Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образцы экзаменационных заданий





ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие для подготовки

студентов гуманитарного факультета НГУ

к экзамену по курсу «Синтаксис современного русского языка»

по специальности 021700 – «Филология»

 

 

 

 

Новосибирск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра общего и русского языкознания

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Учебно-методическое пособие для подготовки

Студентов 3-го курса гуманитарного факультета НГУ

к экзамену по курсу «Синтаксис современного русского языка»

по специальности 021700 – «Филология»

 

Новосибирск

ББК Ш13 (Рус)- 923

УДК 811.161.1 (075)

К 762

К 762 Н. Б. Кошкарева, Е. Н. Сорокина. Образцы разбора сложного предложения:Учебно-методическое пособие для подготовки студентов 3-го курса гуманитарного факультета НГУ к экзамену по курсу «Синтаксис современного русского языка» по специальности 021700 – «Филология». Новосибирск: НГУ, 2010. 105 с.

Данное пособие представляет собой практическое руководство для самостоятельной подготовки студентов к экзамену по синтаксису современного русского языка. Пособие содержит примерные варианты практических заданий и образцы их выполнения для самопроверки.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3-го русского отделения «Русский язык и литература» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.

 

Издание подготовлено в рамках программы «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» национального проекта «Образование».

 

 

© Н. Б. Кошкарева, Е. Н. Сорокина, 2010

© Новосибирский государственный
университет, 2010


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам-филологам 3 курса для самостоятельной подготовки к экзамену по «Синтаксису сложного предложения». В нем содержатся образцы выполнения разборов разных видов сложных предложений – сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных. Предусмотрены формы для самостоятельного выполнения заданий и их проверки, а также образцы экзаменационных билетов.

 

ОБРАЗЦЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант 1

Задание:

1. Подчеркните в тексте все грамматические основы.

2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки.

3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения.

4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/).

5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции.

6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы.

7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.

 

Когда его дочка зимою в мокрых варежках – одна шерстяная пестрая, другая кожаная, на байке, но обе на одной ленточке, чтобы не потеряться, – принесла в этих вот варежках тоже мокрую холодную птицу с заведенным ко лбу зрачком, и он взял большую, черную с серым, раненую ворону, и та вдруг встрепенулась и сказала хрипло, что жива, то есть она сказала «кар» задыхаясь, а в переднюю, словно почувствовав неладное, вбежала его изящная жена и замахала руками в ярком шелку, руками-крыльями, и сразу же заметила разные варежки на голубой ленте и позвала из кухни няньку, чтобы отругать за разные варежки, ведь с птицей ей было и так все ясно, он вдруг понял: ему принесли друга, жалкого, задыхающегося от боли и несчастья; и, приняв птицу из детских рук, он молча, не ответив на раздраженную фразу жены, унес ее к себе (И. Поволоцкая. Скрипичный квартет).


Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:

 

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
           
           
           
           
           
           
           

 

 


Вариант 1 (образец выполнения)

I// с.Когда его дочка зимою в мокрых варежках – одна шерстяная пестрая, другая кожаная, на байке, но обе на одной ленточке, чтобы не потеряться, – принесла ПГС в этих вот варежках тоже мокрую холодную птицу с заведенным ко лбу зрачком 1/, и онвзял ПГС большую, черную с серым, раненую ворону 2/, и та вдруг встрепенулась ПГС и сказала ПГС хрипло 3/, с.что жива ПИС 4/, то есть онасказала ПГС «кар» задыхаясь 5/, а в переднюю, словно почувствовав неладное, вбежала ПГС его изящная жена и замахала ПГС руками в ярком шелку, руками-крыльями, и сразу же заметила ПГС разные варежки на голубой ленте и позвала ПГС из кухни няньку 6/, с.чтобы отругать ПГС за разные варежки 7/, с.ведь с птицей ей было и так всеясно ПИС 8/, // он вдруг понял ПГС 9/: IIа// ему принесли ПГС друга, жалкого, задыхающегося от боли и несчастья 10/; II// и, приняв птицу из детских рук, он молча, не ответив на раздраженную фразу жены, унес ПГС ее к себе 11/ (И. Поволоцкая. Скрипичный квартет).

В первом смысловом блоке говорится о нескольких событиях, предшествовавших действию главного персонажа повествования, о котором говорится во втором смыслом блоке. Между смысловыми блоками наблюдаются отношения следования, выраженные при помощи соединительного союза и (I, и II).

В первом смысловом блоке выделяется два подблока (Ia: IIa), связанных бессоюзной связью, между ними наблюдаются пояснительно-уточняющие отношения.

 


№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
9–1 9–2 9–3 9–6 [ГПЕ], [когда (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, времени, отношения простой одновременности СПП с придаточным обстоятельственным (времени) Обстоятельственное, времени
3–4 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопросительной ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное
6–7 [ГПЕ], [ чтобы (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, цели, собственно целевые отношения СПП с придаточным обстоятельственным (цели) Обстоятельственное, цели
7–8 [ГПЕ], [ ведь (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, причины, отношения причинного обоснования СПП с придаточным обстоятельственным (причины) Обстоятельственное, причины
1–2 2–3 (и) [ПЕ1],(и) [ПЕ2] (и) [ПЕ2],(и) [ПЕ3]   Сложносочиненный бином открытой структуры, с соединительным союзом и, передающим отношения следования   ССП с соединительным союзом, передающим отношения перечисления
(1,2,3)–4 {(и) [ПЕ1], (и) [ПЕ2], (и) [ПЕ3]}, а [ПЕ4] Сложносочиненный бином закрытой структуры, с противительным сопоставительным союзом а, допускающим второй союзный элемент, без второго союзного элемента, отношения сопоставления   ССП с противительным разделительным союзом а, передающим отношения сопоставления
4–5 [ПЕ1], то есть [ПЕ2]   Сложносочиненный бином закрытой структуры, с пояснительным союзом то есть, не допускающим второй союзный элемент, отношения пояснительно-уточнительные   ССП с пояснительным союзом

 


Вариант 2

Задание:

1. Подчеркните в тексте все грамматические основы.

2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки.

3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения.

4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/).

5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции.

6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы.

7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.

 

[ Она встречалась с ним примерно раз в неделю]. После первого свидания в ресторане он на время изменил своей тогдашней, философской, как она сказала, манере, он говорил о скачках, о фильмах, о книгах, и чем больше она его узнавала, тем очевиднее для нее становилось, что он был головой выше всех, с кем ей до сих пор приходилось встречаться; и все-таки, несмотря на умные и верные вещи, несмотря на то, что перед ней открывался целый мир, которого она не знала, – на всем этом был налет холодного и спокойного отчаяния (Г. Газданов. Призрак Александра Вольфа).


Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:

 

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
           
           
           
           
           
           
           

 

 


Вариант 2 (образец выполнения)

[Она встречалась с ним примерно раз в неделю.] I// После первого свидания в ресторане он на время изменил ПГС своей тогдашней, философской, как она сказала, манере 1/, онговорил ПГС о скачках, о фильмах, о книгах 2/, и с.чем больше она его узнавала ПГС 3/, с.сл.тем очевиднее СИС для нее полузн., фаз. становилось 4/, с.что онбыл головой выше всех ПИС 5/, с.сл. скем ей до сих пор мод. приходилось встречаться СГС 6/; II// и все-таки, несмотря на умные и верные вещи 7/, с. несмотря на то, что перед ней открывался ПГС целый мир 8/, с.сл. которогоонане знала ПГС 9/, – на всем этом был ПГС налет холодного и спокойного отчаяния 7/ (Г. Газданов. Призрак Александра Вольфа).

В первом смысловом блоке говорится о ………….. Между смысловыми блоками наблюдаются отношения противительно-уступительные отношения, выраженные при помощи соединительного союза и со вторым союзным элементом все-таки (I, и все-таки II).

 

 


Таблица 1

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
1–2 [ПЕ1], [ПЕ2]     Бессоюзный бином закрытой, нетипизированной структуры, объяснительные отношения, уточняющего пояснения   БСП с объяснительными отношениями
2–4 [ПЕ2], и [ПЕ4]   Сложносочиненный бином закрытой структуры, с соединительным союзом и, допускающим второй союзный элемент, без второго союзного элемента, отношения результативные, причинно-следственные   ССП с противительным соединительным союзом и, передающим соединительные отношения
3–4 [ чем (ЗПЕ)], [ тем (ГПЕ)]     Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, соответствия СПП с придаточным сравнительным Сравнительное СПП
3–5 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопросительной ЗПЕ СПП с придаточным подлежащим Изъяснительное СПП
5–6 [… тот (ГПЕ)], [ кто (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с корреляционной связью, местоименно-соотносительное, отождествительное, с предметным значением корреляционных слов СПП с придаточным дополнительным Определительное, местоименно-определи-тельное СПП
7–8 [ГПЕ], [ несмотря на то что (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, уступки, связанной структуры, реально-уступительные отношения СПП с придаточным уступительным Обстоятельственное, СПП уступки
8–9 [… Subst], [ который (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется грамматической природой опорного слова, присубстантивное, повествовательно-распространительное СПП с придаточным определительным Определительное СПП

Вариант 3

Задание:

1. Подчеркните в тексте все грамматические основы.

2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки.

3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения.

4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/).

5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции.

6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы.

7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.

 

Странное чувство охватывало меня, отвлеченное от происходившего вокруг: мне начинало казаться, словно сейчас слепые вместо бумажных купюр с портретом вождя положат мне в ладонь ракушки, как имеющую хождение в их теневом государстве валюту, и я отправлюсь с ними в магазин, твердо уверовав в ее конвертируемость, и там, при свете дня, мне сообщат, что зимбе и каури уже несколько веков как не в ходу, тем более на нашем континенте, и я стану извиняться, просить, чтобы мне отпустили хотя бы пачку маргарина, объяснять, что ошибка произошла из-за того, что в той комнате, где мне их всучили, никогда не восходит солнце, словно там живет вконец обнищавшая семья с наглухо заколоченными для тепла окнами (И. Полянская. Происхождение тени).

 


Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:

 

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
           
           
           
           
           
           
           

 

 


Вариант 3 (образец выполнения)

I// Странное чувствоохватывало ПГС меня, отвлеченное от происходившего вокруг 1/:
II// мне фаз. начинало казаться СГС 2/, с.словно сейчас слепые вместо бумажных купюр с портретом вождя положат ПГС мне в ладонь ракушки, как имеющую хождение в их теневом государстве валюту 3/, и яотправлюсь ПГС с ними в магазин, твердо уверовав в ее конвертируемость 4/, и там, при свете дня, мне сообщат ПГС 5/, с.что зимбе и каури уже несколько веков как не в ходу ПИС, тем более на нашем континенте 6/, и я фаз. стану извиняться СГС, . просить СГС 7/, с.чтобы мне отпустили ПГС хотя бы пачку маргарина 8/, объяснять СГС 7/, с.что ошибкапроизошла ПГС 9/ с.из-за того, что в той комнате 10/, с.сл. где мне их всучили ПГС 11/, никогда не восходит ПГС солнце 10/, с.словно там живет ПГС вконец обнищавшая семья с наглухо заколоченными для тепла
окнами 12/ (И. Полянская. Происхождение тени).

В первом смысловом блоке говорится о том, что чувство, которое испытывает главный персонаж, было странное, во втором объясняется, в чем состояла его странность. Между смысловыми блоками устанавливается бессоюзная связь и наблюдаются отношения мотивирующего пояснения.


№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
2–3 2–4 2–5 2–7 [… LexОИ (Т-мест.)], [ словно (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопрос. ЗПЕ СПП с придаточным подлежащим Изъяснительное СПП
5–6 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопрос. ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
7–8 [… LexОИ (Т-мест.)], [ чтобы (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопрос. ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
7–9 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопрос. ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
9–10 [ГПЕ], [ из-за того, что (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, причины, гибкой структуры, собственно причинные отношения СПП с придаточным причины Обстоятельственное СПП, причины
10–11 […(тот) Subst], [ где (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется грамматической природой опорного слова, присубстантивное, выделительно-определительное СПП с придаточным определительным Определительное СПП
10–12 [ГПЕ], [ словно (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, с союзом недифференцированного значения словно, сравнительное, недостоверного сравнения СПП с придаточным сравнительным Сравнительное СПП
3–4 4–5 5–7 (и) [ПЕ3], (и) [ПЕ4] (и) [ПЕ4], (и) [ПЕ5] (и) [ПЕ5], (и) [ПЕ7] Сложносочиненный бином открытой структуры, с соединительным союзом и, отношения следования   ССП с соединительным союзом и, передающим соединительные отношения

Вариант 4

Задание:

1. Подчеркните в тексте все грамматические основы.

2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки.

3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения.

4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/).

5. Нарисуйте схему продолжений (2) и (3) в горизонтально-вертикальной проекции.

6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы.

7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.

 

(1) «Вот, послушайте…». (2) Линев произнес длинную немецкую фразу, сказав, что в самом строе этого языка видна душа германца, тевтона: он поклонник философии, музыкант и, как ни странно такое сочетание, еще и отличный солдат, ибо жестокость и сентиментальность часто идут рука об руку, и прекрасный работник, поскольку наличие в немецкой грамматике, как и в русской, падежных окончаний предполагает внимание к миру вещей; затем последовало несколько слов по-английски с пояснением, что в них видна сухая, чопорная фигура британца, торговца и мореплавателя, который вечно спешит и потому стремится как можно короче выразить свою мысль. (3) «А сейчас вслушаемся в божественные звуки испанской речи. – Линев задумался, но память, видимо, подсказала ему одну-единственную фразу: – Буэнас диос, сеньорита!» (Л. Юзефович. Клуб «Эсперо»).

 


Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:

 

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 4 (образец выполнения)

(1) «Вот, послушайте…». (2) I// Линевпроизнес ПГС длинную немецкую фразу, сказав 1/, с.что в самом строе этого языка видна ПИС душагерманца, тевтона 2/: онпоклонник философии ПИС, музыкант ПИС и, с.сл. как м. и с. ни странно ПИС такое сочетание 4/, еще и отличныйсолдат ПИС 3/, с.ибо жестокость и сентиментальность часто идут рука об руку ПГС 5/, и прекрасныйработник ПИС 3/, с.поскольку наличие в немецкой грамматике, как и в русской, падежных окончанийпредполагает ПГС внимание к миру вещей 6/; II// затем последовало ПГС несколько слов по-английски с пояснением 7/, с.что в них видна ПИС сухая, чопорная фигура британца, торговца и мореплавателя 8/, с.сл. который вечно спешит ПГС и потому мод. стремится как можно короче выразить СГС свою мысль 9/. (3) «А сейчас вслушаемся в божественные звуки испанской речи. – Линевзадумался ПГС 1/, но память, видимо, подсказала ПГС ему одну-единственную фразу 2/: – Буэнас диос, сеньорита!» 3/ (Л. Юзефович. Клуб «Эсперо»).

В составе сложного предложения (2) выделяются два смысловых блока. В первом смысловом блоке говорится …. Между смысловыми блоками устанавливается бессоюзная связь и наблюдаются отношения мотивирующего пояснения.

 


№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
(2) 1–2 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопросительной ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
3–4 [ГПЕ], [ как ни (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, уступки, связанной структуры, обобщенно-уступительные отношения СПП с придаточным уступки Обстоятельственное СПП, уступки
3–5 [ГПЕ], [ ибо (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, причины, негибкой структуры, несобственно причинные отношения, причинного обоснования СПП с придаточным причины Обстоятельственное СПП, причины
3–6 [ГПЕ], [ поскольку (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, причины, гибкой структуры, несобственно причинные отношения, логического обоснования СПП с придаточным причины Обстоятельственное СПП, причины
7–8 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопросительной ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
8–9 [… Subst], [ который (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется грамматической природой опорного слова, присубстантивное, повествовательно-распространительное СПП с придаточным определительным Определительное СПП
(3) 1–2 [ПЕ1], но [ПЕ2]   Сложносочиненный бином закрытой структуры, с противительным сопоставительным союзом но, допускающим второй союзный элемент, без второго союзного элемента, отношения противительно-уступительные   ССП с несоединительным противительным союзом но, с противительно-уступительным значением
2–3 [ПЕ2]: [ПЕ3]   Бессоюзный бином закрытой типизированной структуры, с незамещенной синтаксической позицией   БСП с прямой речью

Вариант 5

Задание:

1. Подчеркните в тексте все грамматические основы.

