Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образцы экзаменационных заданийСтр 1 из 5Следующая ⇒ ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Учебно-методическое пособие для подготовки студентов гуманитарного факультета НГУ к экзамену по курсу «Синтаксис современного русского языка» по специальности 021700 – «Филология»
Новосибирск ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Гуманитарный факультет Кафедра общего и русского языкознания ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Учебно-методическое пособие для подготовки Студентов 3-го курса гуманитарного факультета НГУ к экзамену по курсу «Синтаксис современного русского языка» по специальности 021700 – «Филология»
Новосибирск ББК Ш13 (Рус)- 923 УДК 811.161.1 (075) К 762
Данное пособие представляет собой практическое руководство для самостоятельной подготовки студентов к экзамену по синтаксису современного русского языка. Пособие содержит примерные варианты практических заданий и образцы их выполнения для самопроверки. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3-го русского отделения «Русский язык и литература» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.
Издание подготовлено в рамках программы «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» национального проекта «Образование».
© Н. Б. Кошкарева, Е. Н. Сорокина, 2010 © Новосибирский государственный ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам-филологам 3 курса для самостоятельной подготовки к экзамену по «Синтаксису сложного предложения». В нем содержатся образцы выполнения разборов разных видов сложных предложений – сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных. Предусмотрены формы для самостоятельного выполнения заданий и их проверки, а также образцы экзаменационных билетов.
ОБРАЗЦЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ Вариант 1Задание: 1. Подчеркните в тексте все грамматические основы. 2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки. 3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения. 4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/). 5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции. 6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы. 7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.
Когда его дочка зимою в мокрых варежках – одна шерстяная пестрая, другая кожаная, на байке, но обе на одной ленточке, чтобы не потеряться, – принесла в этих вот варежках тоже мокрую холодную птицу с заведенным ко лбу зрачком, и он взял большую, черную с серым, раненую ворону, и та вдруг встрепенулась и сказала хрипло, что жива, то есть она сказала «кар» задыхаясь, а в переднюю, словно почувствовав неладное, вбежала его изящная жена и замахала руками в ярком шелку, руками-крыльями, и сразу же заметила разные варежки на голубой ленте и позвала из кухни няньку, чтобы отругать за разные варежки, ведь с птицей ей было и так все ясно, он вдруг понял: ему принесли друга, жалкого, задыхающегося от боли и несчастья; и, приняв птицу из детских рук, он молча, не ответив на раздраженную фразу жены, унес ее к себе (И. Поволоцкая. Скрипичный квартет). Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:
Вариант 1 (образец выполнения)
I// с.Когда его дочка зимою в мокрых варежках – одна шерстяная пестрая, другая кожаная, на байке, но обе на одной ленточке, чтобы не потеряться, – принесла ПГС в этих вот варежках тоже мокрую холодную птицу с заведенным ко лбу зрачком 1/, и онвзял ПГС большую, черную с серым, раненую ворону 2/, и та вдруг встрепенулась ПГС и сказала ПГС хрипло 3/, с.что жива ПИС 4/, то есть онасказала ПГС «кар» задыхаясь 5/, а в переднюю, словно почувствовав неладное, вбежала ПГС его изящная жена и замахала ПГС руками в ярком шелку, руками-крыльями, и сразу же заметила ПГС разные варежки на голубой ленте и позвала ПГС из кухни няньку 6/, с.чтобы отругать ПГС за разные варежки 7/, с.ведь с птицей ей было и так всеясно ПИС 8/, Iа// он вдруг понял ПГС 9/: IIа// ему принесли ПГС друга, жалкого, задыхающегося от боли и несчастья 10/; II// и, приняв птицу из детских рук, он молча, не ответив на раздраженную фразу жены, унес ПГС ее к себе 11/ (И. Поволоцкая. Скрипичный квартет). В первом смысловом блоке говорится о нескольких событиях, предшествовавших действию главного персонажа повествования, о котором говорится во втором смыслом блоке. Между смысловыми блоками наблюдаются отношения следования, выраженные при помощи соединительного союза и (I, и II). В первом смысловом блоке выделяется два подблока (Ia: IIa), связанных бессоюзной связью, между ними наблюдаются пояснительно-уточняющие отношения.
Вариант 2 Задание: 1. Подчеркните в тексте все грамматические основы. 2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки. 3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения. 4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/). 5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции. 6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы. 7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.
[ Она встречалась с ним примерно раз в неделю]. После первого свидания в ресторане он на время изменил своей тогдашней, философской, как она сказала, манере, он говорил о скачках, о фильмах, о книгах, и чем больше она его узнавала, тем очевиднее для нее становилось, что он был головой выше всех, с кем ей до сих пор приходилось встречаться; и все-таки, несмотря на умные и верные вещи, несмотря на то, что перед ней открывался целый мир, которого она не знала, – на всем этом был налет холодного и спокойного отчаяния (Г. Газданов. Призрак Александра Вольфа). Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:
Вариант 2 (образец выполнения) [Она встречалась с ним примерно раз в неделю.] I// После первого свидания в ресторане он на время изменил ПГС своей тогдашней, философской, как она сказала, манере 1/, онговорил ПГС о скачках, о фильмах, о книгах 2/, и с.чем больше она его узнавала ПГС 3/, с.сл.тем очевиднее СИС для нее полузн., фаз. становилось 4/, с.что онбыл головой выше всех ПИС 5/, с.сл. скем ей до сих пор мод. приходилось встречаться СГС 6/; II// и все-таки, несмотря на умные и верные вещи 7/, с. несмотря на то, что перед ней открывался ПГС целый мир 8/, с.сл. которогоонане знала ПГС 9/, – на всем этом был ПГС налет холодного и спокойного отчаяния 7/ (Г. Газданов. Призрак Александра Вольфа). В первом смысловом блоке говорится о ………….. Между смысловыми блоками наблюдаются отношения противительно-уступительные отношения, выраженные при помощи соединительного союза и со вторым союзным элементом все-таки (I, и все-таки II).
Таблица 1
Вариант 3 Задание: 1. Подчеркните в тексте все грамматические основы. 2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки. 3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения. 4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/). 5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции. 6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы. 7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.
Странное чувство охватывало меня, отвлеченное от происходившего вокруг: мне начинало казаться, словно сейчас слепые вместо бумажных купюр с портретом вождя положат мне в ладонь ракушки, как имеющую хождение в их теневом государстве валюту, и я отправлюсь с ними в магазин, твердо уверовав в ее конвертируемость, и там, при свете дня, мне сообщат, что зимбе и каури уже несколько веков как не в ходу, тем более на нашем континенте, и я стану извиняться, просить, чтобы мне отпустили хотя бы пачку маргарина, объяснять, что ошибка произошла из-за того, что в той комнате, где мне их всучили, никогда не восходит солнце, словно там живет вконец обнищавшая семья с наглухо заколоченными для тепла окнами (И. Полянская. Происхождение тени).
Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:
Вариант 3 (образец выполнения) I// Странное чувствоохватывало ПГС меня, отвлеченное от происходившего вокруг 1/:
В первом смысловом блоке говорится о том, что чувство, которое испытывает главный персонаж, было странное, во втором объясняется, в чем состояла его странность. Между смысловыми блоками устанавливается бессоюзная связь и наблюдаются отношения мотивирующего пояснения.
Вариант 4 Задание: 1. Подчеркните в тексте все грамматические основы. 2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки. 3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения. 4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/). 5. Нарисуйте схему продолжений (2) и (3) в горизонтально-вертикальной проекции. 6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы. 7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.
(1) «Вот, послушайте…». (2) Линев произнес длинную немецкую фразу, сказав, что в самом строе этого языка видна душа германца, тевтона: он поклонник философии, музыкант и, как ни странно такое сочетание, еще и отличный солдат, ибо жестокость и сентиментальность часто идут рука об руку, и прекрасный работник, поскольку наличие в немецкой грамматике, как и в русской, падежных окончаний предполагает внимание к миру вещей; затем последовало несколько слов по-английски с пояснением, что в них видна сухая, чопорная фигура британца, торговца и мореплавателя, который вечно спешит и потому стремится как можно короче выразить свою мысль. (3) «А сейчас вслушаемся в божественные звуки испанской речи. – Линев задумался, но память, видимо, подсказала ему одну-единственную фразу: – Буэнас диос, сеньорита!» (Л. Юзефович. Клуб «Эсперо»).
Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:
Вариант 4 (образец выполнения) (1) «Вот, послушайте…». (2) I// Линевпроизнес ПГС длинную немецкую фразу, сказав 1/, с.что в самом строе этого языка видна ПИС душагерманца, тевтона 2/: онпоклонник философии ПИС, музыкант ПИС и, с.сл. как м. и с. ни странно ПИС такое сочетание 4/, еще и отличныйсолдат ПИС 3/, с.ибо жестокость и сентиментальность часто идут рука об руку ПГС 5/, и прекрасныйработник ПИС 3/, с.поскольку наличие в немецкой грамматике, как и в русской, падежных окончанийпредполагает ПГС внимание к миру вещей 6/; II// затем последовало ПГС несколько слов по-английски с пояснением 7/, с.что в них видна ПИС сухая, чопорная фигура британца, торговца и мореплавателя 8/, с.сл. который вечно спешит ПГС и потому мод. стремится как можно короче выразить СГС свою мысль 9/. (3) «А сейчас вслушаемся в божественные звуки испанской речи. – Линевзадумался ПГС 1/, но память, видимо, подсказала ПГС ему одну-единственную фразу 2/: – Буэнас диос, сеньорита!» 3/ (Л. Юзефович. Клуб «Эсперо»). В составе сложного предложения (2) выделяются два смысловых блока. В первом смысловом блоке говорится …. Между смысловыми блоками устанавливается бессоюзная связь и наблюдаются отношения мотивирующего пояснения.
Вариант 5 Задание: 1. Подчеркните в тексте все грамматические основы. 2. Определите типы сказуемых, укажите тип связки. 3. Охарактеризуйте средства связи частей СП, если средством связи является союзное слово, подчеркните его как член предложения. 4. Обозначьте границы частей сложного предложения (1/). 5. Нарисуйте схему сложного продолжения в горизонтально-вертикальной проекции. 6. Заполните таблицу: охарактеризуйте сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные биномы. 7. Выделите смысловые блоки (I//), охарактеризуйте смысловые отношения между ними.
Все это Виктору предстояло увидеть и испытать на обратном пути, но прежде он, помнится, любил эти последние длинные и томительные часы, потому что ехал из дому и никуда не торопился; нетерпение, пустая суетливость других, кто то и дело выбегал смотреть, сколько еще осталось плыть, доставляли ему какое-то недоброе, злорадное удовлетворение: неужели они не понимают, что в этом ожидании надо исходить не из расстояния и не из скорости, а из времени, указанного в расписании, которое осуществится именно в свой срок, как бы быстро ни двигался пароход (В. Распутин.) Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:
Вариант 5 (образец выполнения) Все это Виктору мод. предстояло увидеть и испытать СГС на обратном пути 1/, но прежде он, помнится, любил ПГС эти последние длинные и томительные часы 2/, с.потому что ехал ПГС из дому и никуда не торопился ПГС 3/; нетерпение, пустая суетливость других 4/, с.сл. кто то и дело выбегал ПГС смотреть 5/, с.сл. сколько м. и с. еще мод. осталось плыть СГС 6/, доставляли ему какое-то недоброе, злорадное удовлетворение ПГС 4/: неужели онине понимают ПГС 7/, с.что в этом ожидании мод. надо исходить СГС не из расстояния и не из скорости, а из времени, указанного в расписании 8/, с.сл. котороеосуществится ПГС именно в свой срок 9/, с.сл как м. и с. бы быстро ни двигался ПГС пароход 10/ (В. Распутин.) В составе данного сложного предложения выделяются три смысловых блока. В первом смысловом блоке говорится …. Между смысловыми блоками устанавливается бессоюзная связь и наблюдаются отношения мотивирующего пояснения.
Задание: Охарактеризуйте биномы в соответствии со следующими классификациями:
|