Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример 1Логическая формула "Поставка(Интеграл,Луч,Схема_14)" формализует фразу "Завод Интеграл поставляет Схему_14 фирме Луч". Упомянутую выше фразу можно формализовать с помощью бинарных предикатов: Поставщик(Поставка_8, Интеграл)/\ Концептуальный граф для этой логической формулы представлен на Рис..2. Концептуальный граф n -арного предиката изображается следующим образом. Стрелка, соответствующая п-му аргументу, направлена от круга, представляющего имя предиката, к прямоугольнику, отображающему этот аргумент. Остальные прямоугольники, соответствующие первым п- 1 аргументам, соединяются стрелками с кругом. Стрелки помечены номерами от 1 до n (или именами), чтобы показать соответствие между стрелкой и аргументом. Стрелки в таком графе направлены от первого аргумента к имени предиката и от имени предиката ко второму аргументу. Рис. 2. Концептуальный граф логического представления бинарными предикатами Термины "имя предиката" и "аргумент", часто называют "связывающий узел" и "узел-концепт" в графическом представлении. Семантической сетью называют направленный граф с помеченными вершинами и дугами, в котором вершинам соответствуют конкретные объекты, а дугам - семантические отношения между ними. Имена вершин определяют объекты из некоторой объектной области, например, станок, робокар, деталь и т.д. Метки дуг обозначают элементы множества отношений. Объекты и отношения. В семантических сетях используются четыре основных типа объектов: понятия, события, свойства и значения. Понятия представляют собой сведения об абстрактных или физических объектах предметной области. Они могут быть заданы множеством доменов (параметров или констант). События - это действия, которые могут перевести предметную область из текущего состояния в некоторое новое. Можно перевести предметную область в определенное желаемое (целевое) состояние, поставить задачу, отыскать на семантической сети путь событий, приводящих к целевому состоянию. Свойства используются для характеристики (уточнения) понятий, событий, процессов и т.д. Свойствами понятий могут быть цвет, размеры, качество, а свойствами действий - время, продолжительность, место и т.д. Значения - это значения из какого-нибудь множества, которые могут принимать свойства. Рассмотрим пример семантической сети (Рис. 4), которая соответствует действию "Иванов руководит Петровым". Она представляется одним событием РУКОВОДИТ и двумя вершинами понятий ИВАНОВ и ПЕТРОВ. Дуги, соединяющие вершины-события и вершины-понятия, указывают роли понятий в событиях. Так, в событии РУКОВОДИТ понятие ИВАНОВ играет роль агента, а ПЕТРОВ - объекта воздействия. Свойством понятия ИВАНОВ является ДОЛЖНОСТЬ со значением ПРОФЕССОР. Рис. 4. Пример семантической сети Правила построения семантических сетей. Семантические сети получаются из концептуальных графов с помощью специальных правил, которые мы сейчас рассмотрим. Правило конъюнкции. Рассмотрим набор из трех фраз: Фраза 1: Завод Интеграл производит Схему_ 14; Фраза 2: Интеграл поставляет Схему_14 фирме Луч; Фраза 3: Фирма Луч использует Схему_14 для сборки часов. Каждую из этих фраз можно представить концептуальным графом. Используя правило конъюнкции, можно получить один концептуальный граф g из двух графов g 1 и g 2. Это правило состоит в следующем. Если узлы-концепты с 1 и с 2 соответственно в графах g 1 и g 2 идентичны, то граф g получается удалением с 1 и соединением с с 1 всех связывающих узлов, которые были связаны с с 2 и g2. Применим правило конъюнкции к приведенным выше трем фразам и получим семантическую сеть (Рис 5). Правило упрощения. Если концептуальный граф g содержит два идентичных (соединенных с одними и теми же узлами-концептами) связывающих узла, то можно удалить один из них со связанными с ним стрелками. Правило копирования. Граф g есть копия графа g 1. Использование типов. Отношение принадлежности типу представляется связывающим узлом КОНКР (от слова "конкретизация"). Так "Схема_14" относится к типу "схема", что указано узлом КОНКР. Отношение принадлежности множеству представляется связывающим узлом ЭЛЕМ (от слова "элемент"). Так завод Интеграл принадлежит множеству заводов электроники ("электро-завод"). Отношение принадлежности подмножества некоторому множеству представляется узлом ПОДМН. Рис. 5 Концептуальный граф и контекстное представление Связь между первым типом и более общим вторым типом осуществляется связывающим узлом ЭТО.
или просто В поле конкретизации может находиться переменная. Так, [схема: х ] означает просто какой-то объект типа "схема". Отметим, что переменную можно просто опустить, условившись, что представление [схема] эквивалентно Канонические графы. Синтаксически правильно построенные концептуальные графы могут семантически быть некорректными, как собственно и предложения, которым они соответствуют. То есть некоторые комбинации узлов бессмысленны; чтобы исключить графы нереальных (невозможных) ситуаций предметной области, определяют так называемые канонические (семантически корректные) графы разрешенных комбинаций слов. Следовательно, знания представляются каноническими графами исходя из личного опыта. Новые, канонические графы строятся из уже имеющихся по правилам: конъюнкции, упрощения, копирования и ограничения. Правило ограничения. Тип любого концепта с концептуального графа g можно записать неким подтипом, т.е. конкретизировать концепт с. Проиллюстрируем это на примере концептуального графа, представленного на Рис. 3.6. Граф без элементов (средство) интерпретируется фразой ~Интеграл срочно поставляет схему кому-то~. Граф без элементов (способ) означает ~Интеграл поставляет схему фирме Луч почтой~. Применения правила конъюнкции к этим двум графам дает весь граф на рис.3.6. Можно было бы применить к последнему графу правило ограничения, заменяя обозначенную Х совокупность ~кому-то~ меньшей совокупностью ~часовые заводы~. Правило ограничения сужает концепты, а конъюнкции - добавляет условия на граф. Рис. 6. Пример построения семантической сети 4. Объектное (фреймовое) представление Основные понятия. Теорию фреймов опубликовал в 1975г. М.Минский. Эта теория относится к психологическим понятиям и касается способов понимания того, как мы воспринимаем (видим, слышим) явления, процессы, объекты и т.п. В основе теории фреймов лежит восприятие фактов посредством полученной извне информации о некотором явлении с уже имеющимися данными, накопленными опытным путем или полученными в результате вычислений. Когда человек попадает в новую ситуацию, он вызывает из своей памяти основную структуру, называемую фреймом. Фрейм (рамка) - это единица представления знаний, запомненная в прошлом, детали которой могут быть изменены согласно текущей ситуации. Класс некоторых объектов (процессов) может определяться одним типичным (базовым) объектом, который включает наиболее существенные характеристики объектов данного класса. Так некоторую характеристику объекта можно представить тройкой (Объект, атрибут_ j, значение_ j). Собрав все тройки, касающиеся данного объекта, получим объектное представление области рассуждений, относительно данного объекта. Общая форма этого представления такова: Объект(атрибут_ j, значение_ j), j= 1 ,..., m Таким образом, вместо построения различных независимых формул строим более крупную структуру полной информации об объекте, которую называют фреймом. Если требуется информация о некотором объекте, то обращаются к соответствующему фрейму, внутри которого находятся свойства и факты относительно рассматриваемого объекта. Заметим, что объектное представление можно получить как из логического, так и из других представлений знаний.
|