2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки.

3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения.

4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/).

5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции.

6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы.

7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.

 

Все это Виктору предстояло увидеть и испытать на обратном пути, но прежде он, помнится, любил эти последние длинные и томительные часы, потому что ехал из дому и никуда не торопился; нетерпение, пустая суетливость других, кто то и дело выбегал смотреть, сколько еще осталось плыть, доставляли ему какое-то недоброе, злорадное удовлетворение: неужели они не понимают, что в этом ожидании надо исходить не из расстояния и не из скорости, а из времени, указанного в расписании, которое осуществится именно в свой срок, как бы быстро ни двигался пароход (В. Распутин.)


Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:

 

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 5 (образец выполнения)

Все это Виктору мод. предстояло увидеть и испытать СГС на обратном пути 1/, но прежде он, помнится, любил ПГС эти последние длинные и томительные часы 2/, с.потому что ехал ПГС из дому и никуда не торопился ПГС 3/; нетерпение, пустая суетливость других 4/, с.сл. кто то и дело выбегал ПГС смотреть 5/, с.сл. сколько м. и с. еще мод. осталось плыть СГС 6/, доставляли ему какое-то недоброе, злорадное удовлетворение ПГС 4/: неужели онине понимают ПГС 7/, с.что в этом ожидании мод. надо исходить СГС не из расстояния и не из скорости, а из времени, указанного в расписании 8/, с.сл. котороеосуществится ПГС именно в свой срок 9/, с.сл как м. и с. бы быстро ни двигался ПГС пароход 10/ (В. Распутин.)

В составе данного сложного предложения выделяются три смысловых блока. В первом смысловом блоке говорится …. Между смысловыми блоками устанавливается бессоюзная связь и наблюдаются отношения мотивирующего пояснения.

 

 


Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:

 

№ бинома Модель бинома Тип бинома / предложения
По классификации В. А. Белошапковой («Грамматика» 1970 г.) По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации
1–2 [ПЕ1], но [ПЕ2]     Сложносочиненный бином закрытой структуры, с союзом, допускающим 2-й союзный элемент, без 2-го союзного элемента, с союзом но, формирующим противительно-уступительные отношения ССП с противительным союзом ССП с несоединительным противительным союзом но, с противительно-уступительным значением
2–3 [ГПЕ], [ потому что (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, причины, отношения причинного обоснования СПП с придаточным обстоятельственным, причины Обстоятельственное СПП, причины
4–5 [… тот], [ кто (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с корреляционной связью, местоименно-соотносительное, отождествительное, с предметным значением коррелятивных слов СПП с придаточным определительным Определительное СПП, местоименно-определительное
5–6 [… LexОИ (Т-мест.)], [ сколько (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с вопросительной ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
7–8 [… LexОИ (Т-мест.)], [ что (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется семантикой опорного слова, изъяснительное, с невопросительной ЗПЕ СПП с придаточным дополнительным Изъяснительное СПП
8–9 [… Subst], [ который (ЗПЕ)]     Сложноподчиненный бином нерасчлененной структуры, с присловной связью, структура которого определяется грамматической природой опорного слова, присубстантивное, повествовательно-распространительное СПП с придаточным определительным Определительное СПП
9–10 [ГПЕ], [ как ни … (ЗПЕ)]   Сложноподчиненный бином расчлененной структуры, с детерминативной связью, обусловленности, уступки, связанной структуры, потенциально-уступительные отношения СПП с придаточным уступительным Обстоятельственное, уступки

Date: 2015-07-17; view: 1027; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию