Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О предмете социологии. Говоря о методологии и методах социологического исследования, мы должны, конечно, уяснить, каков пред­мет социологии как науки





Глава I

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

О ПРЕДМЕТЕ СОЦИОЛОГИИ

Говоря о методологии и методах социологического исследования, мы должны, конечно, уяснить, каков пред­мет социологии как науки.

Вопросы о предмете науки — это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области зна­ния и где границы компетентности специалиста. В ис­следовательской практике мы постоянно сталкиваемся с необходимостью пересечения границ предметной зоны. Но совершать такой переход можно двумя путями: легальным и контрабандным, соблюдая определенные правила или игнорируя их. В первом случае осознается сам факт пересечения границ и соответственно — по­требность обратиться к понятийно-методическому аппа­рату смежной области знания или же необходимость привлечь специалистов в этой области. "Нелегальный" же переход грозит дилетантизмом, некомпетентностью. Такова логика современного разделения труда в науке, где углубление профессионализации сопровождается ин­теграцией в междисциплинарных связях и комплекс­ных исследованиях общего объекта.

Сегодня становится достаточно очевидным, что глав­ный порок наших прежних дискуссий о предмете социо­логии — их целевая установка: не столько уяснить соб­ственно предметную область науки, сколько доказать, что она не находится в противоречии с марксистской философией и марксистским мировоззрением. Отсюда и расстановка акцентов [273, см. также 250, гл.1]. По преимуществу это были дискуссии идеологического свой­ства, в которых понятия науки и идеологии нередко сме­шивались.

Между тем, это принципиально различные сферы духовной деятельности. Наука, в том числе обществен­ная, призвана беспристрастно искать истину, исполь­зуя обновляющийся аппарат знания о своем предмете. Идеология выполняет иную функцию: выражает соци­альный интерес определенных общественных сил.

Идеология, опирающаяся на научное знание, заслу­живает положения реалистической. В противном слу­чае она иллюзорна. Наука, опирающаяся на идеологию, утрачивает право называться наукой, превращается в наукообразную апологетику социального интереса. Од­нако, чтобы следовать принципу размежевания социоло­гии и идеологии, сформулированному выдающимся тео­ретиком Максом Вебером, нужно знать, какие опаснос­ти подстерегают исследователя на пути к достоверному знанию.

 







Date: 2015-07-17; view: 264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию