интересы. Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности. Человек чаще всего с охотой занимается тем, что его интересует. Одно из существенных качеств личности составляет направленность. Она представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находиться. Поступки человека всегда направлены на достижение определенной цели. Если эта цель имеет принципиально важный для личности характер, она предопределяет ее активность в определенном направлении даже в тех случаях, когда социальная ситуация мешает достижению данной цели, вследствие чего приходиться изменять ситуацию и преодолевать препятствия. Именно в таких условиях и проявляются характерные особенности направленности личности.

Направленность личности теснейшим образом связана с ее убеждениями и установками. Убеждения представляют собой личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. Различаются нравственные, религиозные, научные и иные убеждения.

Установка - это такая социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Установка и направленность личности воплощается в ее ценностных ориентациях. Ценностная ориентация – это совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. В ценностных ориентациях находит выражение предрасположенность личности к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также к определенному поведению в долгосрочной перспективе.
Еще одним чрезвычайно важным социальным качеством личности является ее идентичность. Идентичность – это такое социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального, взаимодействующего с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации – процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной группой: я – белорус, я – студент, я – православный и т.д. Идентичность определяется внутренними свойствами как самой личности, так и ее социальным окружением. Различают два типа идентификации личности – социальная и ролевая. Социальная идентификация - это осознание и эмоциональное восприятие личностью своей принадлежности к определенной социальной общности, а ролевая идентификация – принятие ею общественно заданных функций и групповых требований как отвечающих интересам и потребностям ее самой.

Все выше охарактеризованные и иные социальные качества личности реализуются неразрозненно, а во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность есть система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

В зависимости от своеобразия проявления социальных качеств индивида социологи различают два типа личности – модальный и базисный. Модальная личность трактуется как наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в виду тогда, когда говорят о «типичном» американце или белорусе. Типичного белоруса обычно представляют толерантным, «памярковным» и т.д. Базисная личность является нормативной для данного типа культуры или официального слоя. Когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты, как духовная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п. Когда характеризуют «нового русского» упоминают такие базисные черты, как предприимчивость, напористость, не очень высокий интеллектуальный и нравственный уровень, меркантильность. Принято также выделять маргинальный тип личности (от лат. marginalis – находящийся на краю). Маргиналом обычно называют человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пытается порвать, а во вторую еще полностью не включился.

Процесс формирования личности имеет 2 стороны. Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке 1) психологических свойств (направленность, темперамент, характер, способности); 2) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции, чувства); 3) появление психических образований (знания, навыки, умения).

Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии.

Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения. Учится играть определенные роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Всё это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества. Это дает ей возможность чувствовать себя не только частью единого целого. Но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания (способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю)

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности. С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития у разных личностей неодинаковы, люди достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости для всех одни и те же. Сторонники гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, то есть разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, т. к. «дремлющие», «отсроченные» качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут проявиться в тот или иной период в определенных социальных, возрастных и иных условиях.

В человеческом обществе есть немало людей, выпадающих из – под его влияния частично или полностью. В результате – недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения. В случае недостаточного уровня общения, недогрузки процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально – чувственных проявлений может наблюдаться процесс деградации личности. От недостатка, хронической нехватки мыслительной деятельности может развиться умственная деградация. Еще страшнее – моральная деградация, отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания. Вот почему так опасно развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкают к насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную деградацию общества очень трудно. Необходим целый комплекс мер по реабилитации людей, занимающихся и подвергшихся насилию, улучшение социальных условий жизни, развитие образования, культуры, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения.

Существуют различные точки зрения на процесс формирования личности. Например, американский социолог Джордж Мид полагает. Что процесс формирования личности начинается с рождения ребенка и проходит 3 стадии:

1. стадия имитации (подражания) – до 1,5 – 2 лет. Дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно.

2. игровая стадия – у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменять реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папа, мама, врач, космонавт…)

3. стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих его людей. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации (нападающий, защитник в футболе…)

Американский социолог Чарльз Кули считает, что личность есть продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, и создает свое зеркальное «Я», которое состоит из 3 элементов:

1. представление о том, как другие видят меня;

2. представление о том, как другие оценивают меня;

3. ощущение «Я» как ответ представления оценки меня.

По представлениям Зигмунда Фрейда, человек всегда находиться в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

Ид («Оно») – является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности.

Эго («Я») – сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания человека.

Суперэго («сверх – Я») – оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителей, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.

Структуру личности лучше также отражают два компонента: биофизическое «Я» и психосоциальное «Я», состоящие в свою очередь из биологического («био – Я»), физиологического («физио – Я»), психологического («психо – Я») и социального («социо – Я») компонентов. (ТАБЛИЦА).

Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. Имитацией называется неосознанное стремление копировать определенные образцы поведения. Под идентификацией понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность – это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой – либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы, а уж потом по качествам характера. Социальный контроль (стыд) – оценка поступков личности. Сравнение их с окружающими стандартами. Индивидуальный контроль (совесть) – внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда – внешнего, общественного контролера) Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования личности. Социальный(стыд) и внутренний контроль (совесть) – негативные, сдерживающие механизмы, действующие как запреты. Действие этих механизмов мы рассмотрели в теориях Ч.Кули, Дж. Мида, З. Фрейда. Их взаимодействие порождает и развивает процесс формирования личности.

Отличия социализации от формирования личности: 1) социализация изменяет внешне поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; 2) социализация дает возможность получить определенные навыки (общение, профессии…), а формирование личности определяет мотивацию социального поведения; 3) формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; 4) социализация корректирует эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.

Таким образом, мы выяснили, что в отличие от индивида как природного существа, в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.

 

Date: 2015-07-17; view: 5998; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию