Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы





КАЗАРЯН Мария Юрьевна

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Специальность 19.00.13 − психология развития, акмеология (психологические науки)

 

Автореферат

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

Москва – 2009


Работа выполнена на кафедре общей психологии

Психолого-социального факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российского государственного медицинского университета

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

 

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

кандидат психологических наук,

Иванченко Галина Владимировна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Поддьяков Александр Николаевич

 

кандидат психологических наук, доцент

Гордеева Тамара Олеговна

 

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский городской

психолого-педагогический университет

 

 

Защита состоится «01» октября 2009 г. в _11__ часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 в Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН по адресу 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН по адресу 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

 

 

Автореферат разослан «…»…………2009 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук __________________________Никитина Е.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изменение социальных ценностей и требований современного общества влечёт за собой постепенное осознание ценности человека. В центре внимания оказывается индивидуальность, неповторимость, инициативность, самостоятельность каждого гражданина. Общество выдвигает новые требования к личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость, высокий уровень профессиональной компетентности. Самоценность личности, ее уникальность и неповторимость начинают культивироваться в системе высшего профессионального образования. Процесс подготовки кадров должен быть ориентирован не только на профессиональное, но и на всестороннее личностное и творческое развитие будущих специалистов.

Однако в самой системе образования на современном этапе проявляются существенные противоречия. Это, прежде всего, противоречие между творческой компонентой и технологичностью. Требования времени таковы, что необходимо не только получить довольно большой объем знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам, готовности к творчеству. Воспитание способности к творчеству должно стать одной из главных задач современного образования. Для будущих специалистов это является значимым, потому что именно творческий подход к делу, нестандартность мышления, независимость суждений помогают ориентироваться в условиях нестабильного общества. Наличие «творческих» качеств зачастую определяет результативность работы, влияет на профессионализм исполнения дела, является существенным при подборе молодых кадров. Творчество предполагает новое видение, новое решение, готовность к отказу от стереотипов и схем поведения и мышления. Профессионализм обеспечивает нестереотипные действия в ситуации любой трудности с исполнением на высоком уровне. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности — это проявление чего-то нового. Привнесение индивидуальности в профессиональную деятельность при сохранности хорошего результата неизбежно способствует личностному росту каждого человека.

Степень научной разработанности проблемы. Целостный подход к анализу личностно-профессионального становления и развития, впервые был сформулирован В.М. Бехтеревым, появился в психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, а обоснован и развит в рамках акмеологической науки в 90-е годы (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский и др.). Совокупность выдвинутых этими учеными идей базируется на обобщении достижений общественных, естественных и технических наук, которые вместе с акмеологической парадигмой могут исследовать и преобразовывать практику с учетом всех реальных ее изменений.


Важными факторами достижения вершины в своём развитии, как показали исследования А.А. Деркача, А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, И.Н. Семёнова, А.А. Бодалёва, А.П. Ситникова, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, а также стремление к самореализации (А. Маслоу, Х. Мюррей, Э. Роу).

Психологические исследования профессионализма ведутся уже более 100 лет и насчитывают значительное количество работ. Основные темы, прорабатываемые в исследованиях различных авторов, касаются проблем, среди которых можно выделить следующие: вопросы профессионализации и этапов достижения оптимального уровня профессионализма (Т.В. Кудрявцев, Т.Л. Ядрышникова, Д. Сьюпер, Э.Ф. Зеер, Л.А. Ясюкова); проблема достижения компетентности и высокого уровня профессионального мастерства (Р. Стернберг, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, Дж. Андерсон, Г. Десслер); изучение личностных и когнитивных качеств профессионала (В.А. Бодров, С.А. Дружилов, Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.Г. Дикая, В.Д. Шадриков).

Исследования творчества, творческого процесса и способностей имеют богатую традицию как в нашей стране (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич, Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная и др.), так и за рубежом (Д. МакКиннон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, К. Тейлор, А. Олах, Дж. Рензулли, Р. Стернберг и др.). Были проведены многочисленные исследования творческих способностей студентов различных, в основном, артистических специальностей (В.С. Собкин, Н.В. Рождественская, А.Л. Гройсман, В.Л. Слободов и др.).

Исследования личностных харак­теристик творческой личности опираются на анализ специфики раз­ных видов творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Р. Кратчфилд, Я.А. Поно­марев, К. Роджерс, Э.П. Торренс и др.). Также важны и вопросы разработки эффективных средств и методов развития творческих качеств личности (К. Бейттел, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Лоунфельд, А.М. Матюшкин и др.). Значительное количество исследований посвящено творческой одарённости (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич, Д.В. Ушаков, А.И. Савенков, Дж. Рензулли).

Другим популярным современным направлением исследований является изучение обыденных представлений людей, а также имплицитных концепций личности. В этой области наблюдается очевидный недостаток исследований. В основном изучение имплицитных концепций опирается на работы Дж. Брунера и Р. Тагиури, которые ввели это понятие. Существенный вклад внёс Дж. Келли и его теория личностных конструктов. В социальной психологии основная масса работ представлена в рамках теории социальных репрезентаций С. Московичи. Современные исследователи обыденных концепций за основу берут исследования Р. Стернберга, который изучал имплицитные концепции интеллекта и креативности.

В нашей стране уже были выполнены некоторые исследования представлений: изучение обыденных представлений об умном человеке (Н.Л. Смирнова, 1995, 2002), представлений об особенностях эмоциональной сферы личности (Е.А. Чудина 1998, 2005), представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова, Л.Л. Гренкова, 1997, Л.Л. Гренкова 1998), представлений о русском человеке (М.И. Воловикова, 1998), социальных представлений о женщине - научном работнике (Т.П. Емельянова, М.А. Щавелева, 2003), особенности имплицитных теорий личности в школьном возрасте (О.Б. Литаврина, В.В. Панкина, И.М. Кондаков, 2003). Рассматривались и общие проблемы обыденного сознания (Е.В. Улыбина, 2001). Однако в нашей стране не проводилось исследований представлений о творческой личности и профессионале.


В силу особенностей выбранной тематики объектом исследования являются мнения студентов относительно характеристик творческой личности и настоящего профессионала в своём деле.

В качестве предмета исследования были выбраны особенности представлений студентов художественных и технических специальностей о творческой личности и профессионале.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить связь содержания представлений о творческой личности и профессионале со специальностью, полом и уровнем осмысленности жизни.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Провести анализ проблем творчества, профессионализма, творческих и профессиональных качеств личности; рассмотреть основные вопросы, связанные с изучением представлений в зарубежной и отечественной психологической науке.

2. Изучить представления студентов художественных и технических специальностей о творческом человеке и профессионале.

3. Выявить особенности мужских и женских представлений, а также особенности представлений о мужчинах и женщинах в области творчества и профессионализма.

4. Определить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и уровня развития творческого мышления студентов с их представлениями о творчестве и профессионализме.

5. Выявить общие закономерности в структуре представлений о качествах творческой личности и профессионала.

В связи с этим были сформулированы гипотезы исследования.

1. Взаимосвязь представлений о творческой личности и профессионале может быть выражена в общности представлений об основных параметрах личности (ум, целеустремлённость, эмоциональность, общительность, талант).

2. Творческие и мотивационные параметры, характерные для творческой личности и профессионала, будут оцениваться респондентами художественных специальностей и студентами с высоким уровнем осмысленности жизни выше, чем респондентами технических специальностей и теми, кто обладает низким уровнем осмысленности жизни.

3. Выделение эмоциональных и коммуникативных характеристик в представлениях о творческой личности и профессионале будет характерным для девушек, для юношей более значимыми окажутся характеристики мыслительной деятельности.


Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы и методики исследования:

- изучение творческого мышления и креативности по методике креативности Джонсона;

- изучение смысложизненных ориентаций личности по методике СЖО;

- анализ ответов по методике свободного описания творческого человека и профессионала с целью выявления наиболее часто встречаемых характеристик творческой личности и профессионала;

- изучение представлений о творческом человеке и профессионале при помощи оценки характеристик, выявленных в ходе анализа ответов по методике свободного описания;

- анализ результатов исследования при помощи методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Различия в содержании представлений о творческой личности и профессионале связаны с направлением профессионализации, задаваемым специальностью обучения.

2. Пол человека проявляется в различиях представлений о творческой личности и профессионале двояким образом: различаются представления девушек и юношей, а также представления о творческих людях и профессионалах обоих полов.

3. Содержание представлений о творчестве и профессионализме взаимосвязано с уровнем осмысленности жизни носителей этих концепций.

4. В структуре представлений можно выявить общие характеристики, описывающие особенности мотивационной, интеллектуальной и креативной сфер личности, в соответствии с которыми респонденты оценивают творческих людей и профессионалов.

Методологическую основу исследованиясоставили субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Р.Л. Кричевский и др.), акмеологическая концепция целостного развития личности (В.Г.Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.Н. Семенов и др.). Существенную роль в определении схемы исследования сыграли принципы психологического анализа представлений, разработанные С. Московичи и Р. Стернбергом.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования определяется тем, что впервые было проведено изучение представлений о творческой личности и профессионале, что позволяет по-новому взглянуть на значимые характеристики профессиональной подготовки современного специалиста. В работе не только проанализированы мнения студентов художественных и технических специальностей о творческом человеке и настоящем профессионале в своём деле, но и установлена взаимосвязь качеств творческой личности и профессионала, выявлены дескрипторы, являющиеся общими для представлений как о творческой личности, так и о профессионале (талант, ум, целеустремлённость). Результаты диссертационного исследования вносят значительный вклад в психологию развития и психологию творчества. Они существенно расширяют научные представления о творческих компонентах профессионализма, а также открывают дальнейшие пути изучения представлений о процессе профессиональной и творческой реализации.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования показывают структуру профессионализма и творческой личности в сознании студентов, будущих специалистов, что позволяет выработать ориентиры в профессиональном образовании в высшей школе. Исследование даёт возможность иначе взглянуть на те характеристики, которые необходимо развивать в процессе обучения и воспитания, расставить акценты в процессе развития личности и указать пути профессионального и творческого самосовершенствования. Результаты исследования могут быть использованы психологами и в ходе консультирования, и в сфере профориентации, и с целью сопровождения педагогического процесса. Также они могут быть применены и педагогами на всех ступенях образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием адекватного методологического подхода к изучению предмета и решению задач исследования, репрезентативностью выборки, а также анализом и проверкой данных с помощью адекватных статистических процедур.

Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликованы 25 работ общим объёмом 5,8 п.л., из которых 2 статьи – в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на VII Конференции по проблемам университетского образования «Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность» (Москва, 20 – 21 мая, 2004), Международной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 25 – 27 ноября, 2005), VIII Всероссийской конференции-семинаре молодых учёных «Науки о культуре – шаг в XXI век (Москва, 5 – 6 декабря, 2006), в рамках Всероссийской школы молодых учёных Института психологии РАН (Москва, 5 – 8 декабря, 2005). Апробация идей также осуществлялась в ходе ведения авторского курса по теме «Творческое развитие студентов» в Российском государственном медицинском университете.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 278 источников, и приложения. Текст иллюстрирован рисунками, схемами, таблицами и диаграммами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цель, гипотезы, задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научные и обыденные представления о профессионале и творческой личности» раскрываются проблемы изучения творческой личности, личности профессионала в психологии и акмеологии, разбираются вопросы исследования обыденных представлений.

Первый параграф посвящён рассмотрению понятий «творчество» и «креативность», моделей творческой одарённости и креативности, проблемы творческих способностей и творческой личности.

Обзор взглядов об особенностях определения понятий «творчество» и «креативность» показал, что чаще всего исследователи трактуют творчество как особый целостный вид деятельности, определяющий общее развитие личности, ее вклад в историю человечества. Термин «креативность» связывают с особенностями мышления, совокупностью способностей, позволяющих генерировать идеи, отличающиеся от общепризнанных, стереотипных. Таким образом, креативность – это особая творческая способность к продуцированию новых нестандартных, оригинальных образов, идей, гипотез (Ермолаева-Томина, 2003).

В целом, все исследования творчества можно объединить по направлениям: изучение творческого продукта, определение благоприятной для творчества ситуации, определение характеристик и этапов творческого процесса, познание характеристик творческой личности. Однако существует опасность разрозненности знаний, так как каждый исследователь обращает внимание на отдельные элементы, а проблему творчества важно рассматривать в совокупности компонентов. Так, основные мировые психологические направления подчёркивают какую-либо особенность творческого процесса. В гештальтпсихологии внимание обращено к этапам творчества и месту инсайта в них (М. Вертгеймер, 1987). В психоанализе существует несколько взглядов на творчество: З. Фрейд (1967) рассматривал место бессознательного и роль сублимации в творчестве; К.Г. Юнг видел в творчестве проявление архетипов коллективного бессознательного; Э. Фромм (1959) обратил внимание на ценность самого творческого процесса и испытываемых во время него чувств; А. Адлер (1997) находил в творчестве компенсацию комплекса неполноценности. Р. Ассаджиолли (1994) и Р. Мэй (2001) обращали внимание на личность творческого человека, и, как психологи гуманистического направления (А. Маслоу, 1968; Г. Олпорт, 2002; К. Роджерс, 1978), считали творчество признаком эмоционального здоровья и проявлением стремления к самореализации и к личностному росту.

Различные мнения в отечественной и зарубежной психологии существуют и относительно способностей и личностных качеств, присущих творческой личности (Я.А. Пономарёв, 1990; В.А. Моляко, 1978; В.С. Шубинский, 1988; К. Тейлор, 1964; Э. Торренс, 1964; В. Лоунфельд, 1959). Некоторые исследователи выделяют отдельные творческие характеристики, а некоторые убеждены, что личность надо рассматривать как целостную систему. В основном, особенности творческой личности проявляются в специфике мышления, воображения, мотивации, эмоций и личностных чертах. При этом психологи сходятся во мнении, что задатки творческих способностей присущи каждому человеку, и лишь своевременное развитие задатков позволит раскрытию творческой личности.

Второй параграф раскрывает вопросы профессионального развития личности. А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина (1993), раскрывая понятие о профессионализме личности и определяя профессионально важные качества личности как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде, считают, что эти качества включают в себя следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности).

Согласно Е.А. Климову (1996), профессионализм – это особое психологическое состояние личности, которое характеризует не только высший уровень знаний и результаты человека в определённой области деятельности, но и определённую системную организацию сознания, психики человека.

В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют и свойства личности, связанные с видом деятельности, и личностные качества, важные для любого вида профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков, 1982, 1996). Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности протекания нервных процессов и некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности, так как являются базой для целого ряда профессионально важных качеств личности – эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, самооценки. Содержательными характеристиками профессионального саморазвития являются: профессиональное самосознание, понятие себя как профессионала; постоянное самоопределение, саморазвитие профессиональных способностей, интернальность, самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация собственной жизни (А.К. Маркова, 1996).

Отдельный пункт второго параграфа посвящён рассмотрению творческого компонента профессионализма. В работе представлен системно-функциональный подход И.Н. Семёнова (1998), согласно которому акмеология призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом ее культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант). Реализация профессионализма личности, в свою очередь, позволяет достичь как оптимальной стадии творческого мастерства, так и определенного общественного признания. Такой взгляд показывает, что творчество является одним из основных компонентов профессионализма.

Третий параграф затрагивает вопросы изучения обыденных представлений в психологической науке. Французский социальный психолог С. Московичи (1981, 1995) ввел специальный термин – «социальные репрезентации» — для обозначения целого класса явлений индивидуального и общественного сознания, которые выполняют функцию опосредования любых взаимодействий человека с миром. Основными чертами данных социально-психологических феноменов является то, что они поддерживаются и разделяются большинством людей и являются знаниями понятными и не требующими дополнительных обоснований. Они выступают как в качестве определённых посредников между людьми, конституирующими их взаимодействие, так и получают своё существование из человеческой коммуникации.

Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954) ввели понятие «имплицитная теория личности» («наивная концепция личности», «теория личности здравого смысла»), под которым они понимали одну из форм социального восприятия, включавшую в себя представления индивида о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека. Имплицитные концепции личности по своей сути являются социальными репрезентациями, так как представлены в виде системы связей между чертами, позволяют человеку на основе информации о наличии определенных черт у партнера по общению быстро выдвигать гипотезы о наличии у него других черт.

Р. Стернберг (1993) отождествляет понятия «представления» и «имплицитные концепции» и утверждает, что имплицитные концепции не являются достоянием общественности и узнать их можно методом опроса или наблюдения за поведением в специально созданных проблемных ситуациях. Р. Стернберг выявил преимущества изучения имплицитных концепций:

1. Исследование имплицитных концепций помогает чётче сформулировать взгляды, бытующие в обществе в данный период времени.

2. Понимание имплицитных концепций людей является основой для разработки эксплицитных теорий, которые отчасти сами по себе также являются имплицитными концепциями исследователей, но, в отличие от концепций обычных людей, они осознанны и научно подтверждены.

3. Имплицитные концепции наибольшее влияние оказывают на жизнь и деятельность людей, чего не наблюдается в эксплицитных теориях, эксплицитные теории меньше связаны с практикой.

4. При изменении отношения к изучаемому явлению необходимо знать обо всех имеющихся представлениях и путях этого изменения.

В несколько ином смысле различие терминов «обыденные представления» и «имплицитные концепции» понимал В.Н. Дружинин (2000): имплицитная концепция может быть обыденной, но не всегда декларируема, а Р. Стернбергом исследовались декларируемые обыденные представления.

В отечественной психологии были выполнены следующие исследования представлений: изучение обыденных представлений об умном человеке (Н.Л. Смирнова (Александрова), 1995, 2002), представлений о механизмах эмоциональной неустойчивости личности и эмоционально зрелой личности (Е.А. Чудина 1998, 2005), представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова, Л.Л. Гренкова, 1997, Л.Л. Гренкова 1998), представлений о русском человеке (М.И. Воловикова, 1998). Проводятся кросскультурные исследования (Н.Л. Смирнова (Александрова), 1995, М.И. Воловикова, Л.М. Соснина, 2001, Н.Д. Елисеева, 2005). Но эта перспективная область исследований требует дальнейшего анализа и разработки.

Четвёртый параграф посвящён выводам теоретического исследования. После рассмотрения основных вопросов, касающихся способностей творческой личности, профессионально важных качеств и становления профессионализма и компетентности, проблемы изучения имплицитных концепций личности и представлений были сделаны следующие выводы исследования:

1. В ходе профессионального развития в процессе обучения в высшей школе необходимо опираться на творческие способности учащихся, так как творческая самостоятельность в решении возникающих задач, антиципация, возможность разрешения проблемных ситуаций и построения перспектив развития определяют уровень профессионализма личности и профессиональной компетентности.

2. В психологических и акмеологических исследованиях профессионализм рассматривается не только со стороны необходимого для овладения профессией знаниевого и операционального компонента, но и с точки зрения личностной составляющей деятельности, придавая ей ведущее значение в становлении профессиональной компетентности. Профессионально важные качества личности инвариантны, так как не зависят от специфики профессиональной деятельности. В структуру профессионализма также включены Я-концепция, мировоззрение, ценностные ориентации, способности в сфере социальных коммуникаций, интерперсональные действия и характеристики, побуждающие к профессиональному росту и профессиональной самореализации.

3. Изучение творческой личности возможно с двух сторон: как описание необходимых индивидуально-психологических, личностных и мотивационных параметров и в более широком контексте, несводимом к одному лишь описанию качеств. В этом комплексном контексте рассматриваются и вопросы творческого потенциала, и стремление к самоактуализации, и особое видение жизни, способность выйти за пределы привычного, и структура творческого самосознания. Второе направление исследований представляется конструктивным и эвристичным, так как реализует системный и личностный подходы, и показывает взаимосвязь личности, мотивации, познавательных процессов с характеристиками творческой деятельности.

4. Представления о том или ином психологическом явлении, – неотъемлемая часть обыденного сознания, влияющая на стратегии понимания людьми различных психологических феноменов; следовательно, изучение представлений позволит узнать житейский смысл научных понятий в целях разработки эффективных методов консультативной и коррекционной работы.

Во второй главе «Программа, методы и результаты исследования представлений о творческой личности и профессионале» рассмотрены методики исследования и показана программа исследования, дана характеристика испытуемых, а также представлены результаты исследования представлений о творческой личности и профессионале.

Первый параграф посвящён описанию хода исследования, методик и выборки.

Исследование проводилось в несколько этапов. Исследование представлений о профессионале и творческой личности были проведены аналогичным образом. Рассмотрим ход исследования на примере исследования представлений о творческой личности:

1. На первоначальном этапе необходимо было определить, какие характеристики творческого человека наиболее часто встречаются в обыденных представлениях студентов различных специальностей. В соответствии с данной целью была выбрана такая методика, как «Свободное описание». На первом этапе в исследовании приняли участие 179 студентов различных ВУЗов Москвы, обучающиеся по художественным, гуманитарным, медицинским и техническим специальностям (политологи, психологи, инженеры, врачи, журналисты, вокалисты, хореографы режиссёры). Испытуемым предлагалось составить портреты творческого человека так, как они считают нужным: «Представьте себе творческого человека и опишите, как Вы его представляете». Среди ответов было обнаружено свыше 80 свойств, присущих творческому человеку, из которых нами было выбрано по 30 наиболее часто встречаемых. Выбранные признаки отражали черты характера, особенности мотивационной, аффективной и когнитивной сфер личности.

2. На следующем этапе была поставлена цель выяснить предпочтения среди выделенных характеристик у студентов художественных и технических специальностей, у девушек и юношей. Для этого мы предлагали оценить выбранные на первом этапе качества следующим образом: «Вспомните всех творческих людей, которых Вы знаете лично, выберите из них самого творческого и запишите его пол: ____, возраст: _____, профессию: __________. Оцените его качества по 5-балльной шкале, проговаривая фразу: «Ему это: 1 – совершенно несвойственно; 2 – больше несвойственно, чем свойственно; 3 – возможно, свойственно; 4 – больше свойственно, чем несвойственно; 5 – безусловно свойственно». Следует обратить внимание на то, что респонденты оценивали именно тех творческих людей, с которыми они знакомы, и указывали их пол, возраст, профессию.

Также данная методика сочеталась с двумя психологическими тестами: опросником Джонсона, выявляющим уровень креативности, и тестом смысложизненных ориентаций (СЖО), определяющим чёткость жизненных целей и ориентиров. Это было сделано для того, чтобы установить закономерности между характеристиками самих респондентов и их ответами.

В исследовании представлений о творческой личности приняли участие 257 человек, из которых 176 испытуемых – девушки и 81 – юноши, студенты художественных (n=199) и технических (n=58) специальностей. В исследовании представлений о профессионале, которое проходило по той же схеме, что и исследование представлений о творческой личности, участвовали 274 испытуемых (149 девушек и 125 юношей), обучающихся в технических ВУЗах (n=123) и ВУЗах культуры и искусств (n=151).

3. Анализ происходил по следующим направлениям:

1. Выявление влияния параметров «пол респондентов», «специальность», «уровень СЖО», «пол знакомого» на оценку характеристик творческой личности (или настоящего профессионала в своём деле).

2. Сравнение представлений о творческой личности (или профессионале) студентов художественных и технических специальностей.

3. Сравнение представлений о творческой личности (или профессионале) по половому признаку:

А) представления юношей и девушек;

Б) представления о творческих (или профессионалах) женщинах и мужчинах.

4. Сравнение представлений о творческой личности (или профессионале) респондентов, показавших высокий и низкий уровень смысложизненных ориентаций.

5. Составление и анализ факторной структуры представлений о творческой личности (или профессионале), а также многомерное шкалирование представлений.

6. Сравнение оценок респондентов по общим характеристикам, участвовавшим в исследовании представлений и о творческой личности, и о профессионале.

Второй параграф содержит описание результатов исследования представлений о творческой личности.

Сначала было выяснено, надо ли учитывать взаимосвязь параметров «пол», «специальность» и «уровень СЖО» при объединении респондентов в группы. Проведённый многофакторный дисперсионный анализ ANOVA показал, что значимого межфакторного взаимодействия между факторами «пол», «специальность» и «уровень СЖО» не существует.

Однако рассмотрение межфакторного взаимодействия факторов «пол» и «специальность» по каждому из 30 параметров, которые оценивали респонденты, выявило шесть качеств творческой личности, значимо зависящие одновременно от пола и специальности респондентов (табл. 1).

Таблица 1. Результаты двухфакторного дисперсионного







Date: 2015-07-17; view: 634; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию