Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций
Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций (М.: Изд-во АСТ, 2003)
Аннотация
Книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» — один из самых популярных геополитических трактатов 90‑х годов. Возникшая из статьи в журнале Foreign Affairs, которая вызвала наибольший резонанс за всю вторую половину XX века, она по‑новому описывает политическую реальность наших дней и дает прогноз глобального развития всей земной цивилизации. Книга содержит также знаменитую статью Ф. Фукуямы «Конец истории».
Оглавление Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций. 4 ПРЕДИСЛОВИЕ .. 5 ЧАСТЬ 1. МИР ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 7 Глава 1. Новая эра мировой политики. 7 Введение: флаги и культурная идентификация. 7 Многополюсный, полицивилизационный мир. 8 Другие миры?. 12 Карты и парадигмы.. 12 Один мир: эйфория и гармония. 14 Два мира: мы и они. 15 Почти 184 страны.. 16 Сущий хаос. 18 Сравнение миров: реалии, теоретизирование и предсказания. 19 Примечания. 23 Глава 2. История и сегодняшний день цивилизаций. 23 Природа цивилизаций. 23 Синская цивилизация. 28 Японская цивилизация. 28 Индуистская цивилизация. 28 Исламская цивилизация. 28 Православная цивилизация. 29 Западная цивилизация. 29 Латиноамериканская цивилизация. 29 Африканская (возможно) цивилизация. 30 Взаимоотношения между цивилизациями. 31 Случайные встречи. Цивилизации до 1500 года н.э. 31 Коллизия: подъем Запада. 32 Взаимодействия: полицивилизационная система. 35 Примечания. 38 Глава 3. Универсальная цивилизация? Модернизация и весгернизация. 38 Универсальная цивилизация, значение термина. 38 Язык. 42 Религия. 46 Универсальная цивилизация: происхождение термина. 47 Запад и модернизация. 50 Античное (классическое) наследие. 51 Католицизм и протестантство. 51 Европейские языки. 52 Разделение духовной и светской власти. 52 Господство закона. 52 Социальный плюрализм.. 53 Представительные органы.. 53 Индивидуализм.. 53 Ответы на влияние Запада и модернизацию.. 54 Отторжение. 54 Кемализм.. 55 Реформизм.. 56 Примечания. 60 ЧАСТЬ 2. СМЕЩАЮШИЙСЯ БАЛАНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 61 Глава 4. Упадок Запада: могущество, культура и индигенизания. 61 Мощь запада: господство и закат. 61 Территория и население. 63 Экономический продукт. 65 Военный потенциал. 67 Индигенизания: возрождение не‑западных культур. 70 La revanche de Dieu. 74 Примечания. 81 Глава 5. Экономика, демография и цивилизации, бросающие вызов. 81 Азиатское самоутверждение. 82 Исламское возрождение. 88 Вызовы меняются. 98 Примечания. 99 ЧАСТЬ 3. ВОЗНИКАЮЩИЙ ПОРЯДОК ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 99 Глава 6. Культурная перестройка структуры глобальной политики. 100 В поисках объединения: политика идентичности. 100 Культура и экономическое сотрудничество. 105 Структура цивилизаций. 110 Разорванные страны: провал смены цивилизаций. 114 Россия. 114 Турция. 119 Мексика. 124 Австралия. 127 Западный вирус и культурная шизофрения. 129 Примечания. 130 Глава 7. Стержневые государства, концентрические круги и цивилизационный порядок 130 Цивилизации и порядок. 130 Определение границ Запада. 132 Россия и ее ближнее зарубежье. 138 Большой Китай и его “сфера совместного процветания”. 142 Ислам: осознание без сплоченности. 148 Примечания. 153 ЧАСТЬ 4. СТОЛКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 153 Глава 8. Запад и остальные: межцивилизационные вопросы.. 153 Западный универсализм.. 153 Распространение вооружений. 156 Права человека и демократия. 163 Иммиграция. 168 Примечания. 176 Глава 9. Глобальная политика цивилизаций. 177 Стержневые страны и конфликты по линии разлома. 177 Ислам и Запад. 179 Азия, Китай и Америка. 188 Котел цивилизаций. 188 Азиатско‑американские холодные войны.. 192 Китайская гегемония: балансирование и “подстраивание”. 200 Цивилизации и стержневые страны: складывающиеся союзы.. 210 Примечания. 217 Глава 10. От войн переходного периода к войнам по линии разлома. 218 Войны переходного периода: Афганистан и Персидский залив. 218 Особенности войн по линиям разлома. 224 Сфера распространения: кровавые границы ислама. 227 Причины: история, демография, политика. 231 Примечания. 238 Глава 11. Динамика войн по линиям разлома. 238 Идентичность: подъем цивилизационного самосознания. 238 Сплочение цивилизаций: родственные страны и диаспоры.. 244 Прекращение войн по линиям разлома. 265 ЧАСТЬ 5. БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 272 Глава 12. Запад, цивилизации и Цивилизация. 272 Возрождение Запада?. 272 Запад в мире. 279 Цивилизационная война и порядок. 284 Общности цивилизации. 290 Примечания. 294 Послесловие. 294 О спектроскопии цивилизаций, или Россия на геополитической карте мира. 294 Границы русского геополитического субконтинента. 294 Структурообразующие принципы цивилизации. 297 Мета‑онтологическая “доска”. 297 Домен, социальная форма северной цивилизации. 301 Россия как трансцендентная цивилизация. 303 Санкт‑Петербург — “окно в Европу” или город‑миф.. 303 Примечания. 304 ФРЭНСИС ФУКУЯМА.. 305 КОНЕЦ ИСТОРИИ?. 305 I. 306 II. 308 III. 311 * * *. 317 IV.. 318 ПРИМЕЧАНИЯ.. 322
Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций
Книга Самюэля Хантингтона “Столкновение цивилизаций” — первая проба практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация” во второй половине XX века. Базовое понятие “цивилизованного” было развито в XVII веке французскими философами в рамках бинарного противостояния “цивилизация — варварство”. Это послужило онтологической основой экспансии Европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур. Окончательный отказ от бинарной формулы произошел лишь в середине XX века после Второй Мировой войны. Вторая Мировая стала завершающим этапом распада Британской империи, последнего воплощения классической французской формулы цивилизации (См., например, Б. Лиддел Гарт “Вторая Мировая война”, СПб. TF, M: ACT, 1999). В 1952 году появляется работа американских антропологов немецкого происхождения А.Кроебера и К.Клукхона “Культура: критический обзор концепций и понятий”, где они указали, что классический немецкий постулат XIX века о категорическом разделении культуры и цивилизации — обманчив. В окончательной форме теза о том, что цивилизация определяется культурой — “собрание культурных характеристик и феноменов” — принадлежит французскому историку Ф. Броделю (“Об истории”, 1969). В 80— годы успех в “холодной войне” определил два отправных пункта для идеологов Евро‑Атлантической цивилизации: • представление о том, что цивилизационный образ “условного Запада” стал в мире определяющим для современного мира и история в своем классическом формате завершена (Ф. Фукуяма); • существование в современном мире множества цивилизаций, которые еще придется вводить в требуемый цивилизационный образ (С.Хантингтон). Новая формула “цивилизованного” потребовала иного практического решения в системе цивилизационных отношений. И идеологами новой практики стали американцы З.Бжезжинский с “Великой шахматной доской” и С.Хантингтон с представляемой книгой. Бывший государственный секретарь США, описывая работающие геополитические технологии назвал Россию “большой черной дырой на карте мира”, а доктор Хантингтон отнес ее к православной цивилизации и практически списал на пассивную форму сотрудничества. Собственно главной сложностью поставленной проблемы стали классификация и география цивилизаций. Вся практика управления цивилизациями сводится в истинность описания поля “Великой Игры”. Доктрины Бжезинского и Хантингтона присутствуют в современной политике и, очень хорошо решив самые первые задачи, очевидно испытывают сложности на границах старых религиозных войн и в зоне разрушения Советского проекта. На границе тысячелетий понятие цивилизации претерпевает очередные изменения. В рамках тезы, предложенной русскими философами П.Щедровицким и Е.Островским в конце 90‑х годов, предполагается уход от географической составляющей, и окончательный переход от формулы “кровь и почва” к принципу “язык и культура”. Тем самым, границы новых единиц структурирования человеческой цивилизации, как их назвали авторы Миров, проходят по ареалам распространения языков и соответствующих образов жизни, включающих и броделевские “собрания культурных характеристик и феноменов”. Николай Ютанов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Летом 1993 года журнал Foreign Affairs опубликовал мою статью, которая была озаглавлена “Столкновение цивилизаций?”. По словам редакторов Foreign Affairs, эта статья за три года вызвала больший резонанс, чем любая другая, напечатанная ими с 1940‑х годов. И конечно же, она вызвала больший ажиотаж, чем все что я написал ранее. Отклики и комментарии приходили из десятков стран, со всех континентов. Люди были в той или иной степени поражены, заинтригованы, возмущены, напуганы и сбиты с толку моим заявлением о том, что центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций. Видимо, ударило по нервам читателей всех континентов. С учетом того, какой интерес вызвала статья, а также количества споров вокруг нее и искажения изложенных фактов, мне видится желательным развить поднятые в ней вопросы. Замечу, что одним из конструктивных путей постановки вопроса является выдвижение гипотезы. Статья, в заглавии которой содержался проигнорированный всеми вопросительный знак, была попыткой сделать это. Настоящая книга ставит своей целью дать более полный, более [c.7] глубокий и подтвержденный документально ответ на вопрос, поставленный в статье. Здесь я предпринял попытку доработать, детализировать, дополнить и, по возможности, уточнить вопросы, сформулированные ранее, а также развить многие другие идеи и осветить темы, не рассмотренные прежде вовсе или затронутые мимоходом. В частности, речь идет о концепции цивилизаций; о вопросе универсальной цивилизации; о взаимоотношениях между властью и культурой; о сдвиге баланса власти среди цивилизаций; о культурных истоках не‑западных обществ; о конфликтах, порожденных западным универсализмом, мусульманской воинственностью и притязаниями Китая; о балансировании и тактике “подстраивания” как реакции на усиление могущества Китая; о причинах и динамике войн по линиям разлома; о будущности Запада и мировых цивилизаций. Одним из важных вопросов, не рассмотренных в статье, является существенное влияние роста населения на нестабильность и баланс власти. Второй важный аспект, не упомянутый в статье, подытожен в названии книги и завершающей ее фразе: “…столкновения цивилизаций являются наибольшей угрозой миру во всем мире, и международный порядок, основанный на цивилизациях, является самым надежным средством предупреждения мировой войны”. Я не стремился написать социологический труд. Напротив, книга задумывалась как трактовка глобальной политики после “холодной войны”. Я стремился представить в ней общую парадигму, систему обзора глобальной политики, которая будет ясной для исследователей и полезной для политиков. Проверка ее ясности и полезности заключается не в том, охватывает ли она все, что происходит в глобальной политике. Естественно, нет. Проверка заключается в том, предоставит ли она в ваше распоряжение более ясную и полезную линзу, сквозь которую можно рассматривать международные процессы. Кроме того, никакая парадигма не может существовать вечно. В то время как международный [ c.8] подход может оказаться полезным для понимания глобальной политики в конце двадцатого — начале двадцать первого века, это не означает, что он окажется в равной мере действенным для середины двадцатого или середины двадцать первого века. Идеи, которые затем воплотились в статье и этой книге, были впервые публично выражены на лекции в Американском институте предпринимательства в Вашингтоне в октябре 1992 года, а затем изложены в сообщении, подготовленном для проекта института им. Дж. Олина “Изменение среды безопасности и американских национальных интересов”, который был воплощен благодаря фонду Смита — Ричардсона. После публикации статьи я участвовал в бесчисленных семинарах и дискуссиях с представителями правительственных, академических, предпринимательских и иных кругов в Соединенных Штатах. Кроме того, мне посчастливилось принимать участие в обсуждениях статьи и ее тезисов во многих других странах, включая Аргентину, Бельгию, Великобританию, Германию, Испанию, Китай, Корею, Люксембург, Россию, Саудовскую Аравию, Сингапур, Тайвань, Францию, Швецию, Швейцарию, ЮАР и Японию. Эти встречи познакомили меня со всеми основными цивилизациями, кроме индуистской, и я вынес бесценный опыт из общения с участниками этих дискуссий. В 1994 и 1995 годах я проводил в Гарварде семинар о природе мира после “холодной войны”, и меня вдохновили его живая атмосфера и довольно критичные подчас замечания студентов. Неоценимый вклад в работу внесли также мои коллеги и единомышленники из Института стратегических исследований имени Джона М. Олина и Центра международных дел при Гарвардском Университете. Рукопись была полностью прочитана Майклом С. Дэшем, Робертом О. Кеоханом, Фаридом Закария и Р. Скоттом Циммерманном, чьи замечания способствовали более полному и ясному изложению материала. В ходе написания [ c.9] Скотт Циммерманн оказал неоценимое содействие в исследовательских работах. Без его энергичной, квалифицированной и преданной помощи книга ни за что не была бы завершена в такие сроки. Наши ассистенты из студентов — Питер Джун и Кристиана Бриггс — также внесли свой конструктивный вклад. Грейс де Мажистри напечатала раннюю версию рукописи, а Кэрол Эдварде с вдохновением и энтузиазмом переделывала рукопись так много раз, что она, должно быть, знает ее почти наизусть. Дениз Шеннон и Линн Кокс из издательства “Жорж Боршар” и Роберт Ашания, Роберт Бендер и Джоанна Ли из издательства “Саймон энд Шустер” энергично и профессионально провели рукопись через процесс публикации. Я бесконечно благодарен всем, кто помогал мне с созданием этой книги. Она получилась намного лучше, чем была бы в ином случае, и оставшиеся недоработки лежат на моей совести. Моя работа над этой книгой стала возможной благодаря финансовой поддержке фондов Джона М. Олина и Смит — Ричардсона. Без их содействия процесс написания растянулся бы на годы, и я премного благодарен им за их щедрую помощь в этом начинании. В то время как другие фонды фокусируют свою деятельность на внутренней проблематике, фонды Олина и Смит — Ричардсона заслуживают одобрения за то, что с интересом относятся и содействуют изучению вопросов войны и мира, национальной и международной безопасности.
С.П.Х.
Date: 2015-07-17; view: 780; Нарушение авторских прав